- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка урока по изобразительному искусству (региональный компонент) тема: «Моя малая родина в картинах художника Э. А. Олькина»
Методическая разработка урока по изобразительному искусству (региональный компонент) тема: «Моя малая родина в картинах художника Э. А. Олькина»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Манастырлы С.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«основная общеобразовательная школа № 53»
г. Бикин Хабаровского края
Методическая разработка урока по изобразительному искусству
(региональный компонент)
тема: «Моя малая родина в картинах художника Э.А.Олькина».
Автор: Манастырлы Светлана Викторовна
учитель ИЗО МБОУ «ООШ №53»
Актуальность темы.
Данный тип урока имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности гражданина и патриота своей родины.
В нашем городе есть художники, имена которых знакомы за пределами Бикина и вообще России. Об этом свидетельствует тот факт, что их картины находятся в частных коллекциях жителей городов России и за границей. Однако бикинцы, в том числе и подрастающее поколение, не знают своих земляков-художников. Поэтому я считаем, что тема данного урока является актуальной и своевременной.
Школьники в процессе таких уроков получат информацию о художниках, смогут научиться интерпретировать картины, научатся работать в команде. Такие уроки необходимы для воспитания духовно- нравственных, гражданских и творческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому; в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции и ценности своего народа, своей культуры и сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность всех категорий учащихся.
Цели урока:
Познавательные: Знакомство учащихся с жизнью и творчеством нашего земляка художника Олькина Э.А ., и с основными понятиями в изобразительной деятельности.
Развивающие: Развитие у учащихся интереса к поисковой и исследовательской деятельности
Формирование умения работать в группах
Воспитывающие: Воспитание духовно- нравственных, гражданских и творческих качеств личности (любовь к Родине, к своему дому) Формирование умения беречь и приумножать лучшие традиции и ценности своего народа, своей культуры.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем цикл уроков «Жизнь замечательных людей», на которых мы с вами будем знакомиться с интересными людьми, нашими земляками, живущими в нашем городе и районе. Начать я хочу со стихотворения не менее замечательного человека поэта Анатолия Бянкина.
Знакомые лица
Друзей моих лица,
И город, в который
Нельзя не влюбиться
Я окна раскрою
И душу открою
Друзья, для которых
Я город построил.
А мне бы кусочек
Бикинского неба,
Глоток его воздуха,
Где бы я не был.
И сейчас мы поведем разговор о творчестве заслуженного работника культуры Российской Федерации нашего земляка, художника Олькина Эдуарда Анатольевича.
II. Беседа учителя.
Имя этого художника хорошо известно не только у нас в Бикинском районе и на Дальнем Востоке, его знают еще и в некоторых зарубежных городах.
Олькин Эдуард Анатольевич родился 29 ноября 1939 года в селе Лончаково (тогда это был колхоз «Пограничник») Бикинского района, мама была заведующей клубом, позднее директором сельского дома культуры, отец был директором школы, в 1943 году он погиб на фронте.
В 15 лет Эдуард Анатольевич поступил учиться в мореходную школу г. Владивостока и работал рулевым сигнальщиком, а в 16 лет ему доверили уже штурвал.
После флота приехал в Бикин и работал столяром на лесозаводе, где познакомился со своей женой Татьяной. В 1958 году забрали в армию, служил в Николаевске-на-Амуре чертёжником в штабе истребительного полка, после сокращения полка попал в Сахалинский корпус.
После армии вернулся на Бикинский лесозавод художником-оформителем, в 1968 году закончил заочно Московский университет искусств им. Н.К. Крупской при Центральном Доме народного творчества.
12 лет на лесозаводе, затем была служба в погранотряде, потом 20 лет в художественной мастерской и районный дом культуры, вся жизнь посвящена художественному творчеству. На вопрос, когда Вы стали рисовать, Эдуард Анатольевич ответил, что с 4-х лет, любил рисовать лошадей, домики со стогами сена.
Творчество Эдуарда Анатольевича посвящено неповторимой природе родного Дальневосточного края и людям, которые здесь живут.
Одним из первых он начал рисовать природу нашего края для людей, потому что он смог увидеть однажды эту красоту и всем сердцем проникся в это очарование. Если задуматься, то мы в своей повседневной жизни и не замечаем эту красоту, красоту, которая нас окружает.
Наша дальневосточная природа очень красива! Сопки, лес, река - это места отдыха наших жителей.
Нам много раз приходилось бывать за городом и любоваться этими неописуемыми красотами дальневосточной тайги. А особенно мне
нравится в лесу весенняя пора: деревья оживают, набухают почки, тает снег. Все в ожидании тепла и солнца. Оживают муравейники, звонче слышен щебет птиц, воздух наполняется свежестью, необычным ароматом, запахами залежавшейся листвы.
А как красивы лесные полянки, когда цветёт дикий лесной пион! Это уникальное растение нашего леса.
Наша природа очень добра, но беззащитна и удивительно, что в нашем лесу можно увидеть виноград, лимонник, актинидию и рядом с ними представителей Севера - кедр, пихту, которые радуют нас вкусными орешками.
Иногда красота природы просто завораживает, кажется, что нет ничего в мире прекраснее. Красота мира не с чем не может сравниться. И вот Эдуард Анатольевич воспевает в своих произведениях красоту природы. Как она прекрасна. В каждую пору года природа прекрасно по-своему будь-то лето, осень, зима, или весна. Но это касается не только поры года, но и времени суток. Особенно красива природа на рассвете и на закате дня. Именно в эти минуты ощущаешь какое-то волшебство, словно природа раскрывает перед тобою всю свою душу.
Нужно уметь улавливать настроение природы и это великолепно получается у Эдуарда Анатольевича.
Картины Олькина Э.А. находятся в частных коллекциях в девяти странах нашей планеты - в России, Америке, Австралии, Канаде, Китае, Корее,
Японии и других. Работами Эдуарда Анатольевича не только любуются и восхищаются, но оказывается ещё и лечатся. Когда спросили у японцев, которые купили картину со знаменитыми кедрами, чем им нравится картина, они ответили, что эти картины не просто красивые и ими можно любоваться, а они еще и лечат душу человека, снимают головную боль и воздействуют как антистрессовое лекарство.
Э. А. Олькин имеет очень много наград за участие во Всесоюзных и Всероссийских выставках и самая главная награда - это награда президента Российской Федерации В.В. Путина звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", которое было присвоено 20 мая 2004 г.
Сейчас Эдуард Анатольевич находится на заслуженном отдыхе и продолжает рисовать свои прекрасные картины.
III. Творческая практическая деятельность учащихся.
На прошлом уроке вы поделились на три группы и каждой группе было дано задание подготовить проект по теме:
1-ая группа - выбрать две или три картины Э.А.Олькина в которых есть что-то общее и подобрать к ним музыку.
2-ая группа - познакомиться более тесно с творчеством художника и узнать какие жанры еще использует Э.А. Олькин.
Выступления детей.
IV. Подведение итогов.
В качестве подведения итога сегодняшнего урока я вам предлагаю набольшую викторину, посвященную жизни и творчеству нашего художника
Олькина Эдуарда Анатольевича.
Вопросы викторина:
-
В каком году родился Эдуард Анатольевич? (1939г.)
-
В каком возрасте поступил учиться в мореходную школу? (15лет)
-
В каком университете учился после армии? (Московский университет искусств им. Н.К. Крупской при Центральном Доме народного творчества)
-
Кого в детстве любил рисовать Эдуард Анатольевич? (лошадей)
-
Чему сейчас посвящает своё творчество? (дальневосточная природа)
-
Какое звание было присвоено Э.А. Олькину президентом РФ
("Заслуженный работник культуры Российской Федерации")
Молодцы, ребята, спасибо всем за работу!