Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Ярославка


Внеклассное мероприятие

Руки мастера творят добро

Подготовила и провела: Устюгова С.С. учитель изобразительного искусства, первой категории


с. Ярославка 2010

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Ведущий 1 и 2.

Выставка изделий народных промыслов: хохломских, гжельских, жостовских,

каргопольских, богородских. Можно использовать иллюстрации с их изображениями.

Видеофильм «Народные ремесла».

ВЕДУЩИЙ (1):

Я боюсь не уметь -

Ремесла не иметь:

Не кроить, и не шить,

И стога не вершить.

Не работать резцом,

И не стать кузнецом.

Ничего не уметь -

Как души не иметь.

П. Елфимов

Этими замечательными строка­ми мы начинаем разговор о рус­ских ремеслах. Быт, ремесло, ис­кусство - эти три понятия тесно переплелись между собой в жизни народа. Вспомнить хотя бы рус­ские костюмы, которыми любуем­ся в праздничные фольклорные дни - это же настоящие произве­дения искусства. А создавали их не художники-модельеры, а обычные крестьянки, передающие свое уме­ние из поколения в поколение. Ве­ками накапливалось мастерство людей, занимающихся своим ре­меслом. Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собствен­ное творение, чтобы оно запомни­лось людям. Многие ремесла Рос­сии стали известны не только на родине, но и далеко за ее предела­ми. Крестьяне ценили труд, поэти­зировали его в пословицах, песнях, загадках. Самые простые орудия труда становились предметом хит­роумных и затейливых сравнений. А теперь отгадайте-ка загадки.

• Кланяется,кланяется,
Придет домой - растянется

(Топор.)

• Зубы есть, а хлеба не ест.

На работу ходит, хозяина кормит.

(Пила.)

• Сам худ - голова с пуд.

(Молоток.)

• Чем больше я верчусь,

Тем толще становлюсь.

(Веретено.)

• Тонка, длинна, одноуха, остра,

Всему миру красна.

(Игла.)

• На одной яме сто ям с ямой.

(Наперсток.)

(Ребята отгадывают загадки.)

ВЕДУЩИЙ (2): Жизнь рус­ских крестьян - это непрерывный труд. В крестьянском хозяйстве все делалось своими руками. Муж­чины занимались работой в поле, охотой, рыбной ловлей, домашни­ми ремеслами. Крестьянин дол­жен был суметь и дом поставить, и мебель смастерить, и поле вспа­хать. Женщины занимались до­машним хозяйством, огородом. Хозяйка умела и прясть, и шить, и ткать, и хлеб в печи испечь. Быть хорошими хозяевами - значит, постоянно много трудиться. Неда­ром люди в старину говаривали...

Дом не велик, да лежать не велит.

Дом вести - не лапти плести.

Домом жить - обо всем тужить.

Мальчиков учили с тринадцати лет боронить поле, пахать, косить сено, приучали работать топором, сохой, управляться с лошадью. Де­вочки с семи лет начинали зани­маться рукоделием. Каждая девоч­ка должна была научиться доить корову, готовить еду, ухаживать за скотиной. Мальчишек, не умею­щих делать простые домашние ра­боты, обзывали «безлапотниками», девочек дразнили «непряха­ми». Даже детские игры были направлены на воспитание умелых и хозяйственных работников. Де­вочки играли в «клетки». «Клетки» расчерчивали на песке, каждая была чьим-то домом, в котором управлялись маленькие хозяюш­ки. Мальчики играли в «карету» - «учились» строить сани, запрягали в них собачку и «водили карету».

А мы с вами сейчас познако­мимся с игрой, которая называет­ся «Пахари и жнецы».

ИГРА «Пахари и жнецы»

По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой - «пашню». Меж­ду кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники иг­ры делятся на две команды. Одна команда - пахари - становится по одну сторону черты (где «паш­ня»); другая команда - жнецы - становится по другую сторону черты (где «нива»). В стороне сто­ит водящий.

Пахари, обращаясь к жнецам, поют:

Мы пашенку пахали,

Глубокие борозды махали.

Борозды - глубокие,

Полосы - широкие.

А вы, жнецы, худые -

У вас серпы тупые!

Жнецы отвечают:

У вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже лежал,

На меже лежал,

Ворон считал.

А мы жнецы молодые

У нас серпы золотые.

Мы жито жали,

Во снопочки вязали,

На ток вывозили,

Цепом молотили,

Зерно выбивали -

Стали с пирогами!

Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой - гладко выстру­ганный). Упадет брусок вниз ко­рой, а вверх гладкой стороной, во­дящий кричит: «Раз, два, три - на ниву беги!» По этой команде жне­цы бегут на «ниву», а пахари, перебежав черту, догоняют их, ста­раясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные жнецы переходят в команду паха­рей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит участников другой команды.

ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, вспом­ните еще раз слова, которые соп­ровождают эту игру, и скажите, что вы узнали о труде пахарей и жнецов.

(Ребята отвечают.)

В народных песнях существо­вал особый жанр, который назы­вался «трудовые песни». С глубо­кой древности тяжелые работы, требовавшие совместных усилий, сопровождались особыми песня­ми и припевками. Эти припевки налаживали определенный трудо­вой ритм, помогали объединить усилия. Сейчас мы с вами прове­дем небольшой конкурс: каждый из вас получит небольшую песню, вы должны определить, какую ра­боту она сопровождала, и поста­раться прочитать так, чтобы соб­людался ритм этой работы.

  • Плот тяни, ребята, смело,

Чтоб работушка кипела!

Посмелее, не робейте,

Своей силы не жалейте!

Мы, ребята, не робеем,

Своей силы не жалеем!

  • Греби, ребята, посильнее,

Опускай весло дружнее!

Наша лодочка идет,

Подается вперед!

Ходом-водом веселее,

Будем дома поскорее!

  • Тяни снасть, Тяни снасть -

На карбас!

Накорми, Накорми,

Море, нас!

  • Эй, ребятушки, валяйте,

Бревно выше поднимайте!

Ну-ка примемся за дело,

Чтоб оно у нас кипело!

Ну-ка примемся мы дружно,

Поскорей окончить нужно!

Ну, ребята, не зевайте,

Разом, дружно напирайте!

  • Жито жать,

В снопы вязать,

Ночь не спать,

Цепом махать -

Доколачивать, .......

Доколачивать!

  • Коса, бери ниже,

Будет сено ближе!

Коса, бери больше -

Стог будет толще!

(Ребята выполняют задание. Они должны не просто прочитать текст, соблюдая определенный ритм, но и показать примерные действия, кото­рые совершали под эти песни крестьяне.)

ВЕДУЩИЙ (2): Вот так, сна­чала в игре, а потом, помогая роди­телям, приучались дети к труду. Этому же учили и русские посло­вицы...

  • Без дела жить - только небо коптить.

  • Кто пахать не ленится, у того и рожь родится.

• Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.

• Всякое дело человеком ста­новится, человеком и славится.

• Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

Человека, в совершенстве ос­воившего свое дело, называли мастером. В народе говорили: «Ремесленников много, а масте­ров мало». И в наше время при­водят в восхищение подлинные шедевры народных умельцев. Обратите внимание на нашу выс­тавку.

Вы, наверное, уже видели та­кие красивые расписные подносы и чаши, ладьи и чайники. Сейчас мы с вами узнаем, кто и как их создает, услышим рассказы о том, как зарождалось это ремесло, как удалось его сохранить до наших дней.

ВЕДУЩИЙ (1): А начнем мы наше путешествие со старинного села с веселым названием Хохло­ма. Впервые о Хохломе говорится еще в документах Ивана Грозного. Свидетельство тому есть в летопи­сях за 1439 год Макарьевского мо­настыря на Волге. Издавна слави­лись жители этого села своим мас­терством в создании деревянной посуды. Отличались хохломичи от других мастеров умением красиво расписать чаши, ковши, ложки... Чтобы ложилась краска ровно на шероховатую поверхность, ее об­мазывают тонким слоем особой жирной глины. Потом покрывают олифой, чтобы пристала краска. А теперь - главный секрет хохломского ремесла - посуду нати­рают оловянным порошком. А когда нанесен рисунок, изделие

несколько раз кроют лаком, сва­ренным из льняного масла; ставят в печь сушить. В печи лак, олифа и олово спекаются, приобретают глубокий, насыщенный цвет, а олово просвечивает сквозь слой лака червонным золотом. Так и называют хохломскую посуду - деревянное золото. Давайте полю­буемся на творения хохломских умельцев. (Демонстрирует изделия Хохломы или иллюстрации.)

Вопросы:

  1. Из какого материала мастерят хохломскую посуду? (Из дерева.)

  2. Какие цвета используют хохломские художники для росписи посуды? (Красный, черный, золо­той, зеленый.)

  3. Что изображает художник?

(Траву, цветы, листья, ягоды - растительный орнамент.)

  1. Что изготавливают народные мастера?

(Ковши, ча­ши, ложки, ладьи и т. д.)

(Ребята по очереди отвечают.)

ВЕДУЩИЙ: В настоящее вре­мя хохломской росписью украша­ют не только посуду, но и много других вещей, в том числе целые наборы мебели: кресла, столы, стулья, шкафы и так далее.

ВЕДУЩИЙ (2): Сейчас мы отправимся в Гжель. Так называет­ся село в Подмосковье, где мастера создают чудо-посуду. Гжель - это колыбель и основной центр рус­ской керамики. Здесь сформиро­вались ее лучшие черты и прояви­лись высшие достижения народ­ного искусства. (Демонстрирует изделия Гжели или иллюстрации.)

Слово «гжель» сегодня неверо­ятно популярно. С ним ассоци­ируются красота, гармония, сказ­ка и быль. Фарфор с нарядной си­ней росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пре­делами. Гжельские изделия прив­лекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким про­фессионализмом их создателей.

Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологи­ческие исследования- на террито­рии Гжели подтверждают сущест­вование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивитель­но, Гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высокока­чественными глинами.

В производстве фарфора Гжель следует за старыми российскими традициями. Мастера Гжели рас­писывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль: синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характер­ный для Гжели синий цвет.

(Демонстрация видеофрагмента из фильма «Народные ремесла»: «Глиня­ное чудо».)

Вопросы:

1. Из какого материала изго­товляется гжельская посуда? (Из глины.)

2. Какие цвета мы видим в ор­наменте Гжели? (Белый, синий, зо­лотой.)

3. Какие рисунки создаются этими красками? (Трава, цветы - растительный орнамент.)

К СВЕДЕНИЮ:

За свою более чем шестивековую ис­торию Гжель переживала разные пе­риоды. На протяжении столетий гжельские крестьяне изготовляли предметы бытового обихода, израз­цы, черепицу. Со второй половины ХУШ в. она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были из­делия из цветных глин с яркой мно­гоцветной росписью по белой эма­ли. В ХIХ в. гжельские мастера изоб­рели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представ­ляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурной крас­кой, наносимой кистью, с графичес­кой прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались мно­гочисленные мелкие заводы и круп­ные предприятия.

Конец ХIХ - начало XX в. стали пе­риодом глубокого кризиса. Каза­лось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с нача­лом возрождения промысла и поис­ком своего образного языка. Для этого потребовались годы кропот­ливой и неустанной работы, обуче­ние новых мастеров.

ВЕДУЩИЙ (1): Следующим местом нашего путешествия бу­дет подмосковная деревня Жостово. Чем же прославили себя жостовские мастера? Они расписывают чайные подносы. На Руси издавна любят пить чай, и чайный поднос с самова­ром или угощением всегда кстати.

(Демонстрирует жос­товские подносы или иллюстра­ции.)

История жостовского про­мысла восходит к началу XIX ве­ка, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троиц­кой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебни­кове, Троицком и других - воз­никли мастерские по изготовле­нию расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика куп­цов Коробовых-Лукутиных, ос­нованная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово стало своеобраз­ным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах. Творцами красочных, в основном цветочных, орна­ментов были простые русские крестьяне. Они принесли в ла­ковую живопись яркую жизне­радостность красок, простоту и доходчивость образов, мет­кость характеристик, четкость рисунка.

Главная тема украшения жос­товских подносов - букеты цве­тов, гирлянды, своеобразные на­тюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще все­го используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фо­на. Это делают путем посте­пенного перехода от темных тонов к более светлым. В рос­писи как будто оживают цветы.

Давайте и мы полюбуемся на них.

(Демонстрация видеофрагмента из фильма «Народные промыслы»: «России яркие букеты».)

Вопросы

  1. Какие цветы вы узнали в букетах Жостова? (Маки, розы, пионы, лилии, незабудки и дру­гие.)

  2. В творениях хохломы и гжели присутствует определен­ная цветовая гамма. У гжели - бело-синяя, у хохломы - крас­но-черно-золотая. А что мож­но сказать о жостовской рос­писи? (Вся цветовая гамма, яркие, насыщенные краски всех цветов ра­дуги.)

К СВЕДЕНИЮ:

Современная технология изготовле­ния подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист же­леза прессуется в нужной форме, для придания жесткости края под­носа завальцовываются, выравнива­ется поверхность. Лицевая поверх­ность подноса грунтуется и шпатлю­ется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушива­ются в печах при температуре до 90°С. Покрытие производится триж­ды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подго­товленные подносы расписываются без трафаретов масляными краска­ми, причем мастер-живописец рабо­тает одновременно над несколькими 'подносами с одинаковым орнамен­том. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописыва­ет светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими эле­ментами узора - травами, стеблями и т. п.

Декоративная живопись Жос­товской фабрики характерна изоб­ражением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь ро­зовый отблеск - это традиция. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать допол­нительные партии.

А теперь мы полюбуемся на творения народных мастеров и постараемся угадать, откуда они родом - из Жостова, Хохломы или Гжели.

(Проводится конкурс.)

ВЕДУЩИЙ (2): А вот еще один поистине замечательный промысел - игрушечный. Согла­ситесь, это один из самых веселых и интересных видов творчества. Вы уже, наверное, догадались, что речь пойдет о матрешке.

Первая русская матрешка поя­вилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъем­лющих образов России, символ русского народного искусства.

Предшественницей и прообра­зом русской матрешки стала фи­гурка добродушного лысого ста­рика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фукурума был за­везен к нам с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный рус­ский монах.

Русскую деревянную разъем­ную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша было од­ним из наиболее распространен­ных русских имен. В основе этого имени лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, об­ладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По сей день матрешка остается символом ма­теринства, плодородия, посколь­ку кукла с многочисленным ку­кольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа: человечес­кой культуры.

Первая русская матрешка, вы­точенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Ма­лютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять де­вочка и так далее. Все фигурки от­личались друг от друга, а послед­няя, восьмая, изображала спеле­натого младенца.

Как правило, матрешки из­готовляют из древесины таких деревьев, как липа, береза, оль­ха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Де­ревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апре­ле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца ко­ры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с зама­занными торцами укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заго­товленную древесину выдержи­вают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить сте­пень готовности материала мо­жет только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки.

До 15 операций проходит за--готовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходи­мо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравни­тельно небольшим набором ка­залось бы несложных инстру­ментов - ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают са­мую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все ос­тальные фигурки. Готовые кук­лы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи.

В 1900 году русская матреш­ка экспонировалась на Всемир­ной выставке в Париже, где по­лучила медаль и мировое приз­нание. С конца XVIII - начала XIX века до нас дошли резные деревянные игрушки, изобра­жающие крестьянскую девушку

в кокошнике, пляшущего му­жика, нарядных барынь и гусар. Первые матрешки своими фор­мами и росписью тоже фикси­руют эту пеструю разнообраз­ную жизнь девушек в сарафанах с корзинами, серпами, букети­ками цветов либо в зимних по­лушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со сви­релью; старика с окладистой бо­родой. Иногда матрешка предс­тавляла собой целую семью. (Де­монстрирует семью матрешек.)

К СВЕДЕНИЮ:

Благодаря огромной популярности матрешки в России стали возникать но­вые центры по ее изготовлению и росписи. Теперь не только Сергиев Посад славился изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае. Знаменитая семеновская матрешка от­личается от матрешек других центров своей многоместностыо, в нее вклады­вают до 15-18 кукол. Именно в Семе­нове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 м, а высота 1м.

Полховский Майдан - еще один центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Ниже­городской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника («роза»), рядом с которым могут быть полураскрытые бутоны на ветках. В находящимся неподалеку селе Крутец роспись матрешек отличается тяго­тением к экспериментам. Это относится не только к характеру росписи, но и к самой форме изделия. Вятская матрешка наиболее северная из всех российских матрешек. Особое своеобразие вятская расписная дере­вянная кукла получила в 1960-е гг., ког­да матрешку Сталине только расписывать анилиновыми красками, но и инкрусти­ровать соломкой. Для инкрустации ис­пользовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, свя­занное с обновлением общества. Мат­решка - это произведение и скульп­турное, и живописное, это образ и душа России.

ВЕДУЩИЙ (1): Наш путь ле­жит на север. На севере нашей страны возле города Кирова, быв­шей Вятки, есть пригород, кото­рый называется Дымковская сло­бода, или просто Дымково. Имен­но там с незапамятных времен лепили глиняные игрушки, свис­тульки. Отличие этого художест­венного промысла от других на­родных промыслов России состо­ит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи и существует в единственном эк­земпляре. (Демонстрирует дым­ковские игрушки или иллюстрации.)

И кого только не изображали дымковские мастерицы: наряд­ные барыни, гордые кавалеры, парни-гармонисты. А какие за­бавные лепились животные: ло­шадки и барашки, уточки, гуси и индюки. Как будто из русских на­родных сказок к нам пожаловали. И все эти свистульки-игрушки раз в год собирались вместе. Весной вся Вятка гуляла на ярмарке-празднике, который назывался «свистунья». Обычай праздника требовал, чтобы свистели все, по­этому пели, гуляли и свистели во все свистки - и малыши, и взрос­лые.

ВЕДУЩИЙ (2): Знаменито своими игрушками и село Филимоново под Тулой.

Глина, из которой лепят филимоновскую игрушку, очень мяг­кая и пластичная, поэтому игруш­ки такие необычные, вытянутые, похожие на фантастические, ска­зочные персонажи. (Демонстриру­ет филимоновские игрушки или ил­люстрации.)

Промысел возник в середине ХIХ века в среде местных гонча­ров. Благодаря отличным по каче­ству белым глинам в районе Одоева Тульской области с XVI века производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию пере­купщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформиру­ется, покрывается мелкими тре­щинами, которые приходится заг­лаживать влажной рукой. Благо­даря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непро­порциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобре­тают ровный белый цвет, не тре­бующий последующей грунтовки.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составля­ют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним прими­тивным фигуркам. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и другие), не бросавших своего ремесла. В 1960-е годы усилиями искусство­ведов и коллекционеров этот са­мобытный промысел был восста­новлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Совре­менные филимоновские мастери­цы, сохраняя традиционные прие­мы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

(Демонстрация видеотрывки из фильма «Народные промыслы»: «Нас­ледство деда Филимона».)

ВЕДУЩИЙ (1): А мастера го­рода Каргополье Архангельской области лепят барышень и кресть­янок, занятых делами, парней в лаптях и кафтанах, мифических сказочных персонажей, таких, как полкан - полуконь-получеловек. (Демонстрирует каргополъские иг­рушки или их иллюстрации.)

Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфи­ловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды: печных горшков, кубов, кринок мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользова­лась спросом по всему Поонежью ее возили в Архангельск, большое гончарный торг был в самом Кар­гополе.

Из остатков глины мастера ле­пили игрушки, не придавая особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки лю­дей и животных стоили недорого особенным спросом не пользова­лись, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «об­варными». После обжига раска­ленное изделие погружали в «бол­тушку» - густой мучной раствор, Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным ар­хаичным орнаментом, своей безыскусностыо такие игрушки на­поминали скорее произведения художников каменного века. Из­готовлялись и более дорогие по­ливные - посуда и игрушки, пок­рытые глазурью.

В начале 1930-х годов гончар­ный промысел постепенно сошел на нет, еще раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали! Одним из самых популярных персона­жей в каргопольской игрушке был и остается полкан - полуконь-получе­ловек с окладистой бородой, при ор­денах и эполетах. Среди других ска­зочных героев присутствуют лев, пти­ца Сирин, конь о двух головах. Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведе­ний Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и другие. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по из­вестковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-е гг. А. П. Шевелев один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напомина­ли прежние, «обварные». Среди каргопольских игрушечников особoe место отведено У. И. Бабки­ной единственной мастерице, никог­да не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу. Каргопольскии промысел всегда был семейным - у Шевелевых, Завьяловых, Рябовых и других секреты мастерства передава­лись из поколения в поколение.

(Демонстрация видеоотрывка «На­родные промыслы»: «Тайна птицы Сирин», «Славен град на Онеге».)

ВЕДУЩИЙ (2): А вот эти дере­вянные игрушки не раскрашены, но посмотрите, как они вырази­тельны и правдоподобны. (Демон­стрирует богородские игрушки или их иллюстрации.)

Мастера-резчики села Бого­родское Московской области соз­дают настоящие скульптуры. Они умеют вырезать фигурки людей, зверей, птиц. Любимые герои рус­ских сказок оживают в руках мас­теров. При помощи нехитрого ме­ханизма игрушки могут двигаться. Сколько труда, терпения и талан­та надо вложить в каждую фигур­ку, чтобы она не просто привела в восхищение, но и запомнилась. Увидев богородские игрушки хоть один раз, никогда их уже не спутаешь ни с какими другими.

Посмотрите, как из липовой чурочки появляется человек. Это бондарь, человек, увлеченный своим делом. И мы это сразу чувствуем - так выразительно и красноречиво создана эта малень­кая скульптура народными масте­рами. Перед тем как превратиться в игрушку, липовая чурка должна сохнуть два года. Отходы липы - щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подстав­ки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и ред­ко расписные.

Режут фигурки из целого дере­ва, для чего делают заготовки раз­ной формы. Если собираются вы­резать медведя, сидящего на подставке, берут заготовку треу­гольной формы.

Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой. Обычно об­рабатывалась вся поверхность иг­рушки, в результате чего фигурка получалась гладкой. А так как эту часть работы выполняли женщи­ны и дети, то очень часто замысел мастера пропадал.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие.

ВЕДУЩИЙ (1): В каждом ре­месле есть свои особые секреты, приемы. Чтобы овладеть ими, мастеру иногда приходится трудиться много лет. «Золотые руки у того, кто обучился хорошо», - го­ворят русские люди. Работа была смыслом жизни русского крестьянина. Человек ценился по его умению работать, держать данное им слово, по готовности помочь ближнему, попавшему в беду. Лень, ложь, лицемерие, богатство, нажи­тое неправедным путем, подверга­лись осуждению и презрению.

Всё самое лучшее и доброе, на­копленное веками и облеченное в поэтические формы, русский народ донес до своих потомков. Именно поэтому и сотни лет спустя мы обра­щаемся к фольклору, чтобы почерп­нуть из него знания и опыт предыду­щих поколений. Это тот неиссякае­мый родник, который питает жизнь русского человека, его творчество, его традиции.

К СВЕДЕНИЮ:

Темы богородских игрушек разнооб­разны - это сказки, басни, спорт, кос­мос Традиционным образом являет­ся медведь, он выступает в роли спо­койного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком. Мастера богородской иг­рушки удивительно чувствуют плас­тику Формы и очень лаконично пере­дают ее. В игрушках-шутках нет ни­чего лишнего.

Вот уже более 300 лет в селе Богоро­дское Московской области живут рез­чики по дереву, работают семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

ВЕДУЩИЙ (2):

Пусть жизнь нещадно коротка,

Но выше горьких сожалений

Рука, не терпящая лени,

В которой тяжесть молотка,

В которой - серп или штурвал,

Перо, лекало иль зубило...

Ушел - как смену передал,

Чтоб мастерство бессмертно

Было.

П. Елфимов













Приложение

Работы кружка художественной росписи по дереву. Руководитель Устюгова С.С.

Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят доброКонспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро


Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро

Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро


Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро




Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро

Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро








Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро



Конспект внеклассного мероприятия Руки мастера творят добро






© 2010-2022