- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект лекции на тему МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ( для учителей)
Конспект лекции на тему МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ( для учителей)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлюк И.В. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образования - это социальный опыт, то есть опыт деятельности человечества за всю историю его развития.
Основными элементами содержания образования выступают:
-
Знания (о природе, об обществе, о технике, об истории, о культуре, о способах деятельности и т. д.).
-
Способы деятельности (умения, навыки).
-
Опыт творческой деятельности (решение творческих задач).
-
Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).
В традиционном образовании ведущую роль играли знания, а также способы деятельности (умения и навыки). Переосмысление системы образования в целом привело к изменениям в понимании преподавания каждого предмета: от традиционного формирования знаний, умений и навыков к развитию личностных качеств, способствующих целостному воспитанию будущего взрослого. Поэтому эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости для развития личности школьника.
Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Изобразительное искусство ориентировано на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни - особого качества личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в способности к: самоосознанию (ощущению себя неотъемлемой частицей окружающего мира);
-
к сопричастности к человеческой истории и культуре в целом;
-
к осознанию неутилитарной ценности всего сущего в мире;
-
к осмысленному сопереживанию.
Развитие именно этого качества создаёт прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.
Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания изобразительного искусства, которое, как учебная дисциплина наиболее полно отвечает запросам современной модели образования.
Современная школа предъявляет новые требования к стандартам и качеству художественного образования: объем и задачи становятся глубже, но количество отведённого времени на их реализацию остаётся прежним. В связи с этим следует рассматривать предмет «Изобразительное искусство» не как отдельную дисциплину, а как один из взаимосвязанных компонентов блока «Искусство».
Для успешной реализации этого принципа следует применить интегративный подход к обучению младших школьников, основанный на взаимосвязи различных учебных дисциплин. Предлагается использовать систему, в рамках которой уроки по разным учебным дисциплинам объединяются в блоки, связанные всесторонним изучением единой темы. Например, литература-музыка-изобразительное искусство.
Акцент в преподавании делается на общность всех видов искусства, на развитие способности эмоционально оценивать явления и образы через приобщение школьников к миру пластических искусств путём формирования практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщения к наследию отечественного и мирового искусства.
Собственно творческая практика младших школьников заключается в восприятии искусства, как единого целого, которое должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов.
Таким образом, начальное образование по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.