Урок изобразительного искусства по теме Веселые игрушки

Творчество и фантазия детей не знает границ. Задача современного педагога развить, совершенствовать и обогащать ребенка новыми знаниями, умениями и навыками.Данный урок изобразительного искусства  по теме "Веселые игрушки" подходит для учащихся начальной школы.  Ребята совершат увлекательное путешествие к народным мастерам, в непринужденной игровой форме усвоят новый материал и выполнят интересное практическое задание.Если Вы творческий человек, то исходный материал поможет Вам найти  еще огромн...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в начальной школе.

Разработан учителем изобразительного искусства и МХК

МОУ СОШ №7 города Углича, Ярославской области

Давыдовой Ларисой Валентиновной.

Тема: Веселые игрушки. Декоративное рисование.

Цель: - познакомиться с историей создания и развития русской матрешки, выполнить роспись игрушки.

Задачи:

-познакомиться с основными народными центрами, занимающимися изготовлением матрешек,

-совершенствовать умение передавать красоту действительности,

-развивать у учащихся умение перерабатывать форму и цвет реальных объектов растительного мотива (листьев, цветов, ягод, травок),

- самостоятельно создавать композицию для украшения нарядов матрешки,

- применять простейшие приемы народной росписи в оформлении игрушек-матрешек;

-развивать творческие способности, зрительную память, воображение, пространственные представления;

- воспитывать уважение к людям труда - мастерам народного и ДПИ;

-познакомиться с творчеством углического мастера-прикладника Е.Ферронской.

Оборудование:

Игрушки - матрешки различных народных центров.

Матрешки в современном исполнении углических мастеров-прикладников, изделия современной промышленности в образах матрешек (прихватки, часы, вешалка, термос, полотенце, ручка, фоторамки, ваза, баночки для хранения сыпучих предметов и др.)

Рисунки учащихся прошлых лет, динамическое пособие «Создай наряд», книги с изображением игрушек.

Основные элементы народной росписи Хохломы, Семенова, Крутца и др.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока - Урок-беседа с выполнением практического задания.

На уроке использован метод монологического изложения учебного материала и диалогический метод.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Основная часть. Беседа о создании и развитии игрушек-матрешек..

3.Знакомство с творчеством Е.Ферронской.

4.Вводный инструктаж.

5.Работа с аппликативным динамическим пособием.

(Физкультминутка « Веселые матрешки)

6. Разъяснение задания учителем.

7. Требования к работе.

8. Практическая часть.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

9. Демонстрация детских рисунков.

10. Анализ урока. Итог.

11. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку.

Тему нашего урока мы узнаем, когда отгадаем загадку. Будьте внимательны.

Ростом разные подружки

Не похожи на друг на дружку

Все они сидят в друг дружке

А всего одна игрушка. (Матрешка)

2. Основная часть. Беседа о создании и развитии игрушек-матрешек.

Молодцы. Тема нашего урока «Веселые матрешки». (Сообщение учителем цели и задач урока).

А вам нравятся эти забавные игрушки? Чем? (Ответы детей)

Эти нарядные деревянные куклы нравятся всем: и детям и взрослым. Деревянные матрешки Загорска, Семенова, Полховского- Майдана - замечательные примеры народного творчества. Как и другие деревянные игрушки матрешки просты и обаятельны, одинаково пригодны и для игры, и для украшения современного интерьера.

(Показ образцов украшения класса, предметов быта)

Матрешки известны не только в нашей стране, но и за рубежом. На всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году нашей замечательной матрешке присуждена золотая медаль.( Очень высокая и значимая награда для всего русского народа)

А сейчас, я расскажу вам, когда же появилась матрешка.

Матрешка появилась в России в конце 90х годов прошлого века в Московской мастерской «Детское воспитание».

Японская делегация привезли с собой игрушку лысого старичка Фукуруму.

Игрушка раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из 8 фигур. Изображала она девочку в простонародном городском костюме: сарафане, кофте переднике и платочке. В руках она держала петушка. (Художник Сергей Малютин, токарь Василий Звездочкин работали над образом первой русской матрешки) (Показ рисунка учителя) Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространённому в народной среде.

Покупателям очень понравилась матрешка. Покорила она сердца своей плавной, ровной, округлой формой, медленно перетекающую из одного объема в другой, то сужаясь, то утолщаясь без резкой границы, и необычной конструкцией разборной игрушки.

Мастера любили матрешку, поэтому и костюмы придумывали разные. То наряжали в простонародный, городской костюм, то в праздничный сарафан, то в юбку с кофтой, иногда передник, платок, шаль или кокошник.

Долго ли коротко ли жили дружно мастера с матрешкой, но идея изготовления забавной игрушки быстро распространилась и очень понравилась другим мастерам, поэтому вскоре их начали делать мастера - кустари из Сергиева - Посада, Семенова, Загорска, Полхов - Майдана, Твери. Каждый мастер стремился создать свой собственный облик, неповторимый, интересный, завораживающий.

И вот стихи подтверждающие это:

Как две радуги брови,

Губы маки,

Пунцовый наряд,

И румянцем свежее моркови

Глянцевитые щеки горят.

И вот в 1920 году у матрешки появилась сестренка.

(На доске появляется хоровод матрешек-сестренок из разных районов России)

1. Загорская матрешка.

(Описание главных особенностей матрешки этого центра учителем, особое внимание обращаем на форму, цвет, наряды, роспись, обязательно, в беседу вовлекаем обучающихся наводящими вопросами для лучшего усвоения нового материала)

( Кругленькая форма, показаны руки, расписан сарафан с бретельками и платок цветочными узорами. Яркий цвет.)

(Закрепить изображение матрешки)

2. Семеновская матрешка.

(чуть -чуть вытянутая форма, основание закругляется, красочно оформлен передник большим цветком, яркие узоры из букетов цветов украшают наряды матрешки)

(Закрепить изображение матрешки)

3. Тверская матрешка.

(Вытянутая форма, платок - шаль, сарафан оформлен геометрическим орнаментом, платок обычно оформлен яркими горохом или цветами)

(Закрепить изображение матрешки)

4. Полхов - Майданская матрешка.

(Вытянутая форма, приплюснутая головка, без рук, плавным контуром очерчено тулово матрешки, красный фартук, кокошник, украшена яркими стилизованными цветами, листьями, ягодами, т.е. упрощенными. Очень интересно прорисованы волосы - мелкие кудри.)

(Закрепить изображение матрешки)

Какой удивительный хоровод у нас получился.

Повторение (основных центров производства матрешек)

Как же появляется на свет матрёшка?

Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза, осина. Дерево должно быть ровным, без сучков. Срубают его зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесины была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что бревно должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрёшку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы её поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрёшка готова к росписи.

И вот начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно, расписывая, используют гуашь, акварель. В каждой местности есть свои особенности росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрёшек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.

3. Знакомство с творчеством землячки-угличанки Е.Ферронской.

Наши углические народные умельцы тоже не могут остаться равнодушными к игрушке-матрешке, изготавливают - веселых, нарядных кукол, сохраняя и перерабатывая творчество великих мастеров, создавая новые неповторимые образы.

Показ творческих работ мастера-прикладника Елены Ферронской.

(Анализ, выявление местных особенностей игрушки)

Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка малышей. Матрешка украшает и наши квартиры, их интерьер. Ее охотно дарят на добрую память. Знаменитая русская матрёшка стала одним из символов русского народного искусства.

Образ матрешки настолько любим в России, что производители различных товаров охотно его используют в нашей повседневной жизни. Давайте посмотрим, сколько замечательных предметов быта есть сегодня у нас в классе. (Показ часов, вешалки, вазочки, баночки под хранение специй, шариковой ручки, прихватки и др.)

А может у вас дома тоже есть матрешки? В образах каких предметов они спрятались?

4. Вводный инструктаж.

Сегодня ребята, мы тоже выступим в роли народных умельцев, и создадим свой собственный образ матрешки.

На доске закреплен силуэт матрешки, сарафан без узоров.

Ребята, наша матрешка грустит, а кто догадался почему?

(Нет ярких нарядов, не украшен сарафан)

Поможем стать нашей матрешке сегодня красавицей и модницей? (Да)

Мы будем «шить» наряд, одевать нашу куклу - матрешку.

Как вы думаете, а чем мы можем украсить сарафан матрешки?

(растительным узором из цветов, листьев, травок, ягодок и т.д., как это делают настоящие народные умельцы)

5. Работа с динамическим пособием.

Кто нам сегодня поможет?

Создание наряда игрушки - матрешки из предложенных элементов.

(Ребенок у доски создает собственный вариант)

Анализ предложенного варианта учащимися класса. На примере детской работы учитель анализирует композицию, исправляет неточности, корректирует, выявляет положительные моменты, объясняет основные правила создания композиции.

(Физкультминутка « Веселые матрешки)

6. Разъяснение задания учителем.

У детей на альбомных листах заготовки шаблонов матрешки, необходимо украсить узорами наряды матрешки (Сарафан, блузку, платочек)

7. Требования к работе.

- Работу надо выполнять аккуратно.

- Проявлять творчество, оригинальность.

-Соблюдать изобразительные правила и законы.

8. Практическая часть.

Итак, открываем нашу мастерскую. Звучит музыкальное сопровождение.

Дети выполняют самостоятельную творческую работу, учитель следит за работой учащихся, оказывает индивидуальную помощь.

(Гимнастика для глаз)

9. Демонстрация детских рисунков.

Наши сестренки-матрешки приглашают в свой хоровод подружек. На доску прикрепляются работы учащихся класса. Анализ детских работ. Оценивание индивидуальных работ учащихся.

10. Анализ урока. Итог.

- С какими народными центрами по изготовлению матрешек мы сегодня познакомились?

- Авторы первой русской матрешки?

-Матрешки какой угличской мастерицы побывали у нас в гостях?

11. Рефлексия.

Выявление уровня интереса и полезности урока у обучающихся.

( Цветочки разного цвета прикрепляются учащимися к доске возле хоровода матрешек)

Спасибо за активную работу, до новых встреч!

© 2010-2022