- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа ИЗО 5класс
Рабочая программа ИЗО 5класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чумаченко Т.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________ Чумаченко Т.А.
Протокол № ___________
от «____»________ 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора
лицея по УВР
__________ Орищенко Н.С.
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ лицей № 4
г. Россоши
___________ Хиценко А.И.
Приказ № _______________
от «___»___________ 2015 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
в 5-х классах
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Чумаченко Татьяна Алексеевна
2015год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-8 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-8 классы./Кузин В.С. - М.: Дрофа, 2007 г.
Программа рассчитана на 35 учебных часов по 1 часу в неделю, в том числе:
-
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 14 часов
-
Рисование на темы - 6 часов
-
Декоративная работа - 12 часов
-
Рисование по памяти и представлению - 2 часа
-
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 1 час
Для реализации рабочей программы использованы учебные и дополнительные пособия:
- Кузин В.С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе/ В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004;
- Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом: практический курс. - М.; 2006;
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цель обучения: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
-
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
формировать понимание красоты, гармонии цветового богатства действительности;
-
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
-
ознакомить с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство»
к концу первого года обучения
В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен знать/понимать:
-
отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
-
первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);
-
особенности симметричной и асимметричной композиции;
-
простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
-
простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
-
общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.), особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;
-
памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;
-
художественная жизнь родного края.
уметь
-
Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;
-
Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов;
-
Доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;
-
Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;
-
Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;
-
Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
-
Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
-
Соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
-
художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
-
знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
-
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
-
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
1
2
3
4
5
6
Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности (9 ч) « Б, В, А» (ПОН, ЧЕТВ. ПЯТН)
1
Цветовой круг.
1
Различают разнообразные возможности художественных материалов.
Анализируют различные оттенки разных сочетаний,
Создают при смешивании красок необходимые оттенки цветов.
Творчески используют особенности различных материалов в собственной работе.
Б- 07 .09.15
В-03.09.15
А-04.09.15
2
Урок-экскурсия в осенний парк.
1
Эмоционально выражают свое отношение, дают эстетическую оценку окружающему.
Описывают зримый мир, перспективу.
Подбирают репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги, альбомы.
14.09.15
10.09.15
11.09.15
3
4
«Декоративный цветок».
2
Учатся любоваться красотой, яркостью различных садовых цветов.
Творчески используют для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности выразительные особенности цветов.
Создают при смешивании красок необходимые оттенки цветов.
21.09.15
17.09.15
18.09.15
2809.15
24.09.15
25.09.15
5
Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы».
1
Творчески используют особенности различных материалов в собственной работе.
Совершенствуют графические навыки, глазомер.
05.10.15
01.10.15
02.10.15
6
«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти
1
Эмоционально выражают свое отношение, дают эстетическую оценку окружающему.
Наблюдают, анализируют, описывают зримый мир, перспективу.
Применяют правила перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению)
12.10.15
08.10.15
09.10.15
7
Рисование фруктов, овощей.
1
Анализируют особенности формы овощей и фруктов. Создают самостоятельные варианты композиционного решения вопроса. Выделяют величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив.
19.10.15
15.10.15
16.10.15
8
Хохлома. «Золотые узоры».
1
Эмоционально воспринимают, выражают свое отношение, эстетически оценивают произведения Хохломы, Гжели, Полхов-Майдан, Жостово, Городец и другие.
Создают композицию росписи в единстве с формой, используя основные элементы узоров.
26.10.15
22.10.15
23.10.15
9
Рисуем отгадки к народным загадкам.
1
Анализируют устное народное творчество, дают ему оценку. Соотносят особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Выполняют задание
26.10.15
29.10.15
30.10.15
Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. Особенности анималистического и мультипликационного жанров (7 ч)
10
11
Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.
2
Проявляют себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находят общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства. Объясняют ценность уникального искусства как живой традиции. Осуществляют собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Б-
В-12.11.15
А-13.11.15
16.11.15
19.11.15
20.11.15
12
Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных
1
Размышляют, рассуждают об истоках возникновения анималистического жанра в искусстве. Сравнивают, оценивают форму, декор героев-животных. Овладевают приемами рисования героев-животных в литературе, сказок, загадок.
23.11.15
26.11.15
27.11.15
13
Мультипликационные герои
1
Составляют разговор о мультипликации, о художниках-мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов.
Сравнивают различные способы создания мультфильмов.
Осваивают приемы рисования карандашом.
Создают композицию в процессе практической творческой работы.
30.11.15
03.12.15
04.12.15
14
15
Раппорт ткани.
2
Эмоционально воспринимают, выражают свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Создают композицию с помощью раппорта в единстве с формой, используя основные элементы декоративного узора.
07.12.15
10.12.15
11.12.15
14.12.15
17.12.15
18.12.15
16
Веселый Дед мороз
1
Эмоционально воспринимают, выражают свое отношение, эстетически оценивают проделанную работу. Определяют характерные особенности техники аппликации из бумаги. Осваивают основные приемы работы с бумагой.
Создают композицию.
Б-21.12.15
Б(28.12.15)
24.12.15
25.12.15
Р. 3. Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика. Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности (10 ч)
17
18
Гравюра на картоне (по аппликации).
2
Эмоционально воспринимают, выражают свое отношение, эстетически оценивают проделанную работу и сравнивают её с работами других.
Осваивают основные приемы выполнения гравюры.
Создают фрагменты и целостные законченные элементы графики.
Б-
В-14.01.16
А-15.01.16
Б-18.01.16
21.01.16
22.01.16
19
Работа в технике «Граттаж».
2
Сравнивают возможности художественных техник.
Осознают взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов.
Составляют сюжетный рисунок процарапыванием
по теме «Животные зимнего леса».
Участвуют в презентации выставочных работ.
25.01.16
28.01.16
29.01.16
01.02.16
04.02.16
05.02.16
20
Наброски с натуры фигуры человека.
1
Анализируют пропорции, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, объемной формы.
Совершенствуют умения последовательного ведения работы.
Выявлять особенности анатомического строения фигуры человека.
Изображают фигуру человека в движении.
08.02.16
11.02.16
12.02.16
21
Русские богатыри.
1
Участвуют в диалоге о героическом прошлом нашей Родины.
Создают выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.
Анализируют образы богатырей.
Находят в образах богатырей народное понимание богатырской силы, благородства и мужества.
Проводят анализ архитектуры старинных русских городов.
15.02.16
18.02.16
19.02.16
22
Транспорт.
1
Анализируют форму сложного объекта до простейших форм
Участвуют в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала.
Владеют практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств.
Собирают отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. ведут работу по принципу «от простого к сложному».
22.02.16
25.02.16
26.02.16
23
24
Натюрморт из 2-3 геометрических тел.
2
Укрепляют меж предметные связи (математика, естествознание).
Знакомятся с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью.
Сравнивают, сопоставляют и анализируют геометрическую форму предметов.
Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений.
Создают композицию из геометрических форм.
Передают освещение предметов в работе с натуры и по представлению.
Изображают с натуры и по представлению учебные натюрморты, решают в них поставленные задачи.
29.02.16
03.03.16
04.03.16
07.03.16
10.03.16
11.03.16
25
26
Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей.
2
Участвуют в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме.
Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений.
Создают композицию из геометрических форм, фруктов и овощей.
Используют возможность цвета.
Применяют цветовой контраст, теплый и холодный колорит.
Проводят цветовой анализ предметов.
Сравнивают конструкцию и светотень предметов.
14.03.16
17.03.16
18.03.16
Раздел 4. Изображение с натуры и по представлению различных предметов. Создание иллюстраций к литературным произведениям. Портрет (9 ч)
27
28
Наброски модели домика с натуры.
2
Сравнивают с аналогичными формами в окружающей действительности.
Анализируют геометрические формы.
Осуществляют меж предметные связи с математикой.
Создают линейную перспективу.
Отличают её особенности - линию горизонта, уровень горизонта, точку зрения, точку схода, фронтальную и угловую перспективу.
Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности.
28.03.16
31.03.16
01.04.16
04.04.16
07.04.16
08.04.16
29
Старинный терем.
1
Анализируют форму (объемную и плоскую).
Распознают и систематизируют зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизируют его по социально-стилевым признакам.
Ведут диалог об особенностях русской архитектуры, основных материала этого вида искусства.
Создают в творческой работе художественный образ исторического или фантастического терема.
11.04.16
14.04.16
15.04.16
30
Буквица.
1
Применяют на практике свойства изменения цвета при смешивании.
Выявляют и называют характерные особенности различных видов шрифтов.
Различают различные виды письма (пиктографию, идеографию, слоговая, буквенно-звуковая).
Учатся выполнять буквицу в технике русской вязи.
Используют в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством
18.04.15
21.04.16
22.04.16
31
32
Иллюстрация к сказке П. Ершова
«Конёк-Горбунок».
2
Собирают отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. ведут работу по принципу «от простого к сложному».
Сравнивают и выбирают различные по характеру мазки для передачи эмоционального состояния, содержания и фактуры изображаемого.
Передают художественный замысел через форму, пластику с помощью холодных и теплых оттенков, собственно выбранному материалу.
25.04.16
28.04.16
29.04.16
02.05.16
05.05.15
06.05.16
33
34
Портрет в скульптуре.
2
Разрабатывают, создают модели с натуры с помощью лепки.
Отличают скульптуру от других видов искусства
Создают средствами скульптуры образ человека.
Участвуют в подготовке итоговой выставки творческих работ.
09.05.16
12.05.16
13.05.16
16.05.16
19.05.16
20.05.16
35
Четыре разных портрета.
1
Изучают пропорции и мимику лица; нахождение координатных точек лица (опорных).
Пользуются принципами обобщения в процессе выполнения практической работы. Собирают отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному»
23.05.16
26.05.16
27.05.16
Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс
Виды занятий:
-
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 14 часов
-
Рисование на темы - 6 часов
-
Декоративная работа - 12 часов
-
Рисование по памяти и представлению - 2 часа
-
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 1 час
Раздел 1: «Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности» 9 часов
-
Цветовой круг.
-
Урок-экскурсия в осенний парк.
-
«Декоративный цветок».
-
Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы».
-
«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти
-
Рисование фруктов, овощей.
-
Хохлома. «Золотые узоры».
-
Рисуем отгадки к народным загадкам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Для самостоятельной творческой деятельности;
-
Для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
Для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
Для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Раздел 2: «Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. Особенности анималистического и мультипликационного жанров» 7 часов
-
Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.
-
Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных
-
Мультипликационные герои
-
Раппорт ткани.
-
Веселый Дед мороз
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Для самостоятельной творческой деятельности;
-
Для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
Для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
Для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Раздел 3: «Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика. Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности» 10 часов
-
Гравюра на картоне (по аппликации).
-
Работа в технике «Граттаж».
-
Наброски с натуры фигуры человека.
-
Русские богатыри.
-
Транспорт.
-
Натюрморт из 2-3 геометрических тел.
-
Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Для самостоятельной творческой деятельности;
-
Для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
Для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
Для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Раздел 4: «Изображение с натуры и по представлению различных предметов. Создание иллюстраций к литературным произведениям. Портрет» 9 часов
-
Наброски модели домика с натуры.
-
Старинный терем.
-
Буквица.
-
Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок».
-
Портрет в скульптуре.
-
Четыре разных портрета.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Для самостоятельной творческой деятельности;
-
Для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
Для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
Для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Содержание учебного предмета
-
Цветовой круг (1 час - практическая работа)
Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.
Задание: выполнить акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо
Материалы: краски, кисти, баночки с водой.
Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближение цвета», Подборки оттенков разных сочетаний, видео.
Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге
2. Экскурсия в осенний парк. (1 час - урок-наблюдение)
Цели и задачи: наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе.
Задание: Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги и альбомы.
Литературный ряд: стихи об осенней природе, осени.
3-4. «Декоративный цветок». (2 часа - практическая работа)
Цели и задачи: учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, графических навыков; развитие художественного вкуса, наблюдательности, развитие бережного отношения к природе; эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей; межпредметная связь (чтение, биология)
Задание: Выполнить стилизованный рисунок цветка
Материалы: альбом, краски, букеты цветов, открытки.
Зрительный ряд: японская, китайская графика (растения), Т.Яблонская «На окне весна»; К.Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой»; А.Герасимов «После дождя» Мокрая терраса», «Натюрморт полевые цветы», «Роза», «Полевой букет»,авторские работы художников, детские рисунки.
5. Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы».. (1 час - тренировочные упражнения.
Цели и задачи: совершенствование графических навыков, развитие воображение, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, товарищества, развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей
Материалы: акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты (подстелить), для учителя методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».
6. Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. (1 час - практическая работа)
Цели и задачи: изучение строения дерева, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком», обобщений впечатлений учащихся от экскурсии в парк
Задание: Нарисовать рисунок осеннего дерева.
Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой, листья деревьев..
Зрительный ряд: И.Шишкин «Лесные дали», «Осень», В.Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцеве», И.Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща»
Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень», загадки и стихи о деревьях
Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года».
7. Рисование фруктов и овощей. (1 час - практическая работа).
Цели и задачи: получение смешанных цветов на палитре, развитие творческих способностей, развитие стимулов к учебе, самоконтроля,
Задание: выполнить натюрморт под руководством учителя
Материал: простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: фотографии, открытки с фруктами и овощами, репродукции: Стожаров «Чай с калачами», «Квас», Хруцкий «Натюрморт с братиной», «Цветы и плоды», И.Машков «Фрукты на блюдце».
8. Хохлома. «Золотые узоры». Декоративная роспись кухонной разделочной доски ( 1 час - практическая работа)
Цели и задачи: провести викторину-путешествие по местам народных промыслов с опорой на выставку, сходство и отличие, выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации, формирование понятий об орнаменте и его элементах, развитие образного представления, фантазии, навыки деления на равные части, эмоциональная разрядка, воспитание коллективистических качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Задание: выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи.
Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово, Палеха и др.
9. Рисуем отгадки к народным загадкам. (1 час - практическая работа).
Цели и задачи: знакомство с устным народным творчеством, грамотное владение композицией, линией, цветом, развитие ассоциативного мышления
Задание: проиллюстрировать загадки
Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Литературный ряд: загадки
10-11. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. (2 часа - практическая работа).
Цели и задачи: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством, Скопин, Опошня; формирование понятий об элементах орнамента, его видах
Задание: 10 урок: сделать три декоративные полосы (фризов) из трех пар контрастных цветов.
11 урок: выполнить эскиз декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда
Материал: простой карандаш, ластик, краски (гуашь, акварель), кисти, баночки с водой.
Зрительный ряд: фотографии изделий художественных промыслов, сами изделия
12. «Рыжий кот». Рисование с натуры домашних животных. (1 час - практическая работа)
Цели и задачи: знакомство с анималистическом жанром в искусстве, художники-анималисты; совершенствование своего умения рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении, герои-животные в литературе, устном народном творчестве (сказки, загадки), общее и индивидуальное в строении тела животных
Задание: выполнить рисунок животного под руководством учителя, используя графические художественные материалы.
Материалы: простой карандаш, ластик, сувениры, бумага.
Зрительный ряд: рисунки методического фонда учащихся, ДШИ, работы Ватагина, Е.Чарушина, В.Серова, Леонардо да Винчи, П.Клодтта, К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», репродукции конных памятников.
Литературный ряд: загадки , стихи, отрывки из литературных произведений
13. Мультипликационные герои ( 1 час - практическая работа)
Цели и задачи: разговор о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов; развитие графических умений и навыков; развитие образного представления, фантазии, эмоциональная разрядка; воспитание коллективистких качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности
Задание: выбрать любимого мультгероя, нарисовать его.
Материалы: альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с геоями мультфильмов, детские книги.
Зрительный ряд: иллюстрации , книги о мультиликации
Литературный ряд: загадки
14. Веселый Дед Мороз (1 час - практическая работа).
Цели и задачи: овладение техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов; развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом; воспитание эмоциональной отзывчивости, чувства, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка
Задание: выполнить аппликацию под руководством учителя.
Материалы: открытки новогодние, бумага, цветная, вата, мишура, клей ПВА, ножницы.
15. Раппорт ткани. (2 часа - практическая работа).
Цели и задачи: овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, воспитание художественного вкуса, творческих способностей, изобразительных навыков
Задание: изготовить шаблон, трафарет и оформить рисунок с спользованием раппорта
Материалы: кусочки ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, темпера, клей ПВА, куски белой ткани или бумаги.
Зрительный ряд: фотографии и репродукции о создании тканей
16-17. Гравюра на картоне (1 час - практическая работа).
Цели и задачи: знакомство с тиражной графикой, межпредметные связи (лит-ра, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, развитие стимулов к учебе.
Задание: выполнить эскиз, вырезать заготовки деталей из картона, наклеить (техника аппликации), нанести краску, отпрессовать и получить лист отпечаток
Материалы: альбомные листы, тонкий картон, клей ПВА, кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-поролон
Зрительный ряд: авторские работы детей, Дюрер «Кролик», И.Билибин - иллюстрации к русским народным сказкам
18-19. Работа в технике «граттаж» (2 час - практическая работа).
Цели и задачи: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; межпредметные связи (лит-ра, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, стимулов к учебе; освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха
Задание: выполнить графические упражнения карандашом .
Материал: простой карандаш, ластик, бумага, желток, черная тушь или гуашь, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, вязальные спицы.
Зрительный ряд: черно-белые фотографии, пейзажи; репродукции печатной графики, методические таблицы
20. Наброски с фигуры человека (1 час - практическая работа)
Цели и задачи: анализ пропорций, конструктивно-анатомичского строения фигуры человека, объемной формы; тоновая и цветовая разработка формы, совершенствование умений последовательного ведения работы; формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека
Задание: выполнить рисунок-набросок фигуры человека (1-2 наброска по 15-20 минут каждый)
Материал: простой карандаш, бумага (белая).
Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.; методические таблицы (скелет, мышечная система, пропорции людей разного возраста)
21. Русские богатыри. (1 час - практическая работа)
Цели и задачи: воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине, творческое восприятие мира, творческий подход к работе, совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков; межпредметные связи (музыка, лит-ра, история, география)
Задание: выполнить композицию на тему дополняя аппликацией.
Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: М.Врубель «Богатырь», «Микула Селянинович», Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», Вучетич «Родина- мать зовет!», П.Корин «Александр Невский», А.Бубков «Утро на Куликовском поле»; фотографии Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля
Музыкальный ряд: Глинка «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», А.Бородин «Богатырская симфония, 1 -я часть; песня ВОВ «Вставай страна огромная»»
22. Транспорт. (1 час - практическая работа).
Цели и задачи: знакомство с техникой, машинами; рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели; анализ формы сложного объекта до простейших форм, его составляющих; закрепление полученных ранее знаний по рисованию предметов прямоугольной формы, расположенных под углом к рисующему.
Задание: самостоятельно сделать наброски автомашины (основные формы кузова, колес, прорисовывание деталей).
Материал: модели машин, карандаш, акварель, фотографии и иллюстрации с машинами
Зрительный ряд: В. Васнецов «Ковер-самолет», «Иван -царевич на сером волке»
23-24. Натюрморт из геометрических тел. (2 час - практическая работа).
Цели и задачи: знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема; понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения; рисование от общего к деталям, развитие памяти, умения комбинировать детали; укрепление межпредметных связей (математика, естествознание)
Задание: на 23 уроке выполнить сквозную прорисовку и начальный этап светотени, на 24 - выполнить штриховку.
Материал: простой карандаш, ластик, бумага.
Зрительный ряд: методические таблицы
25-26. Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей (2 часа - практическая работа)
Цели и задачи: рисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, призма, коробок и др.); первоначальные сведения о форме предметов; простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементов цветоведения; рисование с натуры, доступными графическим средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, уметь сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; использовать возможности цвета, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит
Задание: рисунок натюрморта (композиция, первоначальная передача светотеней, цвета, подробная проработка рисунка) в технике гризайль или живопись.
Материал: простой карандаш, ластик, бумага.
Зрительный ряд: методические таблицы «Этапы рисования с натуры геометрических тел»
27-28. Наброски с натуры модели домика. (2 часа - практическая работа).
Цели и задачи: формирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (мебель, здания, коробки и т.п.); сообщение простейших сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая перспективы; межпредметные связи - анализ геометрических форм в математике
Задание: сделать наброски с модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика..
Материал: бумага, карандаш, методические таблицы «Последовательность рисования призмы, коробки, ящика», проволочные модели призм, кубов
Зрительный ряд: репродукции с четким изображением предметов призматической формы, фотографии изделий (шкатулки, мебель, здания) в угловой перспективе и перспективных изменениях, И.Левитан «Осенний день. Сокольники», И.Репин «Невский проспект», А.Веницианов «Гумно», В.Маковский «В мастерской художника»
29. Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур(1 час - практическая работа).
Цели и задачи: развитие зрительной памяти и вображения, формировании умения рисовать по представлению; беседа об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида искусства; умение анализировать фрму (объемную и плоскую); конструировать
Задание: выполнить рисунок старинного терема с использованием геометрических фигур
Материал: альбом, карандаш, тушь, геометрические тела (кубики, пирамидки, спичечные коробки и т.п.), фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами (чтобы просматривалась конструкция)-Кижи, крепостная Москва, репродукции живописных сооружений, геометрические тела, строительный конструктор.
Зрительный ряд: репродукции картин художников В.Суриков «Утро стрлецкой казни», А.Лентулова «Собор Василия Блаженного», В.Васнецов «Картины о старой Москве».
30. Буквица. (1 час- практическая работа)
Цели и задачи: рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений, навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности, творческое восприятие мира, творческий подход к работе; межпредметные связи (история, лит-ра)
Задание: Написать печатными буквами текст загадки или пословицы, украсив ее первой буквой - «буквицей».
Материал: таблицы, доска, мел, бумага, карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка.
31-32. Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (2 часа - практическая работа)
Цели и задачи: освоение закономерностей композиции, основ цветоведения; знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказочников (Билибин, Васнецовы, Врубель и др.); знакомство с книжной графикой как разновидностью графики.
Задание: выполнить эскиз карандашом, работа красками.
Материал: альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти
Зрительный ряд: репродукции народных лубков, книга Ершова П. с иллюстрациями разных художников, методическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций»
33-34. Портрет (2 часа - практическая работа)
Цели и задачи: лепка с натуры модели, развитие зрительной памяти, глазомера, пространственного мышления; систематизация знаний о скульптуре, отличие ее от других видов изобразительного искусства
Задание: налепить на каркас пластилин, сделать основу голову, закрепить, определить части головы, сформировать нос, губы и т.д
Материал: клеенка, пластилин, стеки, баночки для каркаса (или фольга алюминиевая), ДСП подставка, брусочек 150х20х20, гипсовые головы и модели, методические таблицы «Строение черепа», «Мимические мышцы»
Зрительный ряд: В.Мухина «Рабочий и колхозница», «Портрет доктора А.Замкова», Ж.Гудон «Статуя Вольтера», Микеланджело «Скорчившийся мальчик, Мирон «Дискобол».
35. Четыре разных портрета (по одной схеме (1 час - практическая работа)
Цели и задачи: изучение пропорций и мимики лица; развитие графических навыков и умений; развитие умения найти координатные точки лица (опорные); развитие творческого склада ума, фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления
Задание: под руководством учителя нарисовать по единой схеме заготовки для будущих портретов, каждому лицу придать индивидуальные черты: по возрасту, полу, национальности, настроению, прическе.
Материал: фотографии, рисунки лица (крупным планом), альбомы, банки с водой, кисти, краски, методическая таблица «Мимика».
Зрительный ряд: 3А.Веницианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Рембрандт «Сын Титус за чтением»
5. Формы и средства контроля
-
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, самостоятельная работа (вариативная, творческая).
-
Текущий контроль (ответы на вопросы), анализ выполненных работ.
-
Взаимоконтроль: проверка работ по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
-
Самоконтроль.
-
Фронтальный контроль.
-
Практическая работа.
-
Тестовая работа.
-
Решение кроссвордов и ребусов.
6. Перечень учебно- методических средств обучения
ТСО Слайдопроектор NOWAMAT, DVD, Монитор «kraftwau», Телевизор «Самсунг», Системный блок, экран
Наглядные пособия. Набор гипсовых геометрических тел. Набор муляжей для рисования. Набор муляжей. Ветки фруктов и овощей. Русский орнамент в быту. Русский орнамент в быту. Пример национального орнамента в быту (Белорусский). Узор в квадрате. Элементы цветоведения. Стилизация. Рисование квадрата по точкам схода. Построение рисунка по одной точке схода. Последовательность рисования акварелью. Рисование бидона, кофейника. Построение рисунка комнаты. Последовательность рисования чучела и птицы. Последовательность рисования фигуры человека. Рисование натюрморта из предметов труда. Перспектива круга и квадрата. Рисование кувшина. Рисование скворечника. Последовательность рисования утки Рисование натюрморта Наброски фигуры человека. Рисование кувшина карандашом. Рисование кувшина акварелью. Узор в полосе (ветка вишни). Узор в полосе (ромашка). Дымковская (вятская) глиняная расписная игрушка. Жостовский расписной поднос. Рисование человека с натуры Пейзаж. Комплект цветных Список репродукций:
Юон И.Э. «Мартовское солнце», Левитан И.И «Золотая осень», Бродский И.И. «Опавшие листья», Серов В.А. « Портрет Ермоловой», Репин И.И. « Запорожцы». Набор репродукции Палехская миниатюра. Набор репродукций Русское искусство. Левитан И.И.«Владимирка». Венецианов А.Г. « На пашне. Весна». Васильев Ф.А. «Оттепель». Тропинин В.А. « Портрет сына». Венецианов А.Г. «Захарка» Тропинин В.А.» «Кружевница». Васнецов В.М. « Богатыри». Суриков В.И. «Боярыня Морозова». Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами».Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни». Брюллов К.П. « Последний день Помпеи», Васнецов В.М. «Девочка с персиками». Нестеров М.В. « Портрет академика Павлова». Васнецов В.М. « Ковер-самолет». Греков М.Б. «В отряд к Буденному». Левитан И.И. « Март». Переплетчиков В.В. «Зимой в лесу». Репин И.И. « Царь Иван Васильевич Грозный», «Иван Грозный и сын его Иван». Федотов П.А. «Сватовство майора». Суриков В.И. « Меньшиков в Березове». Венецианов А.Г. «Крестьянская девушка с теленком». Нестеров М.В. «Портрет скульптора Шадра». В.В. Серов «Заросший пруд». Федотов «Сватовство майора».
Основная литература
-
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 5 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2010;
-
Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по учебнику;
-
Коростина Е.А. «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград: Учитель - АСТ, 2006;
-
Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М., 2007;
-
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 5 кл. - 2-е изд. - М., 2009;
Дополнительная литература
-
Ломов С.П, Русские живописцы XVIII- XIX веков. М., 2009;
-
50 биографий мастеров западноевропейского искусства. - Л., 2009;
-
50 биографий мастеров русского искусства. Л., 2008;
-
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. - М., 2007;
-
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 2008;
-
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 2008.
Библиотека кабинета
№
Автор, наименование, год издания
1.
Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть I. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
2.
Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть II. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
3.
В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 3 класс, учебник
4.
В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 4 класс, учебник
5.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. Поурочные планы. 5 класс. Волгоград. 2012 г.
6.
Виноградова Г.Г Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.
7.
Шампарова Л.А. Поурочное планирование. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. 1 класс. Волгоград.2012 г.
8.
Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура. - М.: Искусство, 1984.
9.
Некрасов Н.А. Стихи.
10.
Пушкин А.С. Стихи, сказки, поэма «Руслан и Людмила»
11.
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 1 - 2 классы». Часть 1, II части - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
12.
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 3 - 4 классы». Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
13.
Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.
14.
Островский Т.С. Перед загадками старых картин.
15.
Коростина Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе». Программа 1 - 4. Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
16.
Кузин В.С, Сиротин В.И. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Москва. «Дрофа», 2000 г.
17.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983.
18.
Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы, В.С.Кузин 8 класс. Волгоград. 2006 г..
19.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса. Москва Просвещение 2012г.
20
Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
21.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса. Москва Просвещение 2012г.
22.
Программы восьмилетней школы. Начальные классы (1-3 классы). - М.: Просвещение, 1984.
23.
Программы для средних общеобразовательных учебных заведений с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. - М.: Просвещение, 1992.
24.
Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I-IV). - М.: Просвещение, 1985.
25.
Резникова Е.А. Воронежский областной музей изобразительных искусств: Альбом. - М.: Изобраз. искусство, 1984.
26.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Фак. Пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980.
27.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса. Москва Просвещение 2012г.
28.
Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство родного края и младший школьник. Материалы областного семинара. Воронеж. 2009 г.
29.
Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство и окружающий мир. Программа (1-3 и 1-4 классы). - Воронеж: ВОИПКРО, 1998.
30.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса. Москва Просвещение 2012г.
31.
Губанова Е.Н. Декоративно прикладное искусство Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2003 г.
32.
Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству для 6- 7 - 8 классов. Москва. «ВАКО». 2012 г.
33.
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.
34.
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 5-8 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.
35
Стандарты второго поколения. 2011г. Примерные программы по учебным предметам ИЗО 5-7 классы, Музыка 5-7 классы, Искусство 8-9 классы. Москва «Просвещение».2010 г.