Изображение предметного мира – натюрморт

Способствовать формированию у детей   понятий «Жанры живописи», «пейзаж», «натюрморт», «портрет». Развивать умения поисковой деятельности. Формировать навыки диалогового общения. Воспитывать качества, способствующие взаимодействию в групповой работе (договариваться, уступать, вырабатывать общее мнение). Закрепить теоретические знания обучающихся о «жанрах» изобразительного искусства.Познакомить учащихся с жанром «натюрморт», его историей и типами.Определить роль и значение натюрморта - как части...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изображение предметного мира - натюрморт.

Цель урока: формирование целостного представления о жанре «натюрморт», его видах.

Задачи урока: Закрепить теоретические знания обучающихся о «жанрах» изобразительного искусства. Познакомить учащихся с жанром «натюрморт», его историей и типами. Определить роль и значение натюрморта - как части окружающей нас действительности. Способствовать развитию творческого потенциала и расширению кругозора обучающихся.

Зрительный ряд:

Подбор репродукций разных жанров, таблички с названиями жанров.
Подбор репродукций натюрмортов Караваджо, Ф. Снайдерса, И.Хруцкого, И.Машкова, Ван Гога, К.Петрова-Водкина, П.Кончаловского.

Электронный ресурс: Презентация «Жанр изобразительного искусства - натюрморт».

Музыкальный ряд: популярные классические произведения в современной обработке.

Литературный ряд: Стихотворение Александра Кушнера «Если видишь на картине».

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, белая бумага формат А3, цветная бумага, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Постановка темы урока

- Сегодня мы будем вспоминать, уже известные вам, жанры изобразительного искусства, а также подробно поговорим об одном из них.

Погружение в тему

На доске выставлены репродукции картин художников, относящиеся к различным жанрам. Под ними на магнитах - таблички с названиями жанров (произвольно перепутаны).






ТЕСТ НА АКТУАЛИЗАЦИЮ ЗНАНИЙ


ВИДЫ НАТЮРМОРТА

ВОЗМОЖНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ

Изображение предметного мира – натюрморт.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

Изображение предметного мира – натюрморт.

БЫТОВОЙ

Изображение предметного мира – натюрморт.


ЛИРИЧЕСКИЙ

Изображение предметного мира – натюрморт.

- В нашей импровизированной галерее выставлены репродукции картин великих художников, относящиеся к разным жанрам. Однако, кто-то спутал название жанров, к которым относятся эти произведения. Пожалуйста, помогите привести все в соответствие: правильно распределите таблички под картинами и прокомментируйте свое решение.

Ученики, по желанию, распределяют таблички правильно и объясняют, по каким признакам, определили принадлежность к жанру: портрет, пейзаж, анималистический, исторический, НАТЮРМОРТ.

Изображение предметного мира – натюрморт.Изображение предметного мира – натюрморт.

Изображение предметного мира – натюрморт.Изображение предметного мира – натюрморт.Изображение предметного мира – натюрморт.

- В нашей импровизированной галерее выставлены репродукции картин великих художников, относящиеся к разным жанрам. Однако, кто-то спутал название жанров, к которым относятся эти произведения. Пожалуйста, помогите привести все в соответствие: правильно распределите таблички под картинами и прокомментируйте свое решение.

Ученики, по желанию, распределяют таблички правильно и объясняют, по каким признакам, определили принадлежность к жанру: портрет, пейзаж, анималистический, исторический, НАТЮРМОРТ.

4. Изучение нового материала

- Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. В росписях Древнего Египта мы видим ритуальные предметы и предметы быта. Они создавались в соответствии с системой изображения своей эпохи. Их можно увидеть в росписи таинственных египетских гробниц.
Мастера Древней Греции тоже создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась и до нас не дошла. Однако, сохранилась легенда о соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала победил Зевксис: он так убедительно написал виноградную гроздь, что птицы пытались склевать ее. Но затем сам был введен в заблуждение Паррасием, когда попытался отодвинуть нарисованную им занавеску.

Основные типы натюрморта

- Особого расцвета достигает в XVII веке, прежде всего в Голландии и Испании. На Голландском языке натюрморт получил название - stilleven - «тихая жизнь».В голландском натюрморте всегда чувствуется некая созерцательность, особое внимание к формам, фактуре, свету. Немудрено, что натюрморты здесь пользовались огромным спросом.

- Это работа Френсиса Снайдерса «Натюрморт с лебедем», голландского живописца который жил в 17 веке, именно на это время и приходится начало расцвета натюрморта как жанра.

Изображение предметного мира – натюрморт.

Дело в том, что людей стал интересовать мир обычный, а не возвышенный и поэтому художники рисуют очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том как сам художник видит и чувствует жизнь.

- Как вы считаете, каким человеком был Ф.Снайдерс? Глядя на его картину, попробуйте описать его внутренний мир?

Обсуждение картины Ф.Снайдерс. Приходят к выводу о том, что здесь сильна роль человека, незримый эффект присутствия. Кажется человек куда-то ненадолго ушел и вот-вот вернется.

- Рассмотрите картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи».

Изображение предметного мира – натюрморт.

Что может быть проще? Однако, обычные подсолнухи вызывают в нас определенные чувства. Какие?

Обсуждение картины Ван Гога. Дети приходят к выводу о том, что и предметы могут быть самоценными, главными.

- Молодцы! Вы, практически самостоятельно подошли к главному выводу. Подумайте и сформулируйте, на какие два типа можно поделить все натюрморты?

Дети делают вывод об основных типах натюрморта: в первом вещи говорят о хозяине, во втором - сами о себе.

Тест

- А сейчас предлагаю проверить свои знания, отвечая на вопросы теста.
Учитель показывает презентацию - тест. Дети знакомятся с известными натюрмортами и их авторами, одновременно отвечая на вопросы теста.

Творческое задание

Итог урока

- Итак, время урока подходит к концу. Прошу разместить получившиеся натюрморты на столе.
- Ребята, какой из натюрмортов кажется вам более интересным и почему?

Дети комментируют работы одноклассников.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Дети отвечают.

- Наш урок о жанре «натюрморт» подошел к концу. Спасибо за работу!

© 2010-2022