Рабочая программа ИЗО 5класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4

г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области


«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ Чумаченко Т.А.

Протокол № ___________

от «____»________ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора

лицея по УВР

__________ Орищенко Н.С.

«____»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ лицей № 4

г. Россоши

___________ Хиценко А.И.

Приказ № _______________

от «___»___________ 2015 г.


Рабочая программа по изобразительному искусству

в 5-х классах

на 2015-2016 учебный год






Учитель: Чумаченко Татьяна Алексеевна


















2015год

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-8 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-8 классы./Кузин В.С. - М.: Дрофа, 2007 г.

Программа рассчитана на 35 учебных часов по 1 часу в неделю, в том числе:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 14 часов

  • Рисование на темы - 6 часов

  • Декоративная работа - 12 часов

  • Рисование по памяти и представлению - 2 часа

  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 1 час

Для реализации рабочей программы использованы учебные и дополнительные пособия:

- Кузин В.С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе/ В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004;

- Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом: практический курс. - М.; 2006;

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цель обучения: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  1. развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  1. формировать понимание красоты, гармонии цветового богатства действительности;

  2. способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  1. способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  1. воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  2. ознакомить с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.










Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство»

к концу первого года обучения

В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен знать/понимать:

  1. отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

  2. первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);

  3. особенности симметричной и асимметричной композиции;

  4. простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

  5. простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

  6. общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.), особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;

  7. памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;

  8. художественная жизнь родного края.

уметь

  1. Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;

  2. Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов;

  3. Доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;

  4. Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;

  5. Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

  6. Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

  7. Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

  8. Соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.




Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности (9 ч) « Б, В, А» (ПОН, ЧЕТВ. ПЯТН)

1

Цветовой круг.

1

Различают разнообразные возможности художественных материалов.

Анализируют различные оттенки разных сочетаний,

Создают при смешивании красок необходимые оттенки цветов.

Творчески используют особенности различных материалов в собственной работе.

Б- 07 .09.15

В-03.09.15

А-04.09.15

2

Урок-экскурсия в осенний парк.

1

Эмоционально выражают свое отношение, дают эстетическую оценку окружающему.

Описывают зримый мир, перспективу.

Подбирают репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги, альбомы.

14.09.15

10.09.15

11.09.15

3

4

«Декоративный цветок».

2

Учатся любоваться красотой, яркостью различных садовых цветов.

Творчески используют для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности выразительные особенности цветов.

Создают при смешивании красок необходимые оттенки цветов.

21.09.15

17.09.15

18.09.15


2809.15

24.09.15

25.09.15

5

Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы».

1

Творчески используют особенности различных материалов в собственной работе.

Совершенствуют графические навыки, глазомер.


05.10.15

01.10.15

02.10.15

6

«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти

1

Эмоционально выражают свое отношение, дают эстетическую оценку окружающему.

Наблюдают, анализируют, описывают зримый мир, перспективу.

Применяют правила перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению)

12.10.15

08.10.15

09.10.15

7

Рисование фруктов, овощей.

1

Анализируют особенности формы овощей и фруктов. Создают самостоятельные варианты композиционного решения вопроса. Выделяют величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив.

19.10.15

15.10.15

16.10.15

8

Хохлома. «Золотые узоры».

1

Эмоционально воспринимают, выражают свое отношение, эстетически оценивают произведения Хохломы, Гжели, Полхов-Майдан, Жостово, Городец и другие.

Создают композицию росписи в единстве с формой, используя основные элементы узоров.

26.10.15

22.10.15

23.10.15

9

Рисуем отгадки к народным загадкам.

1

Анализируют устное народное творчество, дают ему оценку. Соотносят особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Выполняют задание

26.10.15

29.10.15

30.10.15

Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. Особенности анималистического и мультипликационного жанров (7 ч)

10

11

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

2

Проявляют себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находят общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства. Объясняют ценность уникального искусства как живой традиции. Осуществляют собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Б-

В-12.11.15

А-13.11.15

16.11.15

19.11.15

20.11.15

12

Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных

1

Размышляют, рассуждают об истоках возникновения анималистического жанра в искусстве. Сравнивают, оценивают форму, декор героев-животных. Овладевают приемами рисования героев-животных в литературе, сказок, загадок.

23.11.15

26.11.15

27.11.15


13

Мультипликационные герои

1

Составляют разговор о мультипликации, о художниках-мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов.

Сравнивают различные способы создания мультфильмов.

Осваивают приемы рисования карандашом.

Создают композицию в процессе практической творческой работы.

30.11.15

03.12.15

04.12.15

14

15

Раппорт ткани.

2

Эмоционально воспринимают, выражают свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Создают композицию с помощью раппорта в единстве с формой, используя основные элементы декоративного узора.

07.12.15

10.12.15

11.12.15


14.12.15

17.12.15

18.12.15

16

Веселый Дед мороз

1

Эмоционально воспринимают, выражают свое отношение, эстетически оценивают проделанную работу. Определяют характерные особенности техники аппликации из бумаги. Осваивают основные приемы работы с бумагой.

Создают композицию.

Б-21.12.15

Б(28.12.15)

24.12.15

25.12.15

Р. 3. Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика. Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности (10 ч)

17

18

Гравюра на картоне (по аппликации).

2

Эмоционально воспринимают, выражают свое отношение, эстетически оценивают проделанную работу и сравнивают её с работами других.

Осваивают основные приемы выполнения гравюры.

Создают фрагменты и целостные законченные элементы графики.

Б-

В-14.01.16

А-15.01.16


Б-18.01.16

21.01.16

22.01.16

19

Работа в технике «Граттаж».

2

Сравнивают возможности художественных техник.

Осознают взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов.

Составляют сюжетный рисунок процарапыванием

по теме «Животные зимнего леса».

Участвуют в презентации выставочных работ.

25.01.16

28.01.16

29.01.16



01.02.16

04.02.16

05.02.16


20

Наброски с натуры фигуры человека.

1

Анализируют пропорции, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, объемной формы.

Совершенствуют умения последовательного ведения работы.

Выявлять особенности анатомического строения фигуры человека.

Изображают фигуру человека в движении.

08.02.16

11.02.16

12.02.16


21

Русские богатыри.

1

Участвуют в диалоге о героическом прошлом нашей Родины.

Создают выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Анализируют образы богатырей.

Находят в образах богатырей народное понимание богатырской силы, благородства и мужества.

Проводят анализ архитектуры старинных русских городов.


15.02.16

18.02.16

19.02.16


22

Транспорт.

1

Анализируют форму сложного объекта до простейших форм

Участвуют в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала.

Владеют практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств.

Собирают отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. веду­т работу по принципу «от простого ­к сложному».

22.02.16

25.02.16

26.02.16

23

24


Натюрморт из 2-3 геометрических тел.

2

Укрепляют меж предметные связи (математика, естествознание).

Знакомятся с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью.

Сравнивают, сопоставляют и анализируют геометрическую форму предметов.

Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений.

Создают композицию из геометрических форм.

Передают освещение предметов в работе с натуры и по представлению.

Изображают с натуры и по представлению учебные натюрморты, решают в них поставленные задачи.

29.02.16

03.03.16

04.03.16


07.03.16

10.03.16

11.03.16


25

26

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей.

2

Участвуют в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме.

Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений.

Создают композицию из геометрических форм, фруктов и овощей.

Используют возможность цвета.

Применяют цветовой контраст, теплый и холодный колорит.

Проводят цветовой анализ предметов.

Сравнивают конструкцию и светотень предметов.

14.03.16

17.03.16

18.03.16


Раздел 4. Изображение с натуры и по представлению различных предметов. Создание иллюстраций к литературным произведениям. Портрет (9 ч)

27

28

Наброски модели домика с натуры.

2

Сравнивают с аналогичными формами в окружающей действительности.

Анализируют геометрические формы.

Осуществляют меж предметные связи с математикой.

Создают линейную перспективу.

Отличают её особенности - линию горизонта, уровень горизонта, точку зрения, точку схода, фронтальную и угловую перспективу.

Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности.

28.03.16

31.03.16

01.04.16


04.04.16

07.04.16

08.04.16

29

Старинный терем.

1

Анализируют форму (объемную и плоскую).

Распознают и систематизируют зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизируют его по соци­ально-стилевым признакам.

Ведут диалог об особенностях русской архитектуры, основных материала этого вида искусства.

Создают в творческой работе художественный образ исторического или фантастического терема.

11.04.16

14.04.16

15.04.16

30

Буквица.

1

Применяют на практике свойства изменения цвета при смешивании.

Выявляют и называют характерные особенности различных видов шрифтов.

Различают различные виды письма (пиктографию, идеографию, слоговая, буквенно-звуковая).

Учатся выполнять буквицу в технике русской вязи.

Используют в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством

18.04.15

21.04.16

22.04.16

31

32

Иллюстрация к сказке П. Ершова

«Конёк-Горбунок».

2

Собирают отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. ведут работу по принципу «от простого ­к сложному».

Сравнивают и выбирают различные по характеру мазки для передачи эмоционального состояния, содержания и фактуры изображаемого.

Передают художественный замысел через форму, пластику с помощью холодных и теплых оттенков, собственно выбранному материалу.

25.04.16

28.04.16

29.04.16


02.05.16

05.05.15

06.05.16

33

34

Портрет в скульптуре.

2

Разрабатывают, создают модели с натуры с помощью лепки.

Отличают скульптуру от других видов искусства

Создают средствами скульптуры образ человека.

Участвуют в подготовке итоговой выставки творческих работ.

09.05.16

12.05.16

13.05.16


16.05.16

19.05.16

20.05.16

35

Четыре разных портрета.

1

Изучают пропорции и мимику лица; нахождение координатных точек лица (опорных).

Пользуются принципами обобщения в процессе выполнения практической работы. Собирают отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному»

23.05.16

26.05.16

27.05.16

Содержание программы

по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

Виды занятий:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 14 часов

  • Рисование на темы - 6 часов

  • Декоративная работа - 12 часов

  • Рисование по памяти и представлению - 2 часа

  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 1 час

Раздел 1: «Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности» 9 часов

  • Цветовой круг.

  • Урок-экскурсия в осенний парк.

  • «Декоративный цветок».

  • Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы».

  • «Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти

  • Рисование фруктов, овощей.

  • Хохлома. «Золотые узоры».

  • Рисуем отгадки к народным загадкам.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

  • Для самостоятельной творческой деятельности;

  • Для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • Для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • Для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.

Раздел 2: «Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. Особенности анималистического и мультипликационного жанров» 7 часов

  • Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

  • Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных

  • Мультипликационные герои

  • Раппорт ткани.

  • Веселый Дед мороз

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

  • Для самостоятельной творческой деятельности;

  • Для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • Для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • Для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.

Раздел 3: «Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика. Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности» 10 часов

  • Гравюра на картоне (по аппликации).

  • Работа в технике «Граттаж».

  • Наброски с натуры фигуры человека.

  • Русские богатыри.

  • Транспорт.

  • Натюрморт из 2-3 геометрических тел.

  • Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

  • Для самостоятельной творческой деятельности;

  • Для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • Для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • Для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.

Раздел 4: «Изображение с натуры и по представлению различных предметов. Создание иллюстраций к литературным произведениям. Портрет» 9 часов

  • Наброски модели домика с натуры.

  • Старинный терем.

  • Буквица.

  • Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок».

  • Портрет в скульптуре.

  • Четыре разных портрета.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

  • Для самостоятельной творческой деятельности;

  • Для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • Для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • Для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.











Содержание учебного предмета


  1. Цветовой круг (1 час - практическая работа)

Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Задание: выполнить акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо

Материалы: краски, кисти, баночки с водой.

Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближение цвета», Подборки оттенков разных сочетаний, видео.

Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге

2. Экскурсия в осенний парк. (1 час - урок-наблюдение)

Цели и задачи: наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе.

Задание: Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги и альбомы.

Литературный ряд: стихи об осенней природе, осени.

3-4. «Декоративный цветок». (2 часа - практическая работа)

Цели и задачи: учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, графических навыков; развитие художественного вкуса, наблюдательности, развитие бережного отношения к природе; эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей; межпредметная связь (чтение, биология)

Задание: Выполнить стилизованный рисунок цветка

Материалы: альбом, краски, букеты цветов, открытки.

Зрительный ряд: японская, китайская графика (растения), Т.Яблонская «На окне весна»; К.Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой»; А.Герасимов «После дождя» Мокрая терраса», «Натюрморт полевые цветы», «Роза», «Полевой букет»,авторские работы художников, детские рисунки.

5. Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы».. (1 час - тренировочные упражнения.

Цели и задачи: совершенствование графических навыков, развитие воображение, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, товарищества, развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей

Материалы: акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты (подстелить), для учителя методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».

6. Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. (1 час - практическая работа)

Цели и задачи: изучение строения дерева, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком», обобщений впечатлений учащихся от экскурсии в парк

Задание: Нарисовать рисунок осеннего дерева.

Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой, листья деревьев..

Зрительный ряд: И.Шишкин «Лесные дали», «Осень», В.Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцеве», И.Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща»

Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень», загадки и стихи о деревьях

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года».

7. Рисование фруктов и овощей. (1 час - практическая работа).

Цели и задачи: получение смешанных цветов на палитре, развитие творческих способностей, развитие стимулов к учебе, самоконтроля,

Задание: выполнить натюрморт под руководством учителя

Материал: простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: фотографии, открытки с фруктами и овощами, репродукции: Стожаров «Чай с калачами», «Квас», Хруцкий «Натюрморт с братиной», «Цветы и плоды», И.Машков «Фрукты на блюдце».

8. Хохлома. «Золотые узоры». Декоративная роспись кухонной разделочной доски ( 1 час - практическая работа)

Цели и задачи: провести викторину-путешествие по местам народных промыслов с опорой на выставку, сходство и отличие, выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации, формирование понятий об орнаменте и его элементах, развитие образного представления, фантазии, навыки деления на равные части, эмоциональная разрядка, воспитание коллективистических качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Задание: выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи.

Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово, Палеха и др.

9. Рисуем отгадки к народным загадкам. (1 час - практическая работа).

Цели и задачи: знакомство с устным народным творчеством, грамотное владение композицией, линией, цветом, развитие ассоциативного мышления

Задание: проиллюстрировать загадки

Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Литературный ряд: загадки

10-11. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. (2 часа - практическая работа).

Цели и задачи: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством, Скопин, Опошня; формирование понятий об элементах орнамента, его видах

Задание: 10 урок: сделать три декоративные полосы (фризов) из трех пар контрастных цветов.

11 урок: выполнить эскиз декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда

Материал: простой карандаш, ластик, краски (гуашь, акварель), кисти, баночки с водой.

Зрительный ряд: фотографии изделий художественных промыслов, сами изделия

12. «Рыжий кот». Рисование с натуры домашних животных. (1 час - практическая работа)

Цели и задачи: знакомство с анималистическом жанром в искусстве, художники-анималисты; совершенствование своего умения рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении, герои-животные в литературе, устном народном творчестве (сказки, загадки), общее и индивидуальное в строении тела животных

Задание: выполнить рисунок животного под руководством учителя, используя графические художественные материалы.

Материалы: простой карандаш, ластик, сувениры, бумага.

Зрительный ряд: рисунки методического фонда учащихся, ДШИ, работы Ватагина, Е.Чарушина, В.Серова, Леонардо да Винчи, П.Клодтта, К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», репродукции конных памятников.

Литературный ряд: загадки , стихи, отрывки из литературных произведений

13. Мультипликационные герои ( 1 час - практическая работа)

Цели и задачи: разговор о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов; развитие графических умений и навыков; развитие образного представления, фантазии, эмоциональная разрядка; воспитание коллективистких качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности

Задание: выбрать любимого мультгероя, нарисовать его.

Материалы: альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с геоями мультфильмов, детские книги.

Зрительный ряд: иллюстрации , книги о мультиликации

Литературный ряд: загадки

14. Веселый Дед Мороз (1 час - практическая работа).

Цели и задачи: овладение техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов; развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом; воспитание эмоциональной отзывчивости, чувства, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка

Задание: выполнить аппликацию под руководством учителя.

Материалы: открытки новогодние, бумага, цветная, вата, мишура, клей ПВА, ножницы.

15. Раппорт ткани. (2 часа - практическая работа).

Цели и задачи: овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, воспитание художественного вкуса, творческих способностей, изобразительных навыков

Задание: изготовить шаблон, трафарет и оформить рисунок с спользованием раппорта

Материалы: кусочки ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, темпера, клей ПВА, куски белой ткани или бумаги.

Зрительный ряд: фотографии и репродукции о создании тканей

16-17. Гравюра на картоне (1 час - практическая работа).

Цели и задачи: знакомство с тиражной графикой, межпредметные связи (лит-ра, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, развитие стимулов к учебе.

Задание: выполнить эскиз, вырезать заготовки деталей из картона, наклеить (техника аппликации), нанести краску, отпрессовать и получить лист отпечаток

Материалы: альбомные листы, тонкий картон, клей ПВА, кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-поролон

Зрительный ряд: авторские работы детей, Дюрер «Кролик», И.Билибин - иллюстрации к русским народным сказкам

18-19. Работа в технике «граттаж» (2 час - практическая работа).

Цели и задачи: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; межпредметные связи (лит-ра, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, стимулов к учебе; освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха

Задание: выполнить графические упражнения карандашом .

Материал: простой карандаш, ластик, бумага, желток, черная тушь или гуашь, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, вязальные спицы.

Зрительный ряд: черно-белые фотографии, пейзажи; репродукции печатной графики, методические таблицы

20. Наброски с фигуры человека (1 час - практическая работа)

Цели и задачи: анализ пропорций, конструктивно-анатомичского строения фигуры человека, объемной формы; тоновая и цветовая разработка формы, совершенствование умений последовательного ведения работы; формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека

Задание: выполнить рисунок-набросок фигуры человека (1-2 наброска по 15-20 минут каждый)

Материал: простой карандаш, бумага (белая).

Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.; методические таблицы (скелет, мышечная система, пропорции людей разного возраста)

21. Русские богатыри. (1 час - практическая работа)

Цели и задачи: воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине, творческое восприятие мира, творческий подход к работе, совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков; межпредметные связи (музыка, лит-ра, история, география)

Задание: выполнить композицию на тему дополняя аппликацией.

Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: М.Врубель «Богатырь», «Микула Селянинович», Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», Вучетич «Родина- мать зовет!», П.Корин «Александр Невский», А.Бубков «Утро на Куликовском поле»; фотографии Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля

Музыкальный ряд: Глинка «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», А.Бородин «Богатырская симфония, 1 -я часть; песня ВОВ «Вставай страна огромная»»

22. Транспорт. (1 час - практическая работа).

Цели и задачи: знакомство с техникой, машинами; рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели; анализ формы сложного объекта до простейших форм, его составляющих; закрепление полученных ранее знаний по рисованию предметов прямоугольной формы, расположенных под углом к рисующему.

Задание: самостоятельно сделать наброски автомашины (основные формы кузова, колес, прорисовывание деталей).

Материал: модели машин, карандаш, акварель, фотографии и иллюстрации с машинами

Зрительный ряд: В. Васнецов «Ковер-самолет», «Иван -царевич на сером волке»

23-24. Натюрморт из геометрических тел. (2 час - практическая работа).

Цели и задачи: знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема; понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения; рисование от общего к деталям, развитие памяти, умения комбинировать детали; укрепление межпредметных связей (математика, естествознание)

Задание: на 23 уроке выполнить сквозную прорисовку и начальный этап светотени, на 24 - выполнить штриховку.

Материал: простой карандаш, ластик, бумага.

Зрительный ряд: методические таблицы

25-26. Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей (2 часа - практическая работа)

Цели и задачи: рисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, призма, коробок и др.); первоначальные сведения о форме предметов; простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементов цветоведения; рисование с натуры, доступными графическим средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, уметь сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; использовать возможности цвета, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит

Задание: рисунок натюрморта (композиция, первоначальная передача светотеней, цвета, подробная проработка рисунка) в технике гризайль или живопись.

Материал: простой карандаш, ластик, бумага.

Зрительный ряд: методические таблицы «Этапы рисования с натуры геометрических тел»

27-28. Наброски с натуры модели домика. (2 часа - практическая работа).

Цели и задачи: формирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (мебель, здания, коробки и т.п.); сообщение простейших сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая перспективы; межпредметные связи - анализ геометрических форм в математике

Задание: сделать наброски с модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика..

Материал: бумага, карандаш, методические таблицы «Последовательность рисования призмы, коробки, ящика», проволочные модели призм, кубов

Зрительный ряд: репродукции с четким изображением предметов призматической формы, фотографии изделий (шкатулки, мебель, здания) в угловой перспективе и перспективных изменениях, И.Левитан «Осенний день. Сокольники», И.Репин «Невский проспект», А.Веницианов «Гумно», В.Маковский «В мастерской художника»

29. Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур(1 час - практическая работа).

Цели и задачи: развитие зрительной памяти и вображения, формировании умения рисовать по представлению; беседа об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида искусства; умение анализировать фрму (объемную и плоскую); конструировать

Задание: выполнить рисунок старинного терема с использованием геометрических фигур

Материал: альбом, карандаш, тушь, геометрические тела (кубики, пирамидки, спичечные коробки и т.п.), фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами (чтобы просматривалась конструкция)-Кижи, крепостная Москва, репродукции живописных сооружений, геометрические тела, строительный конструктор.

Зрительный ряд: репродукции картин художников В.Суриков «Утро стрлецкой казни», А.Лентулова «Собор Василия Блаженного», В.Васнецов «Картины о старой Москве».

30. Буквица. (1 час- практическая работа)

Цели и задачи: рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений, навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности, творческое восприятие мира, творческий подход к работе; межпредметные связи (история, лит-ра)

Задание: Написать печатными буквами текст загадки или пословицы, украсив ее первой буквой - «буквицей».

Материал: таблицы, доска, мел, бумага, карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка.

31-32. Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (2 часа - практическая работа)

Цели и задачи: освоение закономерностей композиции, основ цветоведения; знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказочников (Билибин, Васнецовы, Врубель и др.); знакомство с книжной графикой как разновидностью графики.

Задание: выполнить эскиз карандашом, работа красками.

Материал: альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти

Зрительный ряд: репродукции народных лубков, книга Ершова П. с иллюстрациями разных художников, методическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций»

33-34. Портрет (2 часа - практическая работа)

Цели и задачи: лепка с натуры модели, развитие зрительной памяти, глазомера, пространственного мышления; систематизация знаний о скульптуре, отличие ее от других видов изобразительного искусства

Задание: налепить на каркас пластилин, сделать основу голову, закрепить, определить части головы, сформировать нос, губы и т.д

Материал: клеенка, пластилин, стеки, баночки для каркаса (или фольга алюминиевая), ДСП подставка, брусочек 150х20х20, гипсовые головы и модели, методические таблицы «Строение черепа», «Мимические мышцы»

Зрительный ряд: В.Мухина «Рабочий и колхозница», «Портрет доктора А.Замкова», Ж.Гудон «Статуя Вольтера», Микеланджело «Скорчившийся мальчик, Мирон «Дискобол».

35. Четыре разных портрета (по одной схеме (1 час - практическая работа)

Цели и задачи: изучение пропорций и мимики лица; развитие графических навыков и умений; развитие умения найти координатные точки лица (опорные); развитие творческого склада ума, фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления

Задание: под руководством учителя нарисовать по единой схеме заготовки для будущих портретов, каждому лицу придать индивидуальные черты: по возрасту, полу, национальности, настроению, прическе.

Материал: фотографии, рисунки лица (крупным планом), альбомы, банки с водой, кисти, краски, методическая таблица «Мимика».

Зрительный ряд: 3А.Веницианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Рембрандт «Сын Титус за чтением»

5. Формы и средства контроля


  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, самостоятельная работа (вариативная, творческая).

  • Текущий контроль (ответы на вопросы), анализ выполненных работ.

  • Взаимоконтроль: проверка работ по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • Самоконтроль.

  • Фронтальный контроль.

  • Практическая работа.

  • Тестовая работа.

  • Решение кроссвордов и ребусов.

6. Перечень учебно- методических средств обучения

ТСО Слайдопроектор NOWAMAT, DVD, Монитор «kraftwau», Телевизор «Самсунг», Системный блок, экран

Наглядные пособия. Набор гипсовых геометрических тел. Набор муляжей для рисования. Набор муляжей. Ветки фруктов и овощей. Русский орнамент в быту. Русский орнамент в быту. Пример национального орнамента в быту (Белорусский). Узор в квадрате. Элементы цветоведения. Стилизация. Рисование квадрата по точкам схода. Построение рисунка по одной точке схода. Последовательность рисования акварелью. Рисование бидона, кофейника. Построение рисунка комнаты. Последовательность рисования чучела и птицы. Последовательность рисования фигуры человека. Рисование натюрморта из предметов труда. Перспектива круга и квадрата. Рисование кувшина. Рисование скворечника. Последовательность рисования утки Рисование натюрморта Наброски фигуры человека. Рисование кувшина карандашом. Рисование кувшина акварелью. Узор в полосе (ветка вишни). Узор в полосе (ромашка). Дымковская (вятская) глиняная расписная игрушка. Жостовский расписной поднос. Рисование человека с натуры Пейзаж. Комплект цветных Список репродукций:

Юон И.Э. «Мартовское солнце», Левитан И.И «Золотая осень», Бродский И.И. «Опавшие листья», Серов В.А. « Портрет Ермоловой», Репин И.И. « Запорожцы». Набор репродукции Палехская миниатюра. Набор репродукций Русское искусство. Левитан И.И.«Владимирка». Венецианов А.Г. « На пашне. Весна». Васильев Ф.А. «Оттепель». Тропинин В.А. « Портрет сына». Венецианов А.Г. «Захарка» Тропинин В.А.» «Кружевница». Васнецов В.М. « Богатыри». Суриков В.И. «Боярыня Морозова». Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами».Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни». Брюллов К.П. « Последний день Помпеи», Васнецов В.М. «Девочка с персиками». Нестеров М.В. « Портрет академика Павлова». Васнецов В.М. « Ковер-самолет». Греков М.Б. «В отряд к Буденному». Левитан И.И. « Март». Переплетчиков В.В. «Зимой в лесу». Репин И.И. « Царь Иван Васильевич Грозный», «Иван Грозный и сын его Иван». Федотов П.А. «Сватовство майора». Суриков В.И. « Меньшиков в Березове». Венецианов А.Г. «Крестьянская девушка с теленком». Нестеров М.В. «Портрет скульптора Шадра». В.В. Серов «Заросший пруд». Федотов «Сватовство майора».







Основная литература

  1. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 5 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2010;

  2. Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по учебнику;

  3. Коростина Е.А. «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград: Учитель - АСТ, 2006;

  4. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М., 2007;

  5. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 5 кл. - 2-е изд. - М., 2009;

Дополнительная литература


  1. Ломов С.П, Русские живописцы XVIII- XIX веков. М., 2009;

  2. 50 биографий мастеров западноевропейского искусства. - Л., 2009;

  3. 50 биографий мастеров русского искусства. Л., 2008;

  4. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. - М., 2007;

  5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 2008;

  6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 2008.

Библиотека кабинета

Автор, наименование, год издания

1.

Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть I. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

2.

Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть II. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

3.

В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 3 класс, учебник

4.

В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 4 класс, учебник

5.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. Поурочные планы. 5 класс. Волгоград. 2012 г.

6.

Виноградова Г.Г Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.

7.

Шампарова Л.А. Поурочное планирование. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. 1 класс. Волгоград.2012 г.

8.

Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура. - М.: Искусство, 1984.

9.

Некрасов Н.А. Стихи.

10.

Пушкин А.С. Стихи, сказки, поэма «Руслан и Людмила»

11.

Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 1 - 2 классы». Часть 1, II части - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

12.

Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 3 - 4 классы». Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

13.

Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.

14.

Островский Т.С. Перед загадками старых картин.

15.

Коростина Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе». Программа 1 - 4. Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

16.

Кузин В.С, Сиротин В.И. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Москва. «Дрофа», 2000 г.

17.

Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983.

18.

Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы, В.С.Кузин 8 класс. Волгоград. 2006 г..

19.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса. Москва Просвещение 2012г.

20

Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

21.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса. Москва Просвещение 2012г.

22.

Программы восьмилетней школы. Начальные классы (1-3 классы). - М.: Просвещение, 1984.

23.

Программы для средних общеобразовательных учебных заведений с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. - М.: Просвещение, 1992.

24.

Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I-IV). - М.: Просвещение, 1985.

25.

Резникова Е.А. Воронежский областной музей изобразительных искусств: Альбом. - М.: Изобраз. искусство, 1984.

26.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Фак. Пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980.

27.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса. Москва Просвещение 2012г.

28.

Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство родного края и младший школьник. Материалы областного семинара. Воронеж. 2009 г.

29.

Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство и окружающий мир. Программа (1-3 и 1-4 классы). - Воронеж: ВОИПКРО, 1998.

30.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса. Москва Просвещение 2012г.

31.

Губанова Е.Н. Декоративно прикладное искусство Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2003 г.

32.

Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству для 6- 7 - 8 классов. Москва. «ВАКО». 2012 г.

33.

Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.

34.

Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 5-8 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.

35

Стандарты второго поколения. 2011г. Примерные программы по учебным предметам ИЗО 5-7 классы, Музыка 5-7 классы, Искусство 8-9 классы. Москва «Просвещение».2010 г.


© 2010-2022