• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка урока /технологическая карта/ на тему Портрет в скульптуре (6 класс)

Методическая разработка урока /технологическая карта/ на тему Портрет в скульптуре (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. Ельшина Любовь Васильевна.

Учебный предмет: изобразительное искусство, 6 класс

Учебник: «Искусство в жизни человека» - М.: Просвещение, 2013 г.,

автор: Л.А.Неменская, под руководством. Неменского Б.М

Тема четверти: «Вглядываясь в человека»

Урок 21.Тема: «Портрет в скульптуре»

Цель

и задачи

Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Образовательная: умение видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умение видеть с точки зрения художника уже ранее знакомое.

Воспитательная: воспитание у детей любви и толерантности к человеку и интереса к изображению портрета.

Развивающая: развивать наблюдательность, глазомер, композиционное мышление и креативность, умения и навыки изображения портретного литературного образа в объёме.

Тип урока

комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формируют навыки самостоятельной работы при выполнении практической творческой работы. Развивают эстетическое сознание через освоение и изображение литературного героя. Формируют коммуникативную компетентность, осознанно, уважительно, доброжелательно относятся к другому человеку, его мнению, мировоззренческой культуре.

Метапредметные: умеют самостоятельно определять цели своего достижения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы. Умеют самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирают наиболее эффективные способы решения; соотносят свои действия с планируемыми результатами…

Предметные: развивают визуально-пространственное мышление. Приобретают навыки создания портрета в скульптуре средствами объёмного материала - пластилина. Развивают индивидуальные творческие способности. Формируют устойчивый интерес к творческой деятельности. Знакомятся с великими произведениями скульптурного портретного искусства. Приобретают опыт анализа художественного образа. Понимают и объясняют важную роль художника, изображающего портрет: любовь к изображаемому образу.

Технологии

Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество

Форма деятельности

Фронтальная, индивидуальная.

Зрительный ряд:

Презентация «Портрет в скульптуре». Фото слайды: Тутмос «Нефертити», «Римский портрет» Шубин «Портрет Голицына», Коненков «Портреты», Эрьзя-Нефёдов «Портреты». А так же - бюсты в городе Острогожске, детские работы прошлых лет.

Музык. ряд:

Музыка для фона

Литератур. ряд:

О творчестве художников-скульпторов (главное).

Материал

Пластилин, пластилиновая форма с урока №20 (пластилиновая форма на банке вытянутой формы), подставка, салфетка.

Задание

Моделировка бюста литературного героя с выраженными чертами лица.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, учебник

НДМ

Презентация по теме урока, выполненная учителем или учащимися; фото

Основные понятия

Каркас, бюст, лепка, ваяние, вырезание, высекание. Фактура, пропорции, конструкция, объём, пластика, бюст

Дидактическая структура

Миницель (задачи)

этапов занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организационный этап

(2 минуты)

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся

Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовят рабочее место

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация своего рабочего места

Регул. УУД: учатся определять цель своей работы

Мотивация

(2 минуты)

Определить тему и задачу урока

Задаёт наводящие вопросы

Определение темы занятия

Метапредм. Познав. УУД

Выдвигают гипотезы и их обосновывают; умеют выражать свои мысли.

Коммун.УУД: аргументируют своё мнение, учитывают определения соклассников

Приобретение знаний

( 8 минут)

Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала

Помогает, контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения человека на скульптурных изображениях портретов человека. Показывает презентацию «Портрет в скульптуре»

Смотрят слайды с изображением портретов в скульптуре. Сравнивают, анализируют.

Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью? Отвечаем на вопросы стр. 108-111.

Метапредм. УУД: анализируют, сравнивают

Познав. УУД: самостоятельно дают оценку скульптурному портрету, делают выводы.

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Личностн. УУД:

Формируют познавательные интересы, творческие способности.

Физкультминутка (1 мин)

Снятие напряжения.

Контролирует и помогает выполнению упражнений

выполняют физические упражнения.

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: выполняют упражнение на движение рук, головы, плеч

Переход к практической работе

(3 минуты)

Применение познавательных знаний для выполнения практического задания.

Рассматриваем план выполнения задания. Ученики рассказывают последовательность изображения головы человека в объёме. Учитель контролирует, помогает ученикам.

Смотрят выполнение изображения портрета человека в скульптуре в определённой последовательности:

Первоначально стекой наметить места глаз, носа, губ

Метапр. УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Предмет. УУД:

умеют последовательно лепить форму головы человека, понимают меру проработки деталей, показывает навыки работы с пластилином.

Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)

Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков

Учитель контролирует работу учеников

Лепят из пластилина образ литературного героя. Отмечают характер, настроение, выразительность черт, созвучных образу литературного героя.

- На лицевой части овала-головы одновременно продавливают большими пальцами вмятины - глазницы;

- Формируют нос, вытянув форму вперёд.

- Делают вмятину для рта. С помощью стеки сделать надрез и вылепить форму верхней и нижней губ.

- Наращивают глаза, веки.

- Лепят уши.

- Следят за цельностью формы.

- Смотрят на бюст со всех сторон.

- Не потеряют выразительность образа.

Личностн. УУД: владеют приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Метапредм. УУД: владеют умением творческого видения художника,

Предмет. УУД. умеют видеть образ в создаваемых формах.

Подведение итогов занятия (2 мин)

Применение навыков анализа творческих работ

Помогает учащимся анализировать свою творческую работу и детей

Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам

Метапредм. УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Коммун.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.

Личн. УУД: осознанно, уважительно, доброжелательно относятся к другому человеку, его мнению, мировоззренческой культуре.

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

Заключительная беседа по вопросам

РЕФЛЕКСИЯ:






Проставляет оценки в журнал.

Учитель благодарит детей за урок.

2 группы выполняют на доске фотокластер с репродукциями скульптурных портретов, подписывают их название и автора, просят помощь соклассников.

Другие рассказывают:

- Сегодня на уроке:

- Мы узнали…

- Открыли для себя…

- Научились выполнять…

- Мы смогли …

- Мне понравилась работа скульптора…

-Я выполнил задуманное…

-А у меня не получились глаза…

-Я попробую ещё слепить один образ…

Определяют эмоциональ

ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку: карандаш чёрный из набора цветные карандаши или ретушь.

Дети убирают рабочее место. Благодарят учителя за приобретённые на уроке знания о скульптурном пор трете.

Регулятивные УУД: оценивают свою работу Оценка выполненного труда на уроке.

Познавательные УУД: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке.

Личн. УУД: владеют приёмами самовыражения


План урока:

  1. Организационный момент. Подготовка рабочего места

  2. Продолжение темы «Портрет в скульптуре». Мотивация к уроку.

  3. Беседа о художниках - скульпторах. Презентация «Портрет в скульптуре»

  4. Что будем выполнять? Лепим портрет - бюст из пластилина

  5. Самостоятельная практическая работа учащихся.

  6. Анализ бюстов, выполненных учениками.

  7. Рефлексия.

  8. Простановка оценок.

Дети и учитель приветствуют друг друга.

Перед учащимися в классе небольшие бюсты: А.С Пушкина и Ю.А. Гагарина. Ребята без сомнения угадывают тему урока, так как этот урок является продолжением предыдущего урока.

Слайд №1. На слайде - 2 портрета-бюста: художнику-портретисту И.Н. Крамскому (во дворе его родительского дома); писателю А.С Пушкину в сквере А.С.Пушкина Шестиклассники без труда называют эти портреты, где они расположены.

Вспоминают автора скульптуры Крамского - московского скульптора Дудника.

Слайд №2. Кто изображён в этой скульптуре?

- Портрет Нефертити.

-Вы знаете, кто это?

- Нефертити - египетская царица, жившая в XIV в. До н. э.

- Вы можете назвать скульптора того времени.

-Эти скульптуры были выполнены из известняка, а затем раскрашены красками. По египетским канонам скульптуру раскрашивали.

Ученики могут рассказать о скульптуре. На царице надет высокий синий головной убор. Лицо окрашено в розовый цвет.

В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора.

Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.

- Кроме того скульптор передал следы прожитых лет.

- Почему у Нефертити на скульптурном изображении один глаз? Одно из предположений исходит из древнеегипетской мифологии: когда в глазницу скульптурного изображения вставляют второй глаз - это уже не изображение, а душа, переселившаяся в иной мир. Вторая гипотеза: отсутствие зрачка в одном из глаз Нефертити связано с религиозными верованиями древних фараонов в их будущее возрождение.

Слайд №3. Римский скульптурный портрет. С 117г. римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор. Радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнажённых частей тела, и особенно лицо, полируется до яркого блеска. Волосы и одежда остаются матовыми.

Слайд №4. Портрет князя А.М. Голицына Портрет графини Марии Паниной Портрет

М.В. Ломоносова Скульптор стремится воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском - черты идеально-прекрасной, гармоничной личности.

- Ребята, вспомните, кто выполнил эти скульптурные портреты?

- Эти портреты русского скульптора Ф. И. Шубина.

- Что вы можете сказать об этом художнике?

- Шубин Ф.И. - первый русский скульптор, создавший в XVIII веке портреты наших соотечественников.

- Этот художник - сын друга знаменитого русского учёного М.В. Ломоносова, который имел для художника большое значение.

Слайд № 5. Шестиклассники повторяют, что одним из шедевров его искусства является скульптура известного русского дипломата А.М.Голицина. Бюст дипломата XVIII века. Голицын Александр Михайлович, посол во Франции и в Англии.

В бюсте - облик образованного вельможи XVIII века. Тонкий ум дипломатического деятеля сочетается со светской изысканностью.

Слайд № 6. В создании образа огромную роль играет материал. Сидящая фигура писателя-философа напоминает океанскую волну, застывшую на мгновение. Бюст вылеплен энергичными живописными мазками, как будто написан живописцем. Только рука скульптора обрабатывала не холст, а массу глины.

- Дети, кто же этот философ-писатель? Назовите автора скульптурного портрета.

- Портрет Л.Н. Толстого. Автор скульптурного портрета - А.С. Голубкина.

Слайд № 7. В творческом наследии Голубкиной немало произведений, связанных с Москвой, и прежде всего это портреты москвичей, созданные в разное время. Один из таких портретов - портрет актрисы и переводчицы М.Г. Срединой (1903 и 1904). А.С. Голубкина, как и другие художники, изображала тех, кто ей нравился, показывала свою любовь к этому человеку, чей образ создавала.

Слайд № 8. Портреты русского скульптора прошлого века Сергея Тимофеевича Конёнкова. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности. Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом»- французский скульптор XIX века, учитель известной Голубкиной. Конёнков работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево, применяя различные приёмы обработки. Для него лес - это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. Тема "Паганини" прошла через все творчество Коненкова. Никколо Паганини, итальянский скрипач-виртуоз и гитарист, композитор. Перед нами прекрасное, скорбное, нервное, вдохновенное лицо композитора. Впервые в своем творчестве Коненков уделяет внимание рукам: нервная, тонкая кисть руки скрипача играет большую роль в построении образа

Слайд № 9. Помимо работ из дерева С. Т. Конёнков создает скульптуры из мрамора. Гимн русской женщине. Образ Марфиньки, русской певицы Н.В. Плевицкой

Слайд № 10. Скульптура, навеянная античностью. Образ загадочной Нике (голова к скульптуре «Крылатой Нике Самофракийской» - Древняя Греция). Сколько характеров, душевных состояний, горения мысли и чувств в этих портретах; какое разнообразие женских образов!

Слайд № 11. Необычна жизнь советского скульптора Нефёдова, взявшего себе псевдоним Эрзя. Мордовский скульптор (XX в.) С. Д. Эрьзя (настоящая фамилия Нефёдов), создал скульптуры из дерева, гипса, бронзы, мрамора. Среди них - скульптуры из необычной для нас древесины субтропических деревьев: кебрачо и альгарробо, урундай, которую он нашёл в аргентинских лесах. Древесина покорила его своей плотностью, выразительной текстурой, многообразием природных окрасок - от белого и золотистого - до темного, коричневого с красноватым оттенком. Скульптор не только стал покорителем кебрачо, как писала о нём аргентинская пресса. Он делал зарисовки типов местного индейского населения, видел остатки древних поселений гурани, не боялся путешествовать верхом и на лодках. Под резцом мастера из древесины ценных пород деревьев скульптуры словно оживают.

Слайд № 12. Современный скульптор Филипп Фараут. Родина художника - Франция. Заядлый путешественник, он изучил культуру многих стран. В настоящее время Филипп проживает в штате Нью-Йорк

Слайд № 13. Учитель французского языка, скульптор. Дизайнер мебели и резчик по дереву. Создал многочисленные оригинальные фарфоровые статуэтки и памятники из камня и бронзы. Детские образы Фараута.

Ребята, вы помните, что есть скульптуры монументальные - памятники и станковые - небольшие с изображением портретов известных людей или прост скульптурных портретов, изображающий обобщённый образ человека. Мы можем заглянуть в лицо этого образа, почувствовать их характер и жизненную правдивость. Это камЕрная скульптура.

Слайд № 14. Какие скульптуры - бюсты в родном городе ещё вам известны? Шестиклассники без труда называют их местонахождение и кому они принадлежат. Памятник Василию Кубанёву из гранита, который был установлен 8 декабря 1973 года в парке имени острогожского поэта по инициативе острогожской молодёжи - комсомольцев. Скульптор Эльза Пак. 29 июля 1984 года в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР в Острогожске, на родине дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта, генерал-майора авиации А.В. Филипченко был открыт бронзовый бюст героя. Этот бюст мемориальный установлен в сквере имени космонавта-земляка, расположенного рядом со спортивным залом нашей школы.

А эти образы находятся в историко-художественном музее имени И.Н. Крамского. Эти 2 бюста мы можем отнести к камерным.

Слайд № 15. Задание. Вылепи из пластилина скульптуру-портрет выбранного литературного героя с ярко выраженным характером

Главная художественная проблема урока - это углубление представлений о конструктивной форме головы человека.

Закрепляем изученный материал практическим заданием. Материальность скульптуры проявляется в конкретности самого материала, который, обретая форму, становится носителем художественной идеи.

В процессе беседы дети вспоминают, что что портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст (подгрудное изображение, торс (с руками, поколенное изображение) и фигура-статуя. Все формы портрета рассчитаны на восприятие с близкого расстояния. Во время объяснения как лепить скульптурный образ, учитель напоминает детям, что скульптуру нужно рассматривать с нескольких точек зрения и открывать новые грани в многосторонней характеристике портретируемого.

Основными средствами выражения в скульптуре выступает объём. Скульптура может показать правдиво сложные переживания, настроение, характер, порывы, мечту. Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Мрамор, например, обладает теплотой, гранит-грустью и скорбью, дерево особой пластичностью, сталь - силой, бронза даёт возможность деталировать образ до мельчайших подробностей.

Вначале скульптор уточняет свой образ на бумаге, затем выполняет в глине или пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную пластику с учётом выбранного материала.

При выполнении этюда учитель обращает внимание на выразительные средства, используемые скульпторами в разные эпохи.

Например в Древнем Египте обязательно должно быть портретное сходство с портретируемым. Особенно важное значение имели глаза, которые египтяне считали зеркалом души. Глаза делали из специально-подобранного материала - алебастра, а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.

Древнерусская скульптура известна своим реалистическим изображением, поражающими остротой индивидуальной и социальной проработке портрета.

Скульптура имеет большую художественную и историческую ценность для эстетического воспитания школьников. Беседа должна не занимать много внимания, главное, чтобы ученик успел передать практическое задание. Это задание я рекомендую выполнять два урока. Не всегда пластилин бывает податливым. Лучше показать детям начало работы с общей формой головы, затылка, причёски и продолжить работы на следующем уроке - проработкой лица.

Для практической работы дети используют многие скульптурный пластилин, подставки, стеку для проработки черт лица.

Во время анализа работ ученики показывают свои маленькие образы, оценивают свою и работы сверстников. восхищаются успехом, разочаровываются в неуспехе. Большинство детей довольны своей работой и оценивают её высоко, ведь это их первый скульптурный портрет. Кто-то из детей уже занимается лепкой в художественной школе, кто-то уже принимал участие в конкурсе по лепке и представлял образ литературного героя. Поэтому выполнили задание без труда. Учитель предлагает тем, у кого образ не получился доработать над ним на дополнительном занятии или дома, принести для оценивания к следующему уроку.

По окончании проводится рефлексия (смотреть технологическую карту).

Литература

Учебник: Л.А.Неменская «Искусство среди нас». Москва «Просвещение», 2013 г.

Поурочные разработки: Л.А.Неменская и др. Под редакцией Б.М. Неменского «Искусство среди нас, Москва «Просвещение», 2012 г.

О художниках в журналах «Юный художник» и фото - в сети интернет.

Для презентации о портретах в родном городе - фото учащихся школы и материал Историко-художественного музея имени И.Н.Крамского.



© 2010-2022