- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока по изобразительному искусству
Конспект урока по изобразительному искусству
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбунова О.Г. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Ты сам мастер
декоративно-прикладного искусства»
Урок реализует следующие элементы государственного стандарта образования по изобразительному искусству: народное художественное творчество, древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь времен в народном искусстве, орнамент как основа декоративного украшения, национальные особенности русского орнамента. Учащиеся приобретают опыт художественно-творческой деятельности, самоопределения в видах и формах художественного творчества. В ходе занятия происходит реализация совместных творческих идей в проектной деятельности, анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
Тип урока - комбинированный, применения полученных знаний и умений. Это учебное занятие проводится в виде совместной конструктивно-художественной творческой деятельности. На первоначальном этапе проводится постановка учебных задач, освоение учебных действий прослеживается на протяжении всего урока.
Цели урока:
-актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Мастерство миниатюрной росписи на поверхности яйца, история и особенности древнего искусства», помочь развить познавательный интерес к искусству и культуре русского народа;
-способствовать грамотному использования цвета как средства художественной выразительности, отработке практических навыков в окрашивании изображения в пределах сложного контура;
-содействовать сознательному пониманию применения традиционных элементов и орнаментов для создания различных композиций по мотивам народных промыслов
-содействовать развитию у школьников эмоционально-эстетическое отношения к изображаемому.
Задачи урока:
-организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при закреплении умения работать кистью и красками;
-вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
-развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
Подготовка к уроку:
Группа детей готовит краткие сообщения на тему «Пасха» , помогает подбирать наглядный материал. Состав группы определяется в зависимости от индивидуальных качеств учащихся (общительность, активность, творческое мышление, любознательность и т. д.), а также от желания ученика . Другая группа детей (мальчики) заранее выпиливают заготовки деревьев из фанеры.
Оборудование для учителя: плакаты с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые, волнистые и зигзагообразные линии), с орнаментальными сетками; яйца-писанки;
Оборудование для учащихся: заготовки деревьев и шаблонов яиц (из картона), краски, кисти.
Ход урока
I. Вводная часть
Ребята, скоро мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха). Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели. Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай. Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.
II. Объяснение нового материала
На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей). Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца. Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Почему? (Ответы детей).
Вопрос классу:
- Знаете ли вы, какой символ несет в себе яйцо? (Ответ детей)
Яйцо - символ общечеловеческий, оно фигурирует в мифологиях всех народов. Из него возникали вселенная, бог-творец, герой или даже род людской. Из верхней и нижней половины яйца появились небо и земля или солнце. (В карело-финском сказании "Калевала" говорится: "... из яйца, из нижней части, вышла земля сырая; из яйца из нижней части, "встал высокий свод небесный..."). Христианство включило этот общечеловеческий символ в свою символику. Яйцо стало не только символом создания мира, но и, прежде всего его воссоздание во Христе. Как символ воскресения Христа, яйцо изображает гроб, в котором содержится зародыш будущей жизни.
Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. С тех пор разрисованные, расписные куриные яйца стали называть - писанками. Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из бисера, драгоценных камней. (Показ яиц-писанок).
Схемы расположения узоров на яйцах
Орнамент писанки по рисунку чрезвычайно богат, но условно его можно разделить на две основные группы. Первую (наиболее давнюю по происхождению) составляет геометрический орнамент, другую - растительный
Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники. Все цветы похожи на настоящие по форме лепестков и в то же время сказочные по расцветке.
Многие цветы похожи на маленькие солнышки. Если такие цветы-солнышки располагаются на "полюсах", это символизирует восход и закат - непрерывную смену дня и ночи, бесконечность жизни.
Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.
Сосна - символ здоровья.
Черный цвет- цвет скорби. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Голубь - символ души.
Сеточка - символ судьбы.
Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок - символ силы.
Точечки - символ плодородия.
Сливки - символ любви.
Хмель - символ плодородия.
Любая ягодка - символ плодородия; матери.
Цветочки - девичества.
Красный - цвет любви и доброты,
Зеленый - знак плодородия
Голубой - символ чистоты, неба и веры.
Пасхальные яйца вытачивали из дерева, делали из фарфора, стекла, из камня и драгоценных металлов. Вершиной этих художественных поисков стали пасхальные яйца фирмы Фаберже
III. Практическая часть:
-Ребята, а сегодня мы украшаем пасхальные яйца?(ответы детей)
-Ребята какие орнаменты на наклейках вам встречались? Видели ли вы орнаменты по мотивам народных промыслов? Каких?(Ответы детей)
- Итак, используя схемы узоров и орнаментов, которые вы видите на доске, попробуйте создать свой собственный рисунок на заготовке, которая находится у вас на столе. Но мы не только распишем яйца, а создадим пасхальную композицию: стилизованное дерево украшенное писанками. Работать мы будем группами по 5-6 человек: 2 ученика будут расписывать дерево, а остальные - выполнять писанки, и потом ими украсим деревце.
IV. Итог урока:
Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные пасхальные яйца - писанки у нас получились. Они не только украсят нашу выставку, но и пасхальный кулич на праздничном столе. Такие композиции можно сделать вместе с мамой, бабушкой и другими членами семьи. Пасхальное дерево украсит интерьер и создаст хорошее настроение накануне праздника.
Я желаю вам успехов.