- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро
Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Устюгова С.С. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Ярославка
Внеклассное мероприятие
Руки мастера творят добро
Подготовила и провела: Устюгова С.С. учитель изобразительного искусства, первой категории
с. Ярославка 2010
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Ведущий 1 и 2.
Выставка изделий народных промыслов: хохломских, гжельских, жостовских,
каргопольских, богородских. Можно использовать иллюстрации с их изображениями.
Видеофильм «Народные ремесла».
ВЕДУЩИЙ (1):
Я боюсь не уметь -
Ремесла не иметь:
Не кроить, и не шить,
И стога не вершить.
Не работать резцом,
И не стать кузнецом.
Ничего не уметь -
Как души не иметь.
П. Елфимов
Этими замечательными строками мы начинаем разговор о русских ремеслах. Быт, ремесло, искусство - эти три понятия тесно переплелись между собой в жизни народа. Вспомнить хотя бы русские костюмы, которыми любуемся в праздничные фольклорные дни - это же настоящие произведения искусства. А создавали их не художники-модельеры, а обычные крестьянки, передающие свое умение из поколения в поколение. Веками накапливалось мастерство людей, занимающихся своим ремеслом. Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собственное творение, чтобы оно запомнилось людям. Многие ремесла России стали известны не только на родине, но и далеко за ее пределами. Крестьяне ценили труд, поэтизировали его в пословицах, песнях, загадках. Самые простые орудия труда становились предметом хитроумных и затейливых сравнений. А теперь отгадайте-ка загадки.
• Кланяется,кланяется,
Придет домой - растянется
(Топор.)
• Зубы есть, а хлеба не ест.
На работу ходит, хозяина кормит.
(Пила.)
• Сам худ - голова с пуд.
(Молоток.)
• Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
(Веретено.)
• Тонка, длинна, одноуха, остра,
Всему миру красна.
(Игла.)
• На одной яме сто ям с ямой.
(Наперсток.)
(Ребята отгадывают загадки.)
ВЕДУЩИЙ (2): Жизнь русских крестьян - это непрерывный труд. В крестьянском хозяйстве все делалось своими руками. Мужчины занимались работой в поле, охотой, рыбной ловлей, домашними ремеслами. Крестьянин должен был суметь и дом поставить, и мебель смастерить, и поле вспахать. Женщины занимались домашним хозяйством, огородом. Хозяйка умела и прясть, и шить, и ткать, и хлеб в печи испечь. Быть хорошими хозяевами - значит, постоянно много трудиться. Недаром люди в старину говаривали...
Дом не велик, да лежать не велит.
Дом вести - не лапти плести.
Домом жить - обо всем тужить.
Мальчиков учили с тринадцати лет боронить поле, пахать, косить сено, приучали работать топором, сохой, управляться с лошадью. Девочки с семи лет начинали заниматься рукоделием. Каждая девочка должна была научиться доить корову, готовить еду, ухаживать за скотиной. Мальчишек, не умеющих делать простые домашние работы, обзывали «безлапотниками», девочек дразнили «непряхами». Даже детские игры были направлены на воспитание умелых и хозяйственных работников. Девочки играли в «клетки». «Клетки» расчерчивали на песке, каждая была чьим-то домом, в котором управлялись маленькие хозяюшки. Мальчики играли в «карету» - «учились» строить сани, запрягали в них собачку и «водили карету».
А мы с вами сейчас познакомимся с игрой, которая называется «Пахари и жнецы».
ИГРА «Пахари и жнецы»
По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой - «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда - пахари - становится по одну сторону черты (где «пашня»); другая команда - жнецы - становится по другую сторону черты (где «нива»). В стороне стоит водящий.
Пахари, обращаясь к жнецам, поют:
Мы пашенку пахали,
Глубокие борозды махали.
Борозды - глубокие,
Полосы - широкие.
А вы, жнецы, худые -
У вас серпы тупые!
Жнецы отвечают:
У вас пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал,
На меже лежал,
На меже лежал,
Ворон считал.
А мы жнецы молодые
У нас серпы золотые.
Мы жито жали,
Во снопочки вязали,
На ток вывозили,
Цепом молотили,
Зерно выбивали -
Стали с пирогами!
Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой - гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит: «Раз, два, три - на ниву беги!» По этой команде жнецы бегут на «ниву», а пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные жнецы переходят в команду пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит участников другой команды.
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, вспомните еще раз слова, которые сопровождают эту игру, и скажите, что вы узнали о труде пахарей и жнецов.
(Ребята отвечают.)
В народных песнях существовал особый жанр, который назывался «трудовые песни». С глубокой древности тяжелые работы, требовавшие совместных усилий, сопровождались особыми песнями и припевками. Эти припевки налаживали определенный трудовой ритм, помогали объединить усилия. Сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс: каждый из вас получит небольшую песню, вы должны определить, какую работу она сопровождала, и постараться прочитать так, чтобы соблюдался ритм этой работы.
-
Плот тяни, ребята, смело,
Чтоб работушка кипела!
Посмелее, не робейте,
Своей силы не жалейте!
Мы, ребята, не робеем,
Своей силы не жалеем!
-
Греби, ребята, посильнее,
Опускай весло дружнее!
Наша лодочка идет,
Подается вперед!
Ходом-водом веселее,
Будем дома поскорее!
-
Тяни снасть, Тяни снасть -
На карбас!
Накорми, Накорми,
Море, нас!
-
Эй, ребятушки, валяйте,
Бревно выше поднимайте!
Ну-ка примемся за дело,
Чтоб оно у нас кипело!
Ну-ка примемся мы дружно,
Поскорей окончить нужно!
Ну, ребята, не зевайте,
Разом, дружно напирайте!
-
Жито жать,
В снопы вязать,
Ночь не спать,
Цепом махать -
Доколачивать, .......
Доколачивать!
-
Коса, бери ниже,
Будет сено ближе!
Коса, бери больше -
Стог будет толще!
(Ребята выполняют задание. Они должны не просто прочитать текст, соблюдая определенный ритм, но и показать примерные действия, которые совершали под эти песни крестьяне.)
ВЕДУЩИЙ (2): Вот так, сначала в игре, а потом, помогая родителям, приучались дети к труду. Этому же учили и русские пословицы...
-
Без дела жить - только небо коптить.
-
Кто пахать не ленится, у того и рожь родится.
• Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.
• Всякое дело человеком становится, человеком и славится.
• Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Человека, в совершенстве освоившего свое дело, называли мастером. В народе говорили: «Ремесленников много, а мастеров мало». И в наше время приводят в восхищение подлинные шедевры народных умельцев. Обратите внимание на нашу выставку.
Вы, наверное, уже видели такие красивые расписные подносы и чаши, ладьи и чайники. Сейчас мы с вами узнаем, кто и как их создает, услышим рассказы о том, как зарождалось это ремесло, как удалось его сохранить до наших дней.
ВЕДУЩИЙ (1): А начнем мы наше путешествие со старинного села с веселым названием Хохлома. Впервые о Хохломе говорится еще в документах Ивана Грозного. Свидетельство тому есть в летописях за 1439 год Макарьевского монастыря на Волге. Издавна славились жители этого села своим мастерством в создании деревянной посуды. Отличались хохломичи от других мастеров умением красиво расписать чаши, ковши, ложки... Чтобы ложилась краска ровно на шероховатую поверхность, ее обмазывают тонким слоем особой жирной глины. Потом покрывают олифой, чтобы пристала краска. А теперь - главный секрет хохломского ремесла - посуду натирают оловянным порошком. А когда нанесен рисунок, изделие
несколько раз кроют лаком, сваренным из льняного масла; ставят в печь сушить. В печи лак, олифа и олово спекаются, приобретают глубокий, насыщенный цвет, а олово просвечивает сквозь слой лака червонным золотом. Так и называют хохломскую посуду - деревянное золото. Давайте полюбуемся на творения хохломских умельцев. (Демонстрирует изделия Хохломы или иллюстрации.)
Вопросы:
-
Из какого материала мастерят хохломскую посуду? (Из дерева.)
-
Какие цвета используют хохломские художники для росписи посуды? (Красный, черный, золотой, зеленый.)
-
Что изображает художник?
(Траву, цветы, листья, ягоды - растительный орнамент.)
-
Что изготавливают народные мастера?
(Ковши, чаши, ложки, ладьи и т. д.)
(Ребята по очереди отвечают.)
ВЕДУЩИЙ: В настоящее время хохломской росписью украшают не только посуду, но и много других вещей, в том числе целые наборы мебели: кресла, столы, стулья, шкафы и так далее.
ВЕДУЩИЙ (2): Сейчас мы отправимся в Гжель. Так называется село в Подмосковье, где мастера создают чудо-посуду. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. (Демонстрирует изделия Гжели или иллюстрации.)
Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируются красота, гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.
Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования- на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, Гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами.
В производстве фарфора Гжель следует за старыми российскими традициями. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль: синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
(Демонстрация видеофрагмента из фильма «Народные ремесла»: «Глиняное чудо».)
Вопросы:
1. Из какого материала изготовляется гжельская посуда? (Из глины.)
2. Какие цвета мы видим в орнаменте Гжели? (Белый, синий, золотой.)
3. Какие рисунки создаются этими красками? (Трава, цветы - растительный орнамент.)
К СВЕДЕНИЮ:
За свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды. На протяжении столетий гжельские крестьяне изготовляли предметы бытового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины ХУШ в. она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В ХIХ в. гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.
Конец ХIХ - начало XX в. стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров.
ВЕДУЩИЙ (1): Следующим местом нашего путешествия будет подмосковная деревня Жостово. Чем же прославили себя жостовские мастера? Они расписывают чайные подносы. На Руси издавна любят пить чай, и чайный поднос с самоваром или угощением всегда кстати.
(Демонстрирует жостовские подносы или иллюстрации.)
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробовых-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах. Творцами красочных, в основном цветочных, орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.
Главная тема украшения жостовских подносов - букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы.
Давайте и мы полюбуемся на них.
(Демонстрация видеофрагмента из фильма «Народные промыслы»: «России яркие букеты».)
Вопросы
-
Какие цветы вы узнали в букетах Жостова? (Маки, розы, пионы, лилии, незабудки и другие.)
-
В творениях хохломы и гжели присутствует определенная цветовая гамма. У гжели - бело-синяя, у хохломы - красно-черно-золотая. А что можно сказать о жостовской росписи? (Вся цветовая гамма, яркие, насыщенные краски всех цветов радуги.)
К СВЕДЕНИЮ:
Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90°С. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные подносы расписываются без трафаретов масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими 'подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями и т. п.
Декоративная живопись Жостовской фабрики характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск - это традиция. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.
А теперь мы полюбуемся на творения народных мастеров и постараемся угадать, откуда они родом - из Жостова, Хохломы или Гжели.
(Проводится конкурс.)
ВЕДУЩИЙ (2): А вот еще один поистине замечательный промысел - игрушечный. Согласитесь, это один из самых веселых и интересных видов творчества. Вы уже, наверное, догадались, что речь пойдет о матрешке.
Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фукурума был завезен к нам с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша было одним из наиболее распространенных русских имен. В основе этого имени лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа: человеческой культуры.
Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.
Как правило, матрешки изготовляют из древесины таких деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки.
До 15 операций проходит за--готовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов - ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи.
В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца XVIII - начала XIX века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку
в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрешки своими формами и росписью тоже фиксируют эту пеструю разнообразную жизнь девушек в сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрешка представляла собой целую семью. (Демонстрирует семью матрешек.)
К СВЕДЕНИЮ:
Благодаря огромной популярности матрешки в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи. Теперь не только Сергиев Посад славился изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае. Знаменитая семеновская матрешка отличается от матрешек других центров своей многоместностыо, в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 м, а высота 1м.
Полховский Майдан - еще один центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника («роза»), рядом с которым могут быть полураскрытые бутоны на ветках. В находящимся неподалеку селе Крутец роспись матрешек отличается тяготением к экспериментам. Это относится не только к характеру росписи, но и к самой форме изделия. Вятская матрешка наиболее северная из всех российских матрешек. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 1960-е гг., когда матрешку Сталине только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением общества. Матрешка - это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.
ВЕДУЩИЙ (1): Наш путь лежит на север. На севере нашей страны возле города Кирова, бывшей Вятки, есть пригород, который называется Дымковская слобода, или просто Дымково. Именно там с незапамятных времен лепили глиняные игрушки, свистульки. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи и существует в единственном экземпляре. (Демонстрирует дымковские игрушки или иллюстрации.)
И кого только не изображали дымковские мастерицы: нарядные барыни, гордые кавалеры, парни-гармонисты. А какие забавные лепились животные: лошадки и барашки, уточки, гуси и индюки. Как будто из русских народных сказок к нам пожаловали. И все эти свистульки-игрушки раз в год собирались вместе. Весной вся Вятка гуляла на ярмарке-празднике, который назывался «свистунья». Обычай праздника требовал, чтобы свистели все, поэтому пели, гуляли и свистели во все свистки - и малыши, и взрослые.
ВЕДУЩИЙ (2): Знаменито своими игрушками и село Филимоново под Тулой.
Глина, из которой лепят филимоновскую игрушку, очень мягкая и пластичная, поэтому игрушки такие необычные, вытянутые, похожие на фантастические, сказочные персонажи. (Демонстрирует филимоновские игрушки или иллюстрации.)
Промысел возник в середине ХIХ века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева Тульской области с XVI века производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и другие), не бросавших своего ремесла. В 1960-е годы усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.
(Демонстрация видеотрывки из фильма «Народные промыслы»: «Наследство деда Филимона».)
ВЕДУЩИЙ (1): А мастера города Каргополье Архангельской области лепят барышень и крестьянок, занятых делами, парней в лаптях и кафтанах, мифических сказочных персонажей, таких, как полкан - полуконь-получеловек. (Демонстрирует каргополъские игрушки или их иллюстрации.)
Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды: печных горшков, кубов, кринок мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью ее возили в Архангельск, большое гончарный торг был в самом Каргополе.
Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор, Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностыо такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготовлялись и более дорогие поливные - посуда и игрушки, покрытые глазурью.
В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошел на нет, еще раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали! Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и другие. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-е гг. А. П. Шевелев один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные». Среди каргопольских игрушечников особoe место отведено У. И. Бабкиной единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу. Каргопольскии промысел всегда был семейным - у Шевелевых, Завьяловых, Рябовых и других секреты мастерства передавались из поколения в поколение.
(Демонстрация видеоотрывка «Народные промыслы»: «Тайна птицы Сирин», «Славен град на Онеге».)
ВЕДУЩИЙ (2): А вот эти деревянные игрушки не раскрашены, но посмотрите, как они выразительны и правдоподобны. (Демонстрирует богородские игрушки или их иллюстрации.)
Мастера-резчики села Богородское Московской области создают настоящие скульптуры. Они умеют вырезать фигурки людей, зверей, птиц. Любимые герои русских сказок оживают в руках мастеров. При помощи нехитрого механизма игрушки могут двигаться. Сколько труда, терпения и таланта надо вложить в каждую фигурку, чтобы она не просто привела в восхищение, но и запомнилась. Увидев богородские игрушки хоть один раз, никогда их уже не спутаешь ни с какими другими.
Посмотрите, как из липовой чурочки появляется человек. Это бондарь, человек, увлеченный своим делом. И мы это сразу чувствуем - так выразительно и красноречиво создана эта маленькая скульптура народными мастерами. Перед тем как превратиться в игрушку, липовая чурка должна сохнуть два года. Отходы липы - щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные.
Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, берут заготовку треугольной формы.
Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой. Обычно обрабатывалась вся поверхность игрушки, в результате чего фигурка получалась гладкой. А так как эту часть работы выполняли женщины и дети, то очень часто замысел мастера пропадал.
Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие.
ВЕДУЩИЙ (1): В каждом ремесле есть свои особые секреты, приемы. Чтобы овладеть ими, мастеру иногда приходится трудиться много лет. «Золотые руки у того, кто обучился хорошо», - говорят русские люди. Работа была смыслом жизни русского крестьянина. Человек ценился по его умению работать, держать данное им слово, по готовности помочь ближнему, попавшему в беду. Лень, ложь, лицемерие, богатство, нажитое неправедным путем, подвергались осуждению и презрению.
Всё самое лучшее и доброе, накопленное веками и облеченное в поэтические формы, русский народ донес до своих потомков. Именно поэтому и сотни лет спустя мы обращаемся к фольклору, чтобы почерпнуть из него знания и опыт предыдущих поколений. Это тот неиссякаемый родник, который питает жизнь русского человека, его творчество, его традиции.
К СВЕДЕНИЮ:
Темы богородских игрушек разнообразны - это сказки, басни, спорт, космос Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком. Мастера богородской игрушки удивительно чувствуют пластику Формы и очень лаконично передают ее. В игрушках-шутках нет ничего лишнего.
Вот уже более 300 лет в селе Богородское Московской области живут резчики по дереву, работают семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.
ВЕДУЩИЙ (2):
Пусть жизнь нещадно коротка,
Но выше горьких сожалений
Рука, не терпящая лени,
В которой тяжесть молотка,
В которой - серп или штурвал,
Перо, лекало иль зубило...
Ушел - как смену передал,
Чтоб мастерство бессмертно
Было.
П. Елфимов
Приложение
Работы кружка художественной росписи по дереву. Руководитель Устюгова С.С.