- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Открытое занятие «Волшебные узоры нашего дома» для детей 9 - 12 лет
Открытое занятие «Волшебные узоры нашего дома» для детей 9 - 12 лет
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Архипцева Е.М. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 4 г. Южно-Сахалинска
(МБОУДОД ДШИ № 4 г. Южно-Сахалинска)
Открытое занятие
«Волшебные узоры нашего дома»
Для детей младшего школьного возраста
Преподаватель ИЗО: Архипцева Елена Михайловна
Тема урока: "Волшебные узоры нашего дома"
Открытый урок, завершающий цикл изучения народных росписей.
Цель урока:
Развитие умения отличать и использовать в своих работах элементы народных росписей /хохлома, городец, дымка, полх-майдан/.
Задачи урока: закрепление навыков свободной работы кистью, совершенствование навыков подбора гармоничных сочетаний цветов, закрепление знаний о русских народных промыслах, развитие внимания, наблюдательности, воспитание патриотизма и любви к Родине, уважения к труду людей, интереса к работе художников.
Оборудование для учителя: таблицы с элементами росписей, иллюстрации «Народные росписи», выставка изделий ДПИ, музыкальный ряд - народные мелодии, песни.
Оборудование для учеников: заготовки бумажных шаблонов изделия - кухонные доски, ложки, вазы, бочонки, подносы, матрешки и др.; гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, тряпочки.
Художественно-творческая деятельность учащихся: чтение стихов, отгадывание загадок, занятие художественной росписью.
Ход урока:
Тихо звучат народные мелодии пока ученики и гости рассаживаются.
-
Организационный момент.
- Приветствие учителя;
- Проверить готовность к уроку;
-Организовать внимание
-
Беседа по теме.
Педагог: - Здравствуйте, дорогие гости! Вы попали в мою волшебную мастерскую. Я здесь хозяйка, а это мои рисовальщики-травщики. Почему травщики? Объясним, ребята.
Ученик: - Травами раньше называли все, что относится к живой природе - горы, реки, деревья, цветы…, а художников, которые все это рисовали - травщиками.
Педагог: - Необыкновенные и удивительные люди - народные мастера. Из дерева и глины, из шерсти и льна, из железа и кости они создают настоящие чудеса. Прочные удобные и красивые вещи не оставляют человека равнодушным, вносят в жизнь радость, красоту, будто излучают тепло. На прошлых уроках мы беседовали о различных видах народных промыслов. Вспомним их в загадках:
Что за роспись колдовская
Всем на удивление,
Здесь и травка золотая
И малина спелая
Учащиеся отгадывают загадку. /Хохлома/
- Какое странное и веселое имя у этой золоченой посуды - Хохлома! В нем и смех слышится, и восхищенное - ох! Из всех росписей Хохлома самая знаменитая.
- А здесь художник применил совсем другую манеру росписи. Как она называется и чем отличается от хохломской? (педагог показывает изделие).
Ученик: - Это городецкая роспись. В отличие от хохломской она очень декоративна. Узор наносится сразу краской без предварительного рисунка. Применяют способ наложения нескольких слоев краски - от светлого к темному, а белой краской делают оживку. Элементами росписи являются купавки, розаны, яблоки, птицы…
1й Ученик: Назови подружка цветик
Самый милый и любой
А подружка отвечает колокольчик голубой.
2й Ученик: Из лазоревого цвета
Наберу я два букета,
Синей лентой завяжу
Кому в подарок -не скажу! / Гжель/
Педагог: - О какой росписи говорится в этих стихах? Голубой колокольчик, лазоревый цвет, синяя лента. Где использовали синий цвет? /ученики называют/.
Человек увидел в природе редкой красоты сочетание синего и белого. И вот синий цветок распускает свои лепестки и смотрит на мир с белого как снег фарфора.
- Еще один вид художественного промысла - расписной поднос, без которого невозможно было представить себе русский быт прошлого века. Что это за промысел и в чем его особенность ?
Ученик: - Такие подносы делали в деревне Жестово. Основным мотивом становятся букеты на черном или цветном фоне. А края подноса украшались золотистым орнаментом.
Педагог: - Сказочные мерцающие букеты радовали глаз своей красотой. Но народные умельцы делали не только домашнюю утварь, но и игрушки - глазам радость, душе отрада, детям забава.
Ученик: Ай ду-ду
Ай ду-ду
Сидит ворон на дубу
Он трубит на дубу
В золоченую трубу
В о трубу во золотую
В золотую завитую.
- Что это за игрушки - свистульки?
Ученик: - Абашевская и Филимоновская. Абашевские игрушки раскрашивали масляными красками и золотили рога, копытца, уши, оборки, ожерелья. Филимоновскую - красили анилиновыми красками и покрывали яркими полосами.
Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица-красавица
По улице пешком. / дымка/
Ученик: - Это самые нарядные игрушки. Белые, как сахар, а по белому яркие узоры расписаны: круги, точки, полосы, клетки. Их наносят свободной кистью малиновой, оранжевой, синей, золотисто-желтой краской.
- Эти игрушки выглядят очень празднично
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке
Но всего одна игрушка. /матрешка/
1й Ученик: Я - бабушка Матрешка,
Несу грибов лукошко
За мной родные внучки
Идут сложивши ручки.
2й Ученик : И все они Матрешечки
И все они милешечки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками
Нарядные пригожие
На бабушку похожие
- Каких матрешек вы знаете и чем они отличаются друг от друга?
Ученик: - Загорская, Семеновская, Полх-майданская. Самая декоративная и яркая - полх-майданская роспись, она похожа на городецкую. В ней черной краской делают рисунок и раскрашивают красным, желтым, синим, зеленым цветами. Самая скромная - Загорская матрешка, у нее расписывают только платочек и фартук неброскими узорами.
-
Практическая работа
Педагог: - Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете виды народных промыслов. Сегодня вы сами станете народными умельцами - художниками. И разрисуем мы домашнюю утварь, игрушки различными видами народных росписей. На прошлых уроках вы сделали эскизы для своих изделий, по ним и будем ориентироваться.
-
Проверка и обсуждение работ.
Работа ведется на фоне музыки. Учитель обходит класс, помогает детям, работает индивидуально со слабыми учениками. По окончании устраивается выставка - просмотр. Ребята делятся своими впечатлениями, анализируют работы, выявляют ошибки, отмечают наиболее удавшиеся. Учитель тактично направляет обсуждение результатов. Затем все вместе определяем, чему мы научились на уроке - научились различать виды росписей и делать их. Педагог благодарит всех за урок и прощается.
---------------------------------------------------