Урок ИЗО О чем рассказывают знаки

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «О чем рассказывают знаки»

Цель: формирование знаний о древних мотивах казахского орнамента. Развивать навыки работы кистью на основе принципа повтор, ножницами и бумагой, воспитывать интерес к древней культуре казахского народа.

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и целей урока: - Ребята, рассмотрите предметы быта, украшения, одежду представленную на картинках (см. приложение 1). Что общего у всех этих изделий? (украшены орнаментом) Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (об орнаменте)

  1. Работа над новым материалом.

Сообщение учителя.

Орнамент (от лат. «украшение»)- узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении изобразительных элементов. Украшая те или иные вещи, изделия, орнамент придает им художественную ценность. Орнамент предназначался для украшения предметов быта(посуды, орудия и оружия, текстильных изделий, мебели, книг),одежды человека и архитектурных сооружений.

Казахские слова «ою» (выкройка) и «орнек» (узор) составляют смысл латинского слова «орнамент». Это слово прочно вошло в лексикон многих народов, оно означает сделать изделие красивым, модным, эстетичным. По характеру мотивов орнамент, который использовали казахские мастера, чаще всего бывает геометрическим, растительным, зооморфным.

Основу казахского орнамента сосавляет строгое соблюдение принципов симметрии, ритмическое повторение используемых мотивов в украшении вещи. Орнамент традиционен в быту у казахов. Его смысловая наполненность масштабна и многокрасочна, вбирает в себя многоцветную палитру жизни, художественную фантазию мастера, создающего орнамент через отношение его к окружающей природе. Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта. Они широко применяются при украшении остова юрты. Деревянная койка, садык, кебеже, сырмак, гобелен, коржын, шымши, одеяла, ювелирные изделия, охотничьи и другие подручные средства украшаются орнаментом.

Казахский орнамент издавна является предметом творческого изучения историков, этнографов, искусствоведов. Однако до сих пор он изучен недостаточно. Сегодня многие искусствоведы занимаются изучением национальных мотивов орнаментальных композиций. Это позволило определить четыре группы орнаментов:

флористическая (растительный мир): «жапырак» - листья, «YШ жапырак» -трилистник, «шиыршык» - бутон, «гул» - цветок;

зооморфическая (живописный мир): «кошкармуйiз - бараний рог с его вариациями, «космуйiз - парные рога, «кынырмуйiз» - кривые рога, «сыныкмуйiз» - сломанные рога, «табан» - след, «еркеш» - горб, «казмойын» - гусиные шейки и т.д.;
геометрическая: «суйiр» - ромб, «шаршы» - квадрат и т.д..

Есть еще четвертая группа - космогоническая (астрало): «денгелек»- круг, «шугала»- луч солнца, «бiтпес»- нескончаемый и т.д.



  1. Практическая работа.

  • Повторение т/б при работе с ручными инструментами.

  • Учащиеся поэтапно, за учителем выполняют зарисовки орнаментальных мотивов.

  • Вырезание из бумаги орнамента .Урок ИЗО О чем рассказывают знаки





4.Итог урока.

Приложение 1

Урок ИЗО О чем рассказывают знаки

Урок ИЗО О чем рассказывают знаки

Урок ИЗО О чем рассказывают знаки

Урок ИЗО О чем рассказывают знаки

© 2010-2022