Рабочая программа по ИЗО Радуга

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»

Городского округа город Салават Республики Башкортостан


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата

_____С.Н. Свечникова

Приказ №____от_____

Дополнительная общеразвивающая программа

«Радуга»


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

совета МБОУ ДОД ДД(Ю)Т

г. Салавата

от «___»_________2015 г. № ____



Педагог: Смирнова Н.В.

Возраст детей 4-5 лет

Срок реализации 1 год




Салават, 2015


1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации, приказом МО и НРФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

Программа имеет художественную направленность.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Цель программы - обучение детей основам изобразительной грамоты. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.

Основные задачи:

Обучающие:

- Обучение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;

Воспитывающие:

- Приобщение детей к изобразительному искусству;

- Воспитание интереса и любви к искусству

Развивающие:

- Развитие навыков продуктивной деятельности;

-Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного

- Развитие творческой активности воображения у детей, моторики рук.

Программа рассчитана на 1 год для детей 4-5лет. Занятия проходят по 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Во время занятий уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук, вниманию, эмоциональному настрою, результативности, прививается сознание собственной успешности, состоятельности, уверенности в себе.

На этом этапе дети знакомятся с основами рисования, обучаются основам графики и живописи: учатся работать с карандашами, мелками, приобретают умения действовать кистью, красками: акварелью и гуашью, раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж.

При работе с бумагой учащиеся знакомятся с техникой выполнения аппликации, развивают глазомер, приобретают чувство формы, ритма, учатся соотношению частей и целого, умение действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.

Лепка способствует у учащихся развитию группы мелких мышц кистей рук и пальцев, выработке навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширению кругозора детей, ребята учатся соразмерять детали по толщине и длине, формируются навыки сравнения, анализа.

Результат реализации дополнительной общеразвивающей программы это развитие следующих компетенций:

1.Учебно - познавательные компетенции:
- организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;
2.Коммуникативные компетенции:
- уметь представить свое объединение, группу, Дворец;

- владеть способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы.

3. Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями;.

4. Здоровьесберегающие компетенции:
-знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- знать и применять правила личной гигиены;

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны знать:

- основные приемы и способы рисования;

- основы цветоведения;

- основные признаки композиции;

- технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;

- операции работы с различным прикладным материалом;

- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.

Должны уметь:

- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;

- работать с предлагаемым инструментом и материалом;

-работать гуашью, пастелью;

- выполнять основные приемы лепки, аппликации;

- создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;

Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных конкурсах.


2. Разделы программы


п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1

Рисование

40

2

Лепка

14

3

Аппликация

12

4

Итоговое занятие

2

Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Примечание

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Знакомство с красками и названиями цветов Рисование «Радуга»

2

1

1


2

Приемы аппликации, правила работы с ножницами и клеем.«Осенние листики»

2

1

1


3

Изучение правил смешивания красок. Рисование «Осенний пейзаж»

1

1

1


4

Рисование «Звери в осеннем лесу»

2

-

2


5

Рисование «Петушок и цыплята»

2

-

2


6

Приемы лепки из пластилина. Лепка «Волшебная рыбка»

1

1

1


7

Рисование «Ежик по лесу бежит»

2

-

2


8

Рисование «Клоун»

2

-

2


9

Аппликация

«Моя любимая игрушка»

2

-

2


10

Рисование «Зимнее дерево»

2

-

2


11

Лепка «Снегири на ветке»

2

-

2


12

Рисование «Тихо, тихо, снег идет»

2

-

2


13

Лепка «Новогодняя елочка»

2

-

2


14

Аппликация «Елочная игрушка»

2

-

2


15

Рисование «Девочка в зимней одежде»

2

-

2


16

Рисование «Красивая варежка»

2

-

2


17

Лепка

«Снежная баба»

2

-

2


18

Рисование «Зайчик в зимнем лесу»

2

-

2


19

Рисование «Дворец Снежной королевы»

2

-

2


20

Рисование «Подарок для папы»

2

-

2


21

Лепка «Улитка»

2

-

2


22

Рисование «Украшаем черепаху»

2

-

2


23

Рисование «Подарок для мамы»

2

-

2


24

Аппликация «Подводный мир»

2

-

2


25

Рисование «Кошка»

2

-

2


26

Лепка «Зайка»

2

-

2


27

Рисование «Жираф»

2

-

2


28

Аппликация «Африка»

2

-

2


29

Рисование «Собачка»

2

-

2


30

Лепка «Бабочки»

2

-

2


31

Рисование «Весенний букет в вазе»

2

-

2


32

Обрывная аппликация «Фрукты»

2

-

2


33

Рисование «Город летом»

2

-

2


34

Итоговое занятие

2

-

2



Итого

68

4

64



3. Содержание


Теория. Знакомство с красками и названиями цветов. Изучение правил смешивания красок. Теплая цветовая гамма. Понятие "воздушная перспектива". Понятие о декоре. Знакомство с портретом как с жанром живописи. Приемы лепки из пластилина. Приемы аппликации, правила работы с ножницами и клеем.

Практика. Выполнение следующих тем: «Радуга»; «Осенние листики»; «Осенний пейзаж»; «Ежик по лесу бежит»; «Звери в осеннем лесу»; «Петушок и цыплята»; «Волшебная рыбка»; «Ежик по лесу бежит»; «Клоун»; «Моя любимая игрушка»; «Зимнее дерево»; «Снегири на ветке»; «Тихо, тихо, снег идет»; «Снежная баба»; «Зайчик в зимнем лесу»; «Девочка в зимней одежде»; «Красивая варежка»; «Новогодняя елочка»; «Елочная игрушка»; «Дворец Снежной королевы»; «Подарок для папы»; «Улитка»; «Украшаем черепаху»; «Подводный мир»; «Кошка»; «Зайка»; «Африка»; «Собачка»; «Бабочки»; «Весенний букет в вазе»; «Фрукты»; «Город летом». Итоговое занятие. Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих компетенций.

4.Методическое обеспечение.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

Чтение стишков, песенок, загадок - важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета. Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.

Учебно-наглядные пособия:

- плакаты;

-рисунки

Оборудование:

- мольберт;

-пастель;

- пластилин;

-стеки;

-цветная бумага;

-ножницы;

-клей;

- восковые мелки;

- кисточки;

- гуашевые краски;

-акварель;

- баночка-непроливайка;

- х/б салфетки для рук;

- клеёнка.

5.Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  3. Аксенова, Ю.- Цвет и линия./ М. Левидова. - М.: Советский художник, 1986.

  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004 г.

  5. Галанов А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.

  6. Иваницкий, М.Ф. - Школа изобразительного искусства. / М.Г. Минизер, К.М. Максимов, А.М. Соловьев.- М.: Изобразительное искусство, 1989, - Вып 3.

  7. Кузин В.С., Кубышкин. Э.И «Изобразительное искусство в начальной школе», 2011.

  8. Логан Ф.Дж. «Учебное рисование карандашом и пером», 2003.

  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

  10. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. М.: Просвещение, 2008.

  11. Неменская. Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ художник. М.: Просвещение, 2007.

  12. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. // под рук. Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2005.

  13. Смирнова, Р. - Уроки рисования./ И. Миклушевская. - М.: Издательство Астрель, 2000.

  14. Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

Список литературы для детей и родителей

  1. Галанов А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.

  2. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом»,, С.-Пб., «Детство-Пресс»,2003 г.

  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

  4. Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

  5. «Фигура человека», серия «Школа рисования», М.: «Мир книги», 2005 г.





© 2010-2022