Мастер-класс «Конструирование открытки в технике квиллинг»

Учитель создала методику проведения  нестандартных  внеклассных мероприятий по  декоративно-прикладному искусству. Актуальность опыта    Проблема модернизации художественно-эстетического образования в школе остается одной из актуальных. Большая роль в формировании личности школьника отводится художественно-эстетическому воспитанию, так как в современной жизни возрастает социальная роль личности как носителя национальных традиций художественной культуры. Одной из важнейших задач является формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Многолетний опыт педагога помог решить противоречие, сложившееся в современных школах между необходимостью развития личности школьника как носителя национальных традиций художественной культуры, как человека творческого, эстетически и нравственно-воспитанного и ограниченными возможностями предмета «Изобразительное искусство», которому отводится по учебному плану школы 1 час в неделю в 5-7 классах. Для разрешения этого противоречия автор  разработала авторскую программу кружка декоративно-приклад... Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности и несущие красоту в жизнь   Ведущая педагогическая идея Сформировать у детей представления о многообразии методик и техник занятий творчеством, их взаимосвязи и наличии возможности саморазвития, самовоспитания и самореализации с их помощью. Цель опыта: обеспечение условий для эстетического развития учащихся и формирования их творческой позиции в жизни.   Задачи:     1)    обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, осмыслению себя как частицы окружающей природы;                                     2)    формирование творческой деятельности учащихся: - развитие воображения, фантазии, художественного вкуса; - приобретение учащимися начала искусствоведческого анализа; - овладение учащимися элементарными основами декоративного творчества, формирование навыков работы с разными художественными и природными материалами. В силу возрастных особенностей, дети быстро теряют интерес к однообразной работе. Поэтому, программа кружка включает различные виды художественной деятельности: •      природный материал: аппликация из соломы и засушенных растений, объемная композиция из сухих растений, лесная скульптура; •      бумагопластика: бумажная скульптура, аппликация, бумажный витраж, папье-маше, квиллинг; •      тестопластика: картина-рельеф, мелкая скульптура; •      коллаж: картина из ткани, панно-терра из строительных и природных материалов, панно из различных художественных материалов; •      авторская кукла: куклы из различных художественных материалов •      макет: объемные композиции из различных художественных материалов; •      батик    Виды и формы организации творческой деятельности   Предусмотрены различные  виды  организации творческой деятельности: ·        практикумы, ·        выставки- презентации творческих работ, ·        мастер-классы, ·        проведение экскурсий, ·        посещение художественных выставок, ·        сбор  и заготовка   природного материала, ·        ярмарки, ·        посиделки Среди форм организации деятельности учитель использует индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Традиции кружка В процессе работы кружка «Радуга» создавались традиции, которые передаются старшими младшим. С большим удовольствием члены кружка проводят мастер-классы на уроках технологии в младших классах. В результате такого занятия  подростки,  входя в роль старшего друга, начинают чувствовать значимость своего творческого труда, а малыши с уважением и благодарностью учатся у них, так же у них появляется желание посещать занятия кружка, когда они переходят в 5 класс. Кроме того хорошим рефлексивным моментом является получение кружковцами благодарственных писем на предметной Неделе искусства и технологии. Такая методика проведения уроков и занятий  способствует формированию  учебно-познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой и общекультурной  компетенций школьников. Это сплачивает детей разных возрастных групп, способствует воспитанию таких качеств, как доброта, внимание, забота, благодарность.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»

Проект проведения мастер-класса по теме

«Конструирование открытки в технике квиллинг».

Разработала: учитель Черкашина Альфия Жаудатовна

4 класс

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Новизна формы проведения: мастер-класс проводится в два занятия. На первом занятии Мастер-учитель передает свой профессиональный опыт учащимся 7-го класса, членам кружка декоративно-прикладного творчества, на втором занятии Мастера-учащиеся транслируют свои знания и умения учащимся 4-го класса.

Цель мастер-класса

для учащихся 7-х классов: - создать условия для полноценного проявления, развития и осознания значимости собственного творческого практического мастерства кружковцев, их самосовершенствования, на основе организации внеклассного занятия по обмену опытом с младшими школьниками;

для учащихся 4-х классов: - создать условия для развития художественно-эстетического восприятия действительности.

Задачи мастер-класса:

- обобщение опыта работы учителя-мастера по обучению технологии бумагопластики ;

- передача учителем-мастером своего опыта путем подготовки членов кружка к прямому и комментированному показу последовательности действий выполнения поделки;

- рефлексия собственного мастерства всеми участниками мастер-класса;

- привлечение интереса младших школьников к ручному художественному труду вообще и к деятельности кружка «Радуга» в частности.

Основные научные идеи - деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий - пошаговый алгоритм изучения и выполнения декоративной открытки в технике квиллинг Учениками-учащимися под руководством Мастеров-учащихся.

Оборудование - лист цветного картона, бумажные полоски из цветной бумаги шириной 5мм различной длинны, клей ПВА.



Алгоритм технологии мастер-класса

Первое занятие

Презентация педагогического опыта Мастером-учителем ученикам 7класса, как будущим Мастерам-ученикам:

- смотивировать членов кружка на рекламу их творчества в целях привлечения младших школьников к художественному труду;

- совместно с кружковцами определить основные приемы и методы работы на занятии в 4-м классе;

- изготовить наглядный и раздаточный материал для предстоящего мастер-класса

Второе занятие

Моделирование - Мастера-ученики проводят самостоятельно мастер-класс по собственной модели внеклассного занятия в режиме технологии Мастера-учителя:

- представление учителем младшим школьникам Мастеров-учеников;

- рассказ Мастеров-учеников о своем творчестве на занятиях кружка «Радуга»;

- мотивация учащихся 4-го класса на изготовление декоративной открытки в технике квиллинг путем демонстрации готовых изделий, выполненных Мастерами-учениками;

- индивидуальная практическая работа младших школьников, в ходе которой Мастера демонстрируют пошаговое изготовление отдельных элементов поделки, оказывая помощь в работе;

- индивидуальная творческая работа учащихся по составлению композиции рисунка открытки из готовых элементов, где Мастера являются консультантами;

- рефлексия - проводится обсуждение готовых работ всеми участниками мастер-класса.

Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработали «ученики-Мастера» под руководством «учителя-Мастера», с целью развития собственных учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Примерный ход второго занятия

В начале занятия представляю учащимся 4-го класса четырех Мастеров - учениц 7-го класса, которые являются членами кружка декоративно-прикладного творчества «Радуга» и покажут им мастер-класс.

1-ый Мастер коротко рассказывает ученикам о собственной творческой деятельности на занятиях кружка, об умении творить своими руками красивые поделки в различных техниках: тестопластике, соломке, бумагопластике и т.д. Предлагает ученикам изготовить своими руками поздравительную открытку в новой оригинальной технике квиллинг.

2-ой Мастер рассказывает о квиллинге.

Полагаю, что многие из вас даже никогда не слышали это слово - квиллинг. Я и сама раньше его не слышала. Коротко о том, что же такое квиллинг…

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, и видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоские композиции.

Название этого рукоделия берет берет начало от английского слова «quill», т. е. «птичье перо». Это искусство бумагокручения возникло в конце 14-го - в начале 15 веков в Европе. Европейские монахи Средневековья изготовляли медальоны из позолоченных по краям бумажек и закручивали ими кончик птичьего пера. Позолоченные бумажки создавали иллюзию того, что эти изделия были сделаны из тонких золотых полосок. Но к сожалению, бумага - недолговечный материал, и очень много таких изделий не сохранились до наших дней. Однако сама техника дожила до современности и даже приобрела огромную популярность в множестве странсовременногомира.

Демонстрирует свои поделки, изготовленные в этой технике по собственному замыслу: открытки, объемную фигурку животного и вазочку с цветами. Красивые необычные поделки вызывают интерес и восхищение младших школьников, и мотивируют их на изготовление подобных изделий своими руками.

3-ий Мастер показывает, как согнуть картон для будущей открытки, учащиеся повторяют за ним.

Чтобы не было заломов на сгибе, необходимо провести вдоль линейки лезвием ножниц, слегка прорезая тонкий слой картона.

Остальные Мастера оказывают необходимую помощь ученикам. Каждый Мастер курирует свой ряд в классе.

Ученикам предлагается сюжет открытки - букет.

4-ый Мастер демонстрирует заранее изготовленные наглядные образцы различных элементов квиллинга, которые можно использовать в работе. Он показывает прием скручивания бумажной полоски на тонкую палочку (можно использовать зубочистку). В целях экономии времени, Мастера заранее приготовили полоски из разноцветной бумаги и разложили на столы.

Далее все Мастера, по очереди, и ученики выполняют различные элементы: «круг», «каплю», «глаз», «рожки». Следующим этапом работы является приклеивание элементов на основу-открытку. Следует обратить внимание на аккуратность нанесения клея на торцовую поверхность скрученных элементов. Перед наклеиванием элементов, ученикам предлагается самостоятельно, по своему замыслу составить композицию букета.

По окончании работы Мастера предлагают ученикам устроить вернисаж. После просмотра все участники высказывают свое мнение о поделках, дают оценку проведенному занятию.

В заключительном слове Мастер-учитель благодарит Мастеров-учащихся за проведенное занятие и приглашает младших школьников в кружок «Радуга».


© 2010-2022