- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая образовательная программа по по ИЗО для работы с учеником 8 класс
Рабочая образовательная программа по по ИЗО для работы с учеником 8 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ласкова С.С. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа «12»
РАБОЧАЯ
ОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Для индивидуальных занятий с учеником
8 «А» класса Дрокиным Егором
Учебный предмет искусство
Класс: 8
Разработчик программы: Ласкова Светлана Сергеевна
г.Минусинск
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. рассчитана на 17 часов согласно утвержденному графику на 2013-2014 учебный год с учетом праздничных дней, приказ от 29 августа 2013 года №01-27-243.
Содержание программы
8 класс.
Содержательный стержень в программе 8 класса рассматривается темы: «искусство в жизни современного человека», «искусство открывает новые грани мира», «красота в искусстве и в жизни» в нескольких жанрах ( изобразительное искусство, музыкальное искусство, экранные искусства, литература.).
Распределение учебного времени на изучение тематических разделов:
Темы
Кол-во часов
Искусство в жизни современного человека
1
Искусство открывает новые грани мира
4
Искусство как универсальный способ общения
4
Красота в искусстве и в жизни
4
Прекрасное пробуждает доброе
4
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искус-у как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразит-го искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
-
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
-
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
-
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
-
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
-
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художест-ми образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобра-го искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюс-ий и др., театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
самостоятельная работа, творческая работа, конкурс, викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
Вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя
Формы контроля:
Наблюдение, самостоятельная работа, тест
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
-
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
-
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произвед-й искус-а); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художес-й жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содерж-я основного общего образов-я по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художест-го анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произвед-м иск-ва, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач
Календарный план 8 класс.
Первая четверть
№п/п
Кол-во ч
Разделы и темы урока
Знания, умения,
навыки.
Дом.
Задание.
кор
-ка
Да
та
1
1
Искусство в жизни
современного
человека.
Искусство вокруг нас.
Художественный
образ - стиль - язык.
Представление о жан рах и стилях искус-а.
Личностная оценка.
Размышлять о знак-х
произвед-х искусства.
Запомнить
произведения
по теме
урока.
2
1
Наука и искусство.
Знание научное и
знание
художественное.
Иск-во открывает нов-е грани мира. Иск-о рас ска-ет о красоте земли. Пейзаж -поэтическая и
музыкальная живопись.
Представление о жан рах и стилях искус-а.
Личностная оценка.
Размышлять о знак-х
произвед-х искусства
Запомнить
про изведения
по теме
урока
Сообщение
по теме уро ка (муз-ая
живопись)
3
1
Зримая музыка.
Человек в зеркале
Искусства:жанр
портрета.
Представление о жан рах и стилях искус-а.
Личностная оценка.
Размышлять о знак-х
произвед-х искусства
Запомнить
про изведения
по теме
урока
4
1
Портрет в искусстве
России. Портреты
наших великих
соотечественников.
Как начиналась
галерея.
Представление о жан рах и стилях искус-а.
Личностная оценка.
Размышлять о знак-х
произвед-х искусства
Подготовить
сообщение
по «русский
художник»
(по выбору)
Повторить
темы
четверти
5
1
Портрет композ-ра в ли т-ре и кино. Муз-й пор трет. Але-р Невский. Закрепление четверти.
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
№
Кол-
во
ч-в
Разделы и темы урока
Знания, умения,
навыки.
Дом.
Задание.
6
1
Искусство как универ сальный способ обще ния. Мир в зеркале
искусства. Роль искус ства в сближении народов.Искусство
художественного
перевода - искусство
общения, как происхо дит передача сообще ний в искусстве?
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
Запомнить
произведени
я по теме
урока
7
1
Искусство - проводник
духовной энергии.
Знаки и символы
искусства.
Художественные
послания предков.
Разговор с
современником.
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
Подготовить
сообщение
«Русский
композитор»
(по выбору)
8
1
Символы в жизни и
искусстве.
Музыкально-
поэтическая символика
огня.
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
Запомнить
произведени
я по теме
урока
Третья четверть
№
Ко
л-
во
ча
со
в
Разделы и темы урока
Знания, умения,
навыки.
Дом.
Задание.
9
1
Красота в искусстве и
жизни.
Что есть красота?
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
Запомнить
произведени
я по теме
урока
10
1
Откровенье вечной
красоты. Застывшая
музыка.
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
Запомнить
произведени
я по теме
11
1
Есть ли у красоты свои
законы?
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
Запомнить
произведени
я по теме
урока
12
1
Всегда ли люди
одинаково понимали
красоту?
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
Запомнить
произведени
я по теме
урока
13
1
Великий дар творчества:
радость и красота созидания.
Как сооотносится красота и
польза? Как человек
[реагирует на явления в жизни
и искусстве.
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
помнить
ведения по
теме урока
Представл-е о жанрах и стилях искус-а. Лич н-я оценка. Размыш-ь о знак-х произ-х иск-а
готовить
ние -анализ
любому
iзведению
ва четверти.
Четвертая четверть
№
Кол-
во
час
Разделы и темы урока
Знания, умения,
навыки.
Дом.
Задание.
14-15
2
Прекрасное
пробуждает доброе.
ГIреобразующая сила
искусства.
Представление о
жанрах и стилях
искусства.
Личностная оценка.
Размышлять о
знакомых
про изведениях искусства.
Запомнить
произведени
я по теме
урока
16
1
Исследовательский
проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка»
Представление о
жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства
произведени я по теме урока
17
1
Закрепление четверти. Обобщение года
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.