Рабочая программа по ИЗО для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе: Федеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования; Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (для 5 – 9 классов); Образовательной программы  курса “Изобразительное искусство” (С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др.- 2-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2013.-77, (3)с.       Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и раз...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

гимназия № 498

Невского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию Педагогическим советом ГБОУ гимназии № 498

Протокол от________ №____.

«Утверждаю»

Приказ от _____ № ___

Директор гимназии

___________ Н.В.Медведь






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по изобразительному искусству


для 5 класса

учителя изобразительного искусства

Макаровской Ольги Александровны (I КК)



Срок реализации программы 2014-2015 учебный год




Санкт-Петербург

2014


Содержание.


  1. Пояснительная записка.

  2. Характеристика классов.

  3. Тематический план.

  4. Содержание программы.

  5. Тематическое (поурочное) планирование.

  6. Требования к уровню подготовки учащихся.

  7. Критерии и нормы оценки знаний.

  8. Перечень учебно-методического обеспечения.

  9. Список литературы и ресурсов сети интернет.








Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №

1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования».

  1. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год» от 24.04.2014 № 1826-р.

  2. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 28.05.2013 № 1272-р «О переводе образовательных учреждений в режим ресурсного центра общего образования и в режим экспериментальной площадки».

  3. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 12.05.2014 № 03-20-1861/14-0-0 «Об организации участия образовательных организаций в апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2014/2015 учебном году».

  4. Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  5. Приказ Минобрнауки от 14.12.2009 №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 13.01.2011 N 2, от 16.01.2012 N 16).

  6. Образовательная программа ГБОУ гимназии № 498 на 2014-2015 учебный год принята.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  2. Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (для 5 - 9 классов);

  3. Образовательной программы курса "Изобразительное искусство" (С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др.- 2-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2013.-77, (3)с.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

- знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;

- формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и художественной культуры для общества;

- овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство» является обязательным для изучения. В Учебном плане ГБОУ гимназии № 498 на изучение курса «Изобразительное искусство» в 5 классе отведено 1 час в неделю (34 часа в год).

Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство»

Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления. Наряду с рационально-логическим, преобладающих на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас; проектная деятельность учащихся.

В программе отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.

С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней общеобразовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог и др.)

В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, пастель, гелевые ручки, кисть и др.

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по изобразительному языку:

1.Ломов С.П. и др. «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений».

2. Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство. 5 класс» (учебник в 2-х частях), автор С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев. Изд-во «Дрофа», 2014 г.

УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения: личностных, предметных (развитие конкретных предметных умений), а также метапредметных результатов (развитие общеучебных умений)

В обучении изобразительному искусству в 5 классе используются следующие технологии:

  • проблемно-диалогическая технология;

  • проектная технология;

  • интерактивные технологии;

  • технология «Метод проектов».

В качестве внеурочной деятельности по предмету предполагается участие пятиклассников в конкурсах рисунков: «Сказки народов мира» и «Цветы победы» в ЛДДТ, « Петербург новогодний вчера и сегодня» в АППО, «Белый город Рождества» в Центральной Городской Детской библиотеке им. Пушкина; реализация проектов на следующие темы: «Белый город Рождества», «Невская мозаика» в ЛДДТ.

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

ОМЗ - обязательный минимум знаний (зачет/незачет)

I четверть

II четверть

III

четверть

IV четверть

Итоговый контроль (год)

ОМЗ

Творческая работа

ОМЗ

Творческая работа

ОМЗ

Творческая работа

ОМЗ

Творческая работа

Творческая работа

Характеристика 5-х классов

5А класса (возраст 10-11 лет),

26 учащихся: мальчиков: 13, девочек: 13.

Общий уровень подготовки, успеваемости

25 учащихся имеет в 2013-14 учебном году «5» по ИЗО, 1 учащийся - «4».

Мотивация к обучению, причины.

Многие учащиеся 5А класса принимали активное участие в городских, районных и школьных выставках и конкурсах: Новрузова Нават, Редькина Любовь, Черепанова Мария, Шарапова Софья, Шилова Полина и другие. Это способствует развитию мотивации для успешной учебы по изобразительному искусству и стремлению участвовать во всевозможных выставках и конкурсах в дальнейшем.

Необходимость индивидуальной работы

со следующими учениками: Шихалиев Леонард, Микаелян Даниил.


Характеристика 5Б класса (возраст 10-11 лет), 28 учащихся: мальчиков: 15, девочек: 13.

Общий уровень подготовки, успеваемости

9 учащихся имеют в 2013-14 учебном году «5», 16 учащихся - «4», 3 учащися - «3».

Хорошо рисуют со слов классного руководителя: Белоусова Кристина, Ковальчук Вероника, Смирнова Виктория.

Необходимость индивидуальной работы

со следующими учениками: Андропов Егор, Боков Ефим, Неганов Николай.

Характеристика 5В класса (возраст 10-11 лет), 29 учащихся: мальчиков: 11, девочек:18.

Общий уровень подготовленности, успеваемости

21 учащийся имеют «5» по ИЗО, 8 учащихся - «4».

Хорошо рисуют и участвуют в выставках и конкурсах следующие ученики: Андреева Галина, Диченков Георгий, Мирная Алла, Стерина Полина, Чугунова Полина, Фадеева Арина.

Необходимость индивидуальной работы

со следующими учениками: Алексанян Роберт, Григорьев Денис, Токарев Иван, Чиженков Никита.

Тематический план


Рабочей программой по изобразительному искусству в 5 классе предусмотрены 4 основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Тема

Количество часов

Рисование с натуры (рисунок и живопись)

7

Рисование на темы, по памяти и представлению

12

Декоративная работа. Художественное конструирование и дизайн

10

Беседы об изобразительном искусстве

5

Итого:

34

Содержание программы


Рисование с натуры (7ч.)

Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения. Наброски. Зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.

Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч.)

Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.

Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.

Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, прием перенесения главного на второй план и т. п.). Особенности симметрично и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния поеоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы). Тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч.)

Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.

Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.

Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч.)

Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира; музеи России.

Примерные темы бесед: ведущие художественные музеи России и мира; героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства; Великая Отечественная война в произведениях художников; мирный труд людей в изобразительном искусстве; образ праздника в произведениях художников; виды изобразительного искусства; жанры изобразительного искусства; русская сказка в произведениях художников; художественный яык народного искусства; самобытность древнерусской архитектуры; искусство народов России; роль дизайна в организации предметно-пространственной среды.









Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Практика

Ппланируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, преметные)

Контроль

Планируемая дата

1

Цветовой круг

Введение новых знаний

Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные
цвета

Знать:

- понятие цветовой круг;

- составные и основные цвета;

- теплые и холодные цвета;

- контрастные и сближенные цвета.

Уметь:

- различать теплые и холодные цвета;

- контрастные и сближенные цвета;

- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка

Контроль выполнения упражнений

2

Экскурсия в осенний парк

Урок-наблюдение

Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива

Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива.

Уметь словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже

Ответы на вопросы

3-4

Декоративный цветок

Введение новых знаний

Условность декоративного изображения. Колорит

Знать:

- понятия теплый и холодный колорит;

- приемы работы акварелью «по-сухому» и «по-сырому».

Ответы на вопросы. Контроль выполнения

Продолжение табл.



Уметь:

- выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка;

- работать в технике «мазок»

практической работы

5

Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы»

Урок-прак-тикум

Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы

Знать:

- приемы работы акварелью, гуашью;

- технику печатания «монотипия».

Уметь:

- выполнять заливку плоскости цветом;

- получать плавные переходы от одного цвета к другому;

- выполнять рисунок в технике «монотипия»

Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы

6

«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти

Введение новых знаний

Живопись. пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы.

Освещенность

Знать:

- жанр изобразительного искусства - пейзаж (определение, особенности);

- строение дерева;

- изменение цвета в зависимости от освещения;

- законы перспективы.

Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы


Продолжение табл.


7

Рисование фруктов

и овощей

Введение новых знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение).

Изменение цвета в зависимости от освещения



Знать:

- жанр изобразительного искусства - натюрморт (определение и особенности);

- особенности формы разных овощей и фруктов;

- приемы смешения красок;

- правила построения композиции.

Уметь:

- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков;

- учитывать освещенность предметов;

- выполнять рисунок с натуры


Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

8

Хохлома. Золотые узоры

Введение новых знаний

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи

Знать:

- понятия декоративно-прикладное искусство, орнамент;

- особенности хохломской росписи и ее элементы.

Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи

Ответы на вопросы. Контроль выполнения упражнений и практической работы

9

Рисуем отгадки к народным загадкам

Урок-обобщение

Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению)

Контроль выполнения практической работы


Продолжение табл.



1

3

5

6

7

8

9

10-

11

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда

Введение новых знаний

Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня и др. элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета

Знать:

- художественные промыслы России;

- контрастные цвета;

- виды и элементы орнамента.

Уметь:

- придумывать узоры;

- выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

12

Рыжий кот.

Рисование

с натуры домашних
животных

Введение новых знаний

Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас

Знать:

- особенности анималистического жанра изобразительного искусства;

- анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных;

- отдельные произведения выдающихся художников.

Уметь выполнять рисунок животного с применением средств

художественной выразительности

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

13

Мультипликационные герои

Введение новых знаний

Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма

Знать значение понятия мульти-пликация.

Уметь выполнить последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюзию движения предметов и
облаков)

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы


Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

14

Веселый Дед Мороз

Введение новых знаний

Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами

Знать:

- особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов;

- средства выразительности и эмоционального воздействия.

Уметь:

- использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры;

- работать с ножницами

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

15

Раппорт ткани

Введение новых знаний

Способы размножения изображений. Шаблоны

и трафареты. Набивка узора

Знать:

- способы размножения изображений;

- особенности шаблона и трафарета;

- понятие раппорт;

- сферу применения различных спо-собов размножения изображений.

Уметь:

- изготавливать шаблоны и трафареты;

- придумывать декоративный
мотив;

- использовать художественные материалы (гуашь), технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов


Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы


Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

16-

17

Гравюра на картоне

Введение новых знаний

Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне

Знать:

- виды графики и гравюры;

- выразительные средства графики (линия, пятно и др.);

- отдельные произведения художников-графиков (А. Дюрер,
И. Я. Билибин и др.).

Уметь выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

18-

19

Работа в технике граттажа

Введение новых знаний

Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно - основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков.

Правила безопасности труда

Знать:

- основные средства художественной выразительности графики;

- особенности техники граттажа;

- технику выполнения разных видов штрихов;

- отдельные произведения художников-графиков.

Уметь выполнять рисунок в технике граттажа

Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений и практической работы

20

Наброски с натуры фигуры человека

Введение новых знаний

Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы

Знать:

- особенности жанра изобразительного искусства - портрета;

- конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела;

- законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объем;

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы


Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7


- назначение наброска и особенности его выполнения

Уметь:

- анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого;

- выполнять набросок с натуры фигуры человека

21

Русские
богатыри

Введение новых знаний

Исторические традиции русского народа. Былины. Богатыри - защитники отечества.

Архитектура старинных русских городов.

Одежда древнерусского воина и его снаряжение

Знать:

- как одевались древнерусские воины;

- особенности архитектуры древнерусских городов;

- особенности фигуры богатыря;

- произведения живописи с изображением русских богатырей.

Уметь:

- анализировать содержание произведений живописи;

- определять средства художественной выразительности;

- изображать древнерусских
воинов

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

22

Транспорт

Введение новых знаний

Современные виды транспорта.

Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин

Знать особенности формы современных машин разных видов.

Уметь:

- анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;

- выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы


Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

23-

24

Натюрморт из геометрических тел

Введение новых знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы

Знать:

- особенности жанра изобразительного искусства - натюрморта;

- линейное построение натюрморта;

- элементы линейной перспективы.

Уметь выполнять рисунок - натюрморт из геометрических тел - с передачей объема с помощью светотени

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

25-

26

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов

Введение новых знаний

Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи

Знать:

- закономерности линейной перспективы;

- композиционные приемы;

- градацию светотеней;

- возможности цвета;

- особенности теплого и холодного колорита;

- отдельные произведения мастеров живописи.

Уметь:

- анализировать форму предметов;

- строить натюрморт;

- выполнять рисунок - натюрморт - с использованием возможностей цвета

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы


Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

27-

28

Наброски с натуры модели домика

Введение новых знаний

Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива.

Знакомство с произведениями мастеров
живописи

Знать:

- виды перспектив;

- основные закономерности линейной перспективы;

- правила объемного изображения;

- основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм;

- отдельные произведения живописи.

Уметь:

- анализировать форму предметов (различных построек, домов);

- делать наброски с натуры модели домика

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

29

Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур

Введение новых знаний

Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье

Знать:

- понятие архитектура;

- отдельные произведения художников;

- особенности архитектурного ансамбля Московского кремля, декор построек.

Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

30

Буквица

Введение новых знаний

История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов

Знать:

- роль художников в создании книги;

- понятия буквица и вязь;

- виды шрифтов.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической


Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7


Уметь:

- писать текст печатными бук-

вами;

- украшать текст буквицей

работы

31-

32

Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»

Введение новых знаний

Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллю-страторов.

Закономерности композиции.

Основы цветоведения

Знать:

- творчество художников-иллю-страторов И. Билибина,

В. Васнецова, Ю. Васнецова,

М. Врубеля и др.;

- закономерности композиции;

- основы цветоведения.

Уметь выполнить иллюстрацию
к сказке с использованием всех изобразительных средств

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

33-

34

Портрет

в скульптуре

Введение новых знаний

История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека.

творчество скульпторов-портретистов.

Приемы лепки головы человека

Знать:

- из какого материала выполняют скульптуру;

- инструменты для выполнения работы;

- выразительные возможности скульптуры;

- пропорции лица человека;

- творчество выдающихся скульпторов-портретистов.

Уметь выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы



Портрет
(2 часа)

Четыре разных портрета (по одной схеме)

Введение новых знаний

Знать:

- пропорции и мимику лица;

- расположение координатных (опорных) точек лица;

- схему изменений, происходящих с мимикой лица.

Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы


Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства

5 класса

Планируемый уровень подготовки учащихся 5 класса на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой ГБОУ гимназии № 498.

Личностные результаты


К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

- основы гражданской идентичности - чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;

- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

- ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты


К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- умение соблюдать последовательность изображения;

- умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;

Умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

Умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты


К концу учебного года обучающиеся должны знать:

- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах, их роль в эстетическом восприятии произведений;

- композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

Особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;

- основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;

- ведущие художественные музеи России и мира;

- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;

Обучающиеся должны уметь:

рисовать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры.

- изображать фигуру человека с натуры, пл памяти и представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, попорции, объем фигуры человека, находящегося в движении;

Использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.


Критерии и нормы оценки знаний


Критерии оценки устных индивидуальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству

Оценка "5"

  1. Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  2. Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  3. Верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  4. Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  1. Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  2. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  3. Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  1. Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  2. Допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  1. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  2. Не справляется с поставленной целью урока.

Формы контроля уровня обученности

Школьные, районные, городские, всероссийские конкурсы, выставки и олимпиады.

Перечень учебно-методического обеспечения


  • Компьютер

  • Интерактивная доска

  • Электронное пособие «Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, 5-6 классы», изд-во «Учитель», 2012 год.

  • Электронное пособие «Тематическое планирование. Изобразительное искусство», Программа В.С. Кузина, изд-во «Учитель», 2010 г.

  • Электрон. пособие «Изобразительное искусство, 5-8 классы, изд. «Учитель», 2012.

  • Электр. пособие «Изобразительное искусство. 5 класс», изд. «Дрофа», 2013 г.

  • Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство. 5 класс» (учебник в 2-х частях), автор С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев. Изд-во «Дрофа», 2014 г.

Методический фонд

  • Репродукции картин разных художников.

  • Муляжи для рисования

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации животных и т. д.

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Список литературы и ресурсов сети интернет


а) основная литература:

Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина. Волгоград: Учитель - АСТ, 2007.

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, Москва: Дрофа, 2013.

Ломов С.П., Игнатьев С.Е. «Изобразительное искусство. 5 класс» (учебник в 2-частях), М., Дрофа, 2014 г.

Сокольникова, В. С., Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1999.

б) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент, 1998. - 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: детство-пресс, 2003 - 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе. Волгоград, 2007.- 185 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

в) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 37 с.

«Введенская сторона» Журнал об искусстве для школьников

art-storona.ru/Сохраненная копия - Похожие

Вы уже поставили +1 этой странице. Отменить

Журнал о мировой культуре и искусстве, где печатаются репродукции картин великих мастеров и работы школьников (стихи, проза, эссе, рисунки).

Полезные сайты по изобразительному искусству

"Agniart" - интернет-магазин репродукций картин

Онлайн-продажа постеров с репродукциями картин русских и зарубежных художников. Печать эксклюзивных постеров. Правила оформления заказа и доставки. Адреса магазинов.

agniart.ru/

"Art project" - энциклопедия искусств

История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы, контакты специализированных магазинов и производственных фирм.

artprojekt.ru/

"Art-каталог" - собрание живописи и графики

Галерея картин известных художников, биографии.

art-catalog.ru/

"Автопортрет в мировой живописи"

Автопортреты и портреты художников разных стран.

izoselfportrait.narod.ru/

"Живопись.ру" - энциклопедия живописи

Картинная галерея, биографии русских художников.

jivopis.ru/

"История изобразительного искусства"

Информация о выдающихся художниках разных эпох, картины художников, характеристика стилей.

arthistory.ru/

"Музеи Европы"

Информация о европейских музеях изобразительных искусств, биографии художников, картины.

nearyou.ru/

"Музеи мира" - сайт О.Смирновой

Информация о музеях разных стран, статьи об искусстве, работы известных художников.

smirnova.net/

"Шедевры Эрмитажа. Старые мастера"

Галерея картин известных художников с комментариями.

kulturamira.ru/

Сайты музеев

Государственный Эрмитаж
hermitage.ru/

Государственная Третьяковская галерея
tretyakovgallery.ru/

Государственный Русский музей
rusmuseum.ru/

Музей-заповедник «Московский кремль»
kreml.ru/

Московский дом фотографии
mdf.ru/

«Кунсткамера» - музей
kunstkamera.ru/

Государственный исторический музей
shm.ru/

Государственный музей-заповедник «Царское село»
tzar.ru/

Всероссийский музей А.С. Пушкина
pushkin.ru/

Музей-заповедник «Кижи»
kizhi.karelia.ru/

Владимиро-Суздальский музей-заповедник
museum.vladimir.ru/

Павловск
pavlovsk.org/

Государственный музей-заповедник и город Петергоф
peterhof.ru/

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
muar.ru/

Центральный выставочный зал МАНЕЖ (Санкт-Петербург)
manege.spb.ru/

Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина
museum.ru/gmii/

Государственный музей А.С. Пушкина
pushkinmuseum.ru/

Российский этнографический музей
ethnomuseum.ru/

«Тульский самовар»
samovar.holm.ru/

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
borodino.ru/

Музей-панорама Сталинградская битва.
panorama.volgadmin.ru/

Переяславль-Залесский. Музей-заповедник.
museum.pereslavl.ru/

Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
allmuseums.spb.ru/

Музей И.К. Рериха
lipetsk.ru/~roerich/index.html

Портал «Музеи России»
museum.ru/

Музеи Ленинградской области
oblmuseums.spb.ru/

Гербы городов РФ
heraldry.hobby.ru/





© 2010-2022