- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработка урока по изобразительному искусству на тему: Орнамент
Разработка урока по изобразительному искусству на тему: Орнамент
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Байманасова Ж.К. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Орнамент. Виды национального орнамента.
Цель: сформировать знания учащихся о видах казахского орнамента.
Тип урока: урок - сообщение новых знаний.
Форма урока: словесно-наглядная.
Методы: беседа, метод творческого осмысления с помощью компьютерной презентации. Формативное оценивание на протяжении всего урока.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с историей возникновения и видами национального казахского орнамента; сформировать у учащихся знания и навыки компоновки орнамента в определенной геометрической фигуре.
Развивающая: развивать творческие способности, образное мышление учащихся, способности к художественному творчеству.
Воспитательная: совершенствовать умения работать в группах, в парах.
Признаки достижения цели (ожидаемый результат):
* Знать историю возникновения орнамента;
* Понимать различия видов орнамента;
* Уметь компоновать орнаментальную композицию в геометрическую фигуру.
Оборудование: Интерактивная доска, музыкальное сопровождение урока, презентация к уроку, оформление доски.
Звуковой ряд: мелодии казахский күев.
Ход урока
1. Организационный момент.
Отметить в классном журнале отсутствующих. Проверить наличие принадлежностей необходимых к уроку.
Деление на группы.
Ребята мы с вами разобьемся на группы. Как гласит одна казахская пословица: «Сила птицы - в крыльях, а человека - в дружбе». И вы будите дружной командой.
(делятся с помощью геометрических фигур)
Итак: «Круги» - Это будет первая команда.
«Треугольники - Это будет вторая команда.
«Квадраты» - Это будет третья команда.
Начинаем наш урок.
I . Вызов. Просмотр презентации.
Диалоговая форма работы.
- Прежде чем начать наш урок давайте внимательно посмотрим на экран.
Звучит спокойная казахская мелодия. На интерактивной доске ребята видят слайды с изображением казахской степи, танцующих пар в национальном костюме, верблюдов, лошадей, коров пасущихся в степи и пр.
-Как вы думаете, что объединяет эти предметы?
- Что вы заметили на этих рисунках?
Предполагаемый ответ детей:
-мой Казахстан, родной край, быт казахов, узоры казахов, орнаменты.
Открывается слайд с изображением орнамента, видов узора.
II . Осмысление - Ребята, что такое орнамент?
Предполагаемый ответ детей: - Орнамент это украшение предметов быта, это узор, это оформление для красоты чего либо.
(показ слайдов)
Объяснение новой темы:
1. Орнамент - один из древнейших видов декоративно-прикладного творчества. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с лат. Ornamentum означает «украшение».
2. По происхождению казахский орнамент делится на две группы:
К первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом.
Вторая - это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т.е интернациональные орнаменты.
3. Основные узоры в казахском орнаменте можно разделить на космогонические, зооморфные, растительные и геометрические.
4. Особую красоту орнаменту придают краски. В казахском прикладном искусстве используют традиционные цвета, которые применяются мастерами в течении многих веков: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный. Каждый цвет имеет свою символику:
Синий - цвет неба;
Белый - символ истины;
Желтый - цвет мудрости, нравственности, печали;
Зеленый - молодости, весны и т.д.
Практическая работа.
Задание - Ребята, ваша задача - составить орнамент в геометрической фигуре, которая соответствует названию вашей команды.
1. Команда «Круг» - составляет растительный орнамент в
2. Команда «Треугольник» - составляет геометрический орнамент в
3. Команда «Квадрат» - составляет космогонический орнамент в
Физминутка
Команды, выполнившие работу выходят перед классом для защиты постера, лидер команды защищает свои орнаменты, рассказывая, что он узнал или знает о нем.
Самооценивание, взаимооценивание и оценивание по критериям.
Закрепление - флипчарт.
Рефлексия:
«Содержание учебного материала»
«Поляна»
Задание на дом:
Написать «Эссе о казахском орнаменте» - 5 предложений.
Принести художественные принадлежности.
Ботагоз - глаз верблюжонка. В представлении казахов ромб олицетворяет плодородие, охраняет детородные функции. Это магический узор, наделяемый охранным свойством. Согласно поверьям, глаз, как и слово, обладает магической силой, иногда разрушительной. Такой элемент встречается как в центральной части композиции, так ив образовании бордюра, окаймляющего края изделия. Традиционная цветовая гамма: красный, коричневый, черный,синий цвета.
Туйе табан - верблюжий след, олицетворение богатства, приумножения скота, стимулятор продуцирующей силыи различных благ. Он украшал различные изделия народных ремесел, его использовали в резьбе по дереву, инкрустации, вышивке, в войлочных изделиях. Основные тона: коричневый, бордовый, черный.
Гул - цветок; мотив имел различные варианты, в том числе: бутон, тюльпан, лотос, пальметта, астра. С цветком связывались идеи плодородия, олицетворение вечного обновления и возрождения жизни, изобилия. Чаще всего такие мотивы украшают предметы домашнего обихода: настенные ковры, полотенца. Колорит - предпочтительно красные, желтые, оранжевые и бордовые тона.
Жулдыз - звезда; в традиционном сознании данный мотив у казахов идентифицируется с человеческой душой. Небесные светила всегда наделялись очищающей мощью. Мотив украшает центральные части ковров. Основные цвета: красный, синий, бордовый.
Самоанализ открытого урока