Открытое занятие «Волшебные узоры нашего дома» для детей 9 - 12 лет

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств № 4 г. Южно-Сахалинска

(МБОУДОД ДШИ № 4 г. Южно-Сахалинска)











Открытое занятие

«Волшебные узоры нашего дома»

Для детей младшего школьного возраста







Преподаватель ИЗО: Архипцева Елена Михайловна



























Тема урока: "Волшебные узоры нашего дома"

Открытый урок, завершающий цикл изучения народных росписей.

Цель урока:

Развитие умения отличать и использовать в своих работах элементы народных росписей /хохлома, городец, дымка, полх-майдан/.

Задачи урока: закрепление навыков свободной работы кистью, совершенствование навыков подбора гармоничных сочетаний цветов, закрепление знаний о русских народных промыслах, развитие внимания, наблюдательности, воспитание патриотизма и любви к Родине, уважения к труду людей, интереса к работе художников.

Оборудование для учителя: таблицы с элементами росписей, иллюстрации «Народные росписи», выставка изделий ДПИ, музыкальный ряд - народные мелодии, песни.

Оборудование для учеников: заготовки бумажных шаблонов изделия - кухонные доски, ложки, вазы, бочонки, подносы, матрешки и др.; гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, тряпочки.

Художественно-творческая деятельность учащихся: чтение стихов, отгадывание загадок, занятие художественной росписью.

Ход урока:

Тихо звучат народные мелодии пока ученики и гости рассаживаются.

  1. Организационный момент.

- Приветствие учителя;

- Проверить готовность к уроку;

-Организовать внимание

  1. Беседа по теме.

Педагог: - Здравствуйте, дорогие гости! Вы попали в мою волшебную мастерскую. Я здесь хозяйка, а это мои рисовальщики-травщики. Почему травщики? Объясним, ребята.

Ученик: - Травами раньше называли все, что относится к живой природе - горы, реки, деревья, цветы…, а художников, которые все это рисовали - травщиками.

Педагог: - Необыкновенные и удивительные люди - народные мастера. Из дерева и глины, из шерсти и льна, из железа и кости они создают настоящие чудеса. Прочные удобные и красивые вещи не оставляют человека равнодушным, вносят в жизнь радость, красоту, будто излучают тепло. На прошлых уроках мы беседовали о различных видах народных промыслов. Вспомним их в загадках:

Что за роспись колдовская

Всем на удивление,

Здесь и травка золотая

И малина спелая

Учащиеся отгадывают загадку. /Хохлома/

- Какое странное и веселое имя у этой золоченой посуды - Хохлома! В нем и смех слышится, и восхищенное - ох! Из всех росписей Хохлома самая знаменитая.

- А здесь художник применил совсем другую манеру росписи. Как она называется и чем отличается от хохломской? (педагог показывает изделие).

Ученик: - Это городецкая роспись. В отличие от хохломской она очень декоративна. Узор наносится сразу краской без предварительного рисунка. Применяют способ наложения нескольких слоев краски - от светлого к темному, а белой краской делают оживку. Элементами росписи являются купавки, розаны, яблоки, птицы…

1й Ученик: Назови подружка цветик

Самый милый и любой

А подружка отвечает колокольчик голубой.

2й Ученик: Из лазоревого цвета

Наберу я два букета,

Синей лентой завяжу

Кому в подарок -не скажу! / Гжель/

Педагог: - О какой росписи говорится в этих стихах? Голубой колокольчик, лазоревый цвет, синяя лента. Где использовали синий цвет? /ученики называют/.

Человек увидел в природе редкой красоты сочетание синего и белого. И вот синий цветок распускает свои лепестки и смотрит на мир с белого как снег фарфора.

- Еще один вид художественного промысла - расписной поднос, без которого невозможно было представить себе русский быт прошлого века. Что это за промысел и в чем его особенность ?

Ученик: - Такие подносы делали в деревне Жестово. Основным мотивом становятся букеты на черном или цветном фоне. А края подноса украшались золотистым орнаментом.

Педагог: - Сказочные мерцающие букеты радовали глаз своей красотой. Но народные умельцы делали не только домашнюю утварь, но и игрушки - глазам радость, душе отрада, детям забава.

Ученик: Ай ду-ду

Ай ду-ду

Сидит ворон на дубу

Он трубит на дубу

В золоченую трубу

В о трубу во золотую

В золотую завитую.

- Что это за игрушки - свистульки?

Ученик: - Абашевская и Филимоновская. Абашевские игрушки раскрашивали масляными красками и золотили рога, копытца, уши, оборки, ожерелья. Филимоновскую - красили анилиновыми красками и покрывали яркими полосами.

Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица-красавица

По улице пешком. / дымка/

Ученик: - Это самые нарядные игрушки. Белые, как сахар, а по белому яркие узоры расписаны: круги, точки, полосы, клетки. Их наносят свободной кистью малиновой, оранжевой, синей, золотисто-желтой краской.

- Эти игрушки выглядят очень празднично

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

Но всего одна игрушка. /матрешка/

1й Ученик: Я - бабушка Матрешка,

Несу грибов лукошко

За мной родные внучки

Идут сложивши ручки.

2й Ученик : И все они Матрешечки

И все они милешечки,

Все с аленькими щечками

Под пестрыми платочками

Нарядные пригожие

На бабушку похожие

- Каких матрешек вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

Ученик: - Загорская, Семеновская, Полх-майданская. Самая декоративная и яркая - полх-майданская роспись, она похожа на городецкую. В ней черной краской делают рисунок и раскрашивают красным, желтым, синим, зеленым цветами. Самая скромная - Загорская матрешка, у нее расписывают только платочек и фартук неброскими узорами.

  1. Практическая работа

Педагог: - Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете виды народных промыслов. Сегодня вы сами станете народными умельцами - художниками. И разрисуем мы домашнюю утварь, игрушки различными видами народных росписей. На прошлых уроках вы сделали эскизы для своих изделий, по ним и будем ориентироваться.

  1. Проверка и обсуждение работ.

Работа ведется на фоне музыки. Учитель обходит класс, помогает детям, работает индивидуально со слабыми учениками. По окончании устраивается выставка - просмотр. Ребята делятся своими впечатлениями, анализируют работы, выявляют ошибки, отмечают наиболее удавшиеся. Учитель тактично направляет обсуждение результатов. Затем все вместе определяем, чему мы научились на уроке - научились различать виды росписей и делать их. Педагог благодарит всех за урок и прощается.

---------------------------------------------------



© 2010-2022