Конспект урока по МХК на тему Архитектура Среднего и Нового царств

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по МХК на тему Архитектура Среднего и Нового царствКонспект урока по МХК на тему Архитектура Среднего и Нового царствКонспект урока по МХК на тему Архитектура Среднего и Нового царствКонспект урока по МХК на тему Архитектура Среднего и Нового царствКонспект урока по МХК на тему Архитектура Среднего и Нового царствКонспект урока по МХК на тему Архитектура Среднего и Нового царствКонспект урока по МХК на тему Архитектура Среднего и Нового царствУрок № 16

Раздел : В СТРАНЕ СФИНКСОВ И ПИРАМИД

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Тема урока: Архитектура эпохи Среднего и Нового царств.

Цели урока:

  • Закрепление знаний о взаимосвязи архитектурного искусства и заупокойного культа; знакомство с основными принципами строительства храмовых сооружений эпохи Среднего и Нового царств; расширение лексики в пределах темы урока: пилон, гипостильный, пандус.

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус

  • Развивать у учащихся умение пространственно мыслить, ориентируясь по представленным слайдам

  • Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры.

Оборудование: экран, медиапроектор.

Литература:

  • Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

  • МХК. Поурочные планы 8 класс.

Тип урока: урок - панорама

Оформление:

  • Презентация Power Point по теме урока;

  • На доске тезисы: «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни».

Ход урока



І. Организационный момент

ІІ. Закрепление изученного материала

Ответь на вопрос:

  1. Как назывались первые ступенчатые пирамиды? (мастабы)

  2. Назовите самую известную ступенчатую пирамиду (пирамида Джоссера)

  3. Назовите имя архитектора пирамиды Джоссера? (Имхотеп)

  4. Как называется долина, в которой находятся три большие пирамиды7 (Гиза)

  5. Назовите самую великую пирамиду д.Египта и её архитектора? (Хеопса. Хемиун)

  6. Что значит слово «пирамида» ? («большой дом, дом вечности»)

  7. Как называется скульптура высеченная из большой скалы, охраняющая пирамиды в Гизе? (Большой Сфинкс)

-- Спасибо вам ребята за работу.

--На прошлом уроке мы с вами выяснили, что - архитектурное искусство - часть религиозного культа (гробница - «дом» для «Ка» и «Ба»). Культ Осириса и строительство пирамид.

--Я приглашаю вас вновь продолжить путешествие по долине Нила. Давайте посмотрим, какие изменения произошли в строительном искусстве? Что послужило причиной этих изменений? Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем в следующие после эпохи Древнего царства периоды истории Древнего Египта.

Вопрос классу:

--Назовите мне пожалуйста, следующие после Древнего царства периоды Древнего Египта? (Среднее царство, Новое царство и Позднее время).

--Запишите тему нашего урока: Архитектура эпохи Среднего и Нового царств.

ІІІ. Изучение нового материала.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

--К концу эпохи Древнего царства строительство пирамид затухает. Фараоны 5 династии ещё продолжали строить себе пирамиды, но они были уже не столь величественны и сделаны были внутри из кирпича. Поэтому сейчас они представляют собой большие развалившиеся груды камня.

--Причиной такого упадка в строительстве пирамид послужили религиозные конфликты. Солнечный культ приобрёл вес и стал государственной религией. В титул фараона стали входить слова «сын Ра»; так именовался каждый фараон начиная с 5 династии. Культ Осириса стал приходить в упадок. Поэтому пирамиды 5 и 6 династий становились меньше, а мастерство строителей, намного уступало мастерству их предшественников.

--В 2050 году до н.э. (в эпоху среднего царства) центром Египта становится город Фивы.

В этот период появился новый тип погребальных сооружений, сочетавших форму пирамиды и скальную гробницу (заупокойный храм).

--Примером такого типа сооружений являлся заупокойный комплекс фараона 12 династии Аменемхета3. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Он известен нам под названием Лабиринт (название произошло от тронного имени Аменемхета, читающегося как Лабир).

--По мнению Геродота, этот храм затмевал даже пирамиды Древнего царства. Храм занимал площадь, равную 72 тыс.м2. Внутри него было большое количество колонн.

Здание имело очень сложную планировку, и выйти из него было невозможно без помощи проводника (храм находился в скале).

Лабиринт считался самым выдающимся многоколонным храмом периода Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы. Они могли имитировать связку стеблей папируса; были так же колонны с растительной капителью, изображающие цветок лотоса или папируса. Все колонны были богато украшены и орнаментированы позолотой. По стенам храма размещались многоярусные композиции, изображающие людей, животных, птиц, природу нильских зарослей.

Демонстрация иллюстраций.

Социальный кризис и нашествие в страну гиксосов положили конец Среднему Царству.

НОВОЕ ЦАРСТВО

--Эпоха Нового царства открылась вступлением на престол 18 династии (1580 г. До н.э.) Первым фараоном был Яхмес1. Он изгнал гиксосов из Египта и объединил страну. Вторично центром страны становятся Фивы.

--Яхмес1 провозгласил установление культа Амона. Амон отождествляется с Ра и его культ становится общегосударственным.

Культ Амона-Ра дал толчок поистине грандиозному строительству, которое началось в этот период.

За короткий срок пышные дворцы и дома, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый, и величественный из городов.

Главное внимание уделялось строительству храмов, которое велось в трёх основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Демонстрация Наземный храм (схема) и виды колонн

(папирусовидная, лотосовидная)

  1. Наземные храмы представляли в плане вытянутый прямоугольник, окружённый массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона (с греч. -ворота- массивные трапециевидные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, либо стоящие по сторонам входов или въездов). К пилонам прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараонов и позолоченные обелиски. Храм состоял из трёх частей, расположенных на одной оси: большой двор; зал с множеством колонн; молельня, в которой находилась ладья со статуей главного бога, статуями богини-жены и бога-сына.

--Примером такого типа храмов могут служить два прославленных храма бога Амона -Ра в Фивах - Карнакский и Луксорский (названия даны по современным названиям поселений где находятся их руины).

Демонстрация. Зал Карнакского храма.

Зодчие Инени, Аменхотепмладший, Майа.

Новое царство

--Перед вами большой зал храма Амона в Карнаке. Его называют гипостильным(от греч. - поддерживаемый колоннами).Это большой зал с многочисленными, тесно поставленными колоннами.

--Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и официальным верховным святилищем страны.

--Карнак называют «каменным архивом» истории Египта. Строительство его началось в 20 в. До н.э. и продолжалось несколько веков (по проекту главного инженера Инени). На стенах, карнизах, пилонах сохранились гимны богам, посвящения царям, изображения различных ритуалов.

--Подъём строительства Карнакского храма происходил во время правления Рамсеса2, наиболее могущественного фараона 19 династии. При нём был воздвигнут гипостильный зал и новый пилон, декорированный статуями фараона и обелисками.

Демонстрация. Статуи фараона перед входом в храм.



Демонстрация. Зал Карнакского храма.

--Храм грандиозен во всех своих частях: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, обширный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой 23 м. и диаметром 357мм. Зал имел длину 103 метра и ширину 53 метра, потолок зала покоится на 134 колоннах, расположенных в 16 рядов. Поверхности стен и колонн покрыты рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветки папируса, а все остальные колонны представляли собой связки его нераспустившихся стеблей. Таким образом была выражена идея разных фаз жизни - от её зарождения и до расцвета. Капители имеют в окружности около 15 метров - там свободно могли бы разместиться 50 человек. Этот «дремучий лес колонн», где легко можно было затеряться, производит неизгладимое впечатление.. Гигантомания была свойственна древним египтянам.

--Не сохранившиеся ныне потолки были раскрашены в тёмно-синий цвет с жёлтыми звёздами и парящими коршунами. Свет падал внутрь здания через окна с каменными решётками.

--Египетская архитектура, с её геометризмом форм, строгой симметрией, ритмичным повторением одинаковых образов оказывает гипнотическое воздействие на зрителя, психологически подавляя его, вызывая благоговение. Всё, кажется сделано не руками человека, а силами божества.

Демонстрация. Храм Амона в Луксоре.

Зодчие Аменхотеп младший, Майа.

Новое царство. 18 династия.

--А это второй по величине храм Амона -Ра; наиболее гармоничный и совершенный; отличается чёткой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. Главным его украшением была колоннада. Она имеет 260 метров в длину (150 колонн). Здание зрама, казалось, превращено в стргий строй папирусов. Перед фасадом стояли шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков ныне украшает площадь Согласия в париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным ркльефом.

--Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог Солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.



  1. Скальные храмовые комплексы.

--Скальные храмовые комплексы представляли собой перевёрнутую букву Т - «┴»; фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь.

Демонстрация. Храм Рамсеса2 в Абу-Симбеле.

Новое царство. 19 династия.

--Перед вами фасад такого скального храма. Это знаменитый храм Рамсеса 2 в Абу-Симбеле. Он является самым уникальным из всех храмов скального типа.

--Фасад, который вы видите, являл собою как бы поверхность стены пилона, перед которым возвышались 20-метровые колоссы Рамсесе2, высеченные прямо в скале. Сам храм состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой храм посвящён Рамсесу2 и трём богам: Амону, Ра, Птаху. Малый храм воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом любимой жены Рамсеса2 - Нефертари.

--Внутри храма, в первом зале, помещались статуи Рамсесе2, изображающие его в облике Осириса. В глубине, в молельне, вместе со статуями Амона, Ра и Птаха, находилась гигантская статуя Рамсеса2.

Храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток. С первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в тёмно-красный цвет, отбрасывая чёрные тени, и как бы выступали из скалы. А дважды в год ( в день рождения фараона и в день его коронации0 лучи восходящего солнца выхватывали из мрака фигуру Рамсесе2, находящуюся в глубине скалы, и она казалась выходит из храма на поверхность.



  1. Полускальные заупокойные храмы.

Сочетали наземные помещения с молельней, вырубленной в скале.

Демонстрация. Храм царицы Хатшепсут в долине Дейр-эль-Бахри.

Зодчий Сенмут. Новое царство. 18 династия.

--Перед вами пример полускального заупойного храма. Храм царицы Хатшепсут. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у своего пасынка (будущего Тутмосса3), она прославилась тем, что энергично занималась строительством новых и восстановлением старых храмов, покровительствовала искусству и наукам. В сохранившихся изваяниях царицы привлекает внимание высокий лоб, широко расставленные огромные глаза и … накладная борода: всё-таки управлять страной считалось по традиции уделом мужчин.

--Усыпальницу для Хатшепсут строил одарённый зодчий, царский фаворит Сенмут. Ему были предоставлены все возможности для творчества, и архитектор с блеском воплотил уникальный проект: возвёл храм в неприступной долине.

--Храм Хатшепсут стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья. Храм великолепно сочетался с местностью, сверкал белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал. Храм расположен на трёх террасах. В нижнем ярусе помещался портик (часть здания открытая на 1 или 3 стороны и образуемая колоннами или арками), занимавший всю длину восточной стены; он разделён посередине пандусом (наклонная площадка). Пандус являлся как бы продолжением линии дороги, шедшей из долины и украшенной по обеим сторонам сфинксами с головой царицы (аллея сфинксов); на вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

--Помимо внешнего грандиозного облика, этот храм прославился внутренним убранством. На стенах находились рельефные композиции с изображением рождения Хатшепсут. Земными родителями Хатшепсут были фараон Тутмос1 и царица Яхмос. Изображения же и надписи не оставляют сомнения в том, что знаменитая царица официально считалась дочерью Яхмос и Амона. На фресках изображён сам бог Амон, принявший облик Тутмоса1, из чего должно следовать, что царица Хатшепсут имела божественное происхождение.

--Царица Хатшепсут была похоронена не в этом храме, а в скалистой усыпальнице-тайнике.

--Позднее храм превратился в христианскую обитель под названием «Северный монастырь», которое способствовало утверждению за местностью современного имени - Дейр-эль-Бахри. Благодаря монастырю древний храм избежал разрушения, что встречается редко среди памятников этой эпохи.

--К полускальному типу храма относится и храм Аменхотепа3. К сожалению, от этого храма остались только два сфинкса.

Демонстрация. Сфинкс из храма Аменхотепа3.

Сиенит. Вес 23 тонны. Новое царство. 18 династия.

--Сейчас эти сфинксы с лицом Аменхотепа3 украшают набережную Невы у здания академии художеств в Санкт-Петербурге. (Куплены Россией у Франции за 64 тысячи русских рублей в 1830 году).

--От храма так же сохранились две гигантские статуи Аменхотепа3.

Демонстрация. Тронные статуи фараона аменхотепа3.

Известняк. Высота 15м. Новое царство.

--15-метровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустынной равнины на фоне далёких холмов.

--Колоссы Мемнона - так стали называть их в 1 веке до н.э., когда одна из статуй, повреждённая землетрясением, на восходе солнца начала издавать печальные мелодичные звуки. Феномен «поющей статуи» учёные объяснили утренними температурными колебаниями воздуха, проникавшего в изломы скульптуры. После реставрации, проведённой по приказу римского императора Септимия Севера в начале 3 века, статуя умолкла навсегда.

ІV. Итог урока.

--Сегодня на уроке мы снова подтвердили тезис, что: «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни».

--Художественная культура Египта прошла долгий путь развития, подарив человечеству разнообразные образы искусства: то величественные и подавляющие своей мощью, то трогающие чистотой и непосредственностью. Бог, природа, человек, жизнь, смерть, любовь и власть, грех и возмездие - всё это нашло отражение в древнеегипетской мифологии, поэзии, зодчестве, изобразительном искусстве. Египтяне умели ценить красоту всего сущего и стремились сохранить навечно то, что тленно.

--Египет прошёл свой неповторимый путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в особенности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.

Учащиеся вносят дополнения в схему эволюции строительного искусства.

Раннее Древнее Среднее Новое царство царство царство царство

(мастаба) (ступенчатые (пирамида + а) наземные храмы

пирамиды ІІІ скальная гробница, (храмы Амона-Ра,

династии, лабиринт Карнак, Луксор)

пирамиды ІV Аменхотепа ІІІ) б) скальные храмы

династии) (храм Рамсеса 2

в Абу-Симбеле)

в) полускальные

(храм царицы

Хатшепсут,

храм Аменхотепа3)

V. Домашнее задание:

  1. Подготовить сообщение на тему: «Открытия и достижения Древнего Египта».

  2. Подготовиться к обобщающему уроку по теме: «Художественная культура Древнего Египта» (повторить все темы этого раздела).













© 2010-2022