Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


поселок Красный колос


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноколоссовская основная общеобразовательная школа



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ Красноколоссовской ООШ

Приказ от __________№_____

___________В.Н. Сметанина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __изобразительному искусству ______________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование_7 класс_________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Учитель___Воронина Марина Анатольевна____________________________

Программа разработана на основе

__Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2011 год издания)

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Количество часов по учебному плану

35

Всего за учебный год

35


В т.ч.

на I полугодие

16

на II полугодие

19


учебный год_2015-2016__

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на основании Базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта основного общего образования», программы «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2010 год издания).

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество пространством овладения художественными материалами, зрительное восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

В 7 классе ставятся следующие задачи:

• углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже;

• формировать зрительскую компетентность в процессе дальней­шего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;

• знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися;

• давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;

• раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изобра­жаемому;

• углублять представления учащихся о синкретичности народно­го искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессио­нального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;

• продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных цен­тров традиционных художественных промыслов;

• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;

• развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)


Общая характеристика учебного предмета

Этот учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоратив­но-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требова­ниям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятни­ком человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отно­шения, создавая для их реализации определенную среду. С из­менением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организа­ции пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитек­туры - используемые по-разному одни и те же элементы фор­мы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественни­ками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промы­шленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметно­го мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.

Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды от­носится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основа­ми образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конст­руктивных видов композиционного творчества. Принципы прост­ранственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитекту­ры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде «второй приро­ды», созданной только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим слож­ным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих ис­кусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды ис­кусств возможно изучения и практической ра­боты по моделированию основополагающих элементов этих ис­кусств.

Изучение конструктивных искусств в 7 классе прочно опи­рается на большой материал предыдущих лет обучения по архи­тектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной де­ятельности - изобразительный, декоративный, конструктивный).


Место предмета в учебном плане.

На изучение предмета Изобразительное искусство в учебном плане МБОУ Красноколоссовской основной общеобразовательной школы выделяется 35 часов (из расчета 1 час в неделю), при продолжительности учебного года 35 учебных недель; количество часов с учетом праздничных дней текущего учебного года: 35ч.








Учебно-тематический план


п/п

Тема (глава)

Количество часов

1.

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.

9 часов

2.

Художественный язык конструктивных искусств.

В мире вещей и зданий.

7 часов

3.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

10 часов

4.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Итого:

9 часов

35 часов


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Дизайн и архитектура в жизни человека

(35 часов - 1 час в неделю)

I четверть. Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Прямые линии и организация пространства

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Буква - строка - текст. Искусство шрифта

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Многообразие форм полиграфического дизайна

II четверть. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объ­емному макету. Соразмерность и пропорциональность

Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

Важнейшие архитектурные элементы здания

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и мате­риальный образ времени

Роль и значение материала в конструкции

Цвет в архитектуре и дизайне

III четверть. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архи­тектуры прошлого

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания прост­ранственно-вещной среды интерьера

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафт­ного пространства

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный за­мысел и его осуществление

IV четверть. Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

Дизайн и архитектура моего сада

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принци­пы дизайна одежды

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна

Моделируя себя - моделируешь мир.



















ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать:

•как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

•особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

•основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

уметь:

•конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

•моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

•работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

•конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

•использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

•владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

•создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

•создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

•работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

•использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

•использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон; краски: гуашь, акварель; графические материалы: тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин.


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ


Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

  1. учительский контроль

  2. самоконтроль

  3. взаимоконтроль учащихся

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности:

  • викторины;

  • кроссворды;

  • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;

  • тестирование.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, - или практическую направленность для современного общества.

"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, - или практическое значение выполненной работы.

"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, - или практическое значение.

"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 7 класс

урока

Тема урока


Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Д/З

Дата

по плану

факт.

I ЧЕТВЕРТЬ - 9 часов

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН - КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.

ХУДОЖНИК - ДИЗАЙН - АРХИТЕКТУРА.

ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ - ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (9 часов)

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

1

Изучение нового материала

Введение в искусство архитектуры. Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн. Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Архитектура и ее функции в жизни людей

Знать:

как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

- о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Уметь:

- гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников;

- передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни

Композиция из трех прямоугольников

Выполнить задания по карточке.

04.09.

2

Прямые линии и организация пространства

1

Изучение нового материала; повторение, закрепление

Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий

Повторить основы цветоведения. Контрастные цвета

11.09.

3 - 4

1 урок. Цвет - элемент композиционного творчества.

2

Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха».

Выполнить задания по карточке.

18.09.

2 урок. Свободные формы: линии и пятна

25.09.

5

Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

1

Изучение нового материала; повторение, закрепление изученного; выполнение заданий

Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств

Композиция заглавной буквы

Вырезки шрифтов

02.10.

6 - 7


1 урок. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне

2

Макеты плаката, поздравительной открытки

Принести вырезки шрифтов из газет, журналов.

09.10

2 урок. Текст и изображение как элементы композиции

16.10

8

«В бескрайнем море книг и журналов». Многообразие форм дизайна

1

Организация пространства вокруг архитектуры

Макет разворота книги

Повторять пройденный материал

23.10.

9

Зачетная творческая работа по теме «художник - дизайн - архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры»

1

Урок обобщение знаний

Проверка уровня знаний и умений в построении композиции

Работа с изобразительными материалами

Просмотр, анализ и оценка работ

30.10.

II ЧЕТВЕРТЬ - 7 часов

В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (7 часов)

10/1

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

Изучение нового материала

Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение

Уметь:

- конструировать объемно-пространственные композиции;

- моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса конструктивных искусствах;

- работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;

- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции

Выполнение макета из нескольких прямоугольных призм

Подготовить сообщение об одном из архитекторов(по выбору)

13.11.

11/2

Архитектура - композиционная организации пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

Изучение нового материала

Творчество великих архитекторов

Достижение композиционного взаимосочетания объектов

Подобрать фото архитектурных ансамблей.

20.11.

12/3

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

1

Изучение нового материала

Важнейшие архитектурные элементы здания

Соединение объемов, составляющих здание

Принести резец, клей, ватман, цветную бумагу, картон.

27.11.

13/4

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Изучение нового материала

Создание эскиза архитектурных элементов здания

Найти иллюстрации, демонстрирующие красоту вещи.

04.12.

14/5

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в веще. Вещь как сочетание объемов и материальных

образов времени. Форма и материал.

1

Изучение нового материала

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объектов. Единство художественного и функционального в вещи.

Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж)

Принести металлические банки, пробки, гвозди, проволока, вата, шарики, трубочки

11.12.

15/6

Роль и значение материала в конструкции

1

Изучение нового материала

Взаимосвязь формы и материала. Роль и значение материала в конструкции и в определении формы.

Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи - сапоги-скороходы, ковер-самолет

Подготовить сообщение о влиянии цвета на человека

18.12.

16/7


Цвет в архитектуре и дизайне

1

Изучение нового материала

Роль и значение цвета в архитектуре и дизайне

Цветовое решение макетной композиции

Повторять пройденное, пробовать себя в качестве дизайнера вещей или архитектора.

25.12.

III ЧЕТВЕРТЬ - 10 часов

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (10ч.).

17/1

Город сквозь времена и страны. Образно - стилевой язык архитектуры прошлого

1

Изучение нового материала

История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры

Уметь:

- использовать в макетных и графических композициях ритм линяй, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;

- владеть навыками формирования, использования объемов в дизайне и архитектуре;

- создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска);

- выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по собственному эскизу), аппликацию; -

- оформлять интерьер школы, своей комнаты;

- изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего»

Силуэтная зарисовка знаменитых построек

Иллюстрации несуществующих вымышленных городов.

15.01.

18/2

Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры

1

Изучение нового материала

Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий

Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего»

Подобрать фото различных зданий, улиц, городов

22.01.

19/3 20/4

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

2

Изучение нового материала, повторение, закрепление, выполнение практических заданий

Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике

Макетно-рельефное моделирование района

Найти фото улиц, пешеходных переходов, скверов.

29.01.

05.02.

21/5

22/6

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

2

Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера

Создание проекта парка с городской мебелью

Фото интерьера кафе, вокзала, офиса, магазина и т.д. Принести ватман, картон, клей, резец.

12.02.

19.02.

24/7

23/8

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера

2




Проверка уровня знаний и умений в построении композиции

Историчность и социальность интерьера




Работа с изобразительными материалами

Интерьер в технике аппликации

Закончить работу над интерьером.

26.02.

04.03.

25/9

Природа и архитектура. Организация архитектурно - ландшафтного пространства

1

Связь природы и архитектуры

Создание макета сквера с фонтанами, беседкам и т. д.

Принести ватман, картон, клей, резец

11.03.

26/10

Итоговая творческая работа Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

1

Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве

Коллективная работа над макетной композицией: проект города Просмотр, анализ и оценка работ

Принести ватман, картон, клей, резец

18.03.

VI ЧЕТВЕРТЬ - 9 часов

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (9 ч.)

27/1

Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. Функционально-архитектурная планировка своего дома

1

Изучение нового материала

Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа «Русские музеи». Подбор материала по теме

Уметь:

- использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля;

- применят разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки) при выполнении творческих работ;

- использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);

- создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;

-выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)






Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору). Компоновка интерьера дома

Продумать интерьер своей комнаты.

01.04.

28/2

Интерьер комнаты -портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

1

Изучение нового материала

Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля

Продумать планировку сада при доме

08.04.

29/3

Дизайн и архитектура моего сада. Пугало в огороде, или.. Под шепот фонтанных струй.

1

Урок- видео-

экскурсия

Выполнение творческой работы «Мой сад»

Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж)

Найти фото модной одежды

15.04.

30/4

Мода, культура и ты. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды

1

Изучение нового материала

Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности

Проект вечернего платья, костюма

Найти информацию о художнике-модельере, Кутюрье.

22.04.

31/5

32/6

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет по одёжке.

1

Изучение нового материала

Создание композиционных макетов современной одежды

Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект)

Подобрать фото разных причесок, грима, макияжа.

29.04. 06.05.

33/7

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.

1

Урок- видео- экскурсия

Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи

Зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжем, причесок

Подобрать информацию о ком-либо из стилистов, визажистов.

13.05.

34/8

Имидж: лик или личина? Сфера имидж -дизайна.

1

Урок- практикум

Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы.

Выполнение творческой работы

Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа

Повторить весь пройденный материал, принести косметику, грим, инструменты и аксессуары для прически.

20.05.

35/9

Итоговая творческая работа Моделируя себя, моделируешь мир

1

Повтори-тельно обоб-щающий

Понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе

Викторина «Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу» Просмотр, анализ и оценка работ

27.05.














ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

(УМК - УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ).

Основная литература.


Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия

для учителя.

7


  • Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

  • М 2013 г.

  • (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

35

  • «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.

  • - Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 55 с..

  • - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). - М.: Просвещение, 2011. - 129 с..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература:

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014. - 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). - М.: Просвещение, 2013. - 129 с..

Дополнительная литература.

- а) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство,. - 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство - 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение - 75 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент - 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. - М.: Просвещение, 2000.

-б) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 37 с.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов и мультимедийных презентаций:

- ru.wikipedia.org/wiki

- artsait.ru

- eremont.ru/design/art

- alta-d.ru/encyclopedia/design/f5-04-00078.htm

12


© 2010-2022