- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Доклад на тему Иллюстрирование художественных произведений в детской школе искусств
Доклад на тему Иллюстрирование художественных произведений в детской школе искусств
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Назарова Ю.Е. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБУ ДО детская школа искусств №8
Доклад
Иллюстрирование художественных произведений
в детской школе искусств
Разработал преподаватель
художественного отделения
Назарова Ю.Е.
Ульяновск, 2015
Иллюстрирование художественных произведений в детской школе искусств
Иллюстрация (от латинского illustrare - пояснять) - это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации, как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на литературную канву и подчинён определенной задаче - освещению и объяснению текста. Но подлинно художественная иллюстрация не всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство (нет, иллюстрация призвана пояснять литературное произведение).
Иллюстрация
1)Тоже, что: иллюстрирование.
2) Рисунок, изображение, поясняющие или дополняющие текст и помещенные в том же издании.
3) Пример, поясняющий что-либо. Музыкальное выражение темы, идеи драматического, поэтического и т.п.
произведения.
Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость ее композиции. Общие законы композиционного построения выражается при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.
Обучение детей иллюстрированию должно основываться лишь на знании сюжетов сказок ( важны знания структурных элементов книги, приемов и методов работы ведущих художников - иллюстраторов, жанровых особенностей книги).
Иллюстрации не самостоятельны по сюжету. Ребенку, чтобы точно передать особенности литературного произведения, порой необходимо изобразить характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создать яркие и выразительные образы героев произведения, портрет эпохи.
Для детей 6-7 лет
Можно выделить следующие задачи руководства иллюстрированием:
1. Формировать интерес к окружающему миру.
2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка
3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого (и самому ставить) соответствующие цели и задачи.
4. Развивать у детей умение создавать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
5. Обучать дошкольников доступным способам изображения сюжетного образа.
6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения иллюстраций.
7. Развивать у детей потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
8. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству. Передаче характерного образа.
9. Учить детей чувствовать выразительность образа, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т. е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.
Таким образом, задачи обучения иллюстрированию литературных произведений не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих преподавателя на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности ребенка.
Методика иллюстрирования литературных произведений двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного образа (Н. П. Сакулина, В. С. Кузин, Н. М. Сокольникова и др.) .
Начинать образовательную деятельность по иллюстрированию желательно с небольшой эмоциональной беседы. Цель такой беседы - воздействовать на сознание и чувства детей, возбуждать их умственную и эмоциональную активность, фантазию, творчество. Во время беседы ребятам сообщаются необходимые для предстоящей работы по иллюстрированию знания, и в то же время дети как бы настраиваются на эту работу.
Способность художественно-образного слова возбуждать мыслительную активность ребенка, его фантазию, творчество можно использовать и в процессе самостоятельной работы детей. После такой беседы обязателен приём показа способов изображения отдельных элементов. После того, как главное детьми уже нарисовано, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в иллюстрациях детали, можно прочитать детям отрывки из иллюстрируемых произведений. Этот прием содействует закреплению в сознании детей представлений о героях и событиях иллюстрируемого произведения, более выразительной передаче этих образов детьми в рисунках.
Эффективность совместной деятельности по иллюстрированию во многом зависит от правильного использования наглядности. Произведения книжной графики для демонстрации детям необходимо тщательно отбирать с учетом следующих положений:
-
выбирать иллюстрации ведущих мастеров книжной графики, хорошо изданные, разнообразные по манере исполнения.
-
Можно подбирать иллюстрации непосредственно к иллюстрируемому произведению, а также сходные по сюжету или действующим лицам или иллюстрации ассоциативно-образные, помогающие передать настроение, состояние и, кроме этого, конкретнее представить эпоху, природу, быт, костюмы, архитектуру и др.
-
Можно рекомендовать детям самим подобрать необходимый наглядный материал или посетить музей.
Внесение в содержание совместной деятельности по иллюстрированию - использование проблемных вопросов (Как? Зачем? Почему) - активизирует творчество детей, а дидактические игры, такие как: «Вхождение в иллюстрацию», «Выставка художников-иллюстраторов», «Расскажи сказку», «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию? », «В книжном магазине», «Найди картинку к тексту», «Игра в путешествие», «Царство книжной графики», «Угадай сказку», «Кто герои сказки? » «Выставка восковых фигур» и т. д. в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной в ней задаче, стимулируют мыслительную деятельность, воображение, фантазию.
Анализируя детские работы важно использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. Итоговый анализ деятельности целесообразно заканчивать перспективой возвращений к детским рисункам. Одни из самых простых естественных приемов, но требующий от преподавателя искренности, эмоциональности - это рассматривание детских работ в свободное время.
Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха. Иллюстрирование литературных произведении - любимый вид работы детей, который может остаться в памяти ребенка на всю его жизнь. Быть может, любовь к книге, к изобразительному искусству, которую испытал юный художник во время иллюстрирования навсегда сохранится в его сердце.
Мы живем в очень непростое время. Сегодня все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети стали очень мало читать книг. Это вызывает тревогу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению.
Детская книга, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре.
Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению, совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги. Больше всех уделял внимание этому вопросу К. Д. Ушинский, написавший так много о положительном значении картинки в обучении.
Психологические особенности читателя - ребёнка младшего школьного возраста обуславливают необходимость работы с иллюстрацией детской книги как средства эстетического развития. Интерес к книжной иллюстрации возникает еще в раннем детстве. Всегда привлекают книги, в которых красочные иллюстрации помогают раскрывать её содержание.
Сам термин "иллюстрация", в переводе с латинского, означает "освещать, проливать свет, объяснять".
Детская книга - результат сотворчества писателя и художника - иллюстратора. «Писатель написал литературное произведение, художник «проиллюстрировал». Необходимо чтобы учащиеся в детской школе искусств попробовали ощутить себя в роли художников-иллюстраторов и создали красочные иллюстрации к своим любимым литературным произведениям.
«Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов»
Если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается читателем гораздо эмоциональней и лучше. Ведь художник, иллюстрирующий книгу, идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, отображающее ключевые моменты произведения, а также создаёт художественные образы героев сказки.
Юный читатель, воспринимающий прекрасное, размышляет и переживает вместе с героями книги, постигает через иллюстрацию литературное произведение. Полифония эмоционального, образно-художественного вызывает у младших школьников целую гамму чувств, ассоциаций. Опыт такого отношения к восприятию художественной иллюстрации может закрепиться в устойчивой форме, если он повторяется достаточно часто, что будет способствовать общему развитию ребёнка. Прежде всего, опыт восприятия во взаимосвязи иллюстрации и литературного текста сказывается на развитии творческого, образного мышления.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью в психическом развитии детей является обучение. Лучший стимул к чтению - это интерес. Без активности читателя, направленной на предмет книги, она не будет прочитана. Мера стремления узнать, прочитать у ребенка возрастает со степенью «новизны» и занимательности того, о чем говорится в книге.
Синтез иллюстрации и литературного произведения, именуемый детской книгой, - явление сложное и неповторимое, приводящее к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления.
Работа с книжной иллюстрацией расширяет возможности литературно - образных систем, здесь происходит не простое изображение действительности, а мышление зрительными образами. Именно это изобразительное мышление даёт возможность юному читателю проанализировать многогранные стороны реальной действительности, осознать их. Построить к ним своё отношение - и закрепить это отношение в собственных художественных образах - самостоятельных творческих работах.
Методика по воспитанию читателей-детей средствами синтеза искусства иллюстрации и литературных текстов предполагает наличие трёх основных компонентов: восприятия иллюстрации детской книги, приобретения знаний о творчестве художников-иллюстраторов, участие юного читателя в самостоятельном творческом процессе (создание иллюстраций).
Сравнительный анализ иллюстраций разных художников позволяет детям различать их творческий почерк. Юные читатели могут узнавать манеру письма определённого художника, различать творчество художников: Билибина И.Я., Васнецова В.М., Норштейна Ю.Б. А. также дети узнают о профессии художников-мультипликаторов.
После выбора произведения создаются эскизы к своей будущей работе, далее выбрав наиболее удачный эскиз , переносили на лист бумаги формата А-3. После этого следует цветовое решение работы гуашью.
Заключающим этапом является выставка творческих работ.
Воспитание интереса к чтению у младших школьников средствами синтеза иллюстрации и литературного текста - процесс целенаправленного воздействия на понимание прочитанных детьми произведений. Под влиянием иллюстрации дети лучше и правильнее овладевают содержанием прочитанного и воспроизводят его более адекватно, правильно, кратко и образно с картинкой, нежели без картинки. При создании иллюстрации учащиеся учатся анализировать произведения и выбирать правильный сюжет для своей иллюстрации, изучают различные стили создания образов героев сказок, а также изучают основные правила композиции в книжной графике.
Иллюстрация является для детей ничем иным, как графическим рассказом на ту же тему, что и текст. В картинке основная мысль дается детям в непосредственном образном восприятии, поэтому графический рассказ, воспринятый ребенком через иллюстрацию, соответствующую тексту, осмысливается им гораздо легче, чем словесный текст. Ребенок сразу рассматривает в картинке основной замысел художника, который преподносит основную идею в ярком образном, эмоциональном выражении. Это обстоятельство делает близким для понимания учащимися сюжета, выраженного в иллюстрации.
Таким образом, иллюстрирование художественных произведений является важным направлением работы с детьми в детской школе искусств.
Литература:
1. Герчук Ю. Художественная структура книги. - М. : Книга, 1984. - 208 с. : ил.
2. Добкин С. Ф. Редактору и автору об оформлении книги. - М. : Книга, 1982. - 208 с. : ил.
3. Ивина В. М. Роль иллюстраций в процессе овладения чтением на разных этапах его развития. - М.: Просвещение.,1951.
4. Лавров Н. П. Издания художественной, детской, литературы по искусству, филологии : учебник. - М., 1979. - 264 с.