- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО 8 класс
Рабочая программа по ИЗО 8 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яшина М.С. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе:
-
программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2011).
8 класс посвящён художественному миру конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.
Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура - это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе - своему облику и образу жизни.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. - М. : Просвещение, 2010.
- Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. - М. : Просвещение, 2010.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 8 классе.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 8 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 8 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Учебно-тематический план
№ п/п
Содержание
Кол-во часов
Часть 1.Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры .
8
1
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
1
2
Прямые линии и организация пространства.
1
3
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
1
4
Свободные формы: линии и пятна.
1
5
Искусство шрифта.
1
6
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
1
7-8
Многообразие форм полиграфического дизайна.
2
Часть 2. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий .
8
9
От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.
1
10
Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
1
11
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
1
12
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
13-14
Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
2
15
Роль и значение материала в конструкции.
1
16
Цвет в архитектуре и дизайне.
1
Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека .
12
17
Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
1
18
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
19-20
Город, микрорайон, улица.
2
21-22
Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
2
23-24
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
2
25-26
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
2
27-28
Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
2
Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
7
29
Функционально-архитектурная планировка своего дома.
1
30
Интерьер комнаты - портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
1
31
Дизайн и архитектура моего сада.
1
32
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
33
Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.
1
34
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
1
35
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя - моделируешь мир.
1
Всего:
35
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 8 класс
Общая тема программы «Дизайн и архитектура в жизни человека». - 35 часов
Часть 1.Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры ( 8 ч. )
Глава 1. Основы композиции в конструктивных искусствах.
Тема. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разо- мкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Задания: 1) расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;
-
расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;
-
гармонично сбалансировать композиции из трех - пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.
Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича.
Тема. Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Задания: 1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий;
2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак.
Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицко- го, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.
Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Задания: 1) введение в черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга;
2) создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста;
3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак, гуашь (белила), тушь, кисть.
Глава 2.Буква - строка - текст.
Тема. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Задания: 1) создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву;
2) создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста.
Материалы: бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.
Зрительный ряд: журнал «[Как)», № 3; образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.
Глава 3. Когда текст и изображение вместе
Тема. Композиционные основы макетирования.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;
-
изображение в форме свободного пятна: включение в композицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна);
-
изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката;
-
макеты плаката, поздравительной открытки.
Материалы: принадлежности для рисования, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов.
Глава 4. В бескрайнем море книг и журналов
Тема. Многообразие форм графического дизайна
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Задания: 1) макет разворота или обложки книг;
2) макет разворота журнала.
Материалы для рисования, ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы книг и журналов.
Часть 2.В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. ( 8 ч.)
Глава 1. Объект и пространство.
Тема. От плоскостного изображения к объемному макету.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);
-
баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник- 1 параллелепипед);
-
баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).
Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водоэмульсионная краска.
Зрительный ряд: В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.
Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Задания: 1) прочтение линии как проекции объект.
-
построение трех уровней рельефа;
-
добавление архитектурного объекта в виде двух-трех щр.ш лелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетанпи ши. сктов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.
Материалы: картон, бумага, малоформатные объемы (коробочки, баночки и пр.), карандаш, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации из «Краткой энциклопедии дизайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».
Глава 2. Конструкция: часть и целое.
Тема. Здание как сочетание различных объемных форм.Понятие модуля
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);
2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура XX века»
Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Задания: 1) проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания;
2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.
Глава 3. Красота и целесообразность
Тема. Вещь как сочетание объемов и образ времени
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.
Задания: 1) аналитическое упражнение - исследование формы вещей по предложению учителя;
-
проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»);
-
создание тематической образно-вещной инсталляции (инсталляция - композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительности и наше осмысление жизни).
Материалы: бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор вещей и объектов для инсталляции.
Зрительный ряд: образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн»; проспекты и рекламные буклеты, каталоги, журналы по дизайну
Тема. Форма и материал
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Задания: 1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007 (полуфантастическое соединение функций);
2) построение формы (объекта) исходя из материала, его фактурных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволока, вата, шарики, трубочки и др.).
Материалы: принадлежности для рисования, материалы для монтажа инсталляций.
Глава 4.Цвет в архитектуре и дизайне.
Тема. Роль цвета в формотворчестве
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Задания: 1) макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения;
-
введение в макет рельефного членения локального цвета (например, гофрированные окрашенные поверхности, введение фактурной окраски);
-
цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции (абстрактной или тематической) из простейших элементов.
Материалы: белая и цветная бумага, вырезки из журналов, гофрированная цветная бумага, клей, водоэмульсионные белила, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов .
Часть 3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. (12 ч.)
Глава 1. Город сквозь времена и страны.
Тема. Образы материальной культуры прошлого
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Задания: 1) силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города;
2) графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определенной эпохи и стиля.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббатство Монт Сен Мишель, собор Парижской Богоматери, Кельнский собор), мечетей и т. д.; фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, барокко и т. д.).
Глава 2. Город сегодня и завтра.
Тема. Пути развития современной архитектуры и дизайна
Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Задания: 1) нарисовать современное здание и, вырезав его, вмонтировать в фотографию городского пейзажа;
2) фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, клей, резак.
Зрительный ряд: иллюстрации из книг «Мир архитектуры» (М., 1990), Ле Корбюзье. Архитектура XX века, журнал «Мир и Дом» за 2001-2002 годы; К. Леду. Проекты для города Шо.
Глава 3. Живое пространство города.
Тема. Город, микрорайон, улица
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Задания: 1) аналитическое прочтение различных видов композиционно-плоскостных схем существующих городов;
2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
Материалы: бумага, картон, пенопласт, клей, резак; тушь, карандаш, бумага.
Глава 4. Вещь в городе и дома.
Тема. Городской дизайн
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и ни дивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Задания: 1) создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и пр.;
2) эскизный макет витрины магазина.
Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по архитектуре и дизайну.
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Задания: 1) рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент);
2) эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации).
Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, ткань, ножницы, клей (для аппликации).
Зрительный ряд: иллюстрации из журналов (например, «Мир и Дом», «Табурет», «Мезонин» и пр.).
Глава 5. Природа и архитектура.
Тема. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).
Задания: 1) архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой природой (с натуры, с репродукции);
2) создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.), использование имитирующих фактур.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; бумага, имитирующие фактуры по усмотрению учителя, водоэмульсионная краска, клей, резак.
Зрительный ряд: панорамы Версаля и Петергофа, фотографии японского «Сада камней», изображения парков и скверов, городских частных домов с озелененными дворами (из журналов и книг).
Глава 6.Ты - архитектор.
Тема. Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. При- родно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно- смысловой логики.
Задание: коллективная работа - создание сложной простран- ственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов («Город будущего», «Поселение в космосе» и т. д.), решение задач пропорциональности, сомасштабности, гармонии, баланса масс и форм в их пространственной и функциональной взаимосвязи.
Материалы: бумага, картон, материалы, имитирующие фактуры, клей.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; схемы, выполненные учителем и учениками; фотографии афинского Акрополя, Казанского собора и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве; фотографии архитектурных макетов, выполненных детскими студиями «Старт», «Эдас» и пр.; фотографии архитектурных проектов: И. Уткин. Город-мост; Кендзо Танге
Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. (7 ч.)
Глава 1. Мой дом - мой образ жизни.
Тема. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инже- нерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Задания: 1) создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома - роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертеж);
2) технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) - основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением современных частных строений: дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.
Тема. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера об- разно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Задания: 1) создание схемы предметной компоновки интерьеров дома;
2) эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты Зонирование помещения с помощью цвета.
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага, клей, резак.
Зрительный ряд: журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.
Тема. Дизайн и архитектура моего сада.
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини- пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Задания: 1) создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини-пейзаж сада;
-
создание общего вида сада - рисунок плюс коллаж (аппликация);
-
макетирование фрагмента сада из природных материалов;
-
создание композиции из цветов, веток и т. д. по мотивам искусства икебаны.
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага для аппликации; природные материалы: веточки, сухие соцветия, камушки и т. д.
Зрительный ряд: фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству.
Глава 2. Мода, культура и ты
Тема. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Задания: 1) специфика эскиза модных коллекций одежды - создание рисунка-копии;
-
создание своего собственного проекта вечернего платья - рисунок или рельефный коллаж;
-
видеорепортаж с улицы на тему «Мода»; совместный анализ увиденного на уроке.
Материалы: карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей, резак.
Зрительный ряд: журналы мод и пр.
Тема. Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Задания: 1) создание словесного списка-перечня всех элементов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зарисовками вещей;
2) проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы и пр.), подбор цветовой гаммы.
Материалы: по усмотрению учителя.
Зрительный ряд: каталоги одежды; иллюстрации из журналов «Мода», «Бурда», «Космополитен» и т. п.; фотографии из книг «Японский театр «Кабуки» (М., 1969); Р. Ра гул. Грим (М., 1969), Ли Бейган. Грим (М., 1997).
Тема. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Задания: 1) рисование прически и макияжа на фотографии;
2) упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре» (попарно, по трое учеников и т. п.).
Материалы: косметика, грим, бижутерия, инструменты для прически, гуашь.
Зрительный ряд: фотографии из книг: Ли Бейган. Грим, макияж (практическое руководство) (М., 2002); М. Грульке. Суперпрически (М., 2002); журналы моды.
Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. «Моделируя себя - моделируешь мир»
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и ви- зажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Задание: коллективное задание (по группам): создание имидж- мейкерского сценария-проекта (например, «Петров - лучший спортсмен года», «Иванова - в мэры», «Петрова - мисс Европы») с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов.
Материалы: по усмотрению учителя.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства;
- единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- тенденции современного конструктивного искусства.
Обучающиеся должны уметь:
- конструировать объёмно-пространственные композиции;
- моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки
Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Формы контроля уровня обученности.
-
Викторины.
-
Кроссворды.
-
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
-
Тестирование.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений
Оценка «5» (очень хорошо) выставляется учащемуся чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, правильные и полные, логичные и осмысленные, в практической деятельности проявляются приобретенная самостоятельность и творческое применение. Объем работы выполнен на 94% - 100%.
Оценка « 4» (хорошо) выставляется учащемуся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результаты в основном правильные, логичные и осмысленные, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, в практической деятельности обнаруживается отсутствие в некоторой мере самостоятельности, мелкие ошибки. Практическая работа выполнена на 75% - 93%.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется учащемуся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результаты в основной части правильные, приобретены основные умения, но применение знаний в практической деятельности вызывает трудности. Учащийся нуждается в руководстве и указаниях. Объем выполненного практического задания 30% - 74%.
Оценка «2» (недостаточно) выставляется учащемуся, у которого при устном ответе (выступлении), в письменной работе, практической деятельности или в их результатах наблюдаются существенные недостатки и ошибки. Учащийся делает в большинстве содержательные ошибки, не способен применять знания также при руководстве и направлении его деятельности. Объем выполненной работы 10% -29%.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Класс.
Программа.
Пособия для учащихся.
Методические пособия для учителя.
8
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».
М 2010 г.
(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).
«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). - М.: Просвещение, 2011. - 129 с..
Календарно - тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 8 класс
№ п/п
Наименование раздела прог-раммы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Дата
план
факт
Часть 1.Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры . ( 8часов)
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
1
Урок изучения новых знаний.
Знать:
- определение композиции и её закономерности;
- типы композиций;
- центр внимания в композиции: доминанта.
Уметь:
организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию.
Устный опрос. Практическая работа.
Прямые линии и организация пространства.
1
Комбинированный.
Знать
образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.
Уметь
выполнять коллаж на заданную тему.
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
1
Комбинированный.
Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Уметь
- применять локальный цвет при создании композиции;
- определять средства художественной выразительности.
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
Свободные формы: линии и пятна.
1
Комбинированный.
Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Уметь
- применять локальный цвет при создании композиции;
- определять средства художественной выразительности.
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
Искусство шрифта.
1
Комбинированный.
Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания.
Уметь использовать шрифты в композиции.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
1
Комбинированный.
Знать:
- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;
- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.
Уметь применять правила дизайнерской грамоты.
Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома.
Многообразие форм полиграфического дизайна.
2
Урок формирования новых умений.
Знать:
- историю полиграфии;
- изобразительный стиль книги или журнала.
Уметь выполнять коллажную композицию.
Анализ творческих работ.
Многообразие форм полиграфического дизайна.
Урок формирования новых умений.
Знать:
- историю полиграфии;
- изобразительный стиль книги или журнала.
Уметь выполнять коллажную композицию.
Анализ творческих работ.
Часть 2. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий . (8 часов)
От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.
1
Урок изучения новых знаний.
Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.
Уметь прочитать плоскостные композиции.
Анализ творческих работ, выполненных на уроке.
Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
1
Комбинированный.
Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.
Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
1
Комбинированный.
Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).
Уметь моделировать из бумаги.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
Комбинированный.
Знать главные архитектурные элементы здания.
Уметь
использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.
Творческое обсуждение работ.
Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
2
Урок формирования новых умений.
Знать:
- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.
Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
Урок формирования новых умений.
Знать:
- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.
Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Роль и значение материала в конструкции.
1
Комбинированный.
Знать
- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;
- взаимосвязь формы и материала.
Уметь
использовать разнообразные материалы.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Цвет в архитектуре и дизайне.
1
Комбинированный.
Знать
отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.
Уметь
работать по воображению.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека . (12 часов)
Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
1
Урок изучения новых знаний.
Знать
- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;
- памятники архитектуры.
Анализ образцов архитектуры разных стилей.
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
Урок изучения новых знаний.
Знать
- имена архитекторов 20 века.
Уметь
Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.
Анализ образцов архитектуры разных стилей.
Город, микрорайон, улица.
2
Комбинированный.
Знать
- различные композиционные виды планировки города;
- роль цвета в формировании пространства.
Уметь создавать композиционный макет пространства.
Творческое обсуждение работ.
Город, микрорайон, улица.
Комбинированный.
Знать
- различные композиционные виды планировки города;
- роль цвета в формировании пространства.
Уметь создавать композиционный макет пространства.
Творческое обсуждение работ.
Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
2
Комбинированный.
Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.
Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Комбинированный.
Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.
Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
2
Комбинированный.
Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.
Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
Комбинированный.
Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.
Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
2
Урок изучения новых знаний.
Знать термин ландшафтная архитектура.
Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Урок изучения новых знаний.
Знать термин ландшафтная архитектура.
Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
2
Урок обобщения и систематизации изученного.
Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Урок обобщения и систематизации изученного.
Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. (7 часов)
Функционально-архитектурная планировка своего дома.
1
Урок изучения новых знаний.
Знать
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.
Творческое обсуждение работ.
Интерьер комнаты - портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
1
Комбинированный.
Знать принципы организации пространства квартиры.
Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Дизайн и архитектура моего сада.
1
Урок обобщения и систематизации изученного.
Знать
- композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана).
Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.
Творческое обсуждение работ.
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
Урок изучения новых знаний.
Знать
- законы композиции в одежде;
- два композиционных принципа конструкции костюма.
Уметь работать над эскизом костюма.
Творческое обсуждение работ.
Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.
1
Комбинированный.
Знать: - демократичность в моде;
- принцип функциональности.
Уметь трансформировать одежду.
Творческое обсуждение работ.
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
1
Урок изучения новых знаний.
Знать:
- каждая эпоха рождает свой стиль и моду;
- грим и причёска являются продолжением костюма;
- профессии стилиста и визажиста.
Творческое обсуждение работ.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя - моделируешь мир.
1
Урок обобщения и систематизации изученного.
Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
Эстетическая оценка результата работы.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Класс.
Программа.
Пособия для учащихся.
Методические пособия для учителя.
8
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».
М 2010 г.
(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).
«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). - М.: Просвещение, 2011. - 129 с..