Урок-конспект по изобразительному искусству Восковые мелки

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изобразительное искусство

Уроки 3-4. Восковые мелки. Букет осени

Цели и задачи: познакомить с живописными материалами; развивать навыки работы с восковыми мелками; формировать чувство цветовой гармонии, умение видеть красоту в окружающем мире; дать представление об искусстве составления букета; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: для учителя - сундучок (оформленная коробка), гуашь, акварель, масляные краски, восковые мелки, вазы разной формы, природный материал, репродукции картины «Золотая осень» И. Левитана, натюрмортов М. Сарьяна, аудиозапись произведения П. Чайковского «Осенняя песня», посуда с хохломской росписью; для учащихся - бумага формата АЗ, восковые мелки, акварель, кисти.

Ход уроков

  • Организационный момент

  • Беседа по теме уроков

Осень на опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лета!

Посмотрите - роща

Золотом одета.

Э. Федоровская

  • За окном золотая осень. А почему ее называют золотой? (Это цвет желтеющих деревьев, солнца, последних цветов.)

  • Какие цвета осени встречаются в этом стихотворении? (Красный, пурпурный, зеленый, желтый, золотой.)

  • Какой предмет в классе окрашен в такие цвета? (Сундучок.)

(Учитель перед уроком ставит сундучок (оформленную коробку) на видное место.)

Интересно, что в нем.

(Учитель заглядывает в сундучок и достает разные краски.)

  • Какие краски вы узнали? (Гуашь, акварель.)

А вот это - масляные краски. Многие картины художников выполнены этой краской. Ее разводят специальной жидкостью - разбавителем. Все это живописные материалы, краски которых способны смешиваться между собой, переливаться и переходить друг в друга. Но живописную работу можно выполнить и с помощью других материалов.

  • Как называются эти карандаши? (Восковыемелки.)

Это карандаши не простые, а со своим секретом. Секрет заключается в том, что карандаши приготовлены на основе воска. Все вы знаете восковые свечи, если их подержать в руке, появляется ощущение маслянистости. Восковые мелки очень мягкие. Поэтому мелок нужно держать близко к заостренному концу, чтобы не сломать. Если провести по бумаге таким мелком, остается широкий рыхлый след. След воскового мелка нельзя стереть ластиком. Но самое удивительное свойство этих мелков - способность отталкивать воду. Рисунок, выполненный мелками, нельзя закрасить никакой краской - ни акварелью, ни гуашью, ни тушью.

(Учитель показывает, как кончиком мелка или всей его поверхностью (плашмя) можно получить цветовое пятно, а затем превратить его в живописное, перекрывая другим цветом.)

  • Сегодня на уроке мы будем рисовать букет осени восковыми мелками. Из чего можно составить такой букет? (Излистьев, осенних цветов, веток рябины, боярышника и др.)

У меня в сундучке есть разные вазочки и природный материал для букетов. При составлении букета важно помнить, что, если у вас есть большая красивая ветка или крупный цветок, вы подберете большую вазу. А если вам захочется составить миниатюру из одного листочка или цветка, поищите маленькую вазочку или прозрачный бокал. В любой композиции растения размещаются таким образом, чтобы их достоинства были представлены зрителю с самой лучшей стороны. Цветы должны смотреть на зрителя, будто разговаривая с ним. При составлении композиций нужно стремиться к гармонии: крупные цветы и листья размещать ближе к основе (вазе), маленькие - вверху; более темные и яркие - ниже, а светлые - выше. Это придает композиции устойчивость. Нужно стараться, чтобы цветы, ветки и листья размещались в разных плоскостях. Кто желает попробовать составить красивый букет осени?

(Учитель приглашает желающих учеников к столу и предлагает для оформления букета керамическую вазу, стеклянный бокал, плетеную корзинку, соломенную шляпку, помогает в подборе материала. Учащиеся составляют букеты. Можно в это время включить музыку, например «Осеннюю песню» («Октябрь») из «Времен года» П. Чайковского.)

  • Какие красивые букеты получились! Чей букет вам больше понравился, почему?

(Учащиеся анализируют полученные букеты. Учитель показывает, как можно дополнить букеты яблоком, грибком. Можно вспомнить, что такое натюрморт.)

Мы отлично потрудились, можно и отдохнуть.

III. Физкультминутка

IV. Творческая практическая деятельность учащихся

- Как мы можем продлить жизнь нашим букетам? (Нарисовать их.)

Сначала рисуем букет простым карандашом. Можно нарисовать один из букетов, составленных вами, или придумать свой. Обратите внимание на правильное размещение каждого предмета на бумаге. Когда рисунок будет готов, приступайте к работе восковыми мелками.

(Учащиеся начинают работать, учитель оказывает индивидуальную помощь. В конце урока отмечаются наиболее удачные работы.)

V. Продолжение творческой практической деятельности учащихся

Осень всегда была источником творческого вдохновения для многих художников.

(Учитель показывает пейзаж И. Левитана «Золотая осень», натюрморты М. Сарьяна и посуду с хохломской росписью.)

Картина И. Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Натюрморты отличаются ярким колоритом и декоративностью. Особое внимание обратите на посуду. Она очень яркая, нарядная, праздничная. Для этого мастерам приходится ни грудиться. Сначала посуду вырезают из дерева, затем покрывают специальным металлическим порошком, олифой и высушивают. Металлический порошок и олифа после нагревания в печи придают изделиям неповторимый золотой блеск, из-за которого сам промысел и все изделия называют золотой хохломой.

  • Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые хорошо сочетаются друг с другом. Какие? (Красный, черный, желтый, зеленый.)

Вслушайтесь: золотая осень, золотая хохлома... Давайте нарисуем наш осенний букет, как хохломские мастера. Сегодня мы продолжаем работать восковыми мелками. Для передачи осенней гаммы используем оранжевый, желтый, красный цвета. Когда рисунок будет готов, возьмем акварельные краски. Большую кисть обмакнем в черную краску (пусть это будет вечер за окном) и закрасим широкими мазками всю поверхность листа, не боясь, что рисунок пропадет. Букет на темном фоне станет еще ярче.

(Учитель показывает, как правильно покрыть рисунок акварелью. Некоторые дети при наложении красок на восковой рисунок сильно нажимают на кисть и втирают краску в лист, поэтому следует сказать им, что это нужно делать без нажима, легкими движениями. Нужно также обратить внимание детей на то, что рисунок лучше покрыть штрихом, а не затирать мелком всю поверхность листа, так как вся прелесть в том, что бумага, впоследствии окрашенная, будет видна между штрихами.)

Теперь дорисуйте свои букеты.

VI. Итог уроков

Выставка и анализ работ

Полюбуйтесь, какие разные букеты у нас получились!

  • Найдите среди рисунков самые выразительные. Почему вы так думаете?

Обобщение темы уроков

  • Как правильно работать восковыми мелками?

  • Какие правила нужно соблюдать при составлении букета?

Молодцы! Вы хорошо работали, поэтому и рисунки получились просто замечательные.

Уборка рабочего места.



© 2010-2022