Урок-пленер по изобразительному искусству в 6 классе по теме: Пейзаж родной земли

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МОУ Лицей № 10 им. Д.И.Менделеева

г. Клин Московской области









Методическая разработка

урока-пленэра по теме: «Пейзаж родной земли»

6 класс









Автор: Синякова Людмила Николаевна














2014 г.

Содержание:



Стр.

1. Методическая разработка 3-6


2. Список литературы 7


3. Приложение 8-15

Методическая разработка урока


Цели урока:


Обучающяя - научить применять знания построения композиции рисунка, линейной и воздушной перспективы. Научить видеть прекрасное и передавать с помощью выразительных средств это в рисунке.

Развивающяя - развивать умения работать красками (или пастелью),

Развивать умения правильно передавать пространство в рисунке. Познакомить с работой на пленере.

Воспитывающяя - воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе, любовь к Родине, к искусству.


Тип урока: обобщение и закрепление.

Вид урока: рисование с натуры (пленэр).


Оборудование:

Для учащихся - планшет, бумага, карандаш, резинка, кисти, акварельные краски (можно пастель), вода.

Литература:

Стихи: С.Есенина, С Черного, Н.Языкова.


Ход 1-ого урока:

  1. Инструктаж по технике безопасности 3 мин.

  2. Выход на пленэр и выбор места для работы. 7 мин.

  3. Литературная композиция 3 мин.

  1. Повторение пройденного материала и объяснение задания. 7 мин.

  1. Самостоятельная работа учащихся. 25 мин.


Ученики вместе с учителем в самом начале урока выходят на природу. Это место находится недалеко от школы в парке (или на берегу реки).

Учитель: сегодня у нас не совсем обычный урок, мы с вами превратимся в художников, работающих на пленэре. Кто знает, что такое «пленэр»? (обычно на этот вопрос отвечают ребята, которые посещают художественную школу).

Ученик: пленэр - в переводе с французского означает живопись на открытом воздухе (с натуры).

Учитель: посмотрите вокруг. Весна, деревья, кусты и трава оделись в нежные зеленые наряды. Теплые лучи солнца способствуют пробуждению природы. Нам с вами сегодня на уроке предстоит не только любоваться красотой природы нашего края, но и передать в рисунке эту красоту. В этом нам помогут стихи о природе, которые создадут возвышенное настроение, и знания правил построения и выполнения пейзажа, полученные на прошлых уроках по теме: «Пейзаж». Давайте послушаем стихи, которые ученики вашего класса подготовили к этому уроку.


1 ученик:

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там, солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Н. Языков


2 ученик:

Зеленеют все опушки Елка - сноп зеленых свечек,

Зеленеет пруд Мох - зеленый пол.

И зеленые лягушки И зелененький кузнечик

Песенку поют. Песенку завел.

С. Черный

3 ученик:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

С. Есенин


Учитель: Теперь давайте посмотрим на природу. Она окружает нас со всех сторон. Скажите, пожалуйста, можем мы уместить все, что находится вокруг нас на одном листе бумаги. Конечно нет, поэтому каждый из вас должен выбрать небольшой уголок, который больше всего затронул ваше сердце. Теперь, чтобы перенести его на бумагу давайте вспомним правила построения пространства (правила линейной перспективы). С чего мы должны начать работу над пейзажем?

Ученик: Сначала надо провести линию горизонта.

Учитель: Верно. А какая она может быть?

Ученик: Низкая, высокая и средняя (т.е. на середине листа).

Учитель: Верно. А какая у нас будет линия горизонта?

Ученик: Наша линия горизонта закрыта деревьями, в некоторых местах - домами, но она проходит на уровне наших глаз.

Учитель: Верно. Теперь давайте вспомним правила изображения глубины пространства в пейзаже.

Ученик: Необходимо отметить первый план, средний план и дальний план.

Учитель: Все верно, но каждый из вас может выбрать разные места в нашей панораме, поэтому и предметы у вас на первом, среднем и дальних планах будут разные. А вот правила изображения у них одинаковые. Это какие правила?

Ученик: Это правила линейной перспективы. Все предметы на первом плане кажутся больше, чем на дальнем или среднем.

Учитель: Действительно - кажутся больше. Так воспринимают их наши глаза. На самом деле это не так. Но художник на рисунке передает природу так как видит.

Если вы хотите показать в своей работе большие деревья или небо,

то необходимо опустить линию горизонта вниз. И так вы провели линию горизонта, что же вы должны сделать дальше.

Ученик: Теперь необходимо взять точку схода на линии горизонта, которая поможет построить глубину пространства.

Учитель: Верно. Если вы хотите показать дорогу или ряд деревьев, уходящих

вдаль вам необходимо построить из точки схода на линии горизонта два

расходящихся луча, между которыми и будет находиться дорога. Теперь вспомните, пожалуйста, как передать ощущение движения на изображении?

Ученик: Необходимо сместить точку схода лучей от цента вправо или влево.

Учитель: Действительно, любое симметричное изображение - самое неподвижное. Ребята мы с вами повторили все что необходимо для построения рисунка карандашом. Теперь вы приступаете к самостоятельной работе. Помните, что нельзя сильно нажимать на карандаш т.к. на втором уроке мы будем работать над этим эскизом акварелью.

На самостоятельную работу учащимся отводится примерно 25 минут.


Перемена 15 мин.


Ход 2-го урока

  1. Обсуждение эскизов и исправление ошибок 5 мин.

  1. Повторение правил работы красками 5 мин.

  1. Самостоятельная работа 30 мин.

  1. Подведение итогов 5 мин.

Учитель в начале второго урока дает время ученикам закончить работу карандашом, а сам в это время ходит между ними проверяет эскизы и указывает на ошибки.

Учитель: Природа весной одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, охристого и ярко-зеленого. Начинать работу необходимо с самых светлых красок, постепенно переходя к более темной палитре. Работать сегодня мы будем по сырому листу, чтобы получить мягкие переходы одного цвета в другой, чтобы показать чистоту и прозрачность весеннего воздуха, мягкие весенние тона деревьев и всего что нас окружает. Природа средней полосы России была воспета, русскими художниками, и мы с вами должны также любить свою землю, как любили ее они. Назовите работы каких русских художников-пейзажистов наиболее вам запомнились и понравились?

1-й ученик: Федор Васильев «Мокрый луг», «После грозы».

2-ой ученик: Иван Шишкин «Дубовая роща». «Утро в сосновом лесу»

3-й ученик: Исаак Левитан «Весна. Большая вода», «Березовая роща».

Учитель: Чтобы рисовать так как эти художники надо знать правила воздушной перспективы. Давайте вспомним эти правила.

1-ый ученик: Все предметы, удаленные от нас, изображаются более светлыми, малонасыщенными холодными красками, а предметы первого плана передают более яркими, насыщенными теплыми красками.

2-ой ученик: Воздух, который находится между наблюдателем и удаленными предметами размывает цвет, он становятся светлее, а даль - голубе.

Учитель: Все правильно. Художники эпохи Возрождения первыми разработали правила деления пространства на планы. Они показали в своих работах ближний план - теплый и контрастный, а дальний - светлый, размытый в воздушной дымке. Начинать работу необходимо с раскрашивания больших пространств (неба, земли) большой кистью, а затем переходить к прорисовке мелких деталей (кустов, деревьев, цветов, птиц) тонкой кистью.

Ученики приступают к самостоятельной работе акварелью. На эту работу отводится 25 - 30мин.

За 5 минуты до конца урока работа над рисунком заканчивается и подводятся итоги. Конечно могут быть ученики, которые не успели закончить работу. Им можно предложить закончить работу дома.


Вывод: Урок- пленэр подводит итог изучения темы «Пейзаж». Здесь на практике дети учатся применять правила линейной и воздушной перспективы, т.е. передавать глубину пространства и красоту природы родного края. Как правило качество этого урока всегда выше.









Описание методической разработки

  1. Урок

  2. Методика обобщающего урока- пленэра по теме «Пейзаж родной земли»

3. Автор Синякова Людмила Николаевна

4. Определяющим признаком современного урока является создание условий, обеспечивающих саморазвитие и самореализацию каждого ученика. Эффективные формы обучения позволяют хорошо усвоить материал и отработать определенные навыки и умения.

Урок «Пейзаж родной земли» (пленэр) в 6 классе - это завершающий урок по теме «Пейзаж».

Он подводит итог знакомства учащихся с пейзажем и правилами изображения пространства в пейзаже. Урок проходит в красивом, живописном месте, в парке на берегу реки Сестры и длится два часа, что позволяет ученикам завершить работу. Картины весенней природы, увиденные детьми, усиливают эмоциональное настроение, и помогает ученикам ярче и точнее передать красоту родной земли. Здесь каждый ученик может прочувствовать, что такое работа художника на пленэре, как важно увидеть и передать увиденное в своей работе красоту природы. Даже самые пассивные в классе ученики с увлечением работают на природе. В кабинете трудно передать краски весенней природы по памяти или по представлению. А работы, выполненные с натуры намного интереснее и ярче. И самое главное этот урок останется в памяти ребенка, т.к. затрагивает его чувства, его душу.




















© 2010-2022