Тематическое планирование по искусству 8 класс

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение искусства (ИЗО) на ступени среднего общего образования  в 8-х классах отводится 35 часов из расчёта 1 часа в неделю(35  учебных недель).  Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций. Содержание программы дает возможности реализовать основные цели ху...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тематическое планирование 8 класс



п/п




Изучаемый раздел, тема учебного материала

Количество часов

Календарные сроки

Фактические

Сроки

Планируемые результаты

Примечание




знания




умения

Общие учебные умения, навыки и способы

деятельности

I


1

Искусство в жизни современного человека.

Искусство вокруг нас. Знакомство с художественными жанрами.

3 час.


1 час




Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Знакомство с мировоззрением народа на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного дпи, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве.

Понимать смысл употребляемых терминов. Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез. Умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы.

Устный опрос

2

Художественный образ - стиль - язык. Тест: «Виды искусства».

1 час

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей.

Различать виды, стили и жанры искусства. Уметь понимать основные закономерности искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художест-венной выразитель-ности, языка разных видов искусства;

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художест-венного произведения. Работа с освоенным материалом.

Тест

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Творчество Леонардо да Винчи.

1 час

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519)

Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразитель-ности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Устный опрос. Доклады

II

4

Искусство открывает новые грани мира

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись

7 час.

1 час





Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Пейзаж. Великие русские пейзажисты И.Шишкин, И.Айвазовский, И.Левитан.

Различать виды, стили и жанры искусства.

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства. Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

Выполнить пейзаж в определенном эмоциональном состоянии (подобрать музыкальное произведение созвучное своему пейзажу)

Рисование

5

Зримая музыка. Творчество А. Саврасова, И. Левитана, К. Моне.

1 час

Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне, А. Вивальди, П.Чайковский)

Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений

Анализировать средства музыкаль-ной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Осуществлять пере-вод художест-венных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д. Умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы

Презентация. Доклады

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1 час

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.

Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве. Знать биографию и творчество Рембрандта, А.Дюрера, М.Караваджо

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.

Соотносить особен-ности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки основные виды и жанры изобразительных искусств;

- Определять вырази-тельность линий, цвета, ритма, композиции.

Выполнить портрет в определенном образе

Рисование

7.

Портрет в искусстве России. Портреты великих соотечественников.

1 час

Знать портреты наших великих соотечественников.

Творчество художников: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,

И. Репин и др.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.

Соотносить особен-ности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки основные виды и жанры изобразительных искусств;

Уметь выступать на публике, задавать и отвечать на вопросы

Доклады

8.

Как начиналась галерея. Творчество К. П. Брюллова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля

1 час

Знать об истории создания Третьяковской галереи;

Творчество русских художников.

Уметь выделять главное из предложенного материала.

Уметь анализировать информацию

Устный опрос.

Доклад

9.

Музыкальный портрет

Александр Невский.

1 час

Портреты наших ве-ликих соотечествен-ников. Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фоль-клор).Русские народные сказки, предания, бы-лины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка.

Понимать значение музыки в художест-венной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать му-зыкальные произве-дения; Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музы-кального искусства.

Выполнить эскиз многофигурной композиции.

Доклад

Рисование

10.

Портрет композитора в литературе и кино.

1 час

Видение мира в произведениях совре-менных художест-венных направлений (натюрморты и жан-ровые картины).

Портрет любого деятеля культуры и искусства.

Фрагменты произ-ведений В.Моцарта:

Симфония № 40,

«Маленькая ночная серенада», «Рондо в турецком стиле», «Реквием».

- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам;

- Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Устный опрос.

Презентация

III

11.

Искусство как универсальный способ общения

Мир в зеркале искусства. Тест: «Жанры изобразительного искусства».

9 час.

1 час


Знать стили и жанры в искусстве. Искусство как проводник духовной энергии. Искусство как самая, доступная, демократичная и универсальная формой общения людей.

- Анализировать осо-бенности их языка и соотносить их с эпохой.

- Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения. Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.

Уметь использовать полученные знания

Тест

12.

Роль искусства в сближении народов.

1 час

Процесс художест-венной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Уметь анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. Прочитывать информацию заключенную в памятниках искусства.

Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовить рассказ об одном

наиболее значимом культурном объекте своего края.

Устный опрос

13.

Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

1 час

Знать эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре и архитектуре, музыке и литературе.

Уметь анализировать полученную информацию, высказывать свое мнение

Подготовить презентацию о музее города или республики.

Уметь задавать и отвечать на вопросы.-

Презентация

14.

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства

1 час

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.

Уметь анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

Выполнить работу которая языком знаков и символов рассказала бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что

оставило след в вашей памяти, в душе.

Рисование

15.

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1 час

Диалог искусств. Искусство художест-венного перевода - искусство общения.

Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.

Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

- Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных на-циональностей и культур, в воспитании толерантности. Выявлять стилистические особенности художественного перевода

Обогащать опыт адекватного вос-приятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, участвовать в обсуждении содер-жания и вырази-тельных средств художественного произведения

Опрос

Доклад

16.

Символы в жизни и искусстве.

1 час

Знаково-символический характер искусства.

Центральные символы-образы любой культуры - солнце, дерево, дорога. Образы и символы в русской поэзии и прозе - дорога.

-Понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эсте-тического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др). Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

Выполнить пейзаж используя образ-символ дороги

Рисование

17.

Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня.

1 час

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Александр Николаевич Скрябин

(1871/72-1915) - «Прометей» («Поэма огня»). Творчество В.В. Кандинского

Понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов -огня

Выполнить композицию в которой нужно передать настроение цветом

Рисование

IV

18.

Красота в искусстве жизни

Что есть красота. Эссе.

10 час.

1 час



Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического пережи-вания. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произ-ведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга.

Уметь использовать и анализировать полученную информацию.

Написать эссе на тему «Искусство пробуждает в людях художников»

Эссе

19.

Откровенье вечной красоты.

1 час

Законы красоты. Разли-чие реакций человека на социальные и при-родные явления в жиз-ни и в искусстве.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.

Создавать компо-зицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент)

Рисование

20.

Застывшая музыка

1 час

Символы красоты: скульптурный и живо-писный портреты, ико- на; скульптурные и живописные компози-ции.

Наблюдать жизнен-ные явления. Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Выполнить архитектурный пейзаж в любой технике

Рисование

21.

Есть ли у красоты свои законы

1 час

Соединение в худо-жественном произве-дении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.

Анализировать образ-ные средства вопло-щения трагического, комического, лирического, драматического содержания произве-дения.

Выполнить гармоничную композицию с выразительным художественным образом (дискотека, спортивный праздник)

Рисование

22.

Средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.

1 час

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства. Знать специфические особенности языка.

Выполнить гармоничную композицию с выразительным художественным образом (окончание работы)

Анализ работ

23.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

1 час

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Жен

ские образы в произве-дениях художников.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Передача времен года через женские образы

Работа в паре

Коллаж

24.

Образ красоты в творчестве французских художников.

1 час

Женские образы в произведениях художников. Творчество О.Ренуара, Ф.Буше.

Уметь пользоваться полученной информацией и использовать ее на практике

Изобразите себя в образе идеального

человека полюбившейся вам эпохи

Рисование

25.

Великий дар творчества: радость и красота созидания

1 час

Мастерство исполни-тельских интерпретаций классической и совре-менной музыки. Мастерство использования средств выразительности.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений.

Выполнить ассоциативную композицию на тему «Город» (музыкальный город, индустриальный, вечерний и т. п.)

Анализ работ

26.

Как соотноситься красота и польза. Описание картины

1 час

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

Уметь передавать состояние природы выразительными средствами

Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Опрос

Описание картины

27.

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве

1 час

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. Творчество Д.Шостаковича.

Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы

Просмотр работ.

Доклад

V

28.

Прекрасное пробуждает доброе.

Преобразующая сила искусства

8 час.

1 час


Знакомство с произ-ведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобра-зительного искусства, архитектуры, выяв-ление своеобразия их творчества. Постижение художественных об-разов различных видов искусства, воплоща-ющих черты человека, его стремление к иде-алу, поиск истины, доб-ра и красоты. Поэти-зация образа матери.

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

Умение создать трепетную композицию о матери (в любой технике), любящей своего ребенка.

Рисование

29.

Преобразующая сила искусства. Крупнейшие художественные музеи страны.

1 час

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Рус-ский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пуш-кина). Красота твор-ческого порыва в жи-вописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-испол-нителей, художников, артистов.

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы.

Наиболее крупные художественные музеи России и мира;

Уметь обрабатывать и использовать информацию

Опрос докладов

30.

Преобразующая сила искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

1 час

Крупнейшие художественные музеи мира (музей Ватикана, Лувр, Дрезденская галерея, галерея Уффици и др.). Выдающиеся представители русского и зарубежного искусства и их основные произведения.

Уметь находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе



Уметь выступать на публике, задавать и отвечать на вопросы

Доклады

31.

Преобразующая сила музыкального искусства

1 час

Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

Выдающихся пред-ставителей русского и зарубежного искусства и их основные произ-ведения;

Подбор музыкальных произведений к скульптурным группам

Анализ работ

32.

Сила искусства. Описание картины

1 час

Общие законы воспри-ятия композиции карти-ны и сцены. Художники театра. Поэтика и на-родная мораль в сказоч-ных образах. Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, ми-фы, легенды.

Уметь описывать произведения искусства

Выполнить описание картины используя полученные знания

Описание картины

33.

Искусство театра

1 час

Роль художника в постановке оперы и балета. Художник театра. Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино.

Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Зарисовки театрального костюма.

Рисование

34.

Контрольная работа

1 час

Знать пройденный материал за год.

Уметь использовать полученные знания

Проверочно-обобщающий урок

Контрольная работа

35.

Художник в работе над художественным образом спектакля.

1 час

История возникновения декораций. Первые декорации. Как создаются декорации в наше время.

Понимать для чего нужен театр и какова роль художника в театре

Обобщение знаний

Опрос


© 2010-2022