- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Тематическое планирование по искусству 8 класс
Тематическое планирование по искусству 8 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Идаева Р.Р. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование 8 класс
№
п/п
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Количество часов
Календарные сроки
Фактические
Сроки
Планируемые результаты
Примечание
знания
умения
Общие учебные умения, навыки и способы
деятельности
I
1
Искусство в жизни современного человека.
Искусство вокруг нас. Знакомство с художественными жанрами.
3 час.
1 час
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Знакомство с мировоззрением народа на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного дпи, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве.
Понимать смысл употребляемых терминов. Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез. Умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы.
Устный опрос
2
Художественный образ - стиль - язык. Тест: «Виды искусства».
1 час
Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей.
Различать виды, стили и жанры искусства. Уметь понимать основные закономерности искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художест-венной выразитель-ности, языка разных видов искусства;
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художест-венного произведения. Работа с освоенным материалом.
Тест
3
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Творчество Леонардо да Винчи.
1 час
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519)
Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразитель-ности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.
Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
Устный опрос. Доклады
II
4
Искусство открывает новые грани мира
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись
7 час.
1 час
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.
Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Пейзаж. Великие русские пейзажисты И.Шишкин, И.Айвазовский, И.Левитан.
Различать виды, стили и жанры искусства.
Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства. Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
Выполнить пейзаж в определенном эмоциональном состоянии (подобрать музыкальное произведение созвучное своему пейзажу)
Рисование
5
Зримая музыка. Творчество А. Саврасова, И. Левитана, К. Моне.
1 час
Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне, А. Вивальди, П.Чайковский)
Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений
Анализировать средства музыкаль-ной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Осуществлять пере-вод художест-венных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д. Умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы
Презентация. Доклады
6
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1 час
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.
Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве. Знать биографию и творчество Рембрандта, А.Дюрера, М.Караваджо
Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.
Соотносить особен-ности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки основные виды и жанры изобразительных искусств;
- Определять вырази-тельность линий, цвета, ритма, композиции.
Выполнить портрет в определенном образе
Рисование
7.
Портрет в искусстве России. Портреты великих соотечественников.
1 час
Знать портреты наших великих соотечественников.
Творчество художников: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,
И. Репин и др.
Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.
Соотносить особен-ности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки основные виды и жанры изобразительных искусств;
Уметь выступать на публике, задавать и отвечать на вопросы
Доклады
8.
Как начиналась галерея. Творчество К. П. Брюллова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля
1 час
Знать об истории создания Третьяковской галереи;
Творчество русских художников.
Уметь выделять главное из предложенного материала.
Уметь анализировать информацию
Устный опрос.
Доклад
9.
Музыкальный портрет
Александр Невский.
1 час
Портреты наших ве-ликих соотечествен-ников. Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фоль-клор).Русские народные сказки, предания, бы-лины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка.
Понимать значение музыки в художест-венной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать му-зыкальные произве-дения; Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музы-кального искусства.
Выполнить эскиз многофигурной композиции.
Доклад
Рисование
10.
Портрет композитора в литературе и кино.
1 час
Видение мира в произведениях совре-менных художест-венных направлений (натюрморты и жан-ровые картины).
Портрет любого деятеля культуры и искусства.
Фрагменты произ-ведений В.Моцарта:
Симфония № 40,
«Маленькая ночная серенада», «Рондо в турецком стиле», «Реквием».
- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.
- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам;
- Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
Устный опрос.
Презентация
III
11.
Искусство как универсальный способ общения
Мир в зеркале искусства. Тест: «Жанры изобразительного искусства».
9 час.
1 час
Знать стили и жанры в искусстве. Искусство как проводник духовной энергии. Искусство как самая, доступная, демократичная и универсальная формой общения людей.
- Анализировать осо-бенности их языка и соотносить их с эпохой.
- Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения. Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.
Уметь использовать полученные знания
Тест
12.
Роль искусства в сближении народов.
1 час
Процесс художест-венной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Уметь анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. Прочитывать информацию заключенную в памятниках искусства.
Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовить рассказ об одном
наиболее значимом культурном объекте своего края.
Устный опрос
13.
Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
1 час
Знать эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре и архитектуре, музыке и литературе.
Уметь анализировать полученную информацию, высказывать свое мнение
Подготовить презентацию о музее города или республики.
Уметь задавать и отвечать на вопросы.-
Презентация
14.
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства
1 час
Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.
Уметь анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.
Выполнить работу которая языком знаков и символов рассказала бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что
оставило след в вашей памяти, в душе.
Рисование
15.
Художественные послания предков. Разговор с современником.
1 час
Диалог искусств. Искусство художест-венного перевода - искусство общения.
Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.
Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.
- Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных на-циональностей и культур, в воспитании толерантности. Выявлять стилистические особенности художественного перевода
Обогащать опыт адекватного вос-приятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, участвовать в обсуждении содер-жания и вырази-тельных средств художественного произведения
Опрос
Доклад
16.
Символы в жизни и искусстве.
1 час
Знаково-символический характер искусства.
Центральные символы-образы любой культуры - солнце, дерево, дорога. Образы и символы в русской поэзии и прозе - дорога.
-Понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эсте-тического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др). Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.
Выполнить пейзаж используя образ-символ дороги
Рисование
17.
Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня.
1 час
Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Александр Николаевич Скрябин
(1871/72-1915) - «Прометей» («Поэма огня»). Творчество В.В. Кандинского
Понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов -огня
Выполнить композицию в которой нужно передать настроение цветом
Рисование
IV
18.
Красота в искусстве жизни
Что есть красота. Эссе.
10 час.
1 час
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического пережи-вания. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произ-ведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга.
Уметь использовать и анализировать полученную информацию.
Написать эссе на тему «Искусство пробуждает в людях художников»
Эссе
19.
Откровенье вечной красоты.
1 час
Законы красоты. Разли-чие реакций человека на социальные и при-родные явления в жиз-ни и в искусстве.
Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.
Создавать компо-зицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент)
Рисование
20.
Застывшая музыка
1 час
Символы красоты: скульптурный и живо-писный портреты, ико- на; скульптурные и живописные компози-ции.
Наблюдать жизнен-ные явления. Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
Выполнить архитектурный пейзаж в любой технике
Рисование
21.
Есть ли у красоты свои законы
1 час
Соединение в худо-жественном произве-дении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника.
Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.
Анализировать образ-ные средства вопло-щения трагического, комического, лирического, драматического содержания произве-дения.
Выполнить гармоничную композицию с выразительным художественным образом (дискотека, спортивный праздник)
Рисование
22.
Средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.
1 час
Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.
Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства. Знать специфические особенности языка.
Выполнить гармоничную композицию с выразительным художественным образом (окончание работы)
Анализ работ
23.
Всегда ли люди одинаково понимали красоту
1 час
Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Жен
ские образы в произве-дениях художников.
Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Передача времен года через женские образы
Работа в паре
Коллаж
24.
Образ красоты в творчестве французских художников.
1 час
Женские образы в произведениях художников. Творчество О.Ренуара, Ф.Буше.
Уметь пользоваться полученной информацией и использовать ее на практике
Изобразите себя в образе идеального
человека полюбившейся вам эпохи
Рисование
25.
Великий дар творчества: радость и красота созидания
1 час
Мастерство исполни-тельских интерпретаций классической и совре-менной музыки. Мастерство использования средств выразительности.
Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.
Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений.
Выполнить ассоциативную композицию на тему «Город» (музыкальный город, индустриальный, вечерний и т. п.)
Анализ работ
26.
Как соотноситься красота и польза. Описание картины
1 час
Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).
Уметь передавать состояние природы выразительными средствами
Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.
Опрос
Описание картины
27.
Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве
1 час
Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. Творчество Д.Шостаковича.
Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.
Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы
Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы
Просмотр работ.
Доклад
V
28.
Прекрасное пробуждает доброе.
Преобразующая сила искусства
8 час.
1 час
Знакомство с произ-ведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобра-зительного искусства, архитектуры, выяв-ление своеобразия их творчества. Постижение художественных об-разов различных видов искусства, воплоща-ющих черты человека, его стремление к иде-алу, поиск истины, доб-ра и красоты. Поэти-зация образа матери.
Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы
Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.
Умение создать трепетную композицию о матери (в любой технике), любящей своего ребенка.
Рисование
29.
Преобразующая сила искусства. Крупнейшие художественные музеи страны.
1 час
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Рус-ский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пуш-кина). Красота твор-ческого порыва в жи-вописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-испол-нителей, художников, артистов.
Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы.
Наиболее крупные художественные музеи России и мира;
Уметь обрабатывать и использовать информацию
Опрос докладов
30.
Преобразующая сила искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
1 час
Крупнейшие художественные музеи мира (музей Ватикана, Лувр, Дрезденская галерея, галерея Уффици и др.). Выдающиеся представители русского и зарубежного искусства и их основные произведения.
Уметь находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
Уметь выступать на публике, задавать и отвечать на вопросы
Доклады
31.
Преобразующая сила музыкального искусства
1 час
Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.
Выдающихся пред-ставителей русского и зарубежного искусства и их основные произ-ведения;
Подбор музыкальных произведений к скульптурным группам
Анализ работ
32.
Сила искусства. Описание картины
1 час
Общие законы воспри-ятия композиции карти-ны и сцены. Художники театра. Поэтика и на-родная мораль в сказоч-ных образах. Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, ми-фы, легенды.
Уметь описывать произведения искусства
Выполнить описание картины используя полученные знания
Описание картины
33.
Искусство театра
1 час
Роль художника в постановке оперы и балета. Художник театра. Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино.
Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Зарисовки театрального костюма.
Рисование
34.
Контрольная работа
1 час
Знать пройденный материал за год.
Уметь использовать полученные знания
Проверочно-обобщающий урок
Контрольная работа
35.
Художник в работе над художественным образом спектакля.
1 час
История возникновения декораций. Первые декорации. Как создаются декорации в наше время.
Понимать для чего нужен театр и какова роль художника в театре
Обобщение знаний
Опрос