• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Опыт работы

«Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»


















«Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

«Нельзя вырастить полноценного

человека без воспитания в нём

чувства Прекрасного»

Р.Тагор.

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к народному творчеству и искусству.

Искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. Произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии творческих способностей, художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства.

Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдёт все другие в области наук, искусства и ремёсел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.

В процессе занятий необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщаясь к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени.

Приобщая к искусству, я развиваю не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.

Цель моей работы: Способствовать гармоническому развитию личности приобщая к истоком национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном. Воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность на занятиях изобразительным искусством.

Одной из моих главных задач, и педагогами дополнительного образования в частности является выявление и развитие способностей каждого ребёнка. Станет художником не каждый ребёнок, но ведь это не главное. Занятия изобразительной деятельностью сформируют у него способность нестандартно трактовать ту или иную тему, разовьют творческое восприятие, воображение и самостоятельное мышление, укрепят положительную самооценку, породят уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Иными словами «изобразительное искусство» поможет ребенку формироваться как личности.

Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно - творческой деятельности в двух формах - в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно - образных замыслов в ходе творческих заданий - задача учебная не существует в отрыве от творческой.

Задачи:

  1. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную и образную память.

  2. Формировать духовную культуру и потребность общаться с изобразительным искусством.

  3. Выявление факторов, влияющих на творческую деятельность на занятиях изобразительного искусства.

Актуальность моей работы в том, что она играет совершенно особую роль - развивает эмоционально - нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждать способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Развивает творческие способности с помощью новых способов художественно - продуктивной деятельности.

В каждом из нас заключён творческий потенциал, но его проявлению мешают многочисленные шаблоны и стереотипы, которые с одной стороны, требуют огромных энергозатрат на своё подтверждение, а с другой стороны, не позволяют нам изменить свою точку зрения на какие - либо проблемы. Вступая в контакт с ребёнком, моей задачей стоит раскрытие и развитие его творческого потенциала. Я должна суметь передать свой опыт, знания и умения будущему поколению, но при этом не навязывать свои стереотипы.

Знание приёмов обучения творчеству, внедрение их на практике, умение создать благоприятную среду для их проявления и развития - всё это различные стороны одного процесса, процесса развития творческих способностей.

Способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности, овладения способами и приёмами деятельности.

Известный отечественный ученый Б.М.Теплов выделил три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями подразумевается индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они не как не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависит легкость и быстрота приобщения знаний, умений и навыков.

У каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский учёный У. Ушби утверждает, способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили.

Однако способности, прежде чем стать ими как таковыми, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитее начинается с рождения ребёнка и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращаясь до конца жизни.

Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребёнок, будь то игра, лепка или рисование имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребёнка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для него новые знания, обнаружение в самом себе новых возможностей (Приложение №1)

Художественно-изобразительную деятельность (изображения и восприятия) на занятиях я направляю на решения трёх основных проблем:

-познание способов и методов художественного творчества;

-усвоение способов создания художественного образа (специфики языка и искусства)

-усвоение приёмов изобразительной деятельности.

Проблемные задачи по изобразительному искусству заключают в себе особенности, исходящие из специфики проблем, разрешаемых учащимися в процессе изобразительной деятельности и восприятия произведений искусства, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности, развитие творческих способностей через восприятие художественного образа.

ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ


МОпыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»етоды художественного обобщения через замысел (идею)

Способы материализации замысла

Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

1-й тип

ХОпыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»удожественно-творческие задачи (задания)
Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

2-й тип 3-й тип


Художественно-познавательные

зОпыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»адачи

УОпыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»чебно-познавательные задачи

Способы создания, организации, построения художественного образа

Приёмы, техника изображения объекта

Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» Сущностью проблемного творческого задания является сОпыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»овокупность специфических признаков и возрастных возможностей учащихся.

Развитию творческих способностей помогают различного рода дидактические игры. Существенное влияние на них оказывает учебная и трудовая деятельность.

Дидактические игры выполняют особую функцию, именно они дают первоначальный толчок к развитию у них творческих способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно - изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей (Приложение 2).

Первое - успешное развитие творческих способностей - раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего детства. Не по той ли причине в семьях художников дети обладают изобразительными способностями?

В развитии творческих способностей главным образом заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способны наиболее эффективно развиваться. Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития творческих способностей.

Третье - чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, которое требует максимального напряжения и сил.

Четвёртое - важное условие, предоставить ребёнку большую свободу в выборе деятельности.

Пятое - оказать воспитаннику ненавязчивую помощь. При этом не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку.

На моих занятиях открываются широкие возможности для развёртывания коллективного творчества детей. Массовое творчество обучающихся особенно успешно развивается, если перед детьми поставлена общественно значимая цель, выдвинута проблема, ожидающая своего решения.

Так для младшего звена можно предложить такое задание: каждый ребёнок рисует какое - нибудь животное, а потом эти фигурки наклеивают на большой лист бумаги. Получается композиция « Зоопарк ». В следующий раз детям предлагается нарисовать прямоугольники с вырезанными посредине окнами-иллюминаторами, а затем из них складывается многопалубный пароход, коллективно дорисовывается мачта и пассажиры. Можно предложить детям сочинить сказку и нарисовать к ней иллюстрации. Всем детям раздаются одинаковые листы бумаги - странички будущей книги. Один из детей (его предлагают сами ребята) рисует обложку для книги. По окончании работы странички скрепляют по порядку, и рождается новая книга со сказкой, сочинённой самими детьми.

Развитие творческих способностей не возможно без воображения. «Воображение более важно, чем знание» высказывание Альберта Энштейна. Воображение-это уникальная способность человека. Развивать и тренировать её надо с детского возраста, так как в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают своё восприятие мира. Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном. Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями и стимулируют целеустремлённостью человека. Важнейшим условием творчества является наличие определённых переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Проблемы творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Английский учёный Г. Уоллес отмечал: «Мальчик, бросая камешки в воду, видит в расходящихся кругах печать своего воздействия. Ребёнок, увидевший в причудливых очертаниях облаков замки, роскошные сады и заливы, внес в неопределённость единство. Он - творец, правда, воздушных замков». И пусть они пока только в его воображении, но придёт время, когда замки, воображаемые им станут явью.

Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества.



Стадии процесса творчества


Подготовка

(зарождение идей)


Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»


Озарение

(интуитивное схватывание искомого результата, творчество и воображение)

Созревание

(стягивание знаний, добывание недостаточных сведений, умений и навыков)




Конечный результат


Главное помочь ребёнку развить его воображение, не оборвать грубо, не дать понять, что это глупые мечты. Несмотря на кажущуюся лёгкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определёнными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в создании, благодаря операциям анализа и синтеза. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения. А, следовательно, и воображение и творчество неразрывно связаны (Приложение №3). Упражнения, которые я использую на своих уроках развивают восприятие, приобщают к миру прекрасного, затрагивают тонкие струны души.

В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора.

Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру занятия. Такими являются фильмы - презентации, слайд - фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре занятия, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами.

Фильм - презентация может быть использован на уроках и занятиях - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное - живую речь педагога сложно заменить каким - либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд - фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах . Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, "Арт-минутки" для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению ("Мозговой штурм"). В конце урока они могут быть завершающим "аккордом", когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд - шоу "Вернисаж"). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся. Входе этой деятельности обучающемуся предлагается на выбор цель, направление, содержание работы, необходимый материал, способы организации работы (то, что он будет делать), а как и с кем делать проект он выбирает сам из предложенных вариантов. Результат, продукт своей работы ученик предлагает для обсуждения или использования. Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий.

Компьютер на кружке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор "Paint" дети, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера на уроке ИЗО, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источником мотивации является занимательность.

Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели.. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

  • широко использовать показ репродукций картин художников;

  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

  • "оживлять" карты;

  • "посещать" крупнейшие музеи мира;

  • "погружаться" в пространство и время;

  • прослушивать записи песен;

  • активизировать учебный процесс.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую сторону.

Однако для формирования и развития творческих способностей не достаточно перечисленных выше приёмов и методов. И мне, как педагогу важно уметь создать на уроках особую атмосферу, побуждающую обучающихся к творческой деятельности.

Реальные формы организации занятий дают мне широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать занятия - путешествия, занятия - праздники.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИСКУССТВА

- сотрудничество педагога и обучающегося;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов;

В процессе обучения использую индивидуальный подход, на каждого воспитанника я веду «Тетрадь моих достижений». (Приложение №4)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

  • Введение в тему.

  • Восприятие произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни.

  • Созидательная, творческо-практическая деятельность ученика по этой же теме.

  • Обсуждение результатов.

  • Уборка рабочего места и художественных материалов.

Работы обучающихся рассматриваются, оцениваются, лучшие выставляются на районных и краевых конкурсах.

Знание приёмов обучения творчеству, внедрение их на практике, умение создать благоприятную среду для их проявления и развития - всё это различные стороны одного процесса, процесса развития творческих способностей.

Сохранение присущей детям жизнерадостности - одно из важнейших условий развития у них стремления к творчеству. Жизнерадостные дети проявляют больше любознательности, более скоры на догадку, вымысел.. Только такой подход, по - моему, мнению поможет нам, педагогам, выявить способности ребёнка и воспитать личность творческую, неординарную. Научить детей не только подражать и копировать, но и создавать. Поможет нам вырастить не «поколение потребителей», а «поколение созидателей».

Приложение № 1

Составляющие творческой личности.


Формирование

духовной

культуры

Опыт работы «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»



Приложение №2

Игры.

«Прогноз погоды»

Материалы: бумага и цветные карандаши.

Инструкция. Бывают дни, когда мы чувствуем себя не лучшим образом.

Может быть, мы не выспались. У нас по каким-то причинам испорчено настроение. И мы хотим, чтобы нас оставили в покое на некоторое время. Как же дать понять другим, что нам хочется побыть в одиночестве? Мы можем показать одноклассникам свой «прогноз погоды», ведь погода бывает разная: пасмурная, дождливая, ветреная, снежная, солнечная, ясная и т.д.

Возьмите бумагу карандаши, и нарисуйте свою погоду, которая соответствует сейчас вашему настроению. Или просто напишите большими буквами: «надвигается гроза», «светит солнце», «идет дождь» и т.п.

Эта игра научит детей считаться с настроением друг друга и улучшит психологический климат в классе.

Иногда в конце урока дети могут изменить свой рисунок.

«Камешек в ботинке»

Игра основана на простой, понятной детям метафоре и побуждает даже самых стеснительных поделиться своими проблемами. Слова «У меня камешек в ботинке» могут послужить сигналом к тому, что ребенок испытывает трудности, ему что-то мешает, он сердится или обижен и никак не может собраться на уроке.

Инструкция. Расскажите мне, что происходит, когда камешек попадает в ваш ботинок.

Сначала он не очень мешает, затем в ноге появляется боль, в конце концов этот камешек превращается в «обломок скалы». Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его. Но на ноге остается ранка. Так маленькое неудобство становится проблемой. Вовремя позаботившись о ноге, мы сохраним ее невредимой. Если кто-то из вас скажет нам: «У меня камешек в ботинке», мы будем знать, что вам что-то мешает, сможем поговорить об этом и постараемся помочь.

Необходимо обсудить каждый «камешек», который будет назван. Эти упражнения направлены на избавление от агрессии и гнева.

«Копилка хороших поступков»

Дети, как и взрослые, иногда не ценят свои успехи и достижения, сосредоточившись лишь на ошибках и неудачах. Это упражнение поможет им закончить школьную неделю приятными переживаниями. Его целесообразно давать в конце последнего урока недели.

Инструкция. Для начала пусть каждый из вас вспомнит, над чем он особенно потрудился на этой неделе. Например, выполнил сложное домашнее задание, помог однокласснику убрать классную комнату и т.д. Выберите три поступка, которыми вы гордитесь, и напишите их на листе бумаги. После этого похвалите себя: «Петя, ты на самом деле сделал это здорово!» Запишите и эту фразу.

Игра поможет детям самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя среди них хорошие, и заслуженно хваля себя. Это станет залогом новых побед.

«Без ложной скромности»

В это игре дети учатся позитивному внутреннему разговору о самом себе, что бы понять, какими качествами и способностями они уже обладают, а какие хоте ли бы иметь в будущем.

Материалы: бумага и цветные карандаши.

Инструкция. Всем людям нравится, когда их хвалят. Поощрение помогает добиться успеха, переживать сложные ситуации, доводить до конца трудные дела.

Теперь подумайте, каким трем видам деятельности вы хотели бы научиться или делать лучше, чем сейчас, произнесите их в утвердительной форме. Например: «Я отлично играю в футбол», «Я быстро и правильно решаю задачи». Запишите эту фразы большими буквами и раскрасьте цветными карандашами.

Игра помогает выявить детские страхи и комплексы. По окончании каждый, кто захочет, может показать свой плакат и громко зачитать его. Важно, чтобы ученики, забрав плакаты домой, повесили их на видное место. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет превратить написанное в реальность.

Приложение №3

Упражнение на создание воображаемых ситуаций

(«Я вижу то, что слышу»)

Предложите детям «нарисовать» музыку. Пусть они закроют глаза, немного помолчат, а вы поставите приятную музыку лучше рецептивную, например передающую звуки моря.

Когда музыкальный фрагмент подойдет к концу, предложите детям открыть глаза и приступить к рисованию. Музыку можно не выключать. Взрослый или другие участники занятия тоже садятся рисовать. Закончив свой рисунок, каждый дает ему название и записывает его на листе бумаги. Потом все рисунки обсуждаются. Одинаковы ли они? Чем отличаются? Какое у всех восприятие, одинаковое или разное?

Подобные предложение развивают восприятие и воображение, приобщают к миру прекрасного, затрагивают тонкие струны души.

Не менее важной развивающей средой является природа. Если взрослый поддерживает в ребенке эмоциональную связь с растительным и животным миром, то ущерб наносимый природе, будет восприниматься как наносимы себе и другим людям.

Клаузуры

Клаузуры - это систематические тренировочные художественно - творческие упражнения, направленные на интенсификацию обучения, на развитие композиционных способностей. Клаузура мобилизует знание и опыт, провоцирует состояние вдохновения, вырабатывает умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает к быстрой реакции, сосредоточенности воли, требует внимания, работы мысли и памяти.

Клаузура концентрирует творческую энергию, пробуждает интенсивную работу фантазии, вызывает продуктивное использование навыков. В клаузуре проявляется творческая интуиция. Интуитивное напряжение условие задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием».

Используя механизмы памяти и воображения, интуитивно учитываются требования, отбираются «целостные» структуры и изображения и выражаются о нем в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурского поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационную пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности выбора, неосознанных мотивов.

Клаузура - это упражнение, преследующее свои особые методические цели:

а) Воспитывается в себе способность быстро решать самые различные художественно - творческие задачи;

б) Мобилизовать свое умение, привлекать имеющийся запас информации, накопленного опыта, умений и навыков;

в) Уметь получить первичное образное представление изображения, дополнять его в последствии средствами выразительности и декоративными элементами.

Клаузуры на ассоциации.

Роль ассоциативного мышления в творческом процессе трудно переоценить. Способность к такому мышлению есть основа творческого процесса, т.к. создание любого изображения в искусстве - это результат ассоциативных представлений художника о предметах реального мира природы. В результате восприятия какого - то объекта возникает другой ассоциативный образ по принципу сходства с ним или наоборот, по контрасту с ним. В возникновении ассоциации и её постепенном формировании решающая роль принадлежит воображению и фантазии.

Создание художественного изображения

Творческий процесс создания художественного изображения ориентируется на поиск плодотворной оригинальной идеи. Для выработки идеи необходимо проявить заинтересованность, упорство, увлеченность проблематикой и воображение. Одним из способов формирования идеи и является поиск ассоциаций. Ассоциации, почерпнутые из ассоциативного фонда, хранящегося в памяти, связываются между собой в соответственности

с логикой данной изобразительной системы. Эта логика делает ассоциации опорой продуктивной преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в изображении реальных образов. Для выполнения клаузур на ассоциации необходимо иметь заданную форму, модуль, элемент, являющийся объектом, вызывающим определённые зрительные ассоциации.

Клаузуры на ассоциацию задаются в двух направлениях:

а) ассоциации по сходству;

б) ассоциации по контрасту.

Для выполнение клаузуры на ассоциацию по сходству необходимо заданную форму или модуль преобразовать в конкретное изображение, примерив знакомый ассоциативный образ, дополнив средствами выразительности.

Клаузуры на ассоциацию по контрасту выполняются иначе. Основной аспект здесь отводится тематическому контрасту.

Практические упражнения.

Клаузуры на ассоциации по сходству.

Тематическая клаузура.

Используя заданный модуль (круг, красного цвета), выполнить изображение различных фруктов и ягод, дополнив их средствами выразительности

Клаузура на свободных условиях.

Дополнив заданный модуль (круг жёлтого цвета) различными средствами выразительности, создать ассоциативно возникшие образы.

Клаузуры на ассоциацию по контрасту.

Тематическая клаузура

Использую модуль оранжевого круга, создать изображение рыжего котёнка, свернувшегося в клубок, дополнив изображение модуля средствами выразительности.

Клаузуры на преобразование.

Создавая клаузуры на преобразование, следует применять комбинатор- ные приёмы в решении поставленных задач. В качестве исходной позиции принимается целевая установка - представление о желаемой форме изображение. Направление преобразований определено ступенями:

  1. Что тебя не устраивает?

  2. Как улучшить положение?

  3. Как оживить форму изображения

Предлагаемая для преобразования форма может быть геометрически - модульным мотивом или элементом. Клаузуры на преобразование имеют два полюсных направления:

а) преобразование с отсеканием,

5) преобразование с добавлением.

Клаузуры на преобразование с отсеканием выполняются следующим образом: предложенную форму, модуль, элемент необходимо изменить на конкретное изображение (реальный образ, природный мотив), отсекая от него незначительную часть.

а) масленое перемещение по поверхности объекта;

б) умение увидеть объект изнутри и воспроизведение его эмоционального состояния;

3) выбор выразительных средств изображения этого образа и подбор цветового решения.

Практические упражнения

Выполнить клаузур по теме: «Я веселая бабочка», «Я осенний листок».

Художественно - творческие клаузуры

Художественно-творческие клаузуры являются решением определенных художественных задач как наиболее полного выявления содержания или изображения. Нужно решать проблему самого создания изображения и выбор необходимых средств выразительности, т.к. для выражения определенной художественной идеи необходим наиболее убедительный художественной язык. Художественно - творческие клаузуры имеют более широкий спектр изобразительных возможностей, обладает целевыми направлениями:

  1. на развитие воображения в создании художественных образов

  2. на решение композиционных задач

  3. на теории цветоведения.

Художественно - творческие клаузуры на

геометрическое формирование


Геометрическое формообразование - основой этих упражнений служит геометрическая форма (круг, квадрат, треугольник), являющаяся модулем для создания новых изображений посредством комбинаторики. Целевая установка этих упражнений помогает осуществить направление творческого поиска. Клаузуры имеют три степени усложнения:

  1. исполнение заданного модуля как единой формы и средства выразительности

  2. использование необходимого количества модулей и средств выразительности

  3. использование подобия модуля средств выразительности.

Практические упражнения

  1. 1 ступень усложнения

Используя данный модуль (круг розового цвета) и средства выразительности, выполнить изображение бутона цветка.

  1. 2 ступень усложнение

Используя данный модуль (круг розовых оттенков красного цвета), выполнить изображение цветка.

  1. 3 ступень усложнения

Используя подобие модуля (круг красного цвета), выполнить изображение цветка, дополнив его средствами выразительности.

Приложение №4

«Тетрадь моих достижений»

Игра помогает ученикам выработать привычку фиксировать свои достижения. Отмечая их, детям легче будет настроиться на успех. Каждый ученик должен завести тетрадь своих достижений, которую будет заполнять в течение года. Это научит последовательности в делах и умению доводить начатое до конца. Даже самый не большой успех будет имеет значение. Тетрадь может стать чем-то вроде личного дневника. Полезно начать с описания прежних достижений, а затем раз в неделю записывать или зарисовывать новые успехи.

Материалы: тетрадь, бумага, цветные карандаши, клей.

Инструкция. Сегодня мы заведем особую тетрадь. Она предназначена не для школьных занятий, а для записи ваших успехов и достижений. Вы не обязаны ее никому показывать. Давайте начнем с того, что украсим его обложку. На листе бумаги красивыми и большими буквами напишем: «Мои достижения» или «Мои успехи». Если вам придет в голову другой заголовок, то напишите его. Раскрасьте буквы и наклейте лист на тетрадь.

Теперь начнем заполнять первую страницу. Вспомните какой-нибудь их своих успехов, запишите его или нарисуйте.

Важно, чтобы каждый ученик зафиксировал что-то из достижений, пусть даже с вашей помощью.


Список использованной литературы


  1. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание - 2002.-№2.-с.2-6.

  2. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969.

  3. Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования. / Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1988. - 472 с. 89-123.

  4. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского - М.: Педагогика, 1987.-344 с.

  5. Кузнецовав Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: кн. Для учителя. - М.: просвещение, 1988. - 224 с.

  6. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.

  7. Рутковская А.А. Рисование. /Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями. В 2-х т. Т. 2 - СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2002. - 320. -с.4-9.

  8. Пьянькова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Москва «Просвещение» 2006

  9. Чибикова М. И. Учимся рисовать / Санкт - Петербург «Кристалл» 1998

  10. Тукало Т. М. Изобразительное искусство и художественный трут / «Контэнт» 2008

festival.1september.ru/articles/416969/

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/slovarnaya-rabota-na-urokakh-russkogo-yazyka

rudocs.exdat.com/docs/index-133684.html



Директор МОУ ООШ №11 Л. Г. Погорелова

с. Прасковея

Ознакомлена Т.В. Иванисова

24.04.2014год


Список использованной литературы


  1. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание - 2002.-№2.-с.2-6.

  2. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969.

  3. Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования. / Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1988. - 472 с. 89-123.

  4. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского - М.: Педагогика, 1987.-344 с.

  5. Кузнецовав Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: кн. Для учителя. - М.: просвещение, 1988. - 224 с.

  6. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.

  7. Рутковская А.А. Рисование. /Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями. В 2-х т. Т. 2 - СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2002. - 320. -с.4-9.

  8. Пьянькова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Москва «Просвещение» 2006

  9. Чибикова М. И. Учимся рисовать / Санкт - Петербург «Кристалл» 1998

  10. Тукало Т. М. Изобразительное искусство и художественный трут / «Контэнт» 2008

festival.1september.ru/articles/416969/

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/slovarnaya-rabota-na-urokakh-russkogo-yazyka

rudocs.exdat.com/docs/index-133684.html




© 2010-2022