Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме Народный праздничный костюм

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по изобразительному искусству

5 класс.


Тип урока

Открытие новых знаний



Тема урока


Русский народный женский праздничный костюм.

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о "Русском народном праздничном женском костюме"

Задачи

1.Овладеть знаниями об истории и традициях русского народного костюма, навыками в самостоятельном составлении костюмного комплекса.

2.Развить представления о русском искусстве и декоративно-прикладном искусстве в частности как о могучем источнике красоты, доброты и счастья.

3. Воспитывать уважение к народным традициям, к культурному наследию своей страны.

Оборудование для учителя

, зрительный ряд - различные виды плакатов, а творческие работы учащихся, пословицы на доске

Оборудование для учащихся

Бумага, клей, ножницы, краски, кисти, шаблоны человеческих фигурок.


Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Приветствие, проверка готовности учеников к уроку


Мотивация

3минуты

Показ репродукции картины "На пашне. Весна" Венецианова

-Как вы думаете, что здесь изображено?

-Почему так написал художник?

-Давайте разберемся в сути противоречия

Ответы учащихся

Возникает противоречие между имеющимися знаниями и увиденным.

Актуализация

7минут

- У каждого народа есть праздники?

- Что они могут раскрыть, рассказать о народе?

-Что вы знаете о праздниках на Руси?

Включается музыкальный фон

-Какие эмоции возникали у людей во время праздника?

Праздник - это не только песни и пляски.

- Чем еще отличается этот день от простых будней?/наряды/

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома.

-Что вы теперь можете сказать о картине?

Ответы учащихся

- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки.

Согласно древним поверьям, одетая в богатый праздничный костюм женщина способна благотворно влиять на землю, дарующую богатый урожай

Открытие нового знания

10минут

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

- Внимание на доску сейчас мы посмотрим, как изображали русских красавиц в праздничной одежде наши известные художники

-Назовите составные части русского праздничного костюма

-Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длинной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой

- Как украшали русские праздничные костюмы

- Какими цветами отличались костюмы

- Чем можно объяснить выбор такого цвета

- С чем связано разнообразие костюмов

- Что символизировал головной убор и подвесы к нему

-Чем была украшена праздничная одежда?-Как по одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы?

Просмотр иллюстраций обсуждение


Ответы детей: кокошник, рубаха, сарафан, ожерелье

Рубаха

вышивкой, бисером

красный, золотой

символ солнца, красоты

(с местностью, достатком)

символ неба, дождя

Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде

Художественно-творческое задание

15 минут

-А теперь полученные знания мы с вами закрепим на практике. На этом уроке мы должны не только запомнить отличительные особенности русского женского праздничного костюма, но и самим научится украшать русскую народную женскую одежду. Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских народных костюмах.

Работать мы сегодня будем по группам. Каждая группа будет выполнять задание разной сложности. Ребята первой группы, имена которых я сейчас назову, будут работать самостоятельно, то есть, применяя все полученные на уроке знания, попытаются изобразить фигуру человека в национальном костюме. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию. Если задание понятно, приступайте к работе.

Ребята второй группы будут работать по образцу, то есть, каждому я раздам карточку, и вы сможете с нее срисовать. Только цвет и элементы украшений вы должны будете подобрать сами. Кто чувствует в себе силы справиться с этим заданием?

А учащиеся третьей группы, которые не очень уверены в своих силах, смогут рисовать по шаблону, то есть обвести фигуру человека, дорисовать внутри карандашом и выполнить рисунок в цвете. Но и они должны будут проявить творческую самостоятельность при выборе цвета и элементов орнамента.

Выполнение практической творческой работы в материале

Рефлексия

5минут

Давайте подведем итоги нашего урока, для этого попрошу вас ответить, как вы понимаете следующие пословицы:

1.Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.

2.У бабы рубашки - те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи.

3.Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.

Ответы на вопросы. Составление коллективного панно Выполнение коллективного панно: "Песни нашей Родины"


Предлагаю вашему вниманию кроссворд, который вы должны разгадать:

1

п

о

л

а

в

о

ш

н

и

к

и

2

к

о

н

и

к

3

п

о

л

а

т

и

4

г

о

л

б

е

ц

5

д

е

р

е

в

о

6

п

е

ч

ь

7

ш

е

с

т

о

к

8

к

р

а

с

н

ы

й

1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.
2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.
3. Деревянный настил около печи, на котором спали.
4. Ящик в виде шкафчика с дверцами.
5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.
6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.
7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.
8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.

Карточки.

1 - перечислите древние символы;
2 - изобразите на доске знаки солнца, земли, воды;
3 - перечислите древние образы;
4 - кто такая Макошь?
5 - Что представляет из себя древо жизни?
6 - Что символизировал конь?
7 - Чей образ являлся символом света, тепла, свободы, счастья?



1





2



3


4


5


6


7



8




1




2


3


4


5


6


7



8




1




2


3


4


5


6


7



8




1




2


3


4


5


6


7



8




1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.
2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.
3. Деревянный настил около печи, на котором спали.
4. Ящик в виде шкафчика с дверцами.
5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.
6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.
7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.
8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.

1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.
2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.
3. Деревянный настил около печи, на котором спали.
4. Ящик в виде шкафчика с дверцами.
5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.
6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.
7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.
8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.



  1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.
    2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.
    3. Деревянный настил около печи, на котором спали.
    4. Ящик в виде шкафчика с дверцами.
    5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.
    6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.
    7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.
    8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.

1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.
2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.
3. Деревянный настил около печи, на котором спали.
4. Ящик в виде шкафчика с дверцами.
5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.
6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.
7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.
8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.




© 2010-2022