Творческий проект МОЯ МАЛАЯ РОДИНА СЕЛО ВЕРХНИЕ ШИПКИ

Творческий проект "Моя малая родина село Верхние шипки" является продуктом изучения истории родного края.Проект "моя малая родина село Верхние Шипки" рассчитана на 1 год и будет реализовываться на базе одного класса МБОУ "Верхнешипкинская СОШ" заинского района Республики Татарстан. Цель проекта: создать условия для личностного роста каждого ребёнка и преобретения им социально-значимых знаний через активное включение в краеведческую работу.   Задачи: 1.                                  Разработать совместно с учащимися маршрут однодневной краеведческой экспедиции; 2.                                  Создать  дневник  краеведческой работы класса; 3.                 Привлекать родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместных праздников, походов и т. д.        
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»



Творческий проект «Проектная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы общеобразовательной организации»








МОЯ МАЛАЯ РОДИНА СЕЛО ВЕРХНИЕ ШИПКИ








Автор: Закирова Венера Саитовна

учитель МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»

Заинского района РТ



2015 год

Оглавление


Пояснительная записка

Актуальность проекта

Цели и задачи проекта

Содержание воспитательного процесса

Описание прогнозируемого результата

Формы и методы реализации проекта

Кадровое обеспечение проекта

Литература






























Краеведение - это начало

нашего национального самосознания.

Если мы возродим краеведение, то сделаем

наше национальное сознание неумирающим.

Из выступления А.И.Солженицына

3 сентября 1996 года в г. Калязине

на встрече с краеведами.


Пояснительная записка.

Задача современного педагога - воспитание в детях любви к Родине на лучших образцах духовных ценностей и традиций. Что ближе всего ребёнку, какие примеры надо взять за основу? Он живёт в населённом пункте, а знает ли его историю? У него есть бабушки и дедушки, а что ему известно про историю своей семьи? История семьи, малой родины - эта история отражается в истории страны. Ребёнок - маленький листочек на огромном дереве под названием Родина. И всё, что он делает доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год, два, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Человеку нужно знать свои корни, тогда легче будет почувствовать назначение и смысл жизни.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определяют приоритетные направления образования и воспитания, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.

Патриотизм - это любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству. Выбирая, как классный руководитель, направление деятельности по воспитанию классного коллектива, остановилась на одной из составляющих патриотизма - любви к малой родине.

Актуальность данного выбора подтверждают и результаты мониторинга среди учащихся класса.

Изучение истории родного края является важнейшей мотивацией всей последующей деятельности ученика. Краеведение содержит значительный потенциал для развития интеллектуальных качеств и умений, творческого мышления и способностей учащихся. Во время туристско-краеведческих походов и экспедиций ребята вовлекаются в исследовательскую деятельность, развиваются их коммуникативные навыки и навыки социального общения.

Теодор Рузвельт сказал: «Счастлив тот человек, который может заниматься любимым делом». Мне самой очень нравится ходить в походы, участвовать в спортивных соревнованиях, открывать неизвестные для себя страницы истории. Думаю, что накопленный опыт и знания помогут мне в реализации данной воспитательной программы.

Проект « Моя малая родина» рассчитана на 1 год и будет реализовываться на базе одного класса МБОУ «Верхнешипкинская СОШ» Заинского района Республики Татарстан.
















Актуальность проекта

Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать культурного, нравственного, здорового во всех отношениях человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества? Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, учителя сельской школы.

В 2013-2014 учебном году я стала классным руководителем 5 класса. В классе было проведено анкетирование обучающихся с целью выяснения их отношения к прошлому семьи, к истории своего края, к самому себе. Результаты проведенного анкетирования показали, что у обучающихся недостаточно знаний об историческом прошлом школы, посёлка и даже своей семьи. Записать фамилию, имя, отчество бабушки и дедушки полностью смог только один человек, а прабабушек - никто. На вопрос о том, сколько лет школе и почему село называется Верхние Шипки, ответить не сумели все.

Проблема, несомненно, заслуживает пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне поселка, самих детей. Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом земли Верхнешипкинской, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой родины в его жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что учащиеся не всегда активны и инициативны в общественно-полезной деятельности, обладают слабыми организаторскими и коммуникативными навыками. Разрабатывая программу работы с классным коллективом, я предполагаю решить некоторые из этих проблем. Особое внимание в программе обращено на формирование творчески развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления.


Цель:

создать условия для личностного роста каждого ребёнка и приобретения им социально-значимых знаний через активное включение в краеведческую работу.


Задачи:

  • Разработать совместно с администрацией Верхнешипкинской средней общеобразовательной школы темы необходимых социально значимых проектов;

  • Изучить возможные маршруты для исследовательских краеведческих экспедиций с Советом ветеранов и сельской библиотекой;

  • Способствовать воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края;


  • Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива, сохранению и укреплению здоровья школьников;

  • Изучить интересы и запросы учащихся для организации мероприятий, развивающих творческие способности детей;

  • Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию детей.

Содержание воспитательного процесса.


1 этап

«Краевед-любитель»

Цель:

Развитие познавательного интереса у учащихся через их участие в однодневных краеведческих экспедициях

Задачи:

  1. Разработать совместно с учащимися маршрут однодневной краеведческой экспедиции;

  2. Создать дневник краеведческой работы класса;

  3. Привлекать родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместных праздников, походов и т. д.

Календарный план реализации программы.

Основные направления

Мероприятия по их решению

Сроки

1.Привитие навыков здорового образа жизни

1.Проведение Дня здоровья

2. Проведение соревнований «Лыжня зовёт», «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол».

В течение года


2.Воспитание любви к Родине через любовь к своему краю

1.Организация краеведческой экспедиции на речку Зай. Цель: изучение водных объектов Верхнешипкинского сельского поселения (фауна, качество воды, топонимика)

2.Участие в районных и областных конкурсах, викторинах краеведческой тематики.

3.Организация встреч с интересными людьми села Верхние Шипки. Тема: история создания села Верхние.

В течение года

Согласно плану ОО и ДДТ

В течение года

3.Привлечение
родителей к

активному участию в жизни класса через организацию совместных дел


  1. Создание презентаций "Профессии моих родителей"

  2. Празднование Дня матери.

  3. Организация выставки "Руками мамы", выставки детских рисунков "Портрет моей мамы".

  4. Организация классных праздников.

  5. Организация экскурсий в Заинский краеведческий музей. Тема: Первоначальное заселение района различными племенами.

В течение года

Ноябрь,

март

В течение года

В течение года.

4.Воспитание правильного понимания истинных

человеческих

ценностей, умения

видеть красоту и

создавать её;


  1. Принять участие в Семейных чтениях ( базовая школа). Тема: «Моя родословная»

  2. Принять участие в Кирилло - Мефодиевских общеобразовательных чтениях. Тема: «Рассказы о святых Заинской земли»

  3. Помогать в проведении концертов для ветеранов и пожилых людей.

Согласно плану 00 и базовой школы

Согласно плану 00

май

5. Развитие
способностей,
которые позволяют
уверенно себя

чувствовать, решать
проблемы, общаться
с людьми,

организовывать их, достигать

эффективности и продуктивности в деятельности;

1.Участие в общешкольном Волонтерском движении по организации помощи ветеранам и пожилым людям.

2.Оформление результатов краеведческой экспедиции «Водные объекты Верхнешипкинского сельского поселения».

3.Выступление с собранным краеведческим материалом в общешкольной линейке.

В течение года


В течение года


Согласно плану 00 и базовой школы

б. Способствовать

воспитанию

гражданско-

патриотических

качеств через

туристско-

краеведческую

работу;


  1. Участие в конкурсах.


  1. Участие в работе военно-патриотического клуба «Ялкын»

Согласно плану координаторов


Летние каникулы

2 этап

«Отряд юных исследователей»

Цель:

Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребёнка через совместную краеведческую исследовательскую работу.


Задачи:

  1. Использовать возможности социального партнёрства (поселковая библиотека, Совет ветеранов, администрация Верхнешипкинского сельского поселения) для развития коммуникативных навыков учащихся;

  2. способствовать освоению новых форм поиска, обработки и анализа информации при реализации социального проекта «Дети войны» и «Герои Советского Союз»;

  3. развивать интеллектуальные способности учащихся (умение вести полевой дневник экспедиции, умение брать интервью…) во время исследовательской краеведческой экспедиции;

  4. использовать усложнение маршрутов и способов движения (пешком, велосипеды, водные переправы…) для развития физических возможностей детей.


Календарный план реализации программы.


Основные направления


Мероприятия по их решению


Сроки

1.Воспитание любви к Родине через любовь к своему краю.


1.Организация однодневной краеведческой экспедиции по Заинскому району. Тема: «Герои Советского Союза»

2.Систематизация и оформление собранного во время краеведческой экспедиции материала.

3.Организация встреч с интересными людьми села Верхние Шипки. Тема «Дети войны»

4.Оформление исследовательских работ по результатам краеведческой экспедиции. 5.Участие в работе школьного проекта «Здоровье», клуба «Ялкын»


Осень

В течение учебного года

В течение всего периода

В течение учебного года

Согласно плану 00 и базовой школы

2 .Привлечение
родителей к

активному участию в жизни класса

Привлечение родителей к сбору информации для проекта «Моя родословная» и оформлению полученных результатов.

Первая четверть

3.Воспитание правильного понимания истинных человеческих ценностей, умения видеть красоту и создавать её

1.Работа над социальным проектом «Дети войны» (Цель: собрать и систематизировать материал о членах семьи, работниках школы, ближайших соседях, имеющих статус «Дети войны»)

2.Принять участие в акции «Открытка ветерану»

В течение учебного года

Февраль, май

4.Развитие

способностей,

которые позволяют

уверенно себя

чувствовать, решать

проблемы, общаться

с людьми,

организовывать их, достигать

эффективности и продуктивности в деятельности;

1. Участие в работе школьного музея.

2.Выступление перед учащимися других классов с результатами осенней краеведческой экспедиции.

3. Подготовка материалов для районной газеты с целью получения нового социального опыта, выступая в роли «корреспондента».

4.Презентация собранного краеведческого материала в сельской библиотеке.

В течение года

В течение года.

В течение года.


В течение года.

5. Способствовать

воспитанию

гражданско-

патриотических

качеств через

туристско-

краеведческую

работу;

  1. Участие в программе « К 70 - летию Победы»

  2. Участие в работе районного эколого-краеведческой работы.

  3. Участие в мероприятиях к Дню освобождения от фашистских захватчиков

  4. Поездки в Заинскую районную библиотеку. Тема "Заинские писатели и поэты о войне".

В течение года

Летние каникулы

Согласно плану работы школы

Весенние каникулы


3 этап

« Наш класс - маленькое научное общество»



Цель:

создать условия для накопления социально значимых знаний и опыта действий через организацию самостоятельной исследовательской деятельности краеведческой направленности

Задачи:

  1. Помочь учащимся в выборе темы проекта или исследовательской работы;

  2. Продолжить формирование в классном коллективе самоуправления;

  3. Развивать умения решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности;

  4. Развивать у детей способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других.

Календарный план реализации программы.

Основные направления


Мероприятия по их решению


Сроки

1.Привитие навыков здорового образа жизни

  1. Классные спортивные соревнования «Мои личные спортивные рекорды»

В течение года

2.Воспитание любви к Родине через любовь к своему краю.


  1. Организация походов, экскурсий по родному краю. Тема: Герои Советского Союза.

  2. Участие в конкурсах и викторинах различного уровня по краеведческой тематике.

  3. Организация встреч с интересными людьми села Верхние Шипки и Заинского района. Тема: «Нам рассказали о войне»

  4. Участие в конкурсах.

В течение года

Согласно плану школы

В течение года

Согласно плана координаторов программы

3.Развитие
способностей,
которые позволяют
уверенно себя

чувствовать, общаться
с людьми,

организовывать их, достигать

эффективности и продуктивности в деятельности;


  1. Организация и проведение Деловой игры "День самоуправления"

  2. Встречи с депутатами

Верхнешипкинского

сельского поселения, представителями общественных организаций и др. (Тема: Проблемы поселковой молодёжи и пути их решения)

  1. Участие в работе школьного музея, сбор краеведческого материала, помощь в организации тематических экспозиций. ( Темы: Герои Советского Союза).

  2. Участие в работе школьной программы.

В течение года

В течение года


В течение года


4.Способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств личности.


  1. Участие в работе районного военно-спортивного клуба «Ялкын».

  2. "Я - гражданин России" - торжественное вручение паспортов.

3.Организация и проведение Акции "Поздравление ветерану" .

Летние каникулы

В течение года

февраль, май

Лето

Прогнозируемые результаты

  1. Ученики приобретут социально-значимые знания о культуре общения с ровесниками, с людьми старшего поколения;

  2. Ученики получат достаточное количество информации об истории школы, посёлка, района, области;

  3. Будут созданы условия для формирования у учащихся ценностного отношения к старшему поколению, к природному и культурному богатству родного края, страны;

  4. Школьники научатся организовывать дела, взаимодействовать с людьми, отвечать за свои поступки.


Формы и методы реализации проекта.

Проект осуществляется:


  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и
    внешкольное время;

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

  • через систему дополнительного образования;

  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;

  • через сотрудничество с общественными организациями Заинского района («Союз ветеранов Афганистана») и Верхнешипкинского поселения;

  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями (школа, краеведческий музей, библиотека) села Верхние Шипки;

На уроках и при организации внеурочной деятельности для реализации данной программы можно использовать различные образовательные и воспитательные технологии. Для себя я выбрала следующие:

  • Технология исследовательской деятельности направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом, которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью. Дети от природы любознательны, стремятся к творчеству, познанию и активной деятельности. Главная цель технологии исследовательской деятельности - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Ребята активно включаются в работу школьного научного общества учащихся, пишут исследовательские работы различной тематики.

  • Технология проектной деятельности выполняет важнейшую задачу по развитию таких личностных качеств как деловитость, предприимчивость, ответственность. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план. Ребята включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта. Эта технология используется при подготовки классных часов и праздников.

  • Технология конструктивного общения помогает развить у учащихся способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем и способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт. Всё это способствует развитию коммуникативных качеств, учит строить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и усваивая способы общения, в которых эти средства организованы. Данная воспитательная технология необходима при организации спортивных соревнований, походов, дискуссий, круглых столов...

  • Технология разновозрастного коллектива необходима для организации деятельности, направленной на развитие самостоятельности, организаторских способностей, реализации потребности в покровительстве. При этом учащиеся имеют возможность реализовать себя в различных социальных ролях. Идёт формирование навыков принятия самостоятельных решений в сложных ситуациях, умений устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях, приобретаются организаторские навыки. Без этой технологии невозможно грамотно организовать работу спортивной секции, кружка дополнительного образования, школьного научного общества.

  • Технология развития социального общения помогает личностному росту ребят. Осуществляется процесс социализации. Ребёнок играет разные социальные роли. При работе с родителями использовать такие виды совместной деятельности как собрания праздники, краеведческие экспедиции, сбор информации по краеведческой тематике и написание исследовательских работ об истории семьи, фамилии... Вести работу с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла. Ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы приглашать их в школу или посещать на дому.

  • Технология здоровьесбережения включает в себя физкультминутки и динамические паузы, чистоту воздуха в классе, температурный режим, освещённость, то есть то, что прямо влияет на здоровье учеников. Эмоциональное состояние ребёнка так же оказывает большое влияние на его здоровье. Умение радоваться - яркий показатель состояния здоровья. Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Радость - одно из самых эффективных лекарств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Не только занятия физкультурой, спортивные соревнования и походы способствуют сохранению и укреплению здоровья, но и посещение театров, выставок, музеев, концертов и дискотек. Сюда же можно включить активное участие в трудовых делах: в ежедневной влажной уборке класса; в озеленении кабинета и территории школы; в работе на пришкольном участке; в экологических субботниках; в посадке деревьев; в помощи одиноким и престарелым.

Классное самоуправление.

  • Распределение поручений.

  • Классные собрания.

  • Организация дежурства по классу и школе.

  • Контроль за посещаемостью и поведением.

  • Работа с активом класса по подготовке внеклассных мероприятий.


  • Выпуск школьных стенгазет.

  • Ведение классного дневника.

Интеграция учебной и внеурочной деятельности


  • классный час; элективные курсы; конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические); встречи с интересными людьми; проведение опытов, наблюдений; организация выставок рисунков, поделок; самостоятельная работа с литературными источниками, выполнение заданий на применение знаний (защита проектных работ); заочные путешествия; просмотры кино и видеофильмов; деловые игры; библиотечные часы; трудовые дела.

Приоритетные направления работы:

  1. Я и моя семья.

  2. Моя школа.

  3. Мой посёлок.

  4. Мой край.

  5. Мое Отечество

Кадровое обеспечение проекта.

В реализации проекта принимают участие классный руководитель и родители детей данного класса, учителя МБОУ Верхнешипкинская СОШ, педагоги дополнительного образования , библиотекари школьной и сельской библиотек, сотрудники районного краеведческого музея.







Литература

  1. Растить патриотов. Автор - составитель А.А.Аронов. - М.: ДОСААФ,1988.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». М.,2006.

  3. iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc - Программа гражданско - патриотического воспитания обучающихся.

  4. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. И.В.Цветкова - М., 2003.

  5. Дневник классного руководителя средней школы. Учебно - методическое пособие. О.В. Дюкина - «ВАКО»., 2009.

  6. Мастер-класс для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М.Кумицкая.-М.:5 за знания, 2006.

  7. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П.Пашковец. - М.: Глобус, 2007.













1


© 2010-2022