Рабочая программа по изо 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по изо 5 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; • Закон Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (изобразительное искусство), Министерство образования и науки РФ, 2010 год;

  • Авторской программы ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 1/ С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 2 / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015

  • Федерального перечня учебников, утвержденногоприказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067;

  • Учебного плана МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;

  • Годового календарного графика МБОУСОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.

  • Основной образовательной программа МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.

Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 5 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, природоведение, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

Художественное творчество учащихся можно использовать в оформлении школьных выставок, как подарки для родных, обязательно участие в школьных и районных конкурсах рисунков.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы для создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории - исторический жанр а искусстве), математикой (геометрические формы).

Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству в 5 классе реализуется в течение одного учебного года.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачами курса являются:

  • развитие художественно - творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно - образной памяти, эмоционально - эстетического восприятия действительности

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально - практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Общая характеристика учебного процесса

Используемые методы:

  • информационно - рецептивный;

  • репродуктивный;

  • метод творческих заданий;

  • исследовательский (метод самостоятельного художественного творчества).

Используемые технологии:

- игровая (обыгрывание ситуации, фантазия на тему…, создание игрушки);

- информационные (показ презентаций на мультимедийном оборудовании, использование аудио и видеоаппаратуры на уроках)

- педагогический рисунок (рисунок на доске)

- дифференцированное обучение (индивидуальная работа, дифференциация заданий разного уровня сложности, по интересам, технике исполнения и т.д.)

- здоровьесберегающие (уроки на пленэре, организация физкультминуток, обеспечение работы кабинета согласно рекомендациям по санитарно-гигиеническим условиям на уроках ИЗО)

- проблемные технологии (освоение способов создания художественного образа; познание способов и методов художественного творчества; освоение приёмов изобразительности)

Основные виды контроля при организации контроля работы:

  • вводный

  • текущий

  • итоговый

  • индивидуальный

  • контроль учителя

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Изобразительное искусство» 5А класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.

Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1.Викторины

2.Кроссворды

3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

4.Тестирование

Форма организации учебного процесса: классно - урочная, индивидуальная.

Система условных обозначений ипользуемая в тематическом плане

Общая характеристика учебного предмета


Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Программа построена так, что бы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучения художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической деятельностью школьников.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.

Учебно-методический комплект:

  • ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 1/ С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012

  • ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 2 / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012

Место учебного предмета в учебном плане

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс - 5

Количество часов в неделю - 1 ч.

Количество часов в год - 35ч.

Сроки реализации программы.

5 класс 35 ч. - 1 час в неделю. В т. ч.- 17 часов из части, формируемой участниками образовательного процесса, отведено внутри предметный модуль «Загадочная живопись»

В учебно-тематическом плане и в классном журнале названия тем отмечены словом «модуль».

Цель внутри предметного модуля «Загадочная живопись» - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие, мастерство, изобретательность, правдивость и др. А также дает возможность восстановить самую главную общественную ценность - семью.

Результатом работы модуля «Загадочная живописьстанет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главным являются идеи борьбы добра со злом и утверждения красоты и гармонии жизни. Приобщая ребёнка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребёнка место своего «я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество».

Задачи внутри предметного модуля-Через развитие творческих способностей учащихся дать первоначальное представление о народной культуре во всём её многообразии, определяемом материальными условиями и мировоззрением человека.

- Способствовать формированию начального представления о творческом развитии человечества в целом и родного народа в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи.

-Способствовать воспитанию у младших школьников целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучение и освоение художественных традиций, знакомство с традиционной системой языка народного искусства во всём его многообразии.

-Воспитание патриотических чувств через приобщение к творчеству гражданское воспитание подрастающего поколения на примере положительных народных героев.

Содержание учебного предмета ИЗО в 5 классе

Рисование с натура ( 8 часов)

Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности (4 часа).

Основные теоретические сведения

Наброски с натуры фигуры человека Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы.

Одежда древнерусского воина и его снаряжение.

Наброски с натуры модели домика. Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива.

Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур Знакомство с произведениями мастеров
живописи. Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье.

Транспорт Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин.

Особенности натюрморта (4 часа)

Основные теоретические сведения

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи.

Рисование на темы, по памяти и представлению (12 часов)

Язык изобразительного искусства и художественный образ (6 часов)

Основные теоретические сведения

Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Задачи урока ИЗО в учебном году. Правила безопасности труда.

Полный цветовой круг Основы цветоведения. Цвет и цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Смешение красок. Хроматические и ахроматические цвета.

Живописные и графические упражнения Техника работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Основы рисунка (линия, точка, пятно). Техника работы карандашом.

Осенний лист, бабочка и фрукты Симметрия как принцип организации живой материи. Симметричная композиция в произведениях живописи.

Создание иллюстраций к литературным произведениям (3 часа)

Основные теоретические сведения

Буквица История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов.

Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения.

Особенности анималистического и мультипликационного жанров (3 часа)

Основные теоретические сведения

Рыжий кот. Рисование домашних животных. Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас

Мультипликационные герои. Мультипликация.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов (10 часов)

Основные теоретические сведения

Хохлома. Золотые узоры. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.

Рисуем отгадки к народным загадкам. Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге.

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.

Веселый Дед Мороз.

Графика (5 часов)

Основные теоретические сведения

Раппорт ткани Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора.

Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно - основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Беседы об изобразительном искусстве (4часа)

Изобразительное искусство. Его виды и жанры.

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж.

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.

Портрет. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры.

Учебно - тематический план модуля «Загадочная живопись»

№ п.п

Тема урока

часы

1

«Рисование с натуры

5

2

«Тематическое рисование»,

12

3

«Беседы»

4

4

«Тренировочные упражнения»

4

5

«Декоративное рисование».

10

Специфика и уровень подготовки классов изобразительная деятельность

(рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Планируемый уровень подготовки обучающихся

в 5 классе на конец учебного года


Общие результаты обучения в 5 классе:

обучающиеся будут знать:

- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

- первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах: композиция, тон, конструкция, цвет, колорит, пропорции и т.д. и их роль в эстетическом произведении искусства;

-особенности симметричной и ассиметричной композиции;

-основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

- простейшие композиционные приемы и худ.средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества;

-памятники народной архитектуры и примеры народного искусства России и родного края, особенности местных традиций.

Обучающиеся научатся:

- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияние окраски окружающего;

- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении;

- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;

- использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;

- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных,

- соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

Обучающиесяполучит возможность научаться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту)-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативногомышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Определять последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изои следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Оснащение:

  1. Изделия декоративно-прикладного искусства

  2. Экранные пособия (комплект с фильмами и презентациями по предмету).

  3. Образцы работ (выполненные учителем и учащимися) по темам уроков.

Оборудование кабинета:

  • Доска металлическая трехстворчатая, экран.

  • Парты ученические.

  • Шкафы для хранения наглядных и дидактических пособий.

  • Технические средства обучения (мультимедийный проектор)




Тематическое планирование


№п.п


Тема урока


часы


Тип урока, формы и виды работ

Формы и методы контроля

сроки


примечание

1

Урок-экскурсия в осенний парк.

Модуль

1

Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

8/09

2

Входная контрольная работа

1

Тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; инструктаж о правилах работы с инструментами

Беседа, Практическая работа

15/09

3,4

«Осенний букет»

2

Рисунки волшебных цветов Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

22,29/09

5,6

Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы

Модуль

2

Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати .

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

6,13/10

7,8

«Золотая осень в нашем школьном дворе».

2

Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.

Изучение строения дерева. Живопись.

Жанр пейзажа.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

22,27/19


9

Натюрморт « Дары осени»

Модуль

1

Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

10,/11

10

«Золотые узоры хохломы».

1

Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

17/11

11

Рисуем фрукты и овощи.

1

Рисование по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция).

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

24/11

12

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

1

Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

01/12

13,14

«Рыжий кот».

Модуль

2

Анималистка. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации (копирование). Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

8,15/12

15

Полугодовая контрольная работа

1

. Тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; инструктаж о правилах работы с инструментами

Контрольная работа

22/12

16,17

«Веселый Дед Мороз».

2

Аппликация из цветной бумаги и других материалов. Новый год в жизни человека, в искусстве.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

18,19

Платки.

2

Декоративное рисование. Владение способом «Набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

20,21

« Зимний вечер в моём городе ». Модуль

2

Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

22

« Очень современная бабушка Яга…» Модуль

1

Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников иллюстраторов

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

23

Наброски с натуры фигуры человека. Модуль

1

Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

24

Русские богатыри.

1

Тематическое рисование+аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков и др. Патриотизма в истории в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

25,26

Старинный терем Модуль

2

Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники .

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

27,28

Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок».

2

Иллюстрации к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники: Васнецов, Билибин, Рачев, Врубель, и др. Книжная графика. Оформление книги.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

29

Натюрморт из 2-3 геометрических тел.

1

Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Материальность в рисунке. Конструкция. Жанр натюрморта.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

30,31

Натюрморт из фруктов, овощей. Модуль

2

Рисование с натуры. Карандаш. Линейное построение. Предметы и анализ их формы. Перспектива.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

32

Наброски модели домика с натуры.

1

Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

33

Буквица.

1

Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом.

Вспомогательная сетка, ее использование.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы


34

Портрет.

1

Рисунок. Живопись, рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

35

Итоговая контрольная работа

1

Тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; инструктаж о правилах работы с инструментами

Контрольная работа

итого

35


Список литературы

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.- М.: Дрофа, 2010г.

3. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.

4. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. - 128 с.

5. Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 136 с.

6. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.

7. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.

8. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.

9. ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 1/ С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012 10.ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 2 / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012 11.Электронное приложение к учебнику www,drofa.ru 12.ИСКУССТВО Изобразительное искусство. 5 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2012.


© 2010-2022