• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Исследовательская (курсовая) работа на тему Взаимосвязь культур древних славя и финно-угров

Исследовательская (курсовая) работа на тему Взаимосвязь культур древних славя и финно-угров

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ



Курсовая работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУР ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ФИННО-УГРОВ



Выполнила: Горлышкина Е.Е. учитель МХК и ИЗО МОУ «Гимназия №23»

Научный руководитель: Самсонова Т.В. проректор

по научно-методической работе,

к. п. н.



Саранск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.

Глава 1.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, МИР И КУЛЬТУРА

  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ 9 стр.

  2. МИР В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

И ФИННО - УГРОВ …………………………………………………..12 стр.

  1. КУЛЬТУРА СЛАВЯН И ФИННО - УГРОВ 14 стр.

Глава 2.

БЫТ СЛАВЯН И ФИННО - УГРОВ

  1. ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН 17 стр.

  2. ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ФИННО - УГРОВ 18 стр.

  3. ГОРОД 19 стр.

  4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ 21 стр.

Глава 3.

РЕЛИГИЯ

3.1 БОГИ И ПОКРОВИТЕЛИ СЛАВЯН…………………………..23 стр.

3.2 БОГИ И ПОКРОВИТЕЛИ ФИННО - УГРОВ…………………….24 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..30стр.

ИСТОЧНИКИ…………………………………………………………..31 стр.



ВВЕДЕНИЕ.

Мы имеем довольно разнообразные сведения и разносторонние сведения о первых веках нашей истории. Основным источником для изучения первого периода нашей истории является Начальная летопись. Она представляет сначала прерывистый, но, чем далее, тем все более последовательный рассказ о первых двух с половиной веках нашей истории. Труднейшую проблему, прежде всего, представляет история расселения славян и финно-угров на территории Восточной Европы. Ранее она решалась почти исключительно путем анализа летописной концепции, сложившейся к началу 12в. В древности наш край был заселен мордовскими племенами,
поэтому вся его древняя история связана с историей мордовского народа.

Областью, где в III тысячелетии до н. э. обитали древние предки финно-угров (мордва относятся к финно-угорским народам), были Урал и Прикамье.

Отсюда (с Урала и Прикамья) потоки древнего населения шли на север

и запад. Результатом этих вековых переселений было распространение древних финно-угров по лесной полосе европейской части вплоть до Восточной Прибалтики. Это распространение шло уже по территории, занятой другими племенами, которые оказали влияние на формирование финно-угорских племен.

Только в I тысячелетии до н. э. поволжское население финно-угорских племен по характеру своей культуры обособилось от уральско-камского. Началась самостоятельная история поволжских финно-угров, из которых уже в последующее время возникли отдельные группы племен, в том числе группы мордовских племен.

Древняя мордва занимала довольно обширную территорию, она селилась в бассейнах рек Цны, Мокши, Суры, занимала и значительную территорию Волго-Окского междуречья.

В письменных источниках мордва под названием «морденс» впервые упоминается у готского историка VI века Иордана. Значительно позже название «мордва» мы встречаем в русских летописях.

Однако мордовский народ сам себя не называл мордвой, он называет себя или «мокша» или «эрзя». Название «мордва» дано ей соседними племенами.

Происхождение названия «мордва» ученые связывают с мордовским словом «мирде» (муж). Соседние народы слышали, как мордовские воины или торговые люди обращались друг к другу словом «мирде» и приняли это как название народности. Отсюда русское слово «мирдва», «мордва» (аналогично: братва, литва и т. д.). Название племени, по-видимому, в большинстве случаев скорее возникало случайно, чем сознательно выбиралось; с течением времени часто случалось, что соседние племена давали племени имя, отличное от того, которым называло себя само племя, подобно тому, как немцам их первое историческое общее название «германцы» дали кельты.

Византийские писатели VI века делят славян на две группы. Западная часть славян так и обозначались как славяне (склавины, склавии). Кажется, к ним относили и балканских славян. Но, кроме того, византийские писатели VI-VII веков упоминают антов, которых они считали особой восточной группой славян. Анты обитали от низовьев Дуная, где с ними и сталкивались греки, на восток то ли до Днепра, то ли до Дона.

Сам термин "славяне " до сих пор удовлетворительно не объяснен. Возможно, он связан со " словом ", и так наши предки могли именовать себя в отличие от иных народов, речь которых они не понимали (немцы). С таким явлением мы встречаемся не только в славянском мире. Расшифровать это понятие невозможно при нашем состоянии знаний, но, очевидно, термин "славяне" возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. И только позже (V-VI вв.) утвердилось общее название " славяне " (словене).

Люди с древнейших времен стремились не только окружить себя необходимыми в быту предметами, но и украсить их. Чувство красоты

развивалось неотрывно от процесса труда, оно рождалось из потребности творчества, отражая эстетические идеалы и духовную культуру человека.

Решающее значение в исторических судьбах мордовского народа сыграло знакомство мордвы со славянскими племенами.

Оформившись в племенные объединения, восточнославянские и мордовские племена имели тесные культурно-экономические связи.

Так, в состав населения, существовавшего в XI - XII вв. на Оке «вятического феодального объединения» входили не только вятичи, но и

часть мордовских и мещерских племен. Не случайно в формах вятических украшений имеются элементы, которые исторически увязываются с мордовскими.

Сюда также относятся «вятические» ажурные перстни, связанные с муромскими и мордовскими ажурными перстнями. Племена, входящие в «вятическое феодальное объединение», оказывали взаимное влияние друг на друга.

Под влиянием славянских племен у мордвы получило дальнейшее развитие пашенное земледелие, развиваются ремесла и обмен. В свою очередь жилища восточных славян очень похожи на мордовские, своеобразная глиняная посуда, особые формы металлических изделий и другие особенности культуры вятичей и радимичей неизвестны другим славянским племенам - это, безусловно, результат влияния на них мордовско-муромских племен.

В IX-XIII веках проходит активный процесс славянизации Среднего Поволжья, в том числе и земель, заселенных мордвой, как путем мирного перехода крестьян, бежавших от феодального гнёта, так и путем насильственных захватов мордвы русскими князьями, стремившимися включить мордовские племена в свою феодально-хозяйственную систему. В IX-XI вв. среди мордовских поселений стали возникать и поселения славян.

«На Оку проникли не только русские вещи,- пишет академик Б. А. Рыбаков,- но и русские люди, так как находки русских древностей сделаны именно там, где позднее возникли русские города Рязань и Муром». Возникающие среди мордовских поселений славянские города (Муром основан в конце X - начале XI в., Рязань- в X веке) быстро превращались в центры ремесла и торговли.

Исследователи Старой Рязани пришли к выводу, что непосредственными предшественниками славян здесь были мордовские племена. Славянские погребения покрывают более древние мордовские могилы. На городищах Рязанской области также наблюдается смена прежней мордовской культуры славянской. О смешении мордовского и восточнославянского населения и взаимовлиянии их культур свидетельствуют и многочисленные этнографические материалы.

Само название «Рязань» - ославяненная форма эрзянского слова «Эрзянь».

Итак, образовавшиеся в первой половине I тысячелетия мордовские племена имели теснейшие контакты со своими соседями, и в первую очередь со славянскими племенами, эти связи оказывали прогрессивное взаимовлияние на экономическое и культурное развитие этих народов.

Территория, занимаемая мордвой в первом тысячелетии, не являлась глушью, она была связана со своими соседями, а через них с крупнейшими центрами этого времени.

В мордовских могильниках I-VII веков повсюду на востоке, на севере, на юго-западе и на западе в массовом количестве появляются изделия восточного и южного изготовления, встречается значительное количество вещей сарматского происхождения, говорящих об экономических связях мордвы с сарматами.

Особенно неспокойным временем была середина I тысячелетия н.э.

В VII-VIII вв. в Прикаспии складывалась хазарская держава, покорившая племена Причерноморья и Поволжья и оказавшая огромное влияние на все народы Восточной Европы.

Значительная часть мордвы оказалась под властью хазар.

Тяжелая дань, собиравшаяся хазарами с покоренных племен и народностей, в том числе и с мордвы, увод части мордовского населения в полон, вызывали у нее протесты, которые выражались как в восстаниях, так и в походах против хазар.

Мордве пришлось вести борьбу и с печенегами и с половцами, которые также грабили ее, захватывали пленных и продавали их на восточных рынках, а поселения предавали огню.

Распад хазарской державы совпал по времени с усилением Древнерусского (Киевского) государства. Походы киевского князя Святослава (964-966 гг.), направленные против хазарского владычества, привели к освобождению от хазарского ига ряда восточнославянских племен и некоторой части мордвы, жившей в юго-западной части современной территории Мордовской республики.

Со второй половины X века стали усиливаться волжские булгары,

которые захватили и северо-восточные районы расселения мордвы. Таким образом, часть мордовских племен попала под власть Волжской Булгарии.

Булгары наложили на покоренные народы, в том числе и на мордву, тяжелую дань, которую собирали медом, воском, пушниной.

В XI - начале XIII века волжские булгары совершали грабительские набеги и на восточных славян, разоряли села и города. Своими набегами булгары преграждали путь славянам к волжскому торговому пути. Стремясь овладеть Волгой и приостановить опустошительные набеги булгар, русские князья предприняли ряд походов на восток в Волжскую Булгарию. Наиболее крупные походы были совершены в 1120, 1164, 1172, 1186 годах. В начале XIII в. эти походы значительно участились.

Расположенные между сильными борющимися государственными объединениями, мордовские племена часто втягивались в эту борьбу.

Арабские историки свидетельствуют, что и мордва устраивала ответные походы; «на булгар и печенегов, будучи сильны и храбры, производят они

набеги».

Борьба русских князей против булгар часто проходила на территории мордовского народа. Эта борьба для народов Поволжья, в том числе и для мордвы, имела прогрессивное значение, ибо она освобождала их от разорительных набегов булгар и сближала с русским народом.

Мордва восприняла от русских плужное земледелие. Мордовские племена в связи с переходом к плужному земледелию расселялись по левому берегу Волги, осваивали черноземные земли.



ГЛАВА 1.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, МИР И КУЛЬТУРА.

1.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН И ФИННО - УГРОВ.

Вплоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о славянах и финно-уграх. И это не удивительно.

Прежде всего, восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.

До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают о славянах, но позже информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началом активной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились к византийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западные славяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же относились и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые считались особой, скорее всего восточной, группой славян.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь вначале н.э. Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борисфен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно

причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Наиболее развитыми и культурными среди восточнославянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в

результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов.

Самое главное из происхождения и расселения славян.

В настоящее время Восточная и Южная Европа заселена преимущественно славянскими народами. Однако в науке до сих пор нет определённого мнения относительно прародины славян и времени их появления в Европе. Отметим две наиболее распространённые точки зрения происхождения славян.

№1.

Согласно первой точке зрения, славяне - коренное (автохтонское) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

№2.

Согласно второй точке зрения, древнейшей прародиной славян является Центральная Европа, а конкретнее, район верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная на Карпаты, а оттуда в 6 - 7 вв. - на Днепр. В настоящее время эта точка зрения распространена в науке.

Славяне расселились по всей Восточно-Европейской равнине. В Восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами, жившими на её территории до появления славян, и расселились среди них. Расселение проходило мирно, так как плотность населения была низкая и земли хватало всем. А финно-угорские народы (коми, марийцы, мордва) до настоящего времени составляют значительную долю населения России.

Родина мордвы находится в Среднем Поволжье, в Окско-Сурско-Цнинском междуречье, территориально относя­щемся к Волго-Уральской историко-этнографической области.

Древние финно-угры в составе ураль­ской языковой общности известны с эпо­хи мезолита: территория их расселения простиралась от Зауралья до Восточной Прибалтики. В период неолита в Среднем Поволжье и Прикамье они были представ­лены племенами волосовской культуры, которые впоследствии сложились в носи­телей поздняковской и приказанской культур. На основе поздняковской куль­туры при взаимодействии с пришлым на­селением формируется дьяковская и Го­родецкая культуры. Прямыми преемни­ками дьяковских и Городецких племен являются волжские финно-угры: марий­цы, мордва, мурома, меря. В I тыс. до н.э. финно-волжская этнолингвистическая общность, втянутая в водоворот все нара­стающих процессов миграций и этничес­кой дифференциации, распадается на прибалтийско-финскую и волжско-финскую группы. Прибалтийские (западные) финны, постепенно продвигаясь дальше на запад и север, послужили основой для формирования впоследствии ряда этно­сов: эстонцев, финнов, карелов, вепсов и др. Волжско-финская группа осела главным

образом на волжском правобе­режье, а также по Оке, Клязьме и Верх­ней Волге и явилась основой для консо­лидации мордвы, марийцев, муромы, от­части удмуртов и др. С начала первого тысячелетия наметилось раздельное раз­витие мокшанских и эрзянских племен. Преимущественно на основе населения с различными вариантами городецкой культуры, испытавшего воздействие по­здних ананьинско-пьяноборских куль­турных черт, сформировались мордовс­ко-эрзянский и мордовско-мокшанский племенные союзы, сохранившие следы взаимосвязи с прибалтийско-финскими языками и прибалтийскими народами. Из племен, обитавших в верховьях Суры и Мокши, для которых с VI-VII вв. при захоронениях было характерно по­ложение умерших головой к югу, фор­мировалась мордва-мокша. В VII-VIII вв. часть промокшанеких племен под давле­нием с юга населения Хазарского кага­ната и продвижения булгар к Средней Волге переселилась в долины рек Цны, Вада и Средней Мокши. Мордва-эрзя, по мнению ряда исследователей, сложилась на основе древнемордовских племен Окско-Сурского междуречья (северной группы древней мордвы) с присущей им северной ориентировкой погребенных.

1.2 МИР В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ФИННО-УГРОВ.

Мир тогдашних славян состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.

У славян земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях. Это - реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или от южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.

Для славян был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний.

Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь только животными, на которых они охотились. Охотники, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.

Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи ("тучные", содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Неопознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана ("росы") привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, "утучнить» ее и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный.

Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли - солнце было

воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев

символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.

1.3 КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ФИННО-УГРОВ.

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с изображением львов, медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных художников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлических изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо. Так было и в Греции, где во времена Гомера

художники уже славились ваянием, но еще не умели отливать статуй в одну форму. Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.

Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям, наши предки мало успевали в зодчестве, требующем времени,

досуга, терпения, и не хотели строить себе прочных домов: не только в шестом веке, но и гораздо позже обитали в шалашах, которые едва укрывали их от непогод и дождя.

Славянские города были ни чем иным, как собранием хижин, окруженных забором или земляным валом. Там возвышались храмы идолов, не такие великолепные здания, какими гордились Египет, Греция и Рим, но большие деревянные кровы. Не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием, так называемых изящных искусств. Первая нужда людей есть пища и кров, вторая - удовольствие, и самые дикие народы ищут его в музыке, в согласии звуков, веселящих душу и услаждающих слух. Предки брали с собой в путь не оружие, а кифары или гусли. Волынка, гудок и дудка также были известны нашим предкам. Не только в мирное время, но и в своих набегах , в виду многочисленных врагов, славяне веселились, пели и забывали опасность. По нынешним народным можем судить о древней пляске славян, которою они торжествовали священные обряды язычества и всякие приятные случаи: она состоит в том, чтобы, в сильном напряжении мышцей, взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых.

Народные игры и потехи: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы.

В дополнение этому можно заметить, что славяне, еще не зная грамоты, имели некоторые сведения в арифметике, в хронологии. Домоводство, война, торговля приучили их к многосложному счислению; имя тьма, знаменующее 10000, - древнее славянское.

Большим разнообразием отличались славянские обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:

  1. Праздник первых ростков - 2 мая.

  2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.

  3. Ярилин день - 4 июня.

  4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.

  5. Праздник Купала - 24 июня.

  6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.

  7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.

  8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.

  9. Праздник Перуна - 20 июля.

10.Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.

11."Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.









ГЛАВА 2.

БЫТ СЛАВЯН И ФИННО-УГРОВ.

2.1 ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

Основным занятием древних славян было земледелие. Человек в те времена отожествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней. Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные. Это объяснялось и более плодородными почвами на юге, и древними земледельческими традициями, шедшими еще от скифской поры, давними связями с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами,

В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

2.2 ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ФИННО - УГРОВ.

Одним из основных хозяйственных занятий мордвы на новых землях было земледелие. «Мордва, - писал путеше­ственник XVIII в. Н.Рычков, - суть та­кой народ, которому по справедливости должно приписать имя превосходных земледельцев: ибо вся жизнь их прохо­дит в неутомимых трудах, и источник богатства и изобилия есть ни что иное, как только земля, руками их обрабо­танная». Мордовские крестьяне, как и на прежней родине, возделывали рожь (м., э. розъ), овес (м., э. пинем), ячмень (м., э. ту ж), горох (м. снав, э. кснав), просо (м. сура, э. суро), коноплю (м. каньф, э. кансть), отчас­ти лен (м. лъяназ, э. лияназ). Больше сеяли яровую пшени­цу, благо земля была удобной. Сеяли вручную: сеяльщик брал в руку горсть семян и разбрасывал их по пашне. Наиболее распространенны­ми орудиями обработки по­чвы были соха (м., э. сока), сабан, деревянная борона (м. инзама, э. изамо). Хлеба убирали в основном серпами (м., э. тарваз) и вязали в сно­пы (м. пульфт, э. пулт), которые после высыхания клали в копны-одонья или скирды. Молотьбу хлеба производили на токах (м. тинголанга, э. тинге), глав­ным образом цепами (м. тяляма, э. пив-сэма). При зимней молотьбе хлеба под­сушивали в шишах (безьямных и ямных) и овинах. Риги, очевидно заимствован­ные у русских, встречались лишь у за­житочных крестьян. Для очистки зерна применялись лопата (м. шуфтонь кай­ме, э. чувтонь койме) и решето (м. сиф-тема, э. сувтеме). Веялки были у состо­ятельных хозяев. Размол зерна произво­дился ручными и водяными мельницами. В д. Новая Кажаева (Максимовка) Беле-беевского уезда на 129 дворов в 70-е годы XIX в. было 8 водяных мельниц. По 2 мельницы имели крестьяне деревень Курмазы (71 двор, 471 житель) и Новые Сулли (86 дворов, 656 жителей) того же уезда. Водяные мельницы были также в деревнях Кармаскалы (на речке Асаве) Стерлитамакского уезда, Ново-Спасское (Башинды-Осташково) Мензелинского уезда. Вероятно, были и ветряные мель­ницы, но о них сведений у нас нет.

2.3 ГОРОД.

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров с водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные ремесленниками определенной специальности, - слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших путей того времени был великий водный торговый путь "из варяг в греки", связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). От Царьграда возможно было дойти до Рима, а от Рима - в море Варяжское. Наиболее развитые земли славянского мира Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории было уже несколько больших городов. Точные даты их основания неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи уже значительное число лет. Среди них Киев (летописное свидетельство о его основании восходит к концу V - VI вв.), Новгород, Чернигов, Переславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, уже в 1Хв. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Мордва расселялась неравномерно, что обусловлено не столько физико-географическими осо­бенностями края, сколько исторически­ми и социально-экономическими факто­рами. Вотчинники-башкиры в XIX в. предоставляли пришлому населению не самые удобные земли. Поселения морд­вы располагались при реках, ручьях, ключах (речной и приречный типы за­селения); нередко встречались села и деревни на краях оврагов, пологом дни­ще, склонах, отвертках крупных балок. «В балках ближе до воды и там охотнее селятся». В. Даль. Водораздельный тип заселения, для которого характерно рас­положение селений на лесных полянах, возвышенных местах, получил распрос­транение на рубеже XIX-XX вв.

Традиционными поселениями мордвы были деревни (веленя, веле) и села (веле). Встречались также выселки, хутора, но сравнительно редко. По пла­нировке они были не единооб­разными. Наиболее ранней их формой была беспорядоч­ная: «В старину мордовские избы отличались от русских большей разбросанностью, строились безо всякого поряд­ка, как попало…». Довольно широко бытовала и рядовая форма, при которой постройки вытягивались в ряд и фасадами выходили в одну сторону, обычно на реку, овраг, озеро. Позднее преоб­ладающей формой стала уличная: «Улицы в мордовских селениях… большей частью неправильны и узки».

«Современное жилище мордвина представляет результат его сожитель­ства с русским народом и мало чем отли­чается от жилища последнего». Традиционное жилище мордвы (куд, кудо) было одно-, двух- и трех камерным, преобладали, однако, последние. Двух­камерная постройка представляла собой жилую избу с холодными сенями. Трехкамерная известна

в нескольких вариан­тах: изба-сени-клеть, изба-сени-изба, изба-изба-сени и др. Зажиточные крес­тьяне строили пятистенные дома.

Основным строительным материалом служило дерево, хотя кое-где на юге встречались глинобитные, саманные и плетневые постройки. У мордвы-мокши нередко встречались избы без фундамен­та, в которых устраивался земляной или глинобитный пол. Дома ставили также на деревянный столбчатый фундамент низкой (20-40 см) подклетью. Деревян­ные полы появились сравнительно по­здно. Высота жилых построек достига­ла 2-2,4 м. Традиционными кровельны­ми материалами были тес, дрань, кора, солома. Внутреннее убранство жилища почти не отличалось от убранства домов русского населения края: печь ставилась в одном из углов около двери, челом об­ращена к окнам передней стены; крас­ный угол - против двери по диагонали от печи. В прошлом мебель в жилищах состояла из лавки вдоль стены, стола и нар. Дома отапливались главным обра­зом глинобитной печью, которая стави­лась на невысокий деревянный опечек.

2.4 ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

Во главе восточнославянских и финно-угорских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Их окружала бывшая родовая верхушка - "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.

При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация - дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).














ГЛАВА 3.

РЕЛИГИЯ.

3.1 БОГИ И ПОКРОВИТЕЛИ СЛАВЯН.

Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог, Семаргл); бог огненной стихии, творец. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога происходит от ведического "svargas" - небо; так же в этом слове представлен и корень "var" -горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы

Славянским громовержцем был Перун. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый".

Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Даждьбог -бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от слова "дождь" (как иногда ошибочно думают), оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Часто употребляемая фраза "дай бог" служит отражением древнего имени Даждьбога.

Ярила - сын (и\или ипостась) Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила, был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви.

Хоре - воплощает в себе движущееся по небу светило (Имя "хоре", имеющее индоиранские корни, означает "солнце", "круг"). Это очень древнее существо, представлявшееся просто золотым диском.

Семаргл - бог огня и огненных стихий, посредник между людьми и небесными богами.

Стрибог является верховным царем ветров.

Во многом схожа с Белесом, Марена - богиня Зимы, мира мертвых и плодородия земли.

К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого

Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая.

Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи.

Дворовый и Банник. Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой.

Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен.

Луговик. Дух лугов, народным представлением, рисуемый как маленький зеленый человечек в одежде из травы, который помогает косить травы во время сенокоса.

Леший, который жил в лесу и всем там заправлял.

Водяной - водный мифический обитатель рек, озер и ручьев.

3.2 БОГИ И ПОКРОВИТЕЛИ ФИННО - УГРОВ.

Мордва веровали в единого верховного бога, от которого зависит весь видимый и невидимый мир. Эрдзяды, терюхане и каратаи называют его Пас, или Чам-Пас (верховный бог), - мокшане - Шкай.

Вот такие понятия имела Мордва об этом высшем существе: он не имеет ни начала, не будет иметь и конца; видеть его нельзя не только людям, но и богам, подчиненным ему; он живет на небе, а как он живет, того никто знать не может; он господствует и на земле; и земля, и небо, и светила

небесные, и боги (бесплотные добрые духи), и люди, и животные, и самые злые духи, все от него имеют свое начало; он творец всего видимого и невидимого мира, промыслитель, управляющий всем посредством подчиненных богов и богинь. Чам-Пас любит свои создания, и от него происходит одно только добро, но, чтобы люди не забывались, он попустил Шайтану сотворить злых духов и посадил их в болотах и омутах. Если человек сделает что-нибудь противное Чам-Пасу, он дозволяет злому духу сделать вред тому человеку, но когда человек обратится к нему с мольбой избавить его от зла, он запрещает злому духу и велит ему сидеть в воде. Но одной частной молитвы недостаточно для умилостивления разгневанного верховного бога: необходимы общественные и домашние моления подчиненным ему божествам, а еще необходимее добрая жизнь.

Обыкновенная молитва к верховному богу у мокшан коротка: "Шкай! оцю Шкай, верду Шкай, ванымыст! Боже, верховный боже, начальный боже, помилуй нас!" Эрдзяды и терюхане обращаются к нему с молитвой: "Чам-пас, вел Пас, помилуй нас!", то есть: "верховный боже, боже мира (в смысле общества), помилуй нас!" К этому верховному богу Мордва обращалась в начале каждой молитвы, к какому бы божеству она ни относилась. Но самому Чам-Пасу ни особых праздников, ни особых жертвоприношений не отправлялось.

Кроме единого вечного бога, Мордва признаёт созданных им добрых и злых духов. По их понятиям, эти духи, как и люди, плодятся, и их в мире множество. Везде, на всяком месте, невидимо присутствует какое-нибудь божество, исполняющее повеление верховного бога или назначенное им для управления какой-либо части вселенной. Этому одинаково веровали все племена мордовские, но верования эрзян и мокшан, относившиеся до богов второстепенных и до участия каждого из них в управлении миром, различны.

После того Чам-Пас сотворил богиню Анге-Патяй (слово в слово: мать-богиня). Она источник жизни, чадородия и плодородия земли. Таким образом, непосредственно от верховного Чам-Паса произошли только два

божества: доброе - Анге-Патяй и злое - Шайтан. Эти два божества равносильны. Если Шайтан не может равняться могуществом с сотворившим его Чам-Пасом и потому не ведет с ним прямой борьбы, то он вечно противодействует доброй Анге-Патяй, которая сама, и через произведенных ею богов и богинь, ведет постоянную борьбу со злым началом, охраняя жизнь и благоденствие всякого создания.

Анге-Патяй родила четырех богов и четырех богинь.

Старший сын её, Нишки-Пас, бог неба, солнца, огня и света. Он же главный покровитель пчел. У него в небе есть множество домов, в которых живут души добрых людей. Как пчелы вьются вокруг матки, так души добрых людей вьются вокруг Нишки-Паса. Поэтому он и называется Нишки-Пас (нишки или нишке по-мордовски значит пчельник). Он еще называется Шиза-Пас, или Ши-Пас, то есть солнце-бог. Ему, как первенцу богини Анге-Патяй, присваивается именование сына божия, Иниче-Пас.

Второй сын матери богов Анге-Патяй был Свет-Верешки-Велен-Пас, обладатель земли и устроитель человеческих обществ (велен, сокращенно вел - мир, в смысле общества), которые устроены по подобию небесного пчельника его брата Нишки-Паса. Отсюда и название его Верешки (верь-нишки земной, - собственно лесной, пчельник).

Третий сын верховной богини - Назаром-Пас, бог зимы, ночи, луны. Он принимает в свое царство (назаром-нишки-темный пчельник) души всех умирающих: хороших, добрых отсылает к старшему своему брату Нишки-Пасу, а дурных, злых прогоняет в области Шайтана.

Четвертый сын матери богов Волцы-Пас - есть высший бог всего живого, кроме человека. Он покровительствует людям при звериной охоте, при стрелянии птиц, при рыболовстве.

Из рожденных матерью богов богинь (Патяй) старшая называлась Нишкинде-Тевтярь (сестра Нишки-Паса, слово в слово: "девка Нишки"). Она также имеет свой пчельник (нишке) на земле, это пчельник настоящих пчел; она покровительница пчеловодства, которое исстари составляло любимое занятие Мордвы. Нишкинде-Тевтярь вместе с тем и богиня

судьбы. Когда родится человек, её мать Анге-Патяй приказывает ей составить судьбу новорожденного. Эта богиня родила сына Пургине-Паса, который также называется Мел-казо (Верги-Мучки-Мельказо, то есть на землю сходящий дух сына Громова). Этому Мельказо, как скажем впоследствии, особенно веровал последний мордовский пророк, будто бы принимавший его внушения, Кузька-бог, явившийся между терюханами в 1808 году.

Вторая дочь матери богов - Наррова-Апаручи, богиня земледелия, родила Мастыр-Паса (земля-бог), сидящего внутри земли и дающего ей силу произращать все растения, особенно же хлеб и огородные овощи.

Третья дочь верховной богини - Пакся-Патяй, покровительница полей, лугов и огородов, родила бога Вед-Паса (вода-бог) или Вед-Мастыр-Паса (воды на земле текущей бог), управляющего морями, реками, озерами, родниками и колодцами.

Четвертая дочь матери богов - Верья-Патяй, богиня лесов, рощ и деревьев. Её сын Варма-Пас, бог ветра и воздуха.

Народив этих детей, Анге-Патяй пожелала как можно скорее наполнить весь мир добрыми божествами, чтобы, не говоря уже о людях, при каждом деревце, при каждой травке, при каждой былинке присутствовал добрый дух, который бы охранял создания Чам-Паса от козней Шайтана. Она обратилась с просьбой об этом к отцу своему и верховному миродержателю. Чам-Пас дал ей огниво, а сын её, Нишки-Пас, принес ей кремней. Анге-Патяй стада ударять огниво о кремень, и сколько при этом вышло искр, столько явилось добрых духов озаисов. Шайтан увидал, что делает Анге-Патяй, взял из земли два кремня (огнива ему негде было взять, ибо оно матерью богов было получено с неба от самого Чам-Паса) и также стал высекать из них огонь. Сколько вылетело искр, столько произошло и злых духов. И до сих пор Анге-Патяй и Шайтан высекают огонь, и оттого с каждым днем умножаются как добрые, так и злые духи, сообразно тому, как размножаются люди, животные и растения.

Таким образом, главные божества мордовские были следующие:

1) Чам-Пас, 2) Анге-Патяй, дочь его, мать богов; 3) Нишки-Пас, 4) Свет-Верешки-Велен-Пас, 5) Волцы-Пас, 6) Назаром-Пас, 7) Нишкинде-Тевтярь, 8) Наррова-Апаручи, 9) Пакся-Патяй, 10) Верья-Патяй, 11) Пургине-Пас, 12) Мастыр-Пас, 13) Вед-Мастыр-Пас и 14) Варма-Пас.

Кроме этих божеств, от высекания богиней Анге-Патяй огня из кремней, посредством небесного огнива, произошло неисчислимое множество добрых духов, которые вообще назывались у эрдзядов и терюхан oзаис, у мокшан озкс. Этими же словами означали и праздники, отправляемые в честь того или другого божества.

Сверх того Мордва поклонялась предкам - атят. Умершие люди, поселившиеся в «небесном пчельнике» Нишки-Паса, заботясь каждый о своем роде и помогая своим потомкам во всех нуждах и в хороших делах, воздерживают их от дурных и предостерегают, в случае надобности, то сонными видениями, то иными предвещаниями. Отсюда произошли разные приметы, которых у Мордвы едва ли не больше, чем у русских. Предкам молились и приносили жертвы, как в домах, так и на кладбищах.

У Мордвы есть сказание и о грехопадении людей, в общих чертах сходное со сказанием чувашским и, что замечательнее всего, совпадающее несколько с христианскими верованиями о смерти Спасителя.

Вследствие сближения Мордвы с христианами, на мордовскую веру еще в очень давние времена христианство имело большое влияние. Язычники стали признавать некоторых из христианских святых. Таким образом, особенно уважаемый русским народом, Николай Чудотворец издавна сделался предметом почитания не только Мордвы и других инородцев финского племени: чунага, черемис, вотяков, самоедов и пр., но и татарского племени. Его уважают даже магометане. У эрдзядов и терюхан он даже явился в числе Пасов и называется Никола-Пас. Известно, что православная церковь празднует память Николая Чудотворца 9-го мая и 6-го декабря. В эти самые дни и Мордва празднует Никола-Пасу, совершая особые

жертвоприношения. Она отожествляет Николая Чудотворца с двумя древними своими Пасами: весною с Мастыр-Пасом, богом, дающим земле силу растительности, а зимой с Назаром-Пасом, богом зимы, ночи и луны. Таких отожествлений мордовских божеств с православными святыми много.

Совершенно несправедливо некрещеную Мордву называют идолопоклонниками. Никогда не имела она ни идолов, ни каких других изображений божества. Правда, она почитала священные деревья, под которыми приносила жертвы, но никогда не признавала их божествами; она обращалась иногда с моленьями к солнцу и луне, но всегда считала их созданиями Божьими.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Культура древних славян и финно-угров отличалась разнообразием и глубокой осмысленностью. Многое из того, что было подмечено нашими древними предками до сих пор остается ценным в современной культуре. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках России. Вся христианская культура была в значительной степени переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян и финно-угров.

Мордва с древнейших времен связала свою судьбу с великим русским народом. Уже со второй половины I тысячелетия н. э. начался процесс заселения мордовских земель славянским населением. Совместное проживание и трудовое сотрудничество по усвоению природных богатств края оказали благотворное влияние на развитие хозяйства и культуры не только аборигенов, но и поселенцев. Русская культура глубоко проникла в быт мордвы.

Важнейшим событием в жизни мордовского народа явилось вхождение в конце 15 в. в состав единого Российского государства. Оно определило дальнейшие пути его социально-экономического, политического и культурного развития.



ИСТОЧНИКИ:

  1. Вихляев В.И. «Древняя мордва» Саранск, Центр ИСИ МГУ им. Огарева, 2007.

  2. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.» М.,1982.

  3. Седов В.В. «Происхождение и ранняя история славян». М.,1979.

  4. Соловьев С.М. «Сочинения: В 18 кн. Кн.1». М. «Мысль», 1988.

  5. Третьяков П.Н. «У истоков древнерусской народ­ности» Л.,1970.

  6. Щавелева Н.И. «Происхождение и ранняя история славянских

Народов». Преподавание истории в школе. 1990. N1.

6) Юшкин Ю.Ф. МОРДОВИЯ. Народное искусство. Саранск.

7) «История России с древнейших времен до конца XX века». Москва, 1996

8) «Календарные обычаи и обряды». Атеистические чтения. 1988 №17

9) «Энциклопедия славянской мифологии», изд. «Астрель», 1996.

10) pagandom.ru

11) dic.academic.ru

12) admw.ru

13) otherreferats.allbest.ru

14) refak.ru

15) oldslav.chat.ru

16) erzan.ru

17) emc.komi.com

18) slavyanskaya-kultura.ru


4


© 2010-2022