Методическая разработка урока «Конструкция и декор предметов народного быта»

Предлагаю методическую разработку урока  «Конструкция и декор предметов народного быта» по программе Б.М.Неменского для 5 класса. Урок разработан ну курсах  по ФГОСт и может быть успешно  использован не только на уроке изобразительного искусства, но и на уроках истории и мировой художественной культуры. Данная методическая разработка урока соответствует всем требованиям  ФГОСТ и направлена на изучение  истории и культуры своей Родины. Представленный мною  материал также можно использовать  во  в...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта».

Цель: - рассмотреть традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа на примере предметов народного быта;

- формировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета;

- ознакомить уч-ся с основными видами орнаментов и принципами композиционного построения.

Задачи:

Образовательная: приобщать учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.

Развивающая: развивать у детей творческое воображение, фантазию, умения понимать и ценить прекрасное; использовть в собственной художественной деятельности различные материалы графики и живописи для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери-земли и др.; формировать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление.

Планируемый результат для ученика:

Личностные:

Б. Сформированность мотивации изучения данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа; осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений народного искусства; умение в процессе рефлексии проводить самооценку.

П. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Предметные:

Б. Эмоционально-ценностно относиться к народному (крестьянскому) искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей древнеславянских народов; применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).

П. Воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства; ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах; понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций; научиться делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

М е т а п р е д м е т н ы е

Личностные:

Б. - формирование активного отношения к традициям народной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- готовность к осознанному выбору;

- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

П.- обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе.

Познавательные:

Б. - развитие способности ориентироваться в мире народной (крестьянской) художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

- выделение познавательной цели о характерных особенностях народного искусства.

- сочинение образа из рисуночных и простых символических вариантов народной росписи

П. - анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

- Постановка и расширение проблем - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные:

Б. - Постановка и выполнение учебно-познавательной и практической деятельности.

П. - Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции.

Коммуникативные:

Б. - Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать.

П. Развитие навыков сотрудничества, выполнение своей роли в коллективе, разрешение конфликта, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование и материал: изображения предметов быта, плакаты со схемами композиций росписи, проектор, художественные материалы: акварель, гуашь, цветной карандаш, бумага или картон: белая или тонированная под дерево.

ИКТ и средства обучения: Презентация. В музее народного быта. Русские прялки . Образцы крестьянской посуды. Учебник: Н.А.Горяева, Порохневская М. . «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, Просвещение, 2010 г

Зрительный ряд: Таблица: солярные знаки, элементы узора, содержащие древние знаки плодородия, древо жизни, образ матери-земли; репродукции прялок.

Музыкальный ряд: Народная музыка и звуки природы.

Литературный ряд: Мифы Древней Руси. Пословицы, поговорки, стихи, сказки.

Домашнее задание: Найти изображения орнаментов русской народной вышивки, Мифы Древней Руси, пословицы, поговорки, сказки. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации.

Образовательные объекты (понятия, теории, закономерности): орнамент, раппорт, кудель, солярные знаки и их значение.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Актуализация знаний. Завязка.- 1 мин.

  3. Актуализация знаний. Диагностика первичных знаний. (проверка усвоения ранее изученного)- 5 мин.

  4. Формирование новых знаний. - 9 мин.

  5. Практическая работа с самопроверкой по эталону - 20 мин.

6. Выставка работ, их анализ с детьми. Оценивание.- 2 мин.

7. Итог урока (рефлексия) - 1 мин.

8. Домашнее задание - 1 мин.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Завязка.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Итак, мы начинаем урок. Сегодня вас встречает особенная экспозиция и музыка. Представим себя в русской горнице.

Что объединяет представленные здесь предметы?

Предполагаемые ответы: - предметы народного быта;

- крестьянские предметы;

- старинные русские и т.п;

Правильно. Это все относится к понятию «народное искусство»

О чем же будет наш урок?

- Продолжим знакомиться с народным (крестьянским) искусством.

Сегодня мы продолжим экскурс в далёкое прошлое наших предков и продолжим пополнять свой-мини музей «Музей народного творчества» новыми экспонатами, создателями которых будете вы.

Для того чтобы пополнить наш музей новой коллекцией, что нам необходимо?

- создать предметы быта: посуду, прялки и украсить их узорами.

Художник подобен археологу, по крупицам собирающий черепки и соединяющий их в единое целое. Наши крупицы это элементы орнамента (лат. «украшение») - солярные знаки, складывающиеся в единую композицию.

  1. Актуализация знаний. Диагностика первичных знаний (проверка усвоения ранее изученного)

Давайте повторим, о чём нам может рассказать орнамент на предмете. 2-3 примера: изображение предмета с резьбой или росписью. Анализ схем орнамента.

Опираясь на ранее полученные знания и представления, уч-ся составляют маленькое пояснение «О чём говорит орнамент». Задание можно разделить по рядам для работы в группе. Коррекция ответов.

  1. Формирование новых знаний.

На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. А какие же предметы наполняли крестьянский дом?

Мини-лекция. Просмотр презентации. Отправимся «В музей народного быта». Рассмотрим образцы крестьянской посуды.

Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, рубели, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди. Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью. За прялкой, украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа, а в нарядной посуде еда покажется вкуснее.

Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание.

Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль.

Солонки вырезались из дерева в форме уточек, игрушечных кресел, украшенных тончайшей резьбой.

Хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании достатка и благополучия.

Вальки для выколачивания при стирке белья в реке - удобное приспособление с изогнутой поверхностью спереди - напоминают женскую фигуру в нарядной одежде.

Рассматривая на слайдах старую деревянную посуду, вырезанную искусстно из дерева, обратить внимание на особенности пластической формы, на её «скульптурность», на единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи. В процесе беседы помочь уч-ся увидеть в облике деревянных ковшей образ ладьи, птицы, коня, солнца, воды (вода в ковше - символ водной стихии), особый склад мышления наших предков, сумевших свой опыт общения с природой, миром облечь в форму изобразительной метафоры.

Особое 'место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Процесс прядения нити в мифологических представлениях не только древних славян, но и других народов воспринимался как священное действо, работа, смысл которой - творение жизни, творение материи Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими непосредственно в творении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в неё всё то, что должно совершиться с человеком на земле.

Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.

В различных областях прялки отличались по конструкции и форме, украшались резьбой, росписью или их сочетанием.

Форму прялки украшали выступами- «городками», снизу - «серьгами», «ожерельями».

Какой главный мотив мы видим при рассмотрении северных прялок?

Презентация «Русские прялки». Просмотр и анализ схем орнамента.

- как вы думаете, что означает большое или центральное солнце? (Белый свет)

- а стройный ряд кругов разнообразные по величине в верхней части прялки? («городки» лопаски- символ дневного солнца совершающего путь над землёй)

- а своеобразные «серёжки» в нижней части прялки? (ночное подземное солнце)

Декоративное оформление прялки часто напоминало празднично одетую женскую фигуру, украшенную нитями бус. Пряхи русского Севера любили изображение большого солнца и старались прикрепить к этой части лопасти кудель. В росписи удивительным образом соединялись сказочность и реальность. На одной прялке встречаются сценки из жизни людей, а в нижнем ярусе, символизирующем землю, солярные знаки солнца и воды и фантастические птицы сирин. Люди верили, что они приносят счастье и своим голосом могут усыпить любого. Птицы сирин жили в райских кущах. Жених, подаривший такую прялку своей невесте, желал ей сладостной жизни.

Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Давайте обратим внимание на место прекрепления комка шерсти или льна- «кудель».

- Что оно означает? Уловить смысл слова, помогает выстроенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудлатый, кудель.

Легенда. Светозарное солнце рассыпает свои светлые кудри и прядёт из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря украшает небо.

Давайте попробуем сделать вывод какую роль выполнял орнамент:

-размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нём;

- предмет становится художественным произведением вещью-образом;

- служит пожеланием и оберегом.


  1. Практическая работа с самопроверкой по эталону (соблюдение народных традиций).

Индивидуальная работа (показ элементов узоров на отдельных листах бумаги, советы по исправлению ошибок индивидуально).

Выполнение эскиза прялки. Продумать композицию орнамента (роспись или резной узор).

Вспомнить понятия: мотив- декоративный элемент; раппорт - многократное повторение элементов орнамента; разновидности орнамента (геометрический, растительный, животный)

Задания:

Б. вариант: нарисовать прялку декоративной формы на картоне

или плотной бумаге.

П. вариант: сделать изображение любого предмета крестьянского быта выразительной пластической формы.

Материалы: бумага, картон, ножницы, гуашь, кисти.

  1. Подведение итога.

Выставка. Давайте пополним наш мини-музей вашими замечательными работами. Интереснее ли он стал? Чем бы вы его ещё хотели бы дополнить?

Попробуем проанализировать и оценить наши работы.

уровень

Построение композиции

Работа в цвете

Принимал участие в обсуждении урока


Итого:

1

Разнообразие элементов, гармоничное сочетание,

правильно взятое соотношение размеров.

Полностью завершена, аккуратна, технична

активен

5 баллов

2

Разнообразие элементов, гармоничное сочетание,

Не точно взятое соотношение размеров.

Неаккуратна, полностью завершена

пассивен

4 балла

3

Однообразие элементов, сдвиг композиции

Не завершена

мешал

3 балла

-Что получилось, хотелось бы что-то изменить в своих работах, почему?

-Какие открытия мы для себя сегодня сделали?

Творческое обсуждение работ.

7. Рефлексия деятельности (подведение итога урока)

Создадим радугу нашего настроения.

-Каким бы цветом вы охарактеризовали своё настроение на уроке?

8. Домашнее задание.

Б. Найти изображения орнаментов русской народной вышивки, Мифы Древней Руси, пословицы, поговорки, сказки. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации.

П. Подготовить презентацию, выполнить фотографии по пройденной теме.

Мифы Древней Руси. Пословицы, поговорки, сказки. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации





© 2010-2022