Конспект урока по искусству на тему Звучащий цвет и зримый звук

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Искусство 8 класс

Маслова Светлана Юрьевна

Учитель ИЗО МАОУ «СОШ№4»

г. Ялуторовск Тюменская область

Тема: Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня

Цель: Создание условий для раскрытия связи музыки и живописи в стиле абстракционизма

Задачи изучения темы:


  • познакомить с истоками цветомузыки, ввести в мир музыкально-живописных образов;

  • заинтересовать личностью и творчеством художника Кандинского В.В. и композитора Скрябина А.Н.

  • дать возможность глубже понять красоту известных музыкальных произведений через художественное творчество, создавая живописный образ музыкального произведения.

Форма занятия Комбинированный урок-лекция с элементами диалога и практическое, творческое (живопись) осмысление темы.

Оснащение урока

  • Презентация - «Звучащий свет и зримый звук»;

  • Раздаточный материал - кейс, основные положения лекции, определения, миф о Прометее, информационные карточки;

  • Фрагменты видеозаписей с исполнением симфонической поэмы «Прометей»

  • Живописные материалы - бумага, краски, фломастеры, карандаши.

Ход урока:


  1. Организационный момент

Ребята входят в класс под симфоническое произведение Скрябина «Прометей», занимают свои места, учитель постепенно убавляет звук, приветствует детей.

- Здравствуйте, ребята! Вы зашли в класс под необычную, непривычную для вас музыку - музыку, которая насыщена неким таинством, светом, огнем, силой, борьбой и необыкновенной энергией. Вы сегодня должны быть под стать этой музыке - тоже энергичными и настроенными на выполнение большой героической задачи.

- Эта задача как раз лежит перед вами на столах. Ознакомьтесь, пожалуйста, с документом «КЕЙС» (дети знакомятся с содержанием кейса, обсуждают приведенную в тексте ситуацию).

- Давайте попробуем найти ответы на вопросы кейса вместе. Некоторые моменты мы рассмотрим в презентации, что-то вы найдете в информационных карточках, и из всех источников попробуем отыскать истину. Начнем с презентации.

2. Презентация по теме урока. Показ слайдов с картинами Василия Кандинского (учитель беседует с учащимися по слайдам презентации, делают необходимые записи в тетради).

а) Абстракционизм.

б) Кандинский:

«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине». Так считал художник Василий Васильевич Кандинский, русский художник-абстракционист.

Изучая воздействие цвета на человека В. Кандинский описал свойства красок - цвет, тон и интенсивность.

Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека. Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет, что музыкальный тон имеет доступ к душе человека. «Он тотчас находит в ней отклик, ибо у человека «музыка в душе…художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

в) Цветоведение:

В. Кандинский - стал основоположником цветоведения.

г) Работы В. Кандинского:

У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать свое музыкальное восприятие цвета (Контрастные звуки, Черный аккомпанемент, сценическая композиция - Желтый звук).

Вывод по первой части урока:

Познакомившись с работами художника-абстракциониста Василия Кандинского, мы увидели, как можно символически, при помощи геометрических знаков и фигур, в смешении теплых с холодными тонами красок, услышать цвет и увидеть звук.

Продолжение работы со слайдами презентации (учитель рассказывает)

Очень необычно выражал свою музыкальность выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин.

Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму «Прометей» (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию «светового клавира». Грезя идеей синтеза искусств, Скрябин вводит в партитуру «Прометея» нотную строку, обозначенную итальянским термином «luce», что значит «свет». (Изображение на экране) Тем самым, задолго до создания современной световой аппаратуры, Скрябин предсказал появление никогда не существовавших «световых» инструментов. (На слайде инструмент Скрябина)

По замыслу композитора такой инструмент должен был пускать в концертный зал особые световые волны, соответствующие акустической природе света и звука.

3.Работа с приложением кейса

- А кем является Прометей? Что он сделал для людей? (ребята работают с приложением кейса, отвечают на вопросы учителя)

- Как вы думаете, почему Скрябин так назвал свою поэму - «Прометей»?

Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем «Прометее». Он хотел зримо воссоздать «образ пламени» - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

«Поэма огня» должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную.

- Как Скрябин представлял себе исполнение симфонии «Прометей»?

Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому. Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет - символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них.

-Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку - исполнить симфонию в цвете?

- А сейчас такое исполнение возможно?

При жизни Скрябина не удалось реализовать символический световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью. Появились цветоустановки, аппараты цветомузыки, оптический синтезатор звука. Все эти направления искусства воплотились в электронной музыке.

- Познакомимся с современным исполнением симфонии «Прометей»

Просмотр видеофрагмента исполнения симфонической поэмы «Прометей» Скрябина. Финал.

4. Творческое задание

- Что скажете, ребята? Можно ли увидеть звук? А цвет - услышать?

Обратите внимание на доску - всего два слова (с обратной стороны - написаны задания): цвет и звук. Поднимите руки те, кто выбирает звук, а теперь, те - кто выбрал звук. Отлично! Читаем задания и выполняем! Если что-то непонятно - перед вами учебник и информационные карты.

(Выполнение работы. Представление и обсуждение работ).

5. Итог урока. Домашнее задание

- Что поразило вас сегодня на уроке больше всего?

- А что осталось непонятным?

- Попробуйте найти ответы на свои вопросы дома самостоятельно, а на следующий урок расскажите, нам нашли ответы на эти вопросы или нет.

- Урок я хочу я закончить словами Александра Скрябина: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом, нужно испытать отчаяние и победить его». Вы сильны и могучи. Я желаю вам никогда не сталкиваться с отчаянием, но если это случится - победите его! Всегда оставайтесь оптимистами!

КЕЙС



Излагая свою теорию психологического исследования цвета, Василий Кандинский приводит примеры соответствия красок и музыкальных инструментов, так, например, характеризуя желтую краску как беспокойную, назойливо действующую на душу человека, он сопоставляет её со звуками высокой трубы.

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис - явление, при котором два чувства - зрение и слух - связываются воедино. Скрябин отчетливо видел, что между тональностями и цветовыми ощущениями есть органическая связь.

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков - звукоряд - семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого «цвета» та или иная нота-звук.

ПРИЛОЖЕНИЕ К КЕЙСУ


ПРИМЕЧАНИЕ: каждый документ приложения печатается на отдельном листе (для удобного пользования - листы разного цвета)

Правила, определяющие беспредметность элементов:

1. отказ от рисунка, светотени и предметного колорита;

2. набор чистых цветов;

3. набор основных линий и форм. В частности, выделение в качестве фундаментальных (например, у Кандинского) трех геометрических фигур: треугольника, четырехугольника и круга;

4. символика линий и форм - например, треугольник может быть символом Троицы, квадрат - земной жизни, а круг - вечности;

5. символика цвета. Например, желтый цвет, по Кандинскому, "можно рассматривать как красочное изображение сумасшествия... припадка бешенства, слепого безумия, буйного помешательства... Это похоже и на безумное расточение последних сил лета в яркой осенней листве..." Напротив, синий цвет содержит "элемент покоя". При сильном его углублении он "приобретает призвук нечеловеческой печали". Черный цвет "внутренне звучит... как мертвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежности".

Желтый звук", 1909

Сценическая композиция

Действующие лица:
Пять великанов
Неопределенные существа
Тенор (за сценой)
Ребенок
Мужчина
Люди в свободных одеяниях
Люди в трико
Хор (за сценой)

Музыкальную часть взял на себя Фома фон Гартман.


Вступление

Несколько неопределенных аккордов в оркестре.
Занавес.
Темно-синие сумерки, вначале белесоватые, затем становящиеся интенсивно темно-синими.
Спустя некоторое время в глубине сцены появляется свет, который по мере углубления цвета становится прозрачнее.
Спустя некоторое время возникает оркестровая музыка.
Пауза.
Из-за сцены слышится хоровое пение, его исполнители должны быть расставлены так, чтобы слушатель не мог установить источник звучания. В основном слышны басы. Пение размеренно, бесстрастно, с прерываниями, обозначенными точками.
Сначала низкие голоса: "Жесткие как камни сновиденья... И говорящие скалы... Глыбы с загадками, полными вопросов... Движение неба... и расплавление... камней... Вздымающийся кверху невидимый... вал..."
Высокие голоса: "Слезы и смех... при проклятье молитва... Радость единения и чернейшие битвы".
Bсe:
"Сумрачный свет при... солнечнейшем... дне (быстро и внезапно скрываясь)
Пронзительно светящаяся тень на фоне темнейшей ночи!!"
Свет исчезает.
Внезапно становится темно.
Длительная пауза.
Затем музыкальная интродукция.





ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Конспект урока по искусству на тему Звучащий цвет и зримый звук

Конспект урока по искусству на тему Звучащий цвет и зримый звук

Миф о Прометее


Во время сотворения мира, покрыв новорожденную землю роскошной растительностью и населив её различными живыми существами, Эрос решил, что надо наделить их инстинктами, которые позволили бы им наслаждаться дарованной Богами жизнью и не дать ей угаснуть. Он призвал на помощь двух младших сыновей Япета и попросил их разделить дары Богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо по имени человек, который стал бы управлять ими.

Прометей и Эпимет, естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину и приступили к созданию человека. Они слепили его по образу Богов, попросили Эроса вдохнуть в него жизнь, а Минерву (Афину Палладу) - наделить душой. Человек ожил, встал с земли и стал осматривать свои владения.

Справедливо гордясь творением своих рук, Прометей решил преподнести человеку самый ценный дар, которого не было ни у кого из живых существ, который смог бы поставить человека над ними и приблизил бы к бессмертным Богам. Это был огонь, но огнем могли владеть только Боги. Прометей знал, что Боги никогда не поделятся этим даром с человеком, а если кто-нибудь сумеет украсть огонь, то ему не будет прощения. Он долго думал, как бы ему раздобыть огонь, и, наконец, решил украсть его или умереть.

Темной ночью он отправился на Олимп, вошел незамеченным в обиталище богов, схватил горящий факел и, спрятав его на груди, удалился, радуясь, что все прошло удачно. Вернувшись на землю, он передал украденный огонь людям, которые тут же приспособили его для своих нужд и принялись горячо благодарить Прометея, который рисковал жизнью, чтобы добыть для них этот бесценный дар.

Юпитер со своего трона на вершине горы Олимп заметил на земле странный свет. Желая понять, что это такое, он пригляделся и понял, что это огонь. Не в силах сдержать своя гнев, он поклялся подвергнуть Прометея мучительной казни, и все Боги задрожали, услышав эту клятву. Не прошло и минуты, как похититель был схвачен, отнесен на Кавказ и прикован к огромной скале. Сюда стал ежедневно прилетать ненасытный орел, который клевал печень Прометея. Стервятник рвал её своим крепким клювом и когтями, причиняя несчастному неимоверные страдания. Весь день хищная птица рвала печень Прометея, но холодными ночами, пока она спала, печень исцелялась и боль утихала, продлевая тем самым пытку, которой, как знал Прометей, не будет конца. Понимая, что его ждут долгие годы страшных мучений, он иногда горько жаловался на свою судьбу, но одно утешало его - благодарность людей, которые не уставали возносить ему хвалу за огонь, который он приобрел для них такой ужасной ценой.

Через несколько сотен лет Геракл, сын Юпитера и Алкимены, пришел к скале, где был прикован Прометей, убил орла, разорвал алмазные цепи и освободил Бога, который так долго страдал.

История создания симфонии «Прометей»


Конспект урока по искусству на тему Звучащий цвет и зримый звук


После нескольких лет жизни за рубежом в 1910 году Скрябин возвратился в Россию.

До этого, в начале года, он приезжал на родину с гастролями, и это время осталось в памяти как счастливое, полное радостных впечатлений. Уже в январе 1910 года Скрябин окончательно поселяется в Москве. Он увлечен новым замыслом - симфонической поэмой «Прометей». Композитор планирует завершить ее к весне, но вынужден отложить работу ради концертной поездки по городам Поволжья с оркестром С. Кусевицкого. Напряженная работа продолжается летом на даче под Москвой, а затем осенью, когда композитор, наконец, завершает ее.

Первое исполнение «Прометея», ожидавшееся публикой с огромным нетерпением, состоялось 2 марта 1911 года в Москве под управлением Кусевицкого и стало крупным событием в музыкальной жизни России. Партию фортепиано исполнял сам автор.

На этот раз Скрябин не раскрыл программу. Он уверял даже, что его «Прометей» не имеет отношения к известному древнегреческому мифу. Однако образ титана, принесшего людям огонь, конечно, не случайно поставлен в заголовке. «Прометей - это ведь активное начало, творческий принцип, это отвлеченный символ. Ведь и тот, мифический Прометей - это только раскрытие этого символа, сделанное для первобытного состояния сознания», - говорил композитор. Возможно, именно поэтому Скрябин и не предпослал сочинению развернутой программы, а ограничился емким названием. Произведение имеет и другое название - Поэма огня.

Напомним, что образ огня и раньше был воплощен в произведениях Скрябина. Появляется он и у многих других художников. В русском искусстве он приобретает смысл грядущего обновления, очистительного пожара. К нему обращались Блок, Бальмонт, Ходасевич.

Скрябин был вдохновлен грандиозным замыслом, волновавшим его и в предшествующих сочинениях: показать победу могучей человеческой воли, торжества жизни. В стремлении воплотить этот замысел он обратился к новому выразительному языку, отказавшись от традиционных норм гармонии, введя свет как новое выразительное средство.

Композитор уже давно добивался воплощения в музыке светоносности. Об этом свидетельствуют, в частности, такие названия его сочинений, как «Гирлянды», «К пламени», «Темное пламя».

Все чаще звук и цвет соотносятся между собой. Напомним хотя бы следующие строки К. Бальмонта:

Флейты звук зорево-голубой,
Так по-детскому ласково-малый,
Барабана глухой перебой,
Звук литавр торжествующе-алый...


Не случайно позднее поэт опубликовал книгу «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» (1917). В те же годы английский физик А. Майкельсон, проводивший опыты с новейшей оптической аппаратурой, писал: «Эти цветовые явления действуют на меня могущественным образом, и я решаюсь предсказать, что в весьма недалеком будущем, вероятно, появится цветовое искусство, подобное звуковому - какая- нибудь красочная музыка!»

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДАР А. СКРЯБИНА

Известно, что Скрябин, как и Римский-Корсаков, обладал так называемым «цветным» слухом: тональности воспринимались им окрашенными в определенные тона. Так, например, ре мажор он «видел» ярко желтым, ля мажор - зеленым, ре-бемоль мажор - фиолетовым.

И световая строка в «Прометее» должна была стать, с одной стороны, воплощением его видения музыкальных тонов, но в то же время передавать и более общий смысл - единения разных искусств во всеобъемлющей «Мистерии», идея которой на протяжении многих лет волновала композитора, но так и осталась неосуществленной. Однако что именно представляла собой световая строка (Luce) партитуры, Скрябин не объяснил. Многие исследователи его творчества безуспешно пытались расшифровать ее.

На московской премьере «Прометей» исполнялся без световой строки, так как, по словам композитора, аппарат для ее воплощения оказался слишком сложным и его не успели сделать. В последний момент Скрябин сделал пометку в партитуре: «Может исполняться без световой строки». 30 марта 1915 года цветовое исполнение состоялось в Нью-Йорке, причем аппаратура для этого готовилась в течение двух лет. Но отсутствие автора привело к произвольной трактовке световых эффектов.

Музыка симфонии «Прометей» А. Скрябина


На пианиссимо вступает таинственное, необычное, длительно тянущееся созвучие - «прометеев аккорд».

На колышущемся фоне валторны интонируют тему Прометея - суровую, сдержанную и проникновенную, являющуюся почти точным мелодическим вариантом первоначального аккорда. В постепенном раскрытии она приводит к появлению темы воли в акцентированном звучании трубы соло.

Новая тема, определяющая начало основного раздела поэмы - хоральная сосредоточенная тема разума (флейта в сопровождении фагота и валторн). Она звучит неоднократно, сопоставляясь с темой воли, а далее - и с темой разума. Солирующий рояль вводит в действие другие темы, более оживленные, капризные, с прихотливой фактурой и чертами танцевальности (тема движения). Новый образ - трепетный, словно окутанный форшлагами, сопровождаемый трелями и тремоло, - характеризуется исследователями как тема томления. На этих основных темах-образах строится все одночастное произведение: в противопоставлениях, столкновениях, контрапунктических сплетениях, действенном развитии и борьбе, приводящей к колоссальной кульминации. К мощному звучанию оркестра присоединяется хор, интонирующий без слов отдельные мотивы, напоминающие древние попевки. Его поддерживает и орган. Достигается небывалый экстатический накал. Постепенно звучность спадает, и с нежнейшего пианиссимо в разреженном звучании отдельных инструментов начинается новый подъем, приводящий к мощному, светлому и величественному завершению.

ЦВЕТ



Передай цветом настроение





ЗВУК





Нарисуй свою цветовую композицию поэмы Скрябина «Прометей»



© 2010-2022