- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Творческий проект МОЯ МАЛАЯ РОДИНА СЕЛО ВЕРХНИЕ ШИПКИ
Творческий проект МОЯ МАЛАЯ РОДИНА СЕЛО ВЕРХНИЕ ШИПКИ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Закирова В.С. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
Творческий проект «Проектная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы общеобразовательной организации»
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА СЕЛО ВЕРХНИЕ ШИПКИ
Автор: Закирова Венера Саитовна
учитель МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
Заинского района РТ
2015 год
Оглавление
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Цели и задачи проекта
Содержание воспитательного процесса
Описание прогнозируемого результата
Формы и методы реализации проекта
Кадровое обеспечение проекта
Литература
Краеведение - это начало
нашего национального самосознания.
Если мы возродим краеведение, то сделаем
наше национальное сознание неумирающим.
Из выступления А.И.Солженицына
3 сентября 1996 года в г. Калязине
на встрече с краеведами.
Пояснительная записка.
Задача современного педагога - воспитание в детях любви к Родине на лучших образцах духовных ценностей и традиций. Что ближе всего ребёнку, какие примеры надо взять за основу? Он живёт в населённом пункте, а знает ли его историю? У него есть бабушки и дедушки, а что ему известно про историю своей семьи? История семьи, малой родины - эта история отражается в истории страны. Ребёнок - маленький листочек на огромном дереве под названием Родина. И всё, что он делает доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год, два, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Человеку нужно знать свои корни, тогда легче будет почувствовать назначение и смысл жизни.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определяют приоритетные направления образования и воспитания, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.
Патриотизм - это любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству. Выбирая, как классный руководитель, направление деятельности по воспитанию классного коллектива, остановилась на одной из составляющих патриотизма - любви к малой родине.
Актуальность данного выбора подтверждают и результаты мониторинга среди учащихся класса.
Изучение истории родного края является важнейшей мотивацией всей последующей деятельности ученика. Краеведение содержит значительный потенциал для развития интеллектуальных качеств и умений, творческого мышления и способностей учащихся. Во время туристско-краеведческих походов и экспедиций ребята вовлекаются в исследовательскую деятельность, развиваются их коммуникативные навыки и навыки социального общения.
Теодор Рузвельт сказал: «Счастлив тот человек, который может заниматься любимым делом». Мне самой очень нравится ходить в походы, участвовать в спортивных соревнованиях, открывать неизвестные для себя страницы истории. Думаю, что накопленный опыт и знания помогут мне в реализации данной воспитательной программы.
Проект « Моя малая родина» рассчитана на 1 год и будет реализовываться на базе одного класса МБОУ «Верхнешипкинская СОШ» Заинского района Республики Татарстан.
Актуальность проекта
Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать культурного, нравственного, здорового во всех отношениях человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества? Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, учителя сельской школы.
В 2013-2014 учебном году я стала классным руководителем 5 класса. В классе было проведено анкетирование обучающихся с целью выяснения их отношения к прошлому семьи, к истории своего края, к самому себе. Результаты проведенного анкетирования показали, что у обучающихся недостаточно знаний об историческом прошлом школы, посёлка и даже своей семьи. Записать фамилию, имя, отчество бабушки и дедушки полностью смог только один человек, а прабабушек - никто. На вопрос о том, сколько лет школе и почему село называется Верхние Шипки, ответить не сумели все.
Проблема, несомненно, заслуживает пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне поселка, самих детей. Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом земли Верхнешипкинской, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой родины в его жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что учащиеся не всегда активны и инициативны в общественно-полезной деятельности, обладают слабыми организаторскими и коммуникативными навыками. Разрабатывая программу работы с классным коллективом, я предполагаю решить некоторые из этих проблем. Особое внимание в программе обращено на формирование творчески развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления.
Цель:
создать условия для личностного роста каждого ребёнка и приобретения им социально-значимых знаний через активное включение в краеведческую работу.
Задачи:
-
Разработать совместно с администрацией Верхнешипкинской средней общеобразовательной школы темы необходимых социально значимых проектов;
-
Изучить возможные маршруты для исследовательских краеведческих экспедиций с Советом ветеранов и сельской библиотекой;
-
Способствовать воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края;
-
Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива, сохранению и укреплению здоровья школьников;
-
Изучить интересы и запросы учащихся для организации мероприятий, развивающих творческие способности детей;
-
Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию детей.
Содержание воспитательного процесса.
1 этап
«Краевед-любитель»
Цель:
Развитие познавательного интереса у учащихся через их участие в однодневных краеведческих экспедициях
Задачи:
-
Разработать совместно с учащимися маршрут однодневной краеведческой экспедиции;
-
Создать дневник краеведческой работы класса;
-
Привлекать родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместных праздников, походов и т. д.
Календарный план реализации программы.
Основные направления
Мероприятия по их решению
Сроки
1.Привитие навыков здорового образа жизни
1.Проведение Дня здоровья
2. Проведение соревнований «Лыжня зовёт», «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол».
В течение года
2.Воспитание любви к Родине через любовь к своему краю
1.Организация краеведческой экспедиции на речку Зай. Цель: изучение водных объектов Верхнешипкинского сельского поселения (фауна, качество воды, топонимика)
2.Участие в районных и областных конкурсах, викторинах краеведческой тематики.
3.Организация встреч с интересными людьми села Верхние Шипки. Тема: история создания села Верхние.
В течение года
Согласно плану ОО и ДДТ
В течение года
3.Привлечение
родителей к
активному участию в жизни класса через организацию совместных дел
-
Создание презентаций "Профессии моих родителей"
-
Празднование Дня матери.
-
Организация выставки "Руками мамы", выставки детских рисунков "Портрет моей мамы".
-
Организация классных праздников.
-
Организация экскурсий в Заинский краеведческий музей. Тема: Первоначальное заселение района различными племенами.
В течение года
Ноябрь,
март
В течение года
В течение года.
4.Воспитание правильного понимания истинных
человеческих
ценностей, умения
видеть красоту и
создавать её;
-
Принять участие в Семейных чтениях ( базовая школа). Тема: «Моя родословная»
-
Принять участие в Кирилло - Мефодиевских общеобразовательных чтениях. Тема: «Рассказы о святых Заинской земли»
-
Помогать в проведении концертов для ветеранов и пожилых людей.
Согласно плану 00 и базовой школы
Согласно плану 00
май
5. Развитие
способностей,
которые позволяют
уверенно себя
чувствовать, решать
проблемы, общаться
с людьми,
организовывать их, достигать
эффективности и продуктивности в деятельности;
1.Участие в общешкольном Волонтерском движении по организации помощи ветеранам и пожилым людям.
2.Оформление результатов краеведческой экспедиции «Водные объекты Верхнешипкинского сельского поселения».
3.Выступление с собранным краеведческим материалом в общешкольной линейке.
В течение года
В течение года
Согласно плану 00 и базовой школы
б. Способствовать
воспитанию
гражданско-
патриотических
качеств через
туристско-
краеведческую
работу;
-
Участие в конкурсах.
-
Участие в работе военно-патриотического клуба «Ялкын»
Согласно плану координаторов
Летние каникулы
2 этап
«Отряд юных исследователей»
Цель:
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребёнка через совместную краеведческую исследовательскую работу.
Задачи:
-
Использовать возможности социального партнёрства (поселковая библиотека, Совет ветеранов, администрация Верхнешипкинского сельского поселения) для развития коммуникативных навыков учащихся;
-
способствовать освоению новых форм поиска, обработки и анализа информации при реализации социального проекта «Дети войны» и «Герои Советского Союз»;
-
развивать интеллектуальные способности учащихся (умение вести полевой дневник экспедиции, умение брать интервью…) во время исследовательской краеведческой экспедиции;
-
использовать усложнение маршрутов и способов движения (пешком, велосипеды, водные переправы…) для развития физических возможностей детей.
Календарный план реализации программы.
Основные направления
Мероприятия по их решению
Сроки
1.Воспитание любви к Родине через любовь к своему краю.
1.Организация однодневной краеведческой экспедиции по Заинскому району. Тема: «Герои Советского Союза»
2.Систематизация и оформление собранного во время краеведческой экспедиции материала.
3.Организация встреч с интересными людьми села Верхние Шипки. Тема «Дети войны»
4.Оформление исследовательских работ по результатам краеведческой экспедиции. 5.Участие в работе школьного проекта «Здоровье», клуба «Ялкын»
Осень
В течение учебного года
В течение всего периода
В течение учебного года
Согласно плану 00 и базовой школы
2 .Привлечение
родителей к
активному участию в жизни класса
Привлечение родителей к сбору информации для проекта «Моя родословная» и оформлению полученных результатов.
Первая четверть
3.Воспитание правильного понимания истинных человеческих ценностей, умения видеть красоту и создавать её
1.Работа над социальным проектом «Дети войны» (Цель: собрать и систематизировать материал о членах семьи, работниках школы, ближайших соседях, имеющих статус «Дети войны»)
2.Принять участие в акции «Открытка ветерану»
В течение учебного года
Февраль, май
4.Развитие
способностей,
которые позволяют
уверенно себя
чувствовать, решать
проблемы, общаться
с людьми,
организовывать их, достигать
эффективности и продуктивности в деятельности;
1. Участие в работе школьного музея.
2.Выступление перед учащимися других классов с результатами осенней краеведческой экспедиции.
3. Подготовка материалов для районной газеты с целью получения нового социального опыта, выступая в роли «корреспондента».
4.Презентация собранного краеведческого материала в сельской библиотеке.
В течение года
В течение года.
В течение года.
В течение года.
5. Способствовать
воспитанию
гражданско-
патриотических
качеств через
туристско-
краеведческую
работу;
-
Участие в программе « К 70 - летию Победы»
-
Участие в работе районного эколого-краеведческой работы.
-
Участие в мероприятиях к Дню освобождения от фашистских захватчиков
-
Поездки в Заинскую районную библиотеку. Тема "Заинские писатели и поэты о войне".
В течение года
Летние каникулы
Согласно плану работы школы
Весенние каникулы
3 этап
« Наш класс - маленькое научное общество»
Цель:
создать условия для накопления социально значимых знаний и опыта действий через организацию самостоятельной исследовательской деятельности краеведческой направленности
Задачи:
-
Помочь учащимся в выборе темы проекта или исследовательской работы;
-
Продолжить формирование в классном коллективе самоуправления;
-
Развивать умения решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности;
-
Развивать у детей способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других.
Календарный план реализации программы.
Основные направления
Мероприятия по их решению
Сроки
1.Привитие навыков здорового образа жизни
-
Классные спортивные соревнования «Мои личные спортивные рекорды»
В течение года
2.Воспитание любви к Родине через любовь к своему краю.
-
Организация походов, экскурсий по родному краю. Тема: Герои Советского Союза.
-
Участие в конкурсах и викторинах различного уровня по краеведческой тематике.
-
Организация встреч с интересными людьми села Верхние Шипки и Заинского района. Тема: «Нам рассказали о войне»
-
Участие в конкурсах.
В течение года
Согласно плану школы
В течение года
Согласно плана координаторов программы
3.Развитие
способностей,
которые позволяют
уверенно себя
чувствовать, общаться
с людьми,
организовывать их, достигать
эффективности и продуктивности в деятельности;
-
Организация и проведение Деловой игры "День самоуправления"
-
Встречи с депутатами
Верхнешипкинского
сельского поселения, представителями общественных организаций и др. (Тема: Проблемы поселковой молодёжи и пути их решения)
-
Участие в работе школьного музея, сбор краеведческого материала, помощь в организации тематических экспозиций. ( Темы: Герои Советского Союза).
-
Участие в работе школьной программы.
В течение года
В течение года
В течение года
4.Способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств личности.
-
Участие в работе районного военно-спортивного клуба «Ялкын».
-
"Я - гражданин России" - торжественное вручение паспортов.
3.Организация и проведение Акции "Поздравление ветерану" .
Летние каникулы
В течение года
февраль, май
Лето
Прогнозируемые результаты
-
Ученики приобретут социально-значимые знания о культуре общения с ровесниками, с людьми старшего поколения;
-
Ученики получат достаточное количество информации об истории школы, посёлка, района, области;
-
Будут созданы условия для формирования у учащихся ценностного отношения к старшему поколению, к природному и культурному богатству родного края, страны;
-
Школьники научатся организовывать дела, взаимодействовать с людьми, отвечать за свои поступки.
Формы и методы реализации проекта.
Проект осуществляется:
-
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и
внешкольное время; -
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
-
через систему дополнительного образования;
-
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
-
через сотрудничество с общественными организациями Заинского района («Союз ветеранов Афганистана») и Верхнешипкинского поселения;
-
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями (школа, краеведческий музей, библиотека) села Верхние Шипки;
На уроках и при организации внеурочной деятельности для реализации данной программы можно использовать различные образовательные и воспитательные технологии. Для себя я выбрала следующие:
-
Технология исследовательской деятельности направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом, которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью. Дети от природы любознательны, стремятся к творчеству, познанию и активной деятельности. Главная цель технологии исследовательской деятельности - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Ребята активно включаются в работу школьного научного общества учащихся, пишут исследовательские работы различной тематики.
-
Технология проектной деятельности выполняет важнейшую задачу по развитию таких личностных качеств как деловитость, предприимчивость, ответственность. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план. Ребята включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта. Эта технология используется при подготовки классных часов и праздников.
-
Технология конструктивного общения помогает развить у учащихся способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем и способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт. Всё это способствует развитию коммуникативных качеств, учит строить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и усваивая способы общения, в которых эти средства организованы. Данная воспитательная технология необходима при организации спортивных соревнований, походов, дискуссий, круглых столов...
-
Технология разновозрастного коллектива необходима для организации деятельности, направленной на развитие самостоятельности, организаторских способностей, реализации потребности в покровительстве. При этом учащиеся имеют возможность реализовать себя в различных социальных ролях. Идёт формирование навыков принятия самостоятельных решений в сложных ситуациях, умений устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях, приобретаются организаторские навыки. Без этой технологии невозможно грамотно организовать работу спортивной секции, кружка дополнительного образования, школьного научного общества.
-
Технология развития социального общения помогает личностному росту ребят. Осуществляется процесс социализации. Ребёнок играет разные социальные роли. При работе с родителями использовать такие виды совместной деятельности как собрания праздники, краеведческие экспедиции, сбор информации по краеведческой тематике и написание исследовательских работ об истории семьи, фамилии... Вести работу с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла. Ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы приглашать их в школу или посещать на дому.
-
Технология здоровьесбережения включает в себя физкультминутки и динамические паузы, чистоту воздуха в классе, температурный режим, освещённость, то есть то, что прямо влияет на здоровье учеников. Эмоциональное состояние ребёнка так же оказывает большое влияние на его здоровье. Умение радоваться - яркий показатель состояния здоровья. Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Радость - одно из самых эффективных лекарств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Не только занятия физкультурой, спортивные соревнования и походы способствуют сохранению и укреплению здоровья, но и посещение театров, выставок, музеев, концертов и дискотек. Сюда же можно включить активное участие в трудовых делах: в ежедневной влажной уборке класса; в озеленении кабинета и территории школы; в работе на пришкольном участке; в экологических субботниках; в посадке деревьев; в помощи одиноким и престарелым.
Классное самоуправление.
-
Распределение поручений.
-
Классные собрания.
-
Организация дежурства по классу и школе.
-
Контроль за посещаемостью и поведением.
-
Работа с активом класса по подготовке внеклассных мероприятий.
-
Выпуск школьных стенгазет.
-
Ведение классного дневника.
Интеграция учебной и внеурочной деятельности
-
классный час; элективные курсы; конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические); встречи с интересными людьми; проведение опытов, наблюдений; организация выставок рисунков, поделок; самостоятельная работа с литературными источниками, выполнение заданий на применение знаний (защита проектных работ); заочные путешествия; просмотры кино и видеофильмов; деловые игры; библиотечные часы; трудовые дела.
Приоритетные направления работы:
-
Я и моя семья.
-
Моя школа.
-
Мой посёлок.
-
Мой край.
-
Мое Отечество
Кадровое обеспечение проекта.
В реализации проекта принимают участие классный руководитель и родители детей данного класса, учителя МБОУ Верхнешипкинская СОШ, педагоги дополнительного образования , библиотекари школьной и сельской библиотек, сотрудники районного краеведческого музея.
Литература
-
Растить патриотов. Автор - составитель А.А.Аронов. - М.: ДОСААФ,1988.
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». М.,2006.
-
iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc - Программа гражданско - патриотического воспитания обучающихся.
-
Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. И.В.Цветкова - М., 2003.
-
Дневник классного руководителя средней школы. Учебно - методическое пособие. О.В. Дюкина - «ВАКО»., 2009.
-
Мастер-класс для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М.Кумицкая.-М.:5 за знания, 2006.
-
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П.Пашковец. - М.: Глобус, 2007.
1