Программа курса по выбору Графический дизайн для 6-х классов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 9» г. Перми



Гордеева Надежда Николаевна

Курс «Графический дизайн»

Инновационная образовательная программа





Пермь 2014



Курс по выбору «Графический дизайн» предназначен для учащихся 6-х классов. Программа курса помогает овладеть предметными знаниями элементарных основ графического дизайна, а именно: законов рисунка, перспективы, света и цвета, зрительных иллюзий, светотени, объема, стилизации форм и композиции, дизайна интерьера и экстерьера, а также опытом индивидуальной и групповой творческой деятельности и профессионального самоопределения.

Гордеева Надежда Николаевна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Лицей № 9»г. Перми

В 1978 году окончила художественно-графическое отделение ППУ № 4, в1980-1981 году проходила обучение в академии художеств, г. Вильнюс, на отделении «Прикладная графика»

В 2011году в рамках проектно-аналитического семинара «Разработка инновационных образовательных практик по достижению метапредметных и личностных результатов образования в основной школе» защитила инновационную программу «Социальное проектирование», которая была опубликована на сайте ПГНИУ в 2011году. В 2013 году опубликовала авторские материалы «Гармония русской избы и природы», «Искусство народов крайнего Севера» в сети Интернет «Видеоуроки»

Область научных интересов: начертательная геометрия, история искусств, психология.





Пояснительная записка

В современных социально-экономических условиях ежедневного ускорения темпа технического, информационного, коммуникативного преобразований в жизни общества возникает необходимость модернизации художественного образования в школе, от которой в большей степени зависит интеллектуальное, эмоциональное развитие ученика, формирование его ценностных ориентаций, эстетических идеалов, овладение опытом индивидуальной и групповой творческой деятельности и профессионального самоопределения.

Программа предназначена для учеников 11-12 лет (6 классы). Для младших подростков свойственно стремление к реализации их чувства взрослости, склонность к фантазированию, к планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает инициатива, самостоятельность, свой собственный авторский замысел, собственная оценка личного и коллективного творчества. Стремление экспериментировать, используя свои возможности - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Возрастные особенности учащихся учитываются при выборе методов, приемов и форм творческой учебной деятельности.

Цель курса «Графический дизайн» направлена на формирование гармоничной, разносторонне-развитой личности, способной к инновационному преобразованию окружающего предметного мира с помощью эстетической, графической и технической деятельности.

Содержание курса позволяет овладеть предметными знаниями элементарных основ графического дизайна, а именно: законов рисунка, перспективы, света и цвета, зрительных иллюзий, светотени, объема, стилизации форм и композиции, дизайна интерьера и экстерьера. Развивает навыки конструирования, макетирования и моделирования.

В результате прохождения курса «Графический дизайн», у учащихся должны быть сформированы такие метапредметные универсальные компетенции как:

  • стремление самостоятельно добывать знания и применять их на практике,

  • целеустремленность,

  • самостоятельность,

  • использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и обобщения,

  • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,

  • умение взаимодействовать с другими в достижении общих целей;

  • оценивать достигнутые результаты.

Курс направлен на достижение учащимися следующих личностных результатов:

  • Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения

  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире искусства

  • Развитие умений и навыков познания и самопознания, накопление опыта эстетического переживания

  • Подготовка к осознанному выбору индивидуальной и профессиональной траектории

Курс позволяет достичь следующих предметных результатов:

  • Освоение особенностей художественного языка колористики, графики и дизайна

  • Иметь представление о видах проектов и проектирования

  • Воспринимать и анализировать смысл художественного образа

  • Различать изученные виды пластических искусств

  • Приобретать практические навыки и умения в конструировании, моделировании и макетировании.

  • Развивать художественный вкус, фантазию, воображение, глазомер, эмоциональное восприятие

Основными видами учебной деятельности являются: групповая и индивидуальная работа при прохождении курса теоретических дисциплин в сочетании с практикой. Проекты на основе художественно-конструкторской деятельности с использованием средств макетирования. Оформительская деятельность. Участие во внешкольных мероприятиях (выставках, конкурсах, научно-практических конференциях)

Программа составлена с учетом знаний учеников предметов «Изобразительное искусство» «Математика», «Биология», «История», «Технология», что способствует расширить познавательный интерес учащихся, и даст возможность воспринимать окружающий их мир целостно.

Программа рассчитана на 15 академических часов (1 час в неделю), при этом, в учебно-тематическом планировании курса выделяется время на учебную работу и время на индивидуальные и групповые консультации учащихся по конкретному содержанию проектов. Курс будет представлен в учебном плане лицея, в его вариативной части. Рекомендуется прохождение курса в аудиториях лицея, во внеурочное время. По своей структуре курс состоит из отдельных, сквозных модулей.

Предмет оценки: уровень сформированности универсальных учебных действий; предметные и надпредметные умения, сформированные в рамках прохождения курса. Объект оценки: результаты выполнения практических заданий, продукт проектной деятельности учащихся.

Основное содержание курса

Модуль 1 «Проект и проектирование»

Отличие проекта и проектирования. Виды проекта. Цели и задачи проекта. Дерево решений, этапы проекта. Риски проекта. Защита проекта. Кроки.

Творческая работа: архитектурное проектирование, эскиз фасада дома в цвете (кроки)

Модуль 2 «Элементы графики»

Линия (горизонт, движение вверх, ломанная, движение в пространстве, контур) Штрих (линейный, пересекающийся, смешанный) Форма (геометрическая, природная, абстрактная) Стилизация формы (наскальные рисунки, символы, логотипы, пиктограммы, фонограммы). Светотень. Перспектива. Иллюзия пространства. Объем (геометрические тела и их развертки)

Творческая работа: пиктограмма, образовательный проект ««Правила поведения в школе»

Модуль 3 «Теория цвета»

Колористика - наука о цвете (оптические и физические свойства цвета, эмоциональная и психологическая характеристика цвета) Гармония цвета (первичные цвета, RGB -red, greеn, blue, Additive, вторичные, третичные, СМУК) Свойства цвета (монохромность, насыщенность, яркость, тон, светлота, ахроматические и хроматические цвета) Цветовой круг (контраст, нюанс, триадная, комплементарная схема, схема двойного комплемента)

Творческая работа: логотип, учебный проект «Мой любимый предмет»

Модуль 4 «Элементы дизайна»

Понятие дизайна и основных функций дизайна: быть нужным, красивым и прочным. Виды дизайна (промышленный, текстильный, дизайн-интерьера, ландшафтный, дизайн костюма, графический). Понятие интерьера, экстерьера. Стили интерьера и архитектуры (классический, модерн, ар-деко, минимализм, лофт, поп-арт, хай-тек, русский).

Творческая работа: макетирование, дизайн - проект «Дом мечты».

Тематические модули курса:

Модуль 1 «Проект и проектирование»

Модуль 2 «Элементы графики»

Модуль 3 «Теория цвета»

Модуль 4 «Элементы дизайна»

Учебно-тематический план курса «Графический дизайн»

п/п

Содержание курса

Наименование модулей

Всего

часов

В том числе аудиторских часов

всего

Проектная

деятельность

Самостоятельная

работа

1


2

Модуль 1

Проект и проектирование

Отличие проекта и проектирования, виды проекта, цели и задачи проекта, дерево решений, риски, этапы, защита проекта, кроки.

Творческая работа: Архитектурный проект: фасад дома (кроки)

2

1

1



1

1

3

4

Модуль 2

Элементы графики

Линия, штрих, форма.

Светотень, перспектива, иллюзия пространства.

4

1

1

1

1



1

п/п

Содержание курса

Наименование модулей

Всего

часов

В том числе аудиторских часов

всего

Проектная

деятельность

Самостоятельная

работа

5

6

Объем, развертки геометрических тел.

Творческая работа: создание пиктограммы.

Образовательный проект: «Правила поведения в школе»

1

1


1

1


7

8

9

Модуль 3

Теория цвета

Колористика, гармония цвета

Свойства цвета

Творческая работа: создание логотипа

Учебный проект: «Мой любимый предмет»

3

1

1


1

1




1


1


10

11

12

13

14

15

Модуль 4

Элементы дизайна

Понятие дизайна, виды дизайна.

Стили архитектуры.

Макетирование геометрических тел:

куб, призмы, пирамиды.

Макетирование геометрических тел: цилиндр, конус

Творческая работа конструирование дома. Дизайн - проект: «Дом мечты»

Итоговая работа: защита проекта


1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1





1

1


1

1

Итого:

15

11

4



Интернет-ресурсы:

project-manger.com

Методическое обеспечение:

1. «Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне», - М; ВНИИТЭ, 1990.

2.Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование.- М; «Архитектура-С»,2004.

3.Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие.-3-е изд.,- М; «Омега-Л», 2007.

4. Учебное издание «Стандарты второго поколения» - М; «Просвещение», 2010.

5 Учебное пособие «Эстетические ценности предметно-пространственной среды»/под ред. Иконникова А.В. - М; «Стройиздат», 1990.

Литература:

1. Гуров Г.Е., Питерских А.С. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» - М; «Просвещение»,2008.

2. «Занимательная графика на уроках и внеклассных занятиях»/сост. И.Г. Мосин,-Волгоград; «Учитель», 2007.

3. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников»- М., «Просвещение», 2011.

4. Сурина М.О. «Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре» - М; «МарТ»,2006.



© 2010-2022