• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства Беседы об искусстве

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства Беседы об искусстве

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

нормативный срок обучения -3 года



ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО 2. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ






ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО 2.УП 2.1.

«БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»

Содержание учебного предмета

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

IV.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

V.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

VI.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

VII.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» является основополагающей учебной дисциплиной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области историко-теоретической подготовки.

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в МКУДО ТДХШ.

Учебный предмет «Беседы об искусстве» направлен на овладение первичными знаниями: о видах и жанрах изобразительного искусства, основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного искусства, великих мастеров изобразительного искусства, знаний основных средств выразительности изобразительного искусства, знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства.

Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

Содержание учебного предмета «Беседы об искусстве» тесно связано с содержанием учебных предметов «Основы изобразительной грамоты и рисования», «Композиция прикладная», «Лепка».

Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки учащихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, практической работой.

Срок реализации учебного предмета

Нормативный срок обучения по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства - 3 года.

Срок реализации программы учебного предмета «Беседы об искусстве» -3 года (1-2-3 класс).

Возраст учащихся, обучающихся по данной программе составляет 6 - 12 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию изучаемого предмета «Беседы об искусстве» составляет 101 час: 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2-3 классах в учебном году; 1 час в неделю на аудиторные занятия.

Распределение учебного времени по годам обучения

Год обучения

1 кл.

2 кл.

3 кл.

Аудиторные занятия/

учебных часов

33

34

34

Недельная нагрузка (в час)

Вид учебной нагрузки

Год обучения/класс

1 кл.

2 кл.

3 кл.

Аудиторные занятия

1

1

1

Объем максимальной нагрузки

1

1

1

Промежуточная аттестация

Контрольный урок 2 полугодие

Контрольный урок 2 полугодие

Контрольный урок 2 полугодие

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповые занятия (численностью от 4 до 8 человек).

Виды занятий - аудиторные.

Цели программы:

Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

Задачи программы:

-Развитие навыков восприятия искусства.

-Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

-Формирование навыков восприятия художественного образа.

-Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.

-Обучение специальной терминологии искусства.

-Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.

Структура программы:

Программа составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных предметов в области искусств и содержит следующие разделы:

- Пояснительная записка.

- Содержание.

- Требования к уровню подготовки учащихся.

- Формы и методы контроля, система оценок.

Пояснительная записка представляет собой обзор основных вопросов, связанных с формированием учебной программы.

Основная часть программы представлена тематическим планом и основной главой «Содержание учебного предмета», в которой последовательно изложены вопросы изучаемого курса.

Разбивка тем осуществлена по классам, разделам и темам. Каждой теме отводится конкретное количество часов, которое зависит и определено значимостью и объёмом изучае­мого материала.


  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание учебного предмета

1 класс

Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.

В первом классе происходит знакомство с основными понятиями искусства через творческие упражнения. Учащиеся изучают различные виды и жанры искусства, сравнивая их, находя общие и отличительные черты, выявляют новые средства выразительности каждого вида, знакомятся с различными, художественными материалами и способами работы с ними, осваивая все это на практике. Также учащиеся знакомятся с различными, художественными материалами и способами работы с ними, осваивая все это на практике.

Большое внимание уделяется зарисовкам с репродукций и фотографий. Рассматривая и зарисовывая произведения искусства, учащиеся выявляют наиболее характерные средства выразительности искусства, а затем используют их в своих творческих работах. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала и помогает сформировать у ребят устойчивые ассоциативные картинки-образы.

По окончании 1 года обучения учащиеся должны:

  • знать виды изобразительного искусства;

  • знать жанры изобразительного искусства;

  • иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества.

Учебно-тематический план

1 класс



№№

Наименование темы


Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Максимальная учебная нагрузка

Теория

Практика

Всего

часов

1

Раздел № 1

Введение. Виды искусства.

1.Беседа. Что такое искусство. Как работает художник, чем пользуется.

1


1

1

2

2. Виды искусства.

1


1

1

3

Задание № 1

1.1. Живопись.

1


1

1

4

1.2. Виды живописи, материалы.

1


1

1

5

1.3. Живопись станковая, монументальная.

1


1

1

6

1.4. Различные техники

живописи.

1


1

1

7

1.5. Фреска

1


1

1

8

1.6. Мозаика

1


1

1

9

1.7. Витраж

1


1

1

10

1.8. Практические упражнения - составление мозаики из кусочков цветной бумаги.


2

2

2

11

Задание № 2.

1.1. Графика.

1


1

1

12

1.2. Виды графики

1


1

1

13

1.3. Виды печати.

1


1

1

14

1.4. Практическая работа- выполнение гравюры на картоне.


3

3

3

15

Задание № 3

1.1. Скульптура. Виды скульптуры по объему и назначению, материалы.

1


1

1

16

1.2. Практическая работа - выполнение изображения объёмного, плоскостного.


3

3

3

17

Задание № 4

1.1. Архитектура.

1


1

1

18

1.2.Виды архитектуры

1


1

1

19

1.3. Практическая работа - зарисовка различных зданий.


1

1

1

20

Раздел №2

Задание № 5

Жанры изобразительного искусства.

1


1

1

21

1.1. Пейзаж. Виды пейзажа.

1


1

1

22

1.2. Натюрморт. Виды натюрморта.

1


1

1

23

1.3. Портрет. Виды портрета.

1


1

1

24

1.4.Батальный жанр.

1.5.Бытовой жанр.

1


1

1

25

1.6.Анималистический жанр.

1.7.Маринистический жанр.

1


1

1

26

1.7.Практическая работа по репродукциям - копии работ по различным жанрам.


1

1

1

27

Контрольный урок.

Викторина.



2

2

Всего:

21

13

33

33

Содержание учебного предмета

2 класс

Во втором классе учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Особенности, отличительные черты каждого вида ДПИ. Знакомство с русскими народными промыслами (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово). Знакомство с русской народной игрушкой (Дымковская, Каргапольская, Филимоновская).

По окончании 2 года обучения учащиеся должны:

  • знать народные промыслы;

  • иметь представление о русских народных игрушках;

  • отличать виды ДПИ.

Учебно-тематический план

2 класс



№№

Наименование темы


Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Максимальная учебная нагрузка

Теория

Практика

Всего

часов

1

Раздел №3

Задание № 1

1.1.Декоративно-прикладное искусство.

2


2

2

2

1.2. Особенности декора-

тивно-прикладного искусства

1


1

1

3

Задание № 2

Русские народные промыслы

2


2

2

4

1.1. Хохлома. История промысла.

1

1

2

2

5

1.2. Основные элементы росписи.

1


1

1

6

1.3. Жостово. История промысла.

1

1

2

2

7

1.4. Основные элементы росписи.

1


1

1

8

1.5. Городецская роспись. История промысла.

1

1

2

2

9

1.6. Основные элементы росписи.

1


1

1

10

1.7. Гжель. История промысла.

1

1

2

2

11

1.8. Основные элементы росписи.

1


1

1

12

1.9. Практическое задание - зарисовать основные элементы хохломы, гжели, городецкой росписи.


3

3

3

13

Раздел №4

Задание № 3

1.1.Русская народная игрушка.

2


2

2

14

1.2 .Дымковская игрушка.

2

1

3

3

15

1.3.Филимоновская.

2

1

3

3

16

1.4.Каргапольская.

2

1

3

3

17

1.5. Практическое задание - зарисовать эскизы русских народных игрушек.


3

3

3

18

Контрольный урок.

Викторина.



2

2

19

Всего:

21

13

34

34

Содержание учебного предмета

3 класс

В третьем классе учащиеся изучают Русское искусство начала 20 века. Более подробно изучают художников-передвижников и их произведения. Наибольшее внимание уделяется умению анализировать художественное произведение.

По окончании 3 года обучения учащиеся должны:

  • понимать значение русского реалистического искусства;

  • знать некоторые группировки и объединения художников начала 20 века;

  • иметь начальные навыки анализа творческих направлений и творчества отдельных художников.

Учебно-тематический план

3 класс


№№

Наименование темы


Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Максимальная учебная нагрузка

Теория

Практика

Всего

часов

1

Раздел №5

Задание № 1

Русское искусство

1.1.Товарищество передвиж-

ных художественных выставок.

Исто­рия создания. Идеи, Цель. Задачи.

3


3

2

2

1.2. И.Репин. Знакомство с

биографией художника, художественными произведениями.

2

2

4

4

3

1.3. В.Суриков. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.

2

1

3

3

4

1.4. В.Серов. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.

2

1

3

3

5

1.5. В.Васнецов. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.

2

2

4

4

6

1.6. И.Левитан. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.

2

2

4

4

7

1.7. И.Шишкин. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.

2

2

4

4

8

1.8.А.Саврасов. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.

2

2

4

4

9

Подготовка к викторине.

3

3

3

10

Контрольный урок.

Викторина.



2

2

11

Всего:

20

14

34

34

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Содержание программы учебного предмета «Беседы об искусстве» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности учащегося и приобретение практических и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Требования содержат перечень знаний, умений, навыков, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечивать программа учебного предмета в области историко-теоретической подготовки:

-первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;

-первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного искусства, великих мастеров изобразительного искусства;

-знаний основных средств выразительности изобразительного искусства;

-знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства.

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК


Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде устного опроса, викторины.

Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 2 учебных часов. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

Формы текущего контроля

- поурочные устные опросы;

Формы промежуточной аттестации

- Контрольный урок-викторина в 2-ом полугодии. Викторина - позволяет понять преподавателю, насколько полно учащиеся усвоили учебный материал.

Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся

Викторина - задания с выбором ответа. Учащиеся делятся на соревнующиеся команды. Викторина составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). Вопросов столько, сколько учащихся в классе, каждый должен ответить на 1-2 вопроса викторины. Побеждает команда - набравшая больше балов. Цель и задачи викторины: обобщить знания по изобразительному искусству; развивать творческие способности; прививать интерес к искусству, систематизация имеющихся знаний; развитие творческих способностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, способствовать сплоченности классных коллективов.

При выставлении оценок учащимся используется 5-балльная система оценок. - «5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов;

-«4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов;

-«3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов.

Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) - учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;

«3» - учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

«2» - выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки.

«1» - ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.



VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методы обучения:

-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).

-Практические (обучающие задания, копирование).

-Объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций.

-Частично-поисковый (выполнение вариативных заданий).

-Творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах).

-Игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.)

Методические рекомендации:

- Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. Преподавателю следует излагать материал доступным, понятным языком исходя из возрастных особенностей учащихся.

-Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход преподавателя, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.

-Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

-Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

-Учащимся предлагается знакомство с произведением искусства на основе прослушивания и визуального восприятия. Обучение проводятся в двух видах - теоре­тическая часть и практическая - повторение пройденного материала. Небольшие повторения, контролирующие пройденный материал предшествующего урока, могут проводиться в начале каждого занятия.

-Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий.

Средства обучения

-материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

-наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, таблицы и схемы, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, учебные доски, интерактивные доски;

-демонстрационные: муляжи, чучела гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

-электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

-аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, презентации, записи музыкальных произведений, тексты литературных произведений, аудио-записи.

-технические: телевизор, магнитофон, проигрыватель, видеомагнитофон, проектор, компьютер.

Библиотечный фонд школы.

Периодические издания журналов «Юный художник», «Художественная школа», «Эскиз», «Искусство» и др.

Специфика предмета

Рекомендации по организации проведения урока-беседы, лекции

В самом начале работы с репродукциями и презентациями преподаватель объявляет тему беседы, дает общую характеристику рас­сматриваемых произведений и детально анализирует содержание и художественно-выразительные средства, в начале беседы сообщает краткие сведения о художниках, основные этапы их творчества. С первого класса преподаватель привлекает к анализу произведения всех учащихся, задавая им вопросы проблемного характера. Воп­росы на обобщение и конкретизацию полученной на уроке ин­формации предлагаются учащимся в конце урока.

Уроки-беседы должны проводиться в тесной связи с практи­ческими занятиями. Эта связь способствует успешному реше­нию всего комплекса учебно-воспитательных задач, поставленных перед каждым классом.

Успех бесед об изобразительном искусстве во многом зависит от правильного расположения наглядных пособий. Реп­родукции следует располагать выше уровня зрения учащихся и демонстрировать сначала всему классу. Затем каждый учащийся детально рассматривают репродукцию.

Во время беседы следует сочетать демонстрацию репродукций и показ соответствующих фрагментов кинофильмов, диафильмов и диапозитивов, компьютерных презентаций. При этом нужно стремиться, чтобы демонстрация художественного произведения и его фрагментов в репродукциях, в компьютерных дисках, в видеофильмах, диафильмах расширяла и углубляла общее представ­ление о нем. Для этого нужно заранее продумать, что демонстри­ровать вначале - репродукцию или видеофильм, сколько времени уделить демонстрации репродукции, сколько диафильму и т. д. Методика проведения беседы об изобразительном искусстве может быть самой разнообразной. В начале урока, сообщив тему беседы, преподаватель задает обучающимся наводящие вопросы по данной теме. Затем он кратко раскрывает основное содержание темы бе­седы, по существу суммируя ответы учащихся, и только после этого приступает непосредственно к анализу репродукций.

Работа по копированию и зарисовкам с фотографий, репродукций произведений искусств

Важная роль в данной программе отводится копированию произведений искусства. Делая зарисовки с репродукций, учащиеся изучают, практически осваивают средства выразительности художников, а затем применяют их в практических заданиях, близких по своим задачам композиционным.

С помощью копирования учащиеся повторяют, закрепляют, творчески перерабатывают новый материал. Эти задания тесно связаны с изучаемым материалом и позволяют лучше его усвоить. Зарисовки должны систематически проверяться преподавателем, можно так же устраивать вернисажи самых удачных работ.

Анализ произведений искусств учащимися

Большое внимания должно уделяться знакомству с творчеством различных художников и анализу их произведений, так формируются первоначальные навыки анализа художественного произведения. Воп­росы на обобщение и конкретизацию полученной на уроке ин­формации предлагаются в конце урока. Активизации мыслительной деятельности учащихся во время анализа произведений служат вопросы, задаваемые преподавателем в определенной последовательности. Вот, например вопросы, рассчитанные на обобщение и закрепление результатов анализа картины:

1. Как называется эта картина? (Демонстрируется репродук­ция.)

2. Кто автор этой картины?

3. Что мы видим на картине?

4. Какие средства художественной выразительности исполь­зует

художник?

5. Каковы особенности композиции картины?

6. Что вам нравится в картине?

7. Какое чувство, настроение передает художник?

8. Какие еще картины этого художника вы знаете?

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

  1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X - начала XX века - М., 1989

  2. Болотина И. С. Русский натюрморт. - М., 1993

  3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: «Смысл», 2001

  4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М ., 1996

  5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусст­ва. - М., 1990

  6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002

  7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995

  8. Неверов О. Культура и искусство античного мира. - Л., 1981

  9. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. - М., 1989

  10. Русский портрет XVIII - XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останки­но. - М., 1995

  11. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. - М., 1981

  12. Богуславская, И. Русская глиняная игрушка: мастерам народного искусства… / И. Богуславская. - М.: Искусство, 1975

  13. Бурлакова, А. М. Дымковская игрушка / А. М. Бурлакова // Начальная школа. - 2011

  14. Гжельский керамический промысел / С. В. Горожанина, Е. В. Куценко. - М. Мелихово, 2006

  15. Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. - СПб. Литера, 2006

  16. Искусство Жостова. Современные мастера /сост. И. А. Романова. - М.Сов. Россия, 1987

  17. Клиентов, А. Е. Народные промыслы / А. Е. Клиентов; худож. А. М. Саморезов. - М, 2007

  18. Русские художественные промыслы: [энциклопедия] / ред. Группа, М. Шинкарук, Л. Киселёва, О. Блинова. - М.: Мир энциклопедий Аванта+ Астрель, 2011

  19. Алешина Л.С. Русское искусство XIX - начала XX века. М., "Искусство", 1972

  20. Древнерусское искусство. Искусство 18 века и первой половины 19 века./Сост. Каменская Е.Ф., З.Т.Зонова. Под общ. Ред. Э.Н. Ацаркиной и Г.А.

  21. Недошивина. М . 1957; изд.2-еМ 1968; изд.3-е-Искусство 18- первой половины 19 века.- Л . 1981

  22. Иовлева Л.И. Государственная Третьяковская галерея. История коллекции. М. "Государственная Третьяковская галерея" 1994

  23. Передвижники. Альбом. - Авт. Сост. - А.В.Парамонов. - М . 1974

  24. Рогинская Ф.С. Передвижн ики. М. "Арт-родник", 1997

  25. Шедевры искусства 20 века. М. 2001

  26. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб. Пособие. - М. Изобраз. искусство, 1983

  27. Воронова О. Искусство скульптуры. - М . 1981

  28. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: В 3 ч. Сост.М.В.Алпатов и др.-М. 1987-1989

  29. Унковский А.А. Живопись: вопросы колорита: Учеб. Пособие. - М. 1980

Литература для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобрази­тельное и декоративно-прикладное искусство. / Глав. ред. М.Д. Аксе­нова. -М. Просвещение, 1997.

  2. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобрази­тельное и декоративно-прикладное искусство 17 - 20 вв. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М. Просвещение, 1999.

  3. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства.- М. «АСТ: Астель», 2009.

  4. Воротников А., Горшков О., О. Еркина. История искусств: Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ. - М. Литература, 1997.

  5. Ионина Н.А. 100 великих картин.- М. «Вече», 2001.

  6. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений Н.А.Горяеева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др. под ред. Неменского, 10-е изд.- М.Просвещение, 2009.

  7. Кончин Е. Как рождается музей. Рассказы.- М.Дет. литература, 1988.

  8. Левин С.Д. Беседы с юным художником.- М. Искусство, 1988.

  9. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия.- Санкт-Петербург. Кристалл, 2006.

  10. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. - М.: «Амрита - Русь», 2004.

  11. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. - М., 1997.

  12. Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. - М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000.

  13. Фокина Л.В. История декоративно - прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2009.

  14. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001.

Список электронных ресурсов

rusedu.ru/files.php?cat=41&cmd=all&sort=&order=&page=17 архив учебных программ и презентаций

ok-vip2010.narod.ru/internet_resursi_dlya_uchaschihsya_i_roditelei/ сайт учителя ИЗО и МХК

openclass.ru/wiki-pages/50648 страничка учителя ИЗО shod.ru/?id=44 страничка школьного сайта «Так идут к звёздам»

news.1september.ru/ первое сентября: все новости образования

festival.1september.ru/articles/100326/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

poznanie21.ru/current/39146.php разработки открытых уроков по изобразительному искусству

lib.rus.ec/b/315766/read

arxit.ru/animals.html


© 2010-2022