- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО Радуга
Рабочая программа по ИЗО Радуга
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова Н.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата
_____С.Н. Свечникова
Приказ №____от_____
Дополнительная общеразвивающая программа
«Радуга»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
совета МБОУ ДОД ДД(Ю)Т
г. Салавата
от «___»_________2015 г. № ____
Педагог: Смирнова Н.В.
Возраст детей 4-5 лет
Срок реализации 1 год
Салават, 2015
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации, приказом МО и НРФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.
Программа имеет художественную направленность.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Цель программы - обучение детей основам изобразительной грамоты. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.
Основные задачи:
Обучающие:
- Обучение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;
Воспитывающие:
- Приобщение детей к изобразительному искусству;
- Воспитание интереса и любви к искусству
Развивающие:
- Развитие навыков продуктивной деятельности;
-Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного
- Развитие творческой активности воображения у детей, моторики рук.
Программа рассчитана на 1 год для детей 4-5лет. Занятия проходят по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Во время занятий уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук, вниманию, эмоциональному настрою, результативности, прививается сознание собственной успешности, состоятельности, уверенности в себе.
На этом этапе дети знакомятся с основами рисования, обучаются основам графики и живописи: учатся работать с карандашами, мелками, приобретают умения действовать кистью, красками: акварелью и гуашью, раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж.
При работе с бумагой учащиеся знакомятся с техникой выполнения аппликации, развивают глазомер, приобретают чувство формы, ритма, учатся соотношению частей и целого, умение действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.
Лепка способствует у учащихся развитию группы мелких мышц кистей рук и пальцев, выработке навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширению кругозора детей, ребята учатся соразмерять детали по толщине и длине, формируются навыки сравнения, анализа.
Результат реализации дополнительной общеразвивающей программы это развитие следующих компетенций:
1.Учебно - познавательные компетенции:
- организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;
2.Коммуникативные компетенции:
- уметь представить свое объединение, группу, Дворец;
- владеть способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы.
3. Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями;.
4. Здоровьесберегающие компетенции:
-знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- знать и применять правила личной гигиены;
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- основные приемы и способы рисования;
- основы цветоведения;
- основные признаки композиции;
- технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;
- операции работы с различным прикладным материалом;
- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
Должны уметь:
- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;
- работать с предлагаемым инструментом и материалом;
-работать гуашью, пастелью;
- выполнять основные приемы лепки, аппликации;
- создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;
Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных конкурсах.
2. Разделы программы
№
п/п
Раздел программы
Кол-во часов
1
Рисование
40
2
Лепка
14
3
Аппликация
12
4
Итоговое занятие
2
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Примечание
Всего
Теоретических занятий
Практических занятий
1
Знакомство с красками и названиями цветов Рисование «Радуга»
2
1
1
2
Приемы аппликации, правила работы с ножницами и клеем.«Осенние листики»
2
1
1
3
Изучение правил смешивания красок. Рисование «Осенний пейзаж»
1
1
1
4
Рисование «Звери в осеннем лесу»
2
-
2
5
Рисование «Петушок и цыплята»
2
-
2
6
Приемы лепки из пластилина. Лепка «Волшебная рыбка»
1
1
1
7
Рисование «Ежик по лесу бежит»
2
-
2
8
Рисование «Клоун»
2
-
2
9
Аппликация
«Моя любимая игрушка»
2
-
2
10
Рисование «Зимнее дерево»
2
-
2
11
Лепка «Снегири на ветке»
2
-
2
12
Рисование «Тихо, тихо, снег идет»
2
-
2
13
Лепка «Новогодняя елочка»
2
-
2
14
Аппликация «Елочная игрушка»
2
-
2
15
Рисование «Девочка в зимней одежде»
2
-
2
16
Рисование «Красивая варежка»
2
-
2
17
Лепка
«Снежная баба»
2
-
2
18
Рисование «Зайчик в зимнем лесу»
2
-
2
19
Рисование «Дворец Снежной королевы»
2
-
2
20
Рисование «Подарок для папы»
2
-
2
21
Лепка «Улитка»
2
-
2
22
Рисование «Украшаем черепаху»
2
-
2
23
Рисование «Подарок для мамы»
2
-
2
24
Аппликация «Подводный мир»
2
-
2
25
Рисование «Кошка»
2
-
2
26
Лепка «Зайка»
2
-
2
27
Рисование «Жираф»
2
-
2
28
Аппликация «Африка»
2
-
2
29
Рисование «Собачка»
2
-
2
30
Лепка «Бабочки»
2
-
2
31
Рисование «Весенний букет в вазе»
2
-
2
32
Обрывная аппликация «Фрукты»
2
-
2
33
Рисование «Город летом»
2
-
2
34
Итоговое занятие
2
-
2
Итого
68
4
64
3. Содержание
Теория. Знакомство с красками и названиями цветов. Изучение правил смешивания красок. Теплая цветовая гамма. Понятие "воздушная перспектива". Понятие о декоре. Знакомство с портретом как с жанром живописи. Приемы лепки из пластилина. Приемы аппликации, правила работы с ножницами и клеем.
Практика. Выполнение следующих тем: «Радуга»; «Осенние листики»; «Осенний пейзаж»; «Ежик по лесу бежит»; «Звери в осеннем лесу»; «Петушок и цыплята»; «Волшебная рыбка»; «Ежик по лесу бежит»; «Клоун»; «Моя любимая игрушка»; «Зимнее дерево»; «Снегири на ветке»; «Тихо, тихо, снег идет»; «Снежная баба»; «Зайчик в зимнем лесу»; «Девочка в зимней одежде»; «Красивая варежка»; «Новогодняя елочка»; «Елочная игрушка»; «Дворец Снежной королевы»; «Подарок для папы»; «Улитка»; «Украшаем черепаху»; «Подводный мир»; «Кошка»; «Зайка»; «Африка»; «Собачка»; «Бабочки»; «Весенний букет в вазе»; «Фрукты»; «Город летом». Итоговое занятие. Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих компетенций.
4.Методическое обеспечение.
Для того, чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.
Чтение стишков, песенок, загадок - важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета. Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты;
-рисунки
Оборудование:
- мольберт;
-пастель;
- пластилин;
-стеки;
-цветная бумага;
-ножницы;
-клей;
- восковые мелки;
- кисточки;
- гуашевые краски;
-акварель;
- баночка-непроливайка;
- х/б салфетки для рук;
- клеёнка.
5.Список использованной литературы
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
-
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-
Аксенова, Ю.- Цвет и линия./ М. Левидова. - М.: Советский художник, 1986.
-
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004 г.
-
Галанов А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.
-
Иваницкий, М.Ф. - Школа изобразительного искусства. / М.Г. Минизер, К.М. Максимов, А.М. Соловьев.- М.: Изобразительное искусство, 1989, - Вып 3.
-
Кузин В.С., Кубышкин. Э.И «Изобразительное искусство в начальной школе», 2011.
-
Логан Ф.Дж. «Учебное рисование карандашом и пером», 2003.
-
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
-
Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. М.: Просвещение, 2008.
-
Неменская. Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ художник. М.: Просвещение, 2007.
-
Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. // под рук. Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2005.
-
Смирнова, Р. - Уроки рисования./ И. Миклушевская. - М.: Издательство Астрель, 2000.
-
Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
Список литературы для детей и родителей
-
Галанов А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.
-
Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом»,, С.-Пб., «Детство-Пресс»,2003 г.
-
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
-
Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
-
«Фигура человека», серия «Школа рисования», М.: «Мир книги», 2005 г.