Рабочая программа 9 класс Искусство

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

66Пояснительная записка.


Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:


  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  • Учебный план МОУ «СОШ 56» на 2015-2016 уч.г

  • Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2010 год.

  • Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И.Киященко, Л.Н. Столпович,

Б.А. Эренгросс и др.), культурологи (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.), психологии

художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.), развивающего

обучения ( В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М .Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные

цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.


3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество часов в 9 классе по учебному плану на 2015-2016 учебный год 34 часа из расчёта 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Искусство" на этапе основного образования.

Рабочей программе соответствует электронный учебник «Искусство 8-9 классы» М., Просвещение, 2014 г. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год - 34 часа. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской используется в данной рабочей программе без изменений


4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В ходе освоения предмета «Искусство» происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание. Обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, рос­сийскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культур­ного наследия народов России и человечества; усвоение тради­ционных ценностей многонационального российского общест­ва, сформированность основ гражданской идентичности;

  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль­тур и религий, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, в процессе твор­ческой деятельности;

  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и искусству;

  • освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

  • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработ­ке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников

Метапредметные резуьтаты:

  • самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

  • адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

  • устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индиви­дуально и в группе: формулировать, аргументировать и отста­ивать свое мнение, находить общее решение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, моноло­гической контекстной речью;

  • пользоваться информационно-коммуникационными тех­нологиями (ИКТ-компетентности);

  • понимать многофункциональность искусства и его значи­мость для разных областей культуры; роль искусства в станов­лении духовного мира человека, культурно-историческом раз­витии человечества, функционировании современного социума;

  • эстетически относиться к окружающему миру (преобра­зовывать действительность; привносить красоту в окружаю­щую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг

Предметные результаты:

  • присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; пони­мание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

  • развитие художественного мышления, творческого вооб­ражения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного худо­жественного образа в каком-либо виде искусства;

  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

  • умение эмоционально воспринимать разнообразные яв­ления культуры и искусства, проявлять интерес к содержа­нию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятель­ности, владение практическими умениями и навыками, спосо­бами художественной деятельности;

  • иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и иде­алах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образо­вания, в изучении других предметов, межличностном обще­нии, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

5.Содержание программы «Искусство 9 класс»:

Раздел 1. «Воздействующая сила искусства» - 10 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. «Искусство предвосхищает будущее» - 6 часов.

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. «Дар созидания» - 9 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. «Искусство и открытие мира для себя» - 9часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.

рограмма «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.



Учебно-тематический план

тема

кол-во часов

в том числе

Теория

Практика

Контроль

экскурсия

лаборатор.работа

практическая работа

тестирование

контрольная работа

зачет

1

Воздействующая сила искусства»

-10ч

7

1

1

2

Искусство предвосхищает будущее

6ч.

3

1

3

1

3

Дар созидания.

6


1

4

Искусство и открытие мира для себя

6

2

2

1

ИТОГО:

34

22

1

1

6

2

2

1

.








Планируемые результаты обучения учащихся 9 класса:

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.


знать/понимать:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

уметь:

• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности

Учебно-методический комплекс 9 класс

Учебно-методический комплекс 9 класс

Программа Программы для общеобразовательных учреждений8-9 классы. Искусство. Авторы программы Г.П.Сергеева, , Е.Д. Критская, И.Э.Кашекова - Москва. « Просвещение» 2014год

. Учебник

« Искусство» 8-9 класс Автор: Критская Елена Дмитриевна, Сергеева Галина Петровна, Кашекова Ирина Эмильевна Редактор: Соболева Ю. М. Издательство: Просвещение, 2014 г.

Учебно-методические пособия для учителя

Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования «Искусство» Москва «Просвещение»2014год

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков»,« История развития архитектуры и скульптуры»



Список научно-методической литературы.

  • «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2010г.

  • «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2012г.

  • «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2011г.

  • Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2012г.

  • «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,2010г.

  • Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 2011г.

  • Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 2010г.

  • «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2012г.

  • Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2010г.

  • Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2012г.

  • Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2012г.

  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 2010г.

  • Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2010г.

  • Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2010г.

  • Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,2010г.

  • Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,2010г

  • Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 2010г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2010г.

  • Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2013г.

  • «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2012г.

  • «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,2010г.

  • Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2011г.

  • Песенные сборники.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды IY. Информационные ресурсы

1.Мультимедийная программа: Музеи Мира.

2.Интернет-ресурсы

fondcultura.ru/index.htm - нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль

знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы

artclassic.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю

и др.).

school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки

• greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и

галерея изображений

• artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.

• wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.

• wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон» - изображений много, есть увеличение до разных размеров.

• middleeast.org.ua/ - информационный центр "Ближний Восток" (история и культура Ближнего Востока).

• museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.

• tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.

• museum.ru/gmii/ - сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции,

музей личных коллекций).

• kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные

путешествия

• spbcity.info/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.

• suzdals.ru/ - фотографии Суздаля.

• moscow.photobase.ru/ - фотопутеводитель по Москве.

• eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.

• travellinks.ru/Virtual_journey/ - виртуальные путешествия по странам мира (фотографии).

• kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 - форум по киноискусству.

• forum.funkysouls.com - форум с обсуждением музыки всех направлений



Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 - 9 классов

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и поня тий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучен ии других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Результаты обучения.

Учебники:

« Искусство» 8-9 класс Автор: Критская Елена Дмитриевна, Сергеева Галина Петровна, Кашекова Ирина Эмильевна

Редактор: Соболева Ю. М.Издательство: Просвещение, 2014 г.










































Календарно - тематическое планирование

9 класс

Искусство

Кол.

Содержание раздела.

Темы уроков

Элемент содержания

Дата

Планируемые результаты

КИМ

Календ.

Факт.

Знания

Умения

Общие учебные умения и способы деятельности

Воздействующая сила искусства - 10часов

1 четверть-9 часов

1

(1)

Искусство и власть.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве.

- Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).

Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.

4.09

Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов.

Называть общие черты.

Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.

- Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Высказывать свое отношение к различным художественным образам.

. Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Пользоваться справочной литературой.

Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением.

Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение).
Организация режима работы..

Фронтальный опрос

2 (1)

Искусство как способ идеологического воздействия на людей.

Художник - творец - гражданин - выразитель ценностей эпохи.

-Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях.

-Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров.

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность.

-Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

-Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, в период 30-50-хгг.20в. (живопись, плакаты, песни и др.) а города и государства поддерживали престиж.

11.09

Различать виды, стили и жанры искусства

Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

Знание основных закономерностей искусства; усвоение родства художественных образов, специфику выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок)..

О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;

Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, с ее интонационно-образной Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств.

Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиц

Раскрывать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, с ее интонационно-образной выразительности.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.ия).выразительности,

Филворд

3

(1)

Искусство и власть: вечные темы и великие исторические события в русском искусстве.

- Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия.

- Стилевое единство изображения и текста.

- Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).

- Изобразительное искусство: «Купание красного коня» К.Петров -Водкин, «Большевик»Б. Кустодиев, «Рождение планеты»,К. Юон, «Герника»П. Пикоссо, символисты У. Блейк, К. Фридрих и др.

18.09

Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Умение задавать вопросы.
Умение отвечать на вопросы.

Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Создание презентации по теме.

Практическая работа

4

(1)

Какими средствами воздействует искусство?

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

-Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.

-Внушающая сила рекламы и настенной живописи.

-Ритуально - внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, функции(ритуальное действа, народные обряды посвященные основным вехам жизни человека)

25.09

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма».

Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Выявлять особенности построения (формы) музыки.

Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки.

Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).

Фронтальный опрос.

5

(1)

Крмпозиция и средства эмоционпльной выразительности разных искусств

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

- Изобразительное искусство: Характерные примеры наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.

-Живопись А.Дейнеки, П. Корина, и др., плакаты И. Тоидзе и др.. Рекламные плакаты, листовки, клипы; настенная живопись(панно, мозаики, граффити)

2.10

Музыка в формировании духовной культуры личности.

Познакомить с творчеством отечественных композиторов- песенников, ставших музыкальными символами своего времени (М.Дунаевский, А.Александров).

Передавать графически композиционное построение картины.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.п.

Специфику музыки как вида искусства.

Значение музыки в художественной культуре.

Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Умение задавать вопросы
Умение отвечать на вопросы.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Составлять музыкально-литературные композиции.

Фронтальный опрос.

6

(1)

Коммерциализация искусства (как неотъемлемая характеристика массовой культуры)

Урок обобщения и систематизации знаний.

- Коммерциализация искусства (как неотъемлемая характеристика массовой культуры

искусством.

-Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

9.10

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки.

Рассматривать особенности

воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-

культурной ретроспективе.

Просмотр и анализ работ.

Практическая работа

7

(1)

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

16.10

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств

Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др.

Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу.

Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Тест 1.

8

Региональное храмовое искусство

Урок -беседа

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).

-Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовымправославный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи

23.10

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки.

Рассматривать особенности

воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-

культурной ретроспективе.

9

(1)

Массовые, общедоступные искусства.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии.

Комбинированный

урок.

Традиционный.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

30.10

Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике.

Знать принципы работы фотоаппарата.

Освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту.

Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Использование красок, графических материалов, коллажных техник и других доступных материалов.

Практическая работа

Фотоколлаж

2 четверть (7 часов)

10 (1)

Массовые и общедоступные искусства.

Вкус и мода

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

-Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке. Компенсаторная функция джаза.

-Музыка: Примеры различных направлений современной зкранной отечественной и зарубежной музыки. Образы авторской песни, рок-музыки(В.Высоцкий, Б. Окуджава, А.Градский, А. Макаерквич, В.Цой);Джазовой музыки(Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, А. Козлов и др.)

- Литература: произведения поэтови писателей 19-21вв. (Л. Толстой, Б. Пастернак, И. Шмелеви др.)

-Экранные искусства, театр: Рекламные видео клипы, кинофильмы 40-50-х гг. Экранизации опер, балетов, мюзиклов.

13.11

Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.

Специфику музыки и ее место в ряду других видов искусств.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Специфику музыки как вида искусства.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности; в рисунке и живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества.

Мини -сочинение

Искусство предвосхищает будущее - 6 часов

11

(1)

Порождающая сила искусства.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи

-Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

-Использование иносказаний в живописи символистов. Поиск новых выразительных возможностей языка в искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка.

20.11

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Владеть приемами рационального запоминания,

Работа с источниками информации (чтение, конспектирование,

Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.

Работа со справочником),

Владение способами самоконтроля,

Осуществления взаимоконтроля, самооценки, Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных

средств.

Работа со справочниками, словарями.

Фронтальный опрос.

12

(1)

Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок

Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

-Музыка: Сочинения композиторов 20в. С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке и др.; поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты(терменвокс, волны Мартено, синтезатор), компьютерная музыка.

27.11

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Владеть приемами рационального запоминания,

Составление тезисов, библиографический поиск

Прочитывать информацию заключенную в памятниках искусства. Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.

Работа с источниками информации (чтение, конспектирование,

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

Работа со справочниками, словарями.

Анализ произведений по теме.

Практическая работа

13

(1)

Предсказание в искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

-Фантастические образы в литературных произведениях, фильмах.

-Предсказание грядущих событий. Научный прогресс и искусство

-Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории

искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к

провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

-Музыка: компьютерная музыка, лазерное шоу(Н.Римский -Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов и др.

Литература: произведения Р. Бредбери, братьев Стругатских, А. Беляева и др.

-Экранные искусства, театр: «Вспоминаем о будущем»Х. Райнл, «Гарри Поттер» К.Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Капитан Немо»В. Левина и др.

4.12

Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Рассматривать особенности вопло-щения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения

Составлять литературно-музыкальные композиции.

Фронтальный опрос

1415

(2)

Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс в искусстве Предвосхищение будущих открытий

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий.

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

-Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

-Музыка: Сочинения композиторов 20в. С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке и др.

1112

18.12

Приводить примеры научного значения художественного знания.

Воспринимать произведения различных видов искусства.

Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

Значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества.

Знакомство с художественными направлениями 20 века - реализм, модерн, авангард, сюрреализм, постипрессионизм0.

Участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны

России».

Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Анализ произведений по теме

16

(1)

Художник и ученый.

Урок - беседа

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

25.12

Знать произведения наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, А.Дюрер, Ф.Гойя, Рембрандт, П.Пикассо).

Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.

Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.

Выявлять стилистические особенности художественного перевода.

Использование языка графики, живописи, скульптуры, в художественно-творческой деятельности Пользоваться справочной литературой.

Фронтальный опрос.

Практическая работа

3 чектверть (11 часов)

Дар созидания. Практическая функция - 9часов

17

(1)

Архитектура исторического города.

Урок изучения нового материала.

Традиционный урок.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Изобразительное искусство: Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.примеры монументальной скульптуры : Донателло «Статуя кондотьера Гаттамелаты», Э. Фальконе «Медный всадник» и др.

16.01

Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.

Знакомство с произведениями выдающихся мастеров изобразительного исусства и архитектуры (в.Растрелли, Э.Фальконе, В.Баженов, И.Мартос, С.Коненков, В.Мухина).

Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.

Составление тезисов, библиографический поиск .

Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Тест 2

18

(1)

Архитектура современного города.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Компьютерная графика и ее использование в дизайне, архитектурных проектах.

-Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Изобразительное искусство:

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.

22.01

Изучать облик своего города ( района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.

Знать испанского архитектора (впервые изобрел железобетонные модули) Л.Корбюзье.

Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда.

Составление тезисов, библиографический поиск .

Анализ произведений по теме

Практическая работа

19

(1)

Специфика изображений в полиграфии. Художники книги (Билибин, Фаворсикий).

Урок изучения нового материала.

Традиционный урок.

Специфика изображений в полиграфии.

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.

-Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе - по выбору учителя).

Изобразительное искусство: Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Литература: Произведения русской и зарубежной литературы: А. Пушкин, Н. Гоголь,

29.01

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала.

Знать произведения выдающихся русских мастеров (А.Дюрер, В.Фаворский, , Г.Доре, А.Билибин, Т.Маврина).).

Понимать о роли художественной иллюстрации. Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации.

Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Разрабатывать идею фрагмента макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.

Фронтальный опрос.

Практическая работа

20

(1)

Стилевое единство изображения и текста.

- Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе - по выбору учителя).

5.02

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала.

Разбираться в терминах и понятиях

(промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации.

Разрабатывать идею фрагмента макета ( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.

Практическая работа

21

(1)

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Урок изучения нового материала.

Традиционный урок.

-Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

-Эстетизация быта.

-Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ-ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры - это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Изобразительное искусство: предметы мебели , посуды и др.; дизайн современной среды (интерьер ландшафтный дизайн)

12.02







Разбираться в терминах и понятиях

(промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

Различать разные виды дизайнов.

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.)

Анализ произведений по теме

Практическая работа

22

(1)

Декоративно-прикладное искусство.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Изобразительное искусство: монументальная живопись и декоративная скульптура.

19.02

Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.

Уметь различать произведения народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного.

Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства. Уметь найти связь времен в народном искусстве.

Уметь различать народные русские промыслы (Городец.ю Дымка, Гжель, Хохлома, Жостово, Филимоново, Каргополь, Палех)

Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов

Готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса.

Кроссворд

Практическая работа

23

(1)

Музыка в быту. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

-Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

-Музыка в окружающей жизни, быту. Функции легкой и серьезной музыки в жизнь современного человека.

Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов

компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

-Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

26.02

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.

Понимать значение символов культуры.

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения.

Различать истинные и ложные ценности.

Понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка музыки.

Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки.

Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности Подготавливать программу вечера песни.

Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки.

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.

Придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху. Подбирать музыкальные записи.

Сценарий праздника

Практическая работа

24

(1)

Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.

Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

4.03

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Создавать портретную галерею учителей и одноклассников.

Писать литературные комментарии к серии фотографий.

Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма

Экспресс-выставка

Практическая работа.

Фотоколлаж

25

(1)

Изобразительная природа экранных искусств.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.

11.03

Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.).

Значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Коллективная работа по созданию мультфильма

Искусство и открытие мира для себя - 9 часов

26

(1)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Комбинированный

урок.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия 1 и асимметрия в искусстве и науке

18.03

.

История:

мудрые мысли дневнегреческого философа Сократа.

Входной. Устный

27-28

(2)

Литературные страницы.

Урок закрепления изученного материала.

Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в

результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.

Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь

затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира 2

25.03

8.04

.

Литература:

смысл притчи арабского писателя и художника ХХ века Халиля Джибрана.

Текущий. Устный

4 четверть

29

(1)

Исследовательский проект

«Пушкин - наше все»

. Исследовательский проект.

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства..

15.04

Литература: А.С.Пушкин стихи и проза.

История: биография и факты жизни поэта.

Музыка: романсы на стихи поэта.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Практическая работа

30

(1)

Образ А. С.Пушкина в изобразительном искусстве.

Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки). «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

22.04

ИЗО:

портреты А.С.Пушкина разных художников. Иллюстрации к книгам поэта.

Организация самостоятельной работы
определение порядка и способа умственной деятельности.

Эссе по теме

31

(1)

Лирические образы в поэзии А.С. Пушкина.

Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

• Театр и А. С. Пушкин.

29.04


Выступление по теме

32-34

(3)

Разнообразие экранных воплощений героев А.С. Пушкина.

Защита проекта.

Театр и А. С. Пушкин.

• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

• Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты его произведений.

• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.

•Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем

А. С. Пушкина.

• Астрономия: малая планета 2208 Pushkin.

• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

6.05

13.05

20.05


Практическая работа






Учебно-тематический план

тема

кол-во часов

в том числе

Теория

Практика

Контроль

экскурсия

лаборатор.работа

практическая работа

тестирование

контрольная работа

зачет

1

Воздействующая сила искусства»

-10ч

7

1

1

2

Искусство предвосхищает будущее

6ч.

3

1

3

1

3

Дар созидания.

6


1

4

Искусство и открытие мира для себя

6

2

2

1

ИТОГО:

34

22

1

1

5

2

2

1

.



Рабочая программа 9 класс Искусство

© 2010-2022