Рабочая программа кружка Мягкая игрушка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД «Дом детского

творчества Балтайского

муниципального района

Саратовской области

Программа утверждена

педагогическим советом №

от_________________20__года

Директор __________ Рыжова З.В.



«Мягкая

игрушка»


Программа рассчитана

на детей в возрасте

____________ лет

Срок реализации

программы__________

Педагог дополнительного образования

Желтова В.С.

1 категория

с.Б-Озерки-2014г.

Пояснительная записка.

- Направленность дополнительной

образовательной программы.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа направлена на формирование у детей художественно-эстетического вкуса, сохранение традиций народного прикладного искусства.

- Новизна, актуальность.

Новизна и актуальность состоит в том, что материал даётся на дидактических принципах педагогики, где используется авторский подход при создании каждой модели игрушки, где воспитанники активно включаются в процесс создания своих игрушек, это располагает к формированию творчества и конструкторских умений каждого ребёнка уже на первом году обучения.

Цель

-научить ребёнка воплощать свои творческие образы в изготовлении игрушки, почувствовать себя автором-создателем; формировать творческую личность, способную к саморазвитию и самовыражению; развитие у детей любви к народному творчеству, прикладному искусству.

Задачи обучающие:

- познакомить воспитанников с историей

и современными направлениями декоративно-

прикладного творчества;

- научить детей владеть различными техниками

работы с материалами, инструментами и

приспособлениями, необходимыми в работе.

- обучить технологиям разных видов рукоделия.

образовательные:

- развивать природные задатки, творческий потенциал

каждого ребёнка: фантазию, наблюдательность, воображение;

- содействовать выработке навыков самостоятельной работы;

- обучить комбинированию и правильному сочетанию цветов;

- развивать образное и пространственное мышление,

память, воображение, внимание; стремление

преодолевать трудности, добиваться успешного

достижения поставленных целей;

- развивать положительные эмоции и волевые

качества;

воспитательные:

- воспитывать культуру поведения.

- воспитывать любовь и интерес к народному

прикладному искусству.

- воспитывать чувство коллективизма, умение

доводить начатую работу до конца.

- активизировать стремление детей к

самореализации, проявлению своих

творческих способностей.

- Отличительные особенности.

Данная программа составлена с учётом возрастных особенностей детей, наличие методической литературы.

Одна из особенностей программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Программа предусматривает постепенное усложнение практических работ, переходя к более сложным заданиям по мере накопления у детей знаний и навыков в связи с этим, повышаются требования к качеству работы ученика.


-Возраст детей.

___________ классы ____________ лет

-Срок реализации данной программы рассчитан на 2 года. Группы формируются по навыкам и умениям детей. В первый год обучения знакомлю детей с историей возникновения мягкой игрушки; с технологией подготовки ткани к раскрою; с технологией пошива мягкой игрушки; технологией набивки игрушки; с особенностями пошива каркасных изделий; с технологией украшения и отделки готовой игрушки.

Дети, успешно справившиеся с программой первого года обучения, во второй год обучения знакомятся с более сложными моделями игрушек, с использованием различного материала. Это способствует развитию владения техническими приемами, знанию ряда принципов, которые применяются в оформлении, а так - же развитию художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.

-Формы и режим работы.

Формы и методы проведения занятий целиком соответствует содержанию программы. Виды и формы в работе по программе подчинены одной цели - формированию и развитию личности детей. На занятиях используются традиционные формы обучения: беседа, рассказ, работа с наглядными пособиями.

Режим:

Общее количество часов в год - 144ч.

4 часа в неделю -_________________________.

С _______до ______ часов.

Перемена ____ минут.

В процессе занятий несколько физминуток.

Предполагаемые результаты программы:

1.Знания об истории возникновения мягкой игрушки;

2.Умение самостоятельно выполнять швы, применяемые в соединении и

отделке;

3.Технические навыки работы с инструментами;

4.Участие каждого ребенка в выставках и конкурсах по детскому

творчеству.

Воспитанник первого года обучения должен знать:

1.Историю возникновения мягкой игрушки.

2. Технику выполнения швов, используемых в соединении и отделке.

3. Принципы построения лекала.

4.Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися

инструментами.


Воспитанник первого года обучения должен уметь:

1. Самостоятельно выполнять применяемые в соединении и отделке,

швы;

2. Самостоятельно соединять детали;

3. Самостоятельно производить раскрой деталей;

4. Работать с инструментом: иглы, ножницы.

Воспитанник второго года обучения должен знать:

1.Технику выполнение швов используемых в соединении и отделке.

2.Технологию раскроя ткани, при этом моделируя и совершенствуя будущий образ;

3.Технологию обработки готового изделия;

4.Принцип построения лекала.

5.Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.



Воспитанник второго года обучения должен уметь:

1. Самостоятельно выполнять применяемые швы и их комбинировать;

2.Совмещать в соединении деталей и отделке, различные по фактуре материалы;

3.Владеть техническими приемами, которые применяются в соединении деталей;

4.Обрабатывать готовое изделие;

5.Самостоятельно разрабатывать лекало, моделируя его и совершенствуя.

Способы проверки знаний. Теоретические знания воспитанников будут выявляться при помощи вопросов, викторин и др. Практические навыки в процессе самостоятельной работы детей, изделия которых выставляются на выставках детского творчества.

Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, праздники.

Дополнительная образовательная программа объединения «Мягкая игрушка» успешно реализуется, так как дети награждаются дипломами I-III степени на районных и областных выставках детского прикладного творчества, а так же дипломами лауреатов.







Учебно-тематический план

(1-го года обучения)

Название разделов

Всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

История игрушки. Основные виды швов.

2

1

1

3

Работа с выкройкой. Оформление игрушки.

2

1

1

4

Птицы

34

2

32

5

Животные

42

2

40

6

Насекомые

31

2

29

7

Изготовление сувениров

30

2

28


Итоговое занятие

2

2

-


Итого:

144

13

131


Содержание программы

(1-го года обучения)

Наименование раздела

Содержание занятий

Всего

теория

прак-тика

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и приспособления.

1

1

-

2

История игрушки. Основные виды швов.

История возникновения игрушки. Мягкая игрушка. Основные виды швов. Петельный шов. Шов через край. Потайной шов. Демонстрация образцов.

Практическая работа:

Изготовление образцов основных видов швов.

2

1

1

3

Работа с выкройкой. Оформление игрушки.

2

1

1

4

Изготовление мягкой игрушки «Птица».

Что такое лекало? Особенности лекала птиц. Составление лекала птицы. Раскрой птицы. Соединение деталей птицы.

Набивка мягкой игрушки. Выкраивание крылышек, хвоста, клюва. Подбор глазок из бусинок.

Практическая работа:

Изготовление мягкой игрушки «Воробейко»:

-Раскрой

- Соединение деталей

- Набивка мягкой игрушки

- Выкраивание крылышек, хвоста, клюва. Подбор глазок из бусинок.

- Пришивание деталей к основе.

Изготовление мягкой игрушки «Пингвин»:

-Раскрой пингвина.

- Соединение деталей пингвина

- Набивка мягкой игрушки - пингвина

- Выкраивание крылышек, хвоста, гребешка, бородки клюва. Подбор глазок из бусинок.

- Пришивание деталей к основе- пингвину

Изготовление мягкой игрушки «Утенок»:

-Раскрой утенка.

- Соединение деталей утенка

- Набивка мягкой игрушки - утенка

- Выкраивание крылышек, хвоста, гребешка, бородки клюва. Подбор глазок из бусинок.

- Пришивание деталей к основе- утенку.

34

2

32

5

Изготовление мягкой игрушки «Животные».

Особенности лекала четвероногих животных и зверей. Составление лекала животного или зверя. Раскрой. Соединение деталей животного или зверя. Особенности набивки мягкой игрушки.

Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки «Слоник Цветоша»:

- Составление лекала слоника

- Раскрой слоника

- Соединение деталей слоника

- Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз слоника

- Пришивание ступней, ушей, хвоста слоника

- Набивка мягкой игрушки слоника

- Оформление мордочки и головы слоника

Изготовление мягкой игрушки «Оленёнок»:

- Составление лекала оленёнка

- Раскрой оленёнка

- Соединение деталей оленёнка

- Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз оленёнка

- Пришивание ступней, ушей, хвоста оленёнка

- Набивка мягкой игрушки оленёнка

- Оформление мордочки и головы оленёнка

Изготовление мягкой игрушки «Медвежонок»:

- Составление лекала медвежонка

- Раскрой медвежонка

- Соединение деталей медвежонка

- Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз медвежонка

- Пришивание ступней, ушей, хвоста медвежонка

- Набивка мягкой игрушки медвежонка

- Оформление мордочки и головы медвежонка

-Изготовление одежды медвежонку

42

2

40

6

Изготовление мягкой игрушки «Насекомые».

Особенности построения лекала. Составление лекала насекомых. Раскрой. Соединение деталей насекомых.

Особенности набивки мягкой игрушки.

Практическая работа:

Изготовление мягкой игрушки «Божья коровка»:

- Составление лекала божьей коровки

- Раскрой

- Соединение деталей божьей коровки

- Выкраивание крыльев, лапок, ступней

- Пришивание крыльев, лапок, ступней

- Набивка мягкой игрушки

- Оформление головы

Изготовление мягкой игрушки «Паучок»:

- Составление лекала паучка

- Раскрой паучка

- Соединение деталей паучка

- Выкраивание лапок, ступней

- Пришивание лапок, ступней

- Набивка мягкой игрушки

- Оформление головы

Изготовление мягкой игрушки «Улитка Веселушка»:

- Составление лекала улитки

- Раскрой улитки

- Соединение деталей улитки

- Пришивание домика улитки

- Набивка мягкой игрушки

- Оформление головы

31


2

29

7

Изготовление сувениров

Что такое - сувенир, его назначение. Разновидности сувениров. Назначение сувениров. Из чего мы будем изготавливать сувениры? Подготовка рисунка - трафарета. Раскрой поделки. Соединение деталей. Изготовление сувенира.

Практическая работа:

Изготовление сувенира «Веселый Новый год»:

- нанесение рисунка на материал

- Раскрой сувенира

- Соединение деталей сувенира

- Отделка сувенира

- Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки

Изготовление сувенира «Поздравляем папочку»:

- нанесение рисунка на материал

- Раскрой сувенира

- Соединение деталей сувенира

- Отделка сувенира

- Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки

Изготовление сувенира «Милой мамочке»:

- нанесение рисунка на материал

- Раскрой сувенира

- Соединение деталей сувенира

- Отделка сувенира

- Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки

30

2

28

8

Итоговое занятие

Подведение итогов прошедшего учебного года. Игры, викторины.

2

2

-

Итого:

144

13

131

В программе возможны небольшие изменения.









Учебно-тематический план

(2-го года обучения)

Название разделов

Всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Собаки

34

2

32

3

Куклы

42

2

40

4

Игрушки- кошельки

33

2

31

5

Изготовление сувениров

32

2

30

6

Итоговое занятие

2

2

-

7

Итого:

144

11

133

Содержание программы

(2-го года обучения)

Наименование раздела

Содержание занятий

Всего

теория

прак-тика

1

Вводное занятие.

Вводный инструктаж. Игры, викторины на темы пройденного материала

1

1

-

2

Изготовление мягких игрушек «Собаки».

Особенности построения лекала собак. Составление авторского лекала медвежонка. Раскрой собак. Соединение деталей собак.

Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование мордочки. медвежонка. Оформление игрушки

Практическая работа:

Изготовление мягкой игрушки «Щенок»:

-Раскрой .

- Соединение деталей.

- Набивка мягкой игрушки .

-Выкраивание дополнительных деталей

-Подбор и закрепление глазок из пуговиц, ткани кожи.

-Стрижка мордочки

-Формирование носа, рта

-Изготовление чубчика или челочки, если это девочка.

-Закрепление волос на голове.

- Формирование мордочки. Утяжка. - Изготовление аксессуаров для щенка. Создание образа.

Практическая работа:

Изготовление мягкой игрушки «Такса»:

-Раскрой .

- Соединение деталей.

- Набивка мягкой игрушки .

-Выкраивание дополнительных деталей

-Подбор и закрепление глазок из пуговиц, ткани кожи.

-Стрижка мордочки

-Формирование носа, рта

-Изготовление чубчика или челочки, если это девочка.

-Закрепление волос на голове.

- Формирование мордочки. Утяжка. - Изготовление аксессуаров для щенка. Создание образа.

34

2

32

3

Изготовление мягких игрушек «Куклы».

Вспомнить, что такое лекало. Особенности построения лекала куклы - кармашка. Составление лекала куклы - кармашка. Раскрой куклы - кармашка. Соединение деталей куклы - кармашка.

Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Пошив одежды, отделка куклы - кармашка.

Практическая работа:

Изготовление мягкой игрушки «Кукла - Ангелочек»:

Особенности построения лекала куклы. Составление лекала куклы. Раскрой куклы. Соединение деталей куклы.

Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Пошив одежды, отделка куклы.

Изготовление мягкой игрушки «Кукла -Алёнука»:

Особенности построения лекала куклы. Составление лекала куклы. Раскрой куклы Соединение деталей куклы.

Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Пошив одежды, отделка куклы .

Изготовление мягкой игрушки «Кукла -братец Иванушка»:

Особенности построения лекала куклы. Составление лекала куклы. Раскрой куклы Соединение деталей куклы.

Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Пошив одежды, отделка куклы .

42

2

40

4

Игрушки- кошельки

Какие бывают - кошельки? Демонстрация образцов, фотографий кошельков-игрушек. Особенности построения лекала кошельков-игрушек. Составление лекала кошельков -игрушек.

Раскрой кошельков -игрушек. Соединение деталей кошельков -игрушек. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глаз из ткани, пуговиц, формирование глаз, носика, изготовление волос, формирование морды. Отделка.

Практическая работа:

Изготовление игрушек - кошельков.

-Раскрой туловища игрушек - кошельков

- Соединение деталей туловища .

-Раскрой головы игрушек - подушек

-Соединение деталей головы

-Раскрой дополнительных деталей.

-Сшивание ушей для игрушек.

-Если необходимо, набивка ушей.

-Вшивание ушей в голову игрушек .

-Вшивание головы в туловище игрушки .

-Выкраивание лап или ног

- Соединение деталей лап или ног

-Набивка лап или ног

- Вшивание лап или ног в туловище игрушек - подушек

-Подбор и закрепление глаз из пуговиц, ткани кожи

-Формирование носа, рта, языка

-Изготовление чубчика

-Закрепление волос

- Формирование морды

-Оформление игрушек кошельков

33

2

31

5

Изготовление сувениров

Что такое - сувенир, его назначение. Разновидности сувениров. Назначение сувениров. Из чего мы будем изготавливать сувениры? Подготовка рисунка - трафарета. Раскрой поделки. Соединение деталей. Изготовление сувенира.

Практическая работа:

Изготовление сувенира «День Святого Валентина»:

- нанесение рисунка на материал

- Раскрой сувенира

- Соединение деталей сувенира

- Отделка сувенира

- Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки

Изготовление сувенира «Пасха»:

- нанесение рисунка на материал

- Раскрой сувенира

- Соединение деталей сувенира

- Отделка сувенира

- Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки

32

2

30

6

Итоговое занятие

Подведение итогов прошедшего учебного года. Игры, викторины.

2

2

-

Итого:

144

11

133

В программе возможны небольшие изменения.











Методическое обеспечение

На занятиях используются:

Методическая литература, пособия по изготовлению игрушек, выкройки, таблицы.

Швейный мел, простой карандаш, маркер, ластик, линейка, картон, трафареты, лекало, шаблоны, клей.

Ножницы, иголки, нитки, ткань, мех, напёрсток, циркуль, шило, колышек для выворачивания.









Список литературы.

автор

наименование

издательство

город

год

1

Т.И.Чемодурова

Мягкая игрушка

Народное творчество

Москва

2007

2

М.И.Нагибина

Чудеса из ткани своими руками

Просвещение

Москва

1998

3

Г.И.Перевертень

Самоделки из текстильных материалов

Просвещение

Москва

1990

4

О.С.Молотобарова

Круок изготовления игрушек-сувениров

Просвещение

Москва

1990

5

С.Ф.Тарасенко

Забавные поделки крючком и спицами

Просвещение

Москва

1992

6

Д.Кадж

Мишки

Олма-Пресс Грант

Москва

2006

7

М.Анчо

Шьем игрушки для детей

Мир книги

Москва

2007

9

Журнал

Делаем сами

Толока

Смоленск

2007-2012

10

Журнал

Пуговка

Красноярск

2012



© 2010-2022