Статья обобщение опыта работы Бесконечная история

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ»

Зимний вечер. За окном тихо падает снег.

Школьные уроки давно закончились. Шумная школа опустела и отдыхает в тишине.

Я сижу за своим стареньким учительским столом, который помнит много удивительных историй про учителей, про школьников, про родителей.

Я перевернула последнюю страницу журнала, выставила последние оценки, кивнула дереву, прислонившемуся к окну, и вспомнила о предстоящей выставке.

На краешке маленького бордового стола тихонечко лежит стопка рисунков. Краска уже высохла, но запах гуаши и акварели еще витает над полками и книгами. Чем не волшебный запах созидания?

Мне предстоит сегодня выбрать лучшие работы, чтобы строгое жюри оценило мастерство и детское творчество, а зрители посмотрели на рисунки и почувствовали сопричастность к нашим мыслям.

Стопка рисунков довольно большая, и я перелистываю, перебираю работы, а некоторые укладываю на пол.

Подготовка к выставке - это всегда подведение итогов, осмысление успехов и поражений. Это всегда - своеобразный отчет перед собой и окружающими, насколько ты состоятелен в этой профессии, в этом виде деятельности.

Вот передо мной дивный портрет… кота. На бумаге: усы, острые уши, белая манишка и совершенно ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ глаза. ( У девочки, которая рисовала этот портрет, всегда серьезное и сосредоточенное лицо.) А краски на листе яркие, солнечные, радостные. Значит, и у девочки было теплое и праздничное настроение.

Я очень люблю такие работы, где смелые краски, яркие образы, где нет «зажима» и оглядки на красивость.

Именно этому я хочу научить всех: не бояться, рисовать и отображать свое настроение, свое видение этого мира. Мне не нужна «красивая» картинка, мне нужен «говорящий» образ и настроение. Сколько раз мне приходилось слышать: « Не могу. Не получится. Не умею рисовать.» - «А ты и не должен УМЕТЬ. Ты должен ХОТЕТЬ, а я тебя научу работать с красками,» - отвечаю я в таких случаях.

На следующем бумажном листочке нарисовано простое, невысокое дерево. Все обычно: голые ветки под шапками голубого снега, тихие мягкие сугробы вокруг, Но когда смотришь на этот сдержанный рисунок, ты чувствуешь такую необъятную, светлую грусть, такой вселенский покой и умиление, что кажется, ты знаешь, какие сны снятся этому озябшему дереву.

Я смотрю на рисунок и думаю, что цель моей работы достигнута. В картине есть авторское самовыражение, есть передача душевного состояния. А у зрителя - эмоциональный отклик, сопереживание. И поражаешься: как у таких веселых, шумных и бесшабашных детей получаются такие пронзительные грустные картины.

У меня в руке - нож для бумаги, рядом - листы белого картона для паспорту. Я делаю аккуратные рамочки для живописных работ. Они сразу же обретают законченность, некую строгость и отстраненность. Я пишу внизу бумажной рамки имена и названия рисунков. И чувствую, что я прикасаюсь к великому таинству человеческого общения. Через краски, через сочетания цветов, через движения маленький (или большой) человек рассказывает, что он сейчас чувствует. У меня, поистине, творческая, интересная, работа.

Но работы попадаются разные… Вот передо мной очень аккуратная, «правильная», «причесанная» композиция. Соблюдены все правила: первый и второй планы прорисованы мастерски, все детали разработаны, все элементы продуманы… Красиво, но скучно. Наверное, я придираюсь. Эта картина очень понравится жюри, все будут восхищаться мастерством и прилежанием. А у меня нет отклика на этот рисунок, посмотрел - прошел мимо.

Я все-таки сделаю рамку и отправлю ее на конкурс. А для себя я решаю, что нужно еще много работать с этим ребенком, чтобы появилась та внутренняя свобода, которая помогает выплеснуть на бумагу то, что накопилось внутри. Только тогда искусство приносит истинную радость и художнику, и зрителю, только тогда оно перестает быть просто ремеслом.

Следующий рисунок завораживает своим действием. Есть в нашей школе мальчик, который рисует только черно-белые картины. Вот и теперь: высокие люди в черно-белых фраках, строгие женщины в корсетах, рядом ажурные подсвечники или канделябры. Все очень графично и напряженно. Хочется всмотреться в их лица, проследить за их позами и движениями. Люди, словно, на сцене. Представление начинается! Мальчик словно пишет рассказ, а не картину. Наверное, мы устроим в ближайшее время персональную выставку этого художника, но обязательно с литературными заставками. Классный руководитель говорит, что он пишет стихи и рассказы удивительной красоты.

Что ж, рисунков еще много, а мне пора домой. Завтра оформлять работы мне помогут дети. В светлом утреннем «завтра» снова будут уроки изобразительного искусства. Снова будут испачканные краской пальцы и рукава, и опять торопливый Репин (какая «художественная фамилия!) разрисует шесть листов бумаги за урок, а чувствительный мальчик Илья будет чуть не плакать от того, что не получается глаз у дракона. А значит, снова будут открытия, снова будут победы, снова будет желание поделиться мыслями, радостями и огорчениями с другими. А я буду рядом: помогать, советовать, учить, утешать, уговаривать, подсказывать, убеждать, воспитывать, показывать, со-чувствовать, со-переживать, со-трудничать… Человеческое общение. Без него нет и не может быть искусства живописи!

Да здравствуют художники! Они умеют, хотят и могут изменять окружающий мир, щедро общаясь с ним, делая его более правдивым, добрым и прекрасным. Они своим творчеством говорят: «Посмотри, как прекрасен мир, в котором ты живешь! Давай удивляться вместе»…

Пора домой…

Я прогуляюсь по заснеженным улицам, подышу морозным воздухом и придумаю сюжет для собственной картины. Может быть, она будет о…

Статья обобщение опыта работы Бесконечная история



Статья обобщение опыта работы Бесконечная история

Елагин Данил, 10 лет

«Разговор»

Каржавина Анастасия, 10 лет

«Кот»

Статья обобщение опыта работы Бесконечная история

Статья обобщение опыта работы Бесконечная история

Корзилова Анастасия, 13 лет

«Пленер»

Швецов Никита, 11 лет

«Натюрморт»

Статья обобщение опыта работы Бесконечная история

Статья обобщение опыта работы Бесконечная история

Климова Вера 10 лет

«Ужин при свечах»

Корзилова Настя

«В зоопарке»


© 2010-2022