Проектные технологии в работе Изостудии

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность

в учебном процессе ИЗОстудии


Изобразительное искусство использовало проектный метод задолго до того, как он стал модным в образовании. Занимаясь художественным образованием, без проектирования не обойтись. С проектирования в воображении начинается любая работа в изодеятельности или прикладном творчестве.

Каждому педагогу, который занимается с детьми изобразительным искусством, случалось встречаться в своей практике с неким возрастным кризисом детей 10-12 лет, когда даже хорошо рисующие дети теряют интерес к рисованию. Одна из причин в том, что, входя в подростковый период, они становятся всё более критичны. Ребятам мало уже просто рисовать, они хотят чувствовать себя взрослыми и делать полезные вещи. Эту задачу частично решает введение в программу прикладного творчества.

Обучение в студии предполагает выполнение декоративно - прикладных заданий, таких как роспись по стеклу, ткани и дереву, лепку из различных пластических масс, работу с глиной. Все виды прикладной деятельности предусматривают проектирование в той или иной форме. В создании проектов всё чаще используется компьютер.

Декоративно - прикладное творчество способно несколько продлить интерес студийцев, но и эта деятельность не отвечает на главный вопрос: зачем учиться изобразительному искусству.

В книге известного современного психолога Александра Александровича Мелика-Пашаева «Художник в каждом ребёнке» мне однажды довелось прочесть интересные размышления автора о том, что в эпоху Возрождения существовала замечательная традиция ремесленных цехов, когда подмастерья учились у мастера непосредственно в процессе выполнения заказа. Мелик - Пашаев высказал интересную мысль: быть может, в будущем художники - педагоги найдут подобные методы сотворчества, когда учебный процесс будет организован не ради процесса, а ради достижения конкретной творческой цели.

Необходимо было найти такой вид художественной деятельности, который был бы доступен детям младшего и среднего школьного возраста, а продукт был бы общественно полезен и имел бы художественную ценность. Кроме того, мне близок принцип художника и педагога Бориса Михайловича Неменского о тесной связи искусства с жизнью в обучении.

Идея декоративной росписи стены наиболее полно отвечает вышеперечисленным требованиям, а о полезных свойствах коллективного творческого дела известно каждому педагогу. Воспитание авторской позиции - одна из ведущих задач студии. И вряд ли есть лучший способ организации образовательной среды, чем сотворчество взрослого и ребёнка в выполнении совместного проекта.

Итак, перед детьми была поставлена задача: есть стена размером 3 на 4 метра; необходима роспись. Информацию об истории и современном развитии декоративно - монументальной живописи дети получили из предоставленной педагогом презентации.

Ведущая идеей проекта стало утверждение, что мастерство художника недорого стоит, если он не умеет дарить радость людям. Желание украсить мир - естественное стремление человека искусства.

Эскизы для росписи ребята выполнили индивидуально и в парах; каждый эскиз был представлен авторами группе и принят или отклонен и отослан на доработку. На основе индивидуальных идей был создан совместный эскиз. После этого группа приступила к выполнению росписи.

Все работы, кроме грунтовки стены, были выполнены детьми самостоятельно. Стена была разбита на квадраты, чтобы точнее перенести эскиз на рабочую поверхность.

После нанесения больших фоновых пятен авторы индивидуальных эскизов начали работу непосредственно на стене.

В проекте участвовало 22 ребёнка в возрасте от 6 до 14 лет. Основной проект был разработан старшими детьми, младшие присоединились позже, но и они не подошли к стене без эскиза в цвете - таково было условие.

Дети, выполнив свою часть работы, с удовольствием помогали друг другу. Роль педагога - руководство процессом исподволь, не вторгаясь в творчество детей, но и не пуская работу на самотёк. Участие педагога в росписи - не более других членов команды.

Краски - интерьерный акрил, колера. Роспись прочная, её можно мыть.

По окончании работы состоялось праздничное открытие нашей Волшебной страны для родителей и младших студийцев. Как положено, стену мы скрыли занавесом, который был снят под торжественную музыку. Авторы росписи получили заслуженные бурные аплодисменты и восторг и восхищение родителей.

Опрос показал, что у ребят изменилось отношение к собственной изобразительной деятельности. Некоторые всерьёз задумались о будущей профессии.

Монументально - декоративная роспись может быть выполнена не только внутри помещения, но и снаружи в летнее время, надо лишь заменить интерьерный акрил на краску для наружных работ.

© 2010-2022