Урок изобразительного искусства в 1 классе «Дымковская игрушка»

"Описание материала: Произведения народного декоративно- прикладного искусства формируют художественный вкус и создают эстетически насыщенную полноценную среду для восприятия школьника. Дымковская игрушка покоряет своей простотой и нарядностью. На уроке дети знакомятся с историей промысла и особенностями росписи игрушки. У игрушки округлые формы и обобщённые силуэты, которые со временем не меняются, сохраняя традиционные особенности, передаются мастерами из поколения в поколение. Дымковская игр...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства. 1 класс

Тема. ДЕКОРАТИВАЯ РАБОТА.

УКРАШЕНИЕ СИЛУЭТА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ОРНАМЕНТОМ

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ознакомление с произведениями народным промыслом и элементами росписи дымковской игрушки;

  • развитие эстетического восприятия и творческих способностей учащихся.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • ознакомление с произведениями народного декоративно-

прикладного искусства - дымковской игрушки;

  • закрепление первоначальных сведений о характерных

особенностях росписи дымковской игрушки;

  • формирование умения составлять узоры по собственному

замыслу, используя полученный ранее опыт работы кистью в

изображении знакомых элементов росписи, а также приёмы

рисования кистью без предварительного рисунка;

  • развитие способностей эмоционально-ценностного отношения к

русскому народному искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ

Для учителя:

  1. интерактивная доска;

  2. презентация «Дымковская игрушка»;

  3. иллюстрации с изображением дымковской игрушки;

  4. дымковские игрушки;

  5. образцы рисунков из методического фонда;

  6. трафареты дымковской игрушки-коня;

  7. аудиозапись народной музыки.

Для учащихся:

  1. бумага для акварели А4;

  2. акварельные краски;

  3. кисти;

  4. палитра;

  5. карандаш;

  6. баночка для воды;

  7. салфетка.

План проведения урока

  1. Проверка организации рабочих мест.

  2. Беседа о народном промысле «Дымковская игрушка».

  3. Презентация на интерактивной доске «Дымковская игрушка».

  4. Изучение формы и характера росписи дымковских игрушек на выставке в кабинете изобразительного искусства.

  5. Объяснение последовательности выполнения задания.

  6. Самостоятельная работа учащихся: украшение силуэтов дымковской игрушки-коня геометрическим орнаментом с использованием приёмов рисования кистью без предварительного рисунка.

  7. Физкультминутка (в ходе самостоятельной работы учащихся).

  8. Подведение итогов. Организация выставки детских работ и их коллективное обсуждение.

Ход урока

  1. Проверка организации рабочих мест.

  2. Беседа о народном промысле «Дымковская игрушка». (учебник,

тема «Красота орнаментов из геометрических фигур», стр. 16).

Дымковская игрушка - самая известная глиняная игрушка. Родилась она в слободе Дымково близ города Вятки более четырёхсот лет тому назад. В долгие зимние вечера на фоне звёздного неба из изб поднимался печной дымок (от работы печей). Это мастера обжигали вылепленные из красной глины, но ещё не расписанные игрушки.

Появление игрушки связывают с весенним народным праздником Свистопляской, а позже Свистуньей, к которому женское население слободы вместе с детьми лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, оленей, индюков, козлов, уток (взять с выставки дымковскую игрушку и продемонстрировать её свист).

На ярмарке весной было весело. Продаётся много ярких игрушек, глашатаи зазывают на представление народного театра с Петрушкой, настоящий медведь пляшет перед зрителями, и, конечно, свист везде раздаётся дымковских свистулек (ещё раз продемонстрировать свист игрушки).

Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Со временем праздник Свистуньи потерял значение, а желание лепить игрушки сохранилось.

Далее дети наизусть читают заранее выученное стихотворение о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного

И серости сырой,

В ней что-то есть от радости,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Звенящей, как ручьи!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично.

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком,

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!


  1. Презентация на интерактивной доске «Дымковская игрушка».

Негромко включить аудиозапись народной музыки.

В XIX веке среди игрушек появились новые персонажи: всадники, дамы, кавалеры, няньки, кормилицы, водоносицы, солдаты. Среди современных игрушек тоже можно увидеть всадника (слайд 1), даму (слайд 2), няньку с детьми (слайд 3), индюка (слайд 4), барашка (слайд 5), оленя (слайд 6), и сюжетные композиции: в лодке (слайд 7), чаепитие (слайд 8).

  1. Изучение формы и характера росписи дымковских игрушек на

выставке в кабинете изобразительного искусства.

- Дети, а как украшены дымковские игрушки? Вы нашли на игрушках узор? А из каких элементов состоит такой узор?

- правильно, вы нашли колечки, точки, круги - горохи, клеточки, волнистые линии. Такое украшение называется геометрическим орнаментом (написать на доске). Слово орнамент в переводе на русский язык означает «украшение».

После обжига в печи глиняные игрушки покрывали слоем мела, разведённым на молоке, а потом расписывали. В настоящее время мастера используют в росписи темперные краски, а для украшения - кусочки золотой фольги. В результате игрушка получается яркой, ликующе-радостной.

Учитель вместе с детьми рассматривает дымковские игрушки. Спрашивает: «Какие цвета использованы в росписи игрушек». Дети нашли красный, оранжевый, жёлтый, малиновый, голубой, зелёный цвета.

  1. Объяснение последовательности выполнения задания.

Вместе с детьми обсудить размещение трафарета коня.

Создание проблемной ситуации.

Учитель. - Итак, где нам необходимо разместить трафарет?

1 ученик. Внизу листа бумаги, чтобы конь стоял.

Учитель. - А какое ещё есть мнение?

2 ученик. Лучше вверху, так будет красиво.

Учитель. - Есть ещё мнение?

3 ученик. Давайте нарисуем всё в середине листа.

Учитель. - Ваши три разных мнения по поводу расположения трафарета на листе бумаги я заранее проиллюстрировала (вывесить на доске три заранее подготовленных рисунка).

Дети. Рассматривают, пытаются поделиться мнением друг с другом, тянут руки.

Учитель. - Значит, какой выбираем рисунок?

Дети. Выбираем третий. Будем рисовать в середине листа бумаги.

Предложить несколько вариантов украшения геометрическим узором рисунка дымковского коня (из методического фонда).


  1. Самостоятельная работа учащихся.

Тихо включить спокойную музыку.

В ходе самостоятельной работы следить за размещением трафарета; за нажимом на карандаш (лёгкий); за правилами работы гуашью; за использованием разнообразных приёмов работы кистью:: как на предыдущем уроке при выполнении подготовительного упражнения дымковской росписи - всей кистью; - концом кисти; - приёмом тычка; - прикладыванием или примакиванием; - проведением слитных линий. Обратить внимание детей на то, чтобы геометрические узоры были крупными.


  1. Пальчиковая физкультминутка (в ходе самостоятельной работы).

Пальчиковая гимнастика

Начинаем с указательных пальцев обеих рук.

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует,

Этот пальчик ловко скачет,

Будто лёгкий - лёгкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Коготком скребёт, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Тот улёгся на бочок.


  1. Подведение итогов. Организация выставки детских работ и их коллективное обсуждение.

5

© 2010-2022