• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Педагогический проект «Развитие адаптивной творческой активности на внеурочных занятиях по изобразительному искусству нетрадиционными средствами рисования»

Педагогический проект «Развитие адаптивной творческой активности на внеурочных занятиях по изобразительному искусству нетрадиционными средствами рисования»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю вариативной части

курсов повышения квалификации ИОЧ

«Развитие творческого потенциала личности в обучении»

по теме:

«Развитие адаптивной творческой активности на внеурочных занятиях по изобразительному искусству нетрадиционными средствами рисования»



СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 20.10 по 24.10. 2014 года




Выполнила: Гончарова Ольга Владимировна

учитель изобразительного искусства

ГБОУ СОШ с. Чубовка м. р. Кинельский















2014г.

Оглавление

  1. Вводная часть

1.1. Паспорт итоговой работы

1.2. Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу

1.3.Анализ результатов образовательной деятельности по теме педагогического проекта с выводами о выявленных образовательных достоинствах, недостатков, противоречий, проблемы по темепедагогического проекта

1.4. Цели и задачи педагогического проекта

1.5.Ожидаемые результаты педагогического проекта


  1. Основная часть

3.1.Теоретическое описание проекта

3.2. Характеристика изменений в результатах, образовательном процессе, условиях с учетом введения новых технологий

3.3. Контрольно-оценочная часть

3. Заключение

3.1. Выводы по педагогическому проекту

3.2. Прогноз: эффекты и риски


  1. Список использованных информационных источников


  1. Вводная часть

В настоящее время современному обществу нужны выпускники школ имеющих нестандартный взгляд на проблемы, владеющих умениями исследовательской работы, способных к слиянию собственных сил с силами общества в рамках сложившегося исторического контекста, способных к творчеству.

Жизненные условия меняются быстрыми темпами, творческая активность является залогом успешности личности, а в будущем - условием её выживания. По мнению К. Роджерса: «когда научные открытия и изобретения увеличиваются, как нам сообщают, в геометрической прогрессии, пассивный и культурно ограниченный человек не может справиться со все возрастающим потоком вопросов и проблем. Если отдельные индивиды, группы людей и целые нации не смогут вообразить, придумать и творчески пересмотреть, как по-новому подойти к этим сложным изменениям, то мы погибнем» (Роджерс, 1994). Несмотря на то, что знания и возможности детей в процессе обучения растут, желание проявлять творческие способности, творческую активность у детей с взрослением снижается.

1.1.Паспорт итоговой работы

• Форма итоговой работы - педагогический проект.

• Система деятельности педагога направлена на детей 1 класса, которые посещают внеурочные занятия по изобразительному искусству.

• Вид педагогического проекта по специфике реализации: практический проект.

• Вид педагогического проекта по срокам его осуществления: долгосрочный, так как будет реализован со 2 четверипо 4 четверть 2014-2015 учебного года.

• В педагогическом проекте представлена система деятельности педагога на примере комплекса занятий с использованием нетрадиционных техник рисования разработанных к внеурочной деятельности.

1.2. Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время современному обществу нужны выпускники школ имеющих нестандартный взгляд на проблемы, владеющих умениями исследовательской работы, способных к слиянию собственных сил с силами общества в рамках сложившегося исторического контекста, способных к творчеству.

Указанные требования зафиксированы в ФГОС второго поколения среднего образования «развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе талантливых, через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики…», [6]а так же на Стандарт ориентировано становление личностных характеристик, включающим, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие адаптивной творческой активности - одна из главных задач начального образования. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности младших школьников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

1.3. Анализ результатов образовательной деятельности по теме педагогического проекта

На протяжении долгого времени мною велось наблюдение за детьми на уроках и внеурочных занятиях по изобразительному искусству. Чтоя могу отметить:всем детям нравится рисовать, но лишь единицы делают это самостоятельно, не дожидаясь образца учителя. Повышенный интерес к этому виду деятельности проявляется особенно тогда, когда это у них хорошо получается. На уроках и внеурочных занятиях используются традиционные техники рисования, традиционными материалами и предметами. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на уроках и внеурочных занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство. За время работы с учащимися, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет учащихся, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

На основе проведенного анализа, выявленных недостатков и противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему:

У детей образовательного учреждения недостаточно развита творческая активность, которая проявляется в таких характеристиках, как креативность, инициатива, оригинальность, воображение, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в себе.

Обществу нужны люди с высоким уровнем творческой активности. Традиционные способы рисования не дают возможности для развития этих качеств и необходимо в систему внеурочной деятельности вводить занятия с использованием нетрадиционных техник.

Для решения проблемы необходимо сформулировать цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по изменению образовательного процесса, путем внедрения на внеурочные занятия по изобразительному искусству новых средств.


  1. Цель педагогического проекта.

Повысить уровень адаптивной творческой активности обучающихся, посещающих внеурочные занятия по изобразительному искусству, путем внедрения в них нетрадиционных средстврисования.

Задачи:

  1. Развить адаптивную творческую активность обучающихся.

  2. Внедрить во внеурочную деятельность по изобразительному искусству занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.

  3. Описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения во внеурочную деятельность по изобразительному искусству занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.

  4. Разработать средства для анализа эффективности адаптивной творческой активности.

    1. Ожидаемые результаты

Обучающиеся:

  • Стали более самостоятельными, уверенными, коммуникативными, инициативными, креативными, уверенными, оригинальными при выполнении заданий. Растет интерес не только к изобразительному искусству, но и к учению в целом;

  • демонстрируют на уроках и внеурочных занятиях новые техники рисования;

  • представляют высокий уровень творческой активности (компетенции, коммуникации, мотивации к уроку и внеурочной деятельности и т. п.).

В образовательном процессе:

  • увеличиласьглубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;

  • активизировалась адаптивная творческая активность;

  • созданы комфортные условия для развития адаптивной творческой активности;

  • стали более комфортными отношения в рамках «учитель - ученик» преобладает эффективное общение.

Педагог:

  • Внесла изменения в программу по внеурочной деятельности по изобразительному искусству, добавив занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.

  • Разработала карту наблюдений за обучающимися по параметрам развития адаптивной творческой активности.

    1. Основная часть

3.1.Теоретическое описание педагогического проекта.

Творчество описывается современными авторами как "одна из главных движущих сил развития человечества", "высшая стадия самоорганизации социальной формы движения материи" (В.А. Яковлев), "высшая стадия развития личности» (К.А. Абульханова-Славская), "способ бытия личности" (Г.Г. Панкова), "фактор интеграции в личностном развитии" (Т.П. Минченко), "многомерное обширное пространство человеческой культуры" (Шаховской А.), «сущностная характеристика человека» и т.д.[3]

Понятие творчества предполагает личностное начало и соответствующее ему слово употребляется в применении к деятельности человека. Иными словами, «творчество, в точном и полном смысле этого слова присуще именно и только общественно и исторически развивающемуся и совершенствующемуся существу - человеку".

Множество исследователей имело свое индивидуальное мнение о понятии творчества, об определении данного явления. Поэтому в науке сложилось весьма широкое представление о творчестве человека, в котором можно определить несколько позиций.

С точки зрения первой позиции - объектной - творчество понимается как создание нового, не содержащегося в исходных условиях» материального или духовного продукта деятельности, процесс получения оригинального продукта (Л. Выготский, А. Дауге, Д. Тейлор, А. Шумилин).[2]

Вторая позиция - субъектная - характеризует творчество как определенные качества личности (Дж. Гилфорд, С. Диденко, И. Лернер, А. Медник, П. Торренс, Л. Хаскел).

В соответствии с третьей позицией - субъективной - творчество представляется как характеристика процесса, стиля деятельности (Л. Ермолаева-Томина, Л. Каган, Я. Пономарев, М. Роджерс, Э. Фромм).[2]

Таким образом, понятие творческой активности часто определялось через деятельность и наоборот, тем самым, характеризуя их как идентичные (Н. Гончаров, Г. Шуравиева, М. Каган).

Несмотря на глубокое изучение проблемы творчества, задача формирования творческой активности ребенка до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины», как ее в свое время называл В.А. Сухомлинский.

Существующее определение творческой активности часто сводится к перечислению компонентов данного понятия. Например, В.Д. Баянкина, исследуя творческую активность, обращает внимание на самостоятельность и инициативу в получении, потреблении и передаче новых знаний, устойчивые познавательные интересы и стремление к сотрудничеству в познавательном поиске.[2]

В.Д. Максимова при анализе творческой активности учитывает ее интерес к творческому делу, фактическое участие в творческом деле, проявление инициативы на протяжении всей подготовки и проведении, оказании помощи другим. В этом случае творческая активность выступает как набор отдельных характеристик личности ребенка, как коллекция личностных особенностей. Безусловно, ошибки в этом нет, но такой подход дробит понятие творческой активности на составляющие и лишает его категорийного содержания.

Творческая активность- это активность человека проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации.

Нередко в работах различных ученых в качестве критериальных характеристик творческой активности приводятся самостоятельность, инициатива (3.Д. Баянкина, В.Д. Максимова, Г.Н. Назаренкова), мера интенсивности деятельности (Л.Г. Байкина). Такое ограничение показателей творческой активности ребенка весьма сужает это сложное понятие, заменяя его изучением просто активности, вследствие чего многогранный процесс творчества выпадает из поля изучения.[2]

Согласен с этой позицией и Дж. Рензулли. Он считает, что творческая активность может характеризоваться как человеческий потенциал, то есть, как возможность реализации личности в творчестве. «Человеческий потенциал» Дж. Рензулли называл одаренностью. Она представляется как система, включающая ряд компонентов (подсистем). Формирование специфических человеческих побудителей поведения, а именно - стремления к творчеству - ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью.

Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестает лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в эти обстоятельства, «творить их», а также «творить» самого себя.

Креативный компонент является основным в предложенной нами структуре творческой активности и предполагает способность порождать новые идеи, отклоняется от традиционных схем мышления быстро решать проблемные ситуации. Креативность - способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности.

Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто оригинальное. Она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.

Для конкретизации условий высокой творческой продуктивности необходимо разграничить (условно) в творческой активности два вида активности: неадаптивную (возникновение идей, образов, целей и т.д.) и адаптивную (осуществление, реализация, воплощение).

Благоприятные условия для развития адаптивной творческой активности ребенка:

1)Возможное и необходимое обучение различным способам реализации творческих идей и самостоятельному поиску новых способов.

2) Здесь важно развить у ребенка чувство умелости, избегание негативных оценок, достижение результата, продукта, в котором воплотилась творческая идея автора.

Одним из основных показателей адаптивной творческой активности является самостоятельность. Развитие самостоятельности в указанном стандарте [6] среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности выделено творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение творческих работ, участие в проектной деятельности. В этом процессе неоценимую роль играют занятия по изобразительному искусству, в частности внеурочные.

Развивать адаптивную творческую активности можно на внеурочных занятиях по изобразительному искусству с применением нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".[5]

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.

Значение нетрадиционного рисования.

1.Имеет огромное значение в формировании личности ребенка.

2.Развитие мышления ребенка.

3. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

4. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша).

5.В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.

6.Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в младшем школьном возрасте. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности - например, внеурочные занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.

Виды нетрадиционного рисования.

Название техники

Средства выразительности

Способы получения изображения

1

Тычок жесткой полусухой кистью.

Фактурность окраски, цвет.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2

Рисование пальчиками.

Пятно, точка, короткая линия, цвет

ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3

Рисование ладошкой.

Пятно, цвет, фантастический силуэт.

Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4

Скатывание бумаги.

Фактура, объем.

Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

5

Восковые мелки + акварель.

Цвет, линия, пятно, фактура.

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

6

Оттиск смятой бумагой

Пятно, фактура, цвет.

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

7

Набрызг.

Точка, фактура.

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование по мокрому.

Цвет, пятно, линии.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

3.2. Характеристика изменений в результатах, образовательном процессе, условиях с учетом введения новых технологий

Для того, чтобы активизировать процесс развития адаптивной творческой активности в рамках внеурочной программыбыл разработан комплекс занятий по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник.

Тема урока и техника.

1

«Все дети любят рисовать».

(акварель, гуашь, цвет.карандаши, фломастеры)

2

«Что мы умеем и любим рисовать».

3

«Радуга и праздник красок».

Акварель работа по сырому.

4

«Нарисуем солнышко». Коллективное рисование. Рисование ладошками.

6

Коллаж из сухих листьев «Декоративный венок»

9

«Панно из зерен» (работа с природным материалом)

13

«Веселый клоун».

Рисование губкой.

18

«Нарисуем рыбку». Рисование ватными палочками.

20

«Мишка косолапый» Пластилинография.

21

«Влюбленное сердечко» Пластилинография.

23

«Веселый поросенок».

Пластилинография.

24

«Открытка для милой мамочки».

Рисуем губкой

25

«Рыбки в реке». Подводное царство. Пластилинография.

26

«По морям, по волнам». Бумажная пластика с элементами рисования.

27

«Бабочка».

Техника «Монотопия».

29

«Писанки».

32

«Праздничный салют»(Восковые мелки +акварель)

3.3. Контрольно-оценочный блок

Для того, чтобы оценить эффективность воздействия нетрадиционных техник рисования на развитие адаптивной творческой активности обучающихся первого класса разработана карта наблюдений и будет использоваться опросник креативности Джонсона.

Диагностирование будет проводиться 2 раза: в начале проекта и после его окончания.

Адаптивная творческая активность

Критерии:

      1. Креативность.

      2. Инициатива.

      3. Оригинальность.

      4. Воображение.

      5. Самостоятельность.

      6. Коммуникативность.

      7. Уверенность в себе.

Ф.И. учащегося

(шифр)

Критерии

Всего баллов

(max 7 баллов)

Креативность.

Инициатива.

Оригинальность.

Воображение.

Самостоятельность

Коммуникативность

Уверенность в себе

1

1



2



2

1



2



1

1



2



Изменения в ресурсном обеспечении

  1. Дидактическое обеспечение:образцы педагога, вспомогательные диски, таблицы.

  2. Научно-методическое обеспечение: разработки занятий, курсовая подготовка педагога по теме «Нетрадиционные средства на внеурочных занятиях по изобразительному искусству», педсоветы на тему «Творческие способности обучающихся и средства их развития», мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования.

  3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование анкетирование по теме педагогического проекта.

  4. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, опорные схемы.

  5. Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению нетрадиционной технологии.

3. Заключение

Анализ различных взглядов ведущих психологов и педагогов на проблему творческой активности личности, позволил охарактеризовать её как динамическую особенность и вместе с тем как качество личности ребенка как субъекта деятельности. Эта активность рассматривается в нашем исследовании как качество личности, как многопараметральная категория, раскрывающая индивидуально-личностный уровень и способ осуществления учеником творческой деятельности по созданию в рисунках различных образов. И можно предположить, что уровень адаптивной творческой активности станет выше, после внедрения во внеурочные занятия по изобразительному искусству нововведений.

Прогнозируя последействия данного педагогического проекта мы предполагаем, что у обучающихся повыситься уровень адаптивной творческой активности.


    1. Список использованных информационных источников

  1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева - М., 2008.

  2. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat dissercat.com/content/formirovanie-tvorcheskoi-aktivnosti-uchashchikhsya-i-iv-klassov-v-protsesse-izobrazheniya-ch#ixzz3GzgmgQiX

  3. Максимова С. В. Творчество: созидание или деструкция? Серия: Психологические технологии Издательство: Академический проект, 2006 г.

  4. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. - М.: Про-Пресс, 2009. - 56 с. - (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).

  5. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством //Вопросы психологии №5 98, с.94

  6. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]- Режим доступа: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

  7. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

18


© 2010-2022