• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Рабочая программа по изобразительному искусству ( внеурочная деятельность) в начальной школе

Рабочая программа по изобразительному искусству ( внеурочная деятельность) в начальной школе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Заместитель директора Директор МБОУ

эстетического цикла и по ВР __________ «Школа №59»

трудового обучения ________________

рук. МО__ 28.08. 2015г.

Протокол №1 от Приказ №_____

___.2015г. от ____2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

(ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)


НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Уровень образования (класс) начальное общее образование, 1-ые классы;

2-ые классы;

3-и классы;

4-ые классы.

Количество часов - 34 часа

Учитель - Шишликова Н.Н.

Программа разработана на основе:

Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. Изобразительное искусство.. Стандарты второго поколения. А.А. Кузнецов. Москва. «Просвещение». 2012г.

Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Д.В.Григорьев. «Просвещение». 2012г.

Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 1-4 классы, 4-е издание. Авторы: В.С.Кузин, С,П,Ломов, Е.В.Шорохов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко. Москва. «Дрофа».2012г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

___________________________________



Данная программа, согласно требованиям стандартов второго поколения, дополняет основную общеобразовательную программу по изобразительному искусству, расширяет рамки художественной деятельности детей, стимулирует развитие творческих способностей.

Нормативно - правовая база:

Нормативно - правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Примерная программа внеурочной деятельности. Художественное творчество. М. «Просвещение».2012г.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: развитие эмоционально-чувственного мира детей, приобретение опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Программа является прикладной, носит практико-ориентированный характер.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. Углубление знаний элементарных основ реалистического рисунка;

  1. Расширение знаний в области цветоведения, перспективы и светотени.

Воспитательные:

  1. Формирование у детей коммуникативных способностей, толерантного отношения к сверстникам.;

  2. Формирование нравственных идеалов на примере произведений народного творчества;

  3. Развитие художественного вкуса.

Развивающие:

1.Раскрытие творческого потенциала детей.

Настоящая программа направлена на повышение уровня художественной образованности детей.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Программа предназначена для учащихся начальной школы.

Курс каждого года обучения рассчитан на 34 часа. В группе 12-15 человек.

Срок реализации программы - 4 года.

В течение учебного года учащиеся рисуют с натуры, по памяти и представлению листья, фрукты, овощи, животных и птиц, передавая в рисунках общее пространственное расположение объектов, их форму и цвет. Используют в своих работах элементарные знания линейной и воздушной перспективы, цветоведения.

Дети учатся различать контрастные, теплые т холодные цвета.

В сюжете учащиеся учатся передавать свое отношение к изображаемому объекту, выделяя главное, характерное, используя изученные средства художественной выразительности.

В рисунках на тему дети пополняют свой запас знаний о композиционных закономерностях.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КУРСА.

Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

- рисунок;

- живопись;

- декоративно-прикладное творчество;

- беседы об искусстве;

- экскурсии, посещение выставок художественного творчества, пленэр.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

Формы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

* Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем в творческих заданиях.

* Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

* Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

* Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

* Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

* Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Предметные.

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях.

Личностные и метапредметные.

1-й класс

Личностные результаты:

- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);

-понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

-осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);

-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;

- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;

- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;

- осознание ответственности за выполненное художественное произведение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением);

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы, находить ответы.







ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.

К концу 1-го класса учащиеся должны знать:

- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия; - названия основных и составных цветов; -понятия: композиция, силуэт, пятно, роспись; - изобразительные основы декоративных элементов; - материалы и технические приёмы оформления; - названия инструментов, приспособлений.

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; - полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; - подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; - владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением; - моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; - пользоваться материалами.

К концу 2-го класса обучающиеся должны знать:

- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; - разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; - творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной - Лебедевой; - правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой - различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; - рисовать кистью элементы растительного орнамента; - выполнять орнамент в круге, овал, ленту; - проявлять творчество в создании работ.

К концу 3-го класса обучающиеся должны знать:

- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

- элементарные приемы перспективного построения изображения ; - творчество народных мастеров из Жостова, Хохломы, Сергиев-Посада; - основы графики.

Обучающиеся должны уметь:

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов; - правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; - правильно определять холодные и теплые цвета; - использовать силуэт и светлотный контраст для создания ярких декоративных композиций.

К концу 4-го класса обучающиеся должны знать:

- разнообразие возможных выразительных средств изображения;

- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

- различные виды декоративного творчества: батик, флористика; - основы дизайна; - творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского; - основы прикладной графики.

Обучающиеся должны уметь:

- работать в определённой цветовой гамме; - добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы; - передавать движение фигур человека и животных; - передавать пространственные планы способом загораживания; - сознательно выбирать средства выражения своего замысла; - свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Участие в конкурсах художественного творчества.

Участие в художественном оформлении школьных мероприятий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.



Для прохождения данной программы используются различные методы и приемы.

Проводятся различные типы занятий:

- объяснение нового материала (контрастные цвета);

- закрепление знаний, умений, навыков (рисование фруктов);

- комбинированное занятие (объяснение материала по основам перспективы, тематическое рисование «Замки моих настроений).

- экскурсии, выходы на природу (пленэр).

Теоретический материал излагается в форме беседы, рассказа, диалоговой форме.

Учитель сопровождает объяснение материала рисунком на доске или бумаге.

В процессе работы учащимся оказывается индивидуальная помощь.

Большое место уделяется самостоятельной работе учащихся, как развивающей творческие способности и воображение детей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Для лучшего усвоения материала применяются различные наглядные пособия: иллюстрации, репродукции, таблицы, плакаты, образцы изделий.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, диски о творчестве художников, народных промыслах.

Журнал «Начальная школа»: openworld/school, газета «1 сентября»: 1september.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 год обучения.

тема

Всего

часов

В том числе

Теор. практ.

1.

Организационное занятие «Значение искусства в жизни человека»

2

1

1

2.

«Оглянись вокруг». Практическая работа с различными художественными материалами.

4

1

3

3.

Тематическое рисование «Остров лета»

2

1

1

4.

«Урожай». Рисование с натуры, по памяти фруктов.

2

1

1

5.

Рисование с натуры, по памяти овощей.

2

1

1

6.

«Осенние листья». Рисование с натуры, по представлению.

2

1

1

7.

Рисование на тему «Зимняя сказка»

2

1

1

8.

Рисование по памяти и представлению животных.

4

2

2

9.

Роспись на бересте. Декоративная композиция

2

1

1

10.

Рисование по памяти и представлению птиц.

4

1

3

11.

Рисование на тему «Замки моих настроений»

4

1

3

12.

Рисование с натуры, по представлению «Весеннее цветение».

2

1

1

13.

Итоговое занятие. Рисование на тему «Весна».

2

-

2

ВСЕГО 34 ЧАСА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.

2 год обучения.





Тема

Всего

часов

В том числе

Теор.

Прак.

1.

Организационное занятие. «Волшебная дверь»

Композиционное упражнение с различными

художественными материалами.

2

1

1

2.

Рисование с натуры. Натюрморт «Цветы в вазе».

2

1

1

3.

Декоративная работа «Искусство орнамента»

4

1

3

4.

«Родной город». Рисование на тему.

4

2

2

5.

«Зимняя страница».Пейзаж в ахроматических тонах.

2

1

1

6.

«Зимние гости». Рисование по памяти и представлению снегирей, синиц, свиристели.

2

1

1

7.

Рисование на тему «Зимний лес».

4

1

3

8.

Декоративная работа «Кружевное чудо»

2

1

1

9.

Рисование на тему «Подводное царство»

4

1

3

10.

Рисование с натуры комнатных растений.

2

1

1

11.

Рисование на тему «Весна-красна»

2

1

1

12.

Рисование с натуры, по памяти и представлению бабочек.

2

1

1

13.

Рисование на тему «По дорогам сказки»

2

1

1



Всего 34 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.

3 год обучения.

Тема

Всего

часов

В том числе

Теор.

Практ.

1.

Организационное занятие. Рисование с натуры натюрморта «Летний привет».

2

1

1

2.

Декоративная работа «Русская матрешка».

2

1

1

3.

Рисование с натуры «Дары осеннего сада».

2

1

1

4.

Рисование с натуры, по памяти и представлению «Листопад».

2

1

1

5.

Иллюстрирование стихотворения С.Есенина.

2

1

1

6.

Рисование с натуры натюрморта «Урожай на столе».

4

1

3

7.

Рисование на тему «Первый снег».

2

1

1

8.

Рисование с натуры «Елочный наряд».

2

1

1

9.

Рисование по памяти и представлению животных (лиса, заяц, белка).

2

1

1

10.

Рисование на тему « Елка в лесу».

2

1

1

11.

Декоративная композиция «Подарок маме».

2

1

1

12.

Рисование по памяти и представлению «Весенний цветок».

2

1

1

13.

Рисование на тему «Весеннее настроение».

4

1

3

14.

Рисование по памяти и представлению стрекоз, жуков, шмелей.

2

1

1

15.

Рисование пейзажа «Летний день».

2

1

1

Всего 34 часа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.

4 год обучения.

Тема

Всего

часов

В том числе

Теор.

Прак.

1.

Организационное занятие. Рисование на тему

«Прощай, лето».

4

1

3

2.

Рисование с натуры овощей и фруктов.

2

1

1

3.

Рисование с натуры натюрморта «Дары осени»

4

1

3

4.

«Чудеса в карандаше». Штриховая композиция.

2

1

1

5.

Декоративная работа «Маски»

2

1

1

6.

Работа на тему «Новогодний маскарад»

2

1

1

7.

Рисование с натуры фигуры человека.

2

1

1

8.

Рисование на тему «Зимние забавы».

4

1

3

9.

Рисование с натуры натюрморта «Школьные принадлежности».

4

1

3

10.

Декоративное рисование «Сказочный букет».

Народное искусство Жостово.

2

1

1

11.

«Весна -краса». Рисование весеннего пейзажа.

2

1

1

12.

«Весенние гости». Рисование по памяти и представлению птиц.

2

1

1

13.

«Волшебные страницы». Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина.

2

1

1

Всего 34 часа.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА.

1. В.В. Алексеева Что такое искусство? М., 1991.

2. С.А. Казначеева Развитие цветового восприятия у школьников. Волгоград

«Учитель». 2009.

3. Т.С Комарова Обучение детей технике рисования. М. «Столетие». 1994.

4. В.С. Кузин Изобразительное искусство. Начальная школа. М «Дрофа». 2013.

5. Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М. «Академа». 1999.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.



1. С.И. Калинина Художественная школа. М «ЭКСМО». 2004.

2. С.Н. Корнилова Уроки изобразительного искусства. М. «АЙРИС» 2000

3. М.Н. Рахно Учимся рисовать. Саратов. «Слово». 1995.



  1. О.Д. Великие художники. С-П. «Литера». 2004.



© 2010-2022