Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

Пояснительная записка.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5-6 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:

  • Коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • Развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

  • Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

  • Развитие у учащихся эстетических чувств, умение видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • Ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

  • Расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

  • Развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Для решения этих задач программой предусмотрены 4 вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т.п.)

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п.

Параллельно с практической работой учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 5-6 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как и где, в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаге следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать о применении диафильмов.

Беседы об изобразительном искусстве. В 5-6 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более 3-4 произведений живописи, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработки у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.

Пол влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.





5 класс

составлено на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

(1 час в неделю)

Рисование с натуры

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предмета доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование на темы

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображаемых на картинах лиц, чувствовать своеобразие и красоту декоративно-прикладного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • Передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

  • Определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

  • Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

  • Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

  • Ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

  • Пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

  • Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова. Обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

  • Рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.









Разделы, темы уроков



Кол-во часов



ЗУНы



ОУУНы

Планируемая дата

Фактическая дата



Повторе-ние



Практическая работа



Контроль

I

Декоративное рисование

6

Знать:

- геометрические и растительные элементы;

- осевые линии;

- геометрические фигуры;

- контур изображения

Уметь:

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге;

- применять осевые линии;

- совершенствовать умение соблюдать последовательность при рисовании узоров;

- находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения)

- организо-вать свое рабочее место;

- соблюдать правильную осанку;

- уметь понимать учебную задачу

1

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов

1

Изученные темы по данному разделу



Декоративное рисование

текущий

2

Самостоятельное составление узора в полосе из растительных элементов

1

Декоративное рисование

текущий

3

Рисование геометрического орнамента в круге

1

Декоративное рисование

текущий

4

Рисование простого натюрморта

1

Декоративное рисование

текущий

5

Рисование симметричного узора по образцу

1

Декоративное рисование

текущий

6

Декоративное рисование - 5-тиконечная звезда в круге

1

Декоративное рисование

итоговый

II

Рисование с натуры

4

Знать:

- объекты изображения: форма, цвет, величина составных частей;

- последовательность выполнения рисунка;

- осевую линию;

- произведения народного декоративно-прикладного искусства;

- общие понятия о художественных средствах

Уметь:

- анализировать объекты изображения: определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей;

- сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;

- устанавливать последовательность выполнения рисунка;

- передавать в рисунке форму, строение, пропорции и цвет предмета;

- использовать среднюю (осевую) линию при рисовании симметричных предметов;

- передавать объем предметов доступными средствами;

- ослаблять интенсивность цвета;

- высказываться о содержании рассматриваемых произведений декоративно-прикладного искусства

- работать в заданном темпе;

- соблюдать правильную осанку;

- понимать учебную задачу;

- слушать объяснение учителя


1

Беседа на тему: народное декоративно-прикладное искусство. Рисование с натуры

2

Изученные темы по данному разделу



Беседа.

Рисование с натуры

текущий

2

Рисование с натуры дорожных знаков.

1

Рисование с натуры

текущий

3

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (пирамида)

1

Рисование с натуры

итоговый

III

Рисование на темы

4

Знать:

- правильность расположения предметов относительно друг друга (ближе - дальше);

- иллюстрированное произведение

Уметь:

- отражать свои наблюдения в рисунке;

- передавать сравнительные размеры изображаемых предметов;

- правильно располагать предметы относительно друг друга (ближе - дальше);

- передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;

- выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке;

- работать акварельными и гуашевыми красками

- соблюдать правильную осанку;

- уметь понимать учебную задачу;

- слушать рассказ, объяснение учителя

1

Рисование на тему: зимние развлечения

2

Изученные темы по данному разделу

Рисование на тему

текущий

2

Рисование на тему: лес зимой

2

Рисование на тему

итоговый

IV

Декоративное рисование

3

Знать:

- геометрические и растительные элементы;

- осевые линии;

- геометрические фигуры;

- контур изображения

Уметь:

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге;

- применять осевые линии;

- совершенствовать умение соблюдать последовательность при рисовании узоров;

- находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения)

- организо-вать свое рабочее место;

- соблюдать правильную осанку;

- уметь понимать учебную задачу

1

Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета

1

Изученные темы по данному разделу

Декоративное рисование

текущий

2

Рисование новогодних карнавальных очков

1

Декоративное рисование

текущий

3

Оформление новогодней поздравительной открытки

1

Декоративное рисование

итоговый

V

Рисование с натуры

4

Знать:

- объекты изображения: форма, цвет, величина составных частей;

- последовательность выполнения рисунка;

- осевую линию

Уметь:

- анализировать объекты изображения: определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей;

- сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;

- устанавливать последовательность выполнения рисунка;

- передавать в рисунке форму, строение, пропорции и цвет предмета;

- использовать среднюю (осевую) линию при рисовании симметричных предметов;

- передавать объем предметов доступными средствами;

- ослаблять интенсивность цвета

- работать в заданном темпе;

- соблюдать правильную осанку;

- понимать учебную задачу;

- слушать объяснение учителя

1

Рисование с натуры игрушки

1

Изученные темы по данному разделу

Рисование с натуры

текущий

2

Рисование с натуры фигуры человека в движении

1

Рисование с натуры

текущий

3

Рисование с натуры цветочного горшка с растением

1

Рисование с натуры

текущий

4

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (спичечный коробок)

1

Рисование с натуры

итоговый

VI

Декоративное рисование

4

Знать:

- геометрические и растительные элементы;

- осевые линии;

- геометрические фигуры;

- контур изображения

Уметь:

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге;

- применять осевые линии;

- совершенствовать умение соблюдать последовательность при рисовании узоров;

- находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения)

- соблюдать правильную осанку;

- уметь понимать учебную задачу;

- слушать рассказ, объяснение учителя





1

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий

1

Изученные темы по данному разделу



Декоративное рисование

текущий

2

Оформление поздравительных открыток: 23 февраля

1

Декоративное рисование

текущий

3

Декоративное рисование плаката: 8 марта

2

Декоративное рисование

итоговый

VII

Рисование с натуры

6

Знать:

- объекты изображения: форма, цвет, величина составных частей;

- последовательность выполнения рисунка;

- осевую линию

Уметь:

- анализировать объекты изображения: определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей;

- сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;

- устанавливать последовательность выполнения рисунка;

- передавать в рисунке форму, строение, пропорции и цвет предмета;

- использовать среднюю (осевую) линию при рисовании симметричных предметов;

- передавать объем предметов доступными средствами;

- ослаблять интенсивность цвета


- организо-вать свое рабочее место;

- соблюдать правильную осанку;

- уметь понимать учебную задачу




1

Рисование с натуры объемного предмета

1

Изученные темы по данному разделу
























Рисование с натуры - портфель

текущий

2

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом

1

Рисование с натуры - аквариум

текущий

3

Рисование с натуры

1

Рисование с натуры

текущий

4

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы

2

Рисование с натуры

текущий

5

Рисование с натуры игрушки

1

Рисование с натуры

итоговый

VIII

Рисование на темы

3

Знать:

- правильность расположения предметов относительно друг друга (ближе - дальше);

- иллюстрированное произведение

Уметь:

- отражать свои наблюдения в рисунке;

- передавать сравнительные размеры изображаемых предметов;

- правильно располагать предметы относительно друг друга (ближе - дальше);

- передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;

- выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке;

- работать акварельными и гуашевыми красками

- работать в заданном темпе;

- соблюдать правильную осанку;

- понимать учебную задачу;

- слушать объяснение учителя

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения

2

Изученные темы по данному разделу

Рисование на тему

текущий

2

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения

1

Рисование на тему

итоговый





© 2010-2022