Урок ИЗО в 5 классе на тему Образы природы. Осень

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урока ИЗО в 5 классе на тему:
«Образы природы. Осень»

Цели и задачи: совершенствование графических навыков; передача строения деревьев; развитие воображения ; передача в изображении линейной и воздушной перспективы; создание определённого колорита, настроения цветом; воспитание бережного отношения к природе; межпредметная связь.

Оборудование: для учителя - методические таблицы «Как дерево растёт»., «Последовательность выполнения пейзажа»., «Ближе-дальше», «Палитра осеннего леса»; детские рисунки, картинки, фотографии; для учащихся-альбом, карандаш, акварельные краски, кисти. Зрительный ряд: репродукции картин И.И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольник», «Октябрь»; Н.И. Осенев «Осень», И.Э. Грабарь «Подсолнух», «Рябинка», И. Бродский «Опавшие листья»; И.С. Остроухов «Золотая осень» и др.

Литературный ряд: загадки и стихи об осени и деревьях, Г. Скребицкий «Художник - осень».

Музыкальный ряд: П. Чайковский, А. Вивальди «Времена года»

План урока.

  1. Организационный момент (2-3мин)

  2. Беседа о красоте осени,её приметах (5-7мин)

  3. Повторение о строении различных деревьев (5-7мин)

  4. Выбор сюжета. Повторение о правилах линейной перспективы (3-5мин)

  5. Объяснение задания,последовательность работы над рисунком (3-5мин)

  6. Самостоятельная работа учащихся (15мин)

  7. Итог урока. Анализ выполненных рисунков. (2-3мин)

Ход урока

l.Организация класса

ll.Вводная беседа

ll. Беседа о красоте осени, ее приметах, разнообразии деревьев, их ценности в природе и жизни человека. Используем для музыкального сопровождения на уроке музыку П. Чайковского «Осенняя песня».

С 9-го июля начинается понемногу прибавляться ночь. 11-го сентября день снова равен ночи. С этого числа ночь все увеличивается и к 12 декабря становится втрое длиннее дня. Облака почти не сходят с неба: небо застилается все ровной пеленой свинцового цвета. С конца августа в воздухе начинает холодеть, а в сентябре появляются иногда и легкие морозы.

Лужи, которых осенью довольно везде, начинают по ночам замерзать. Мелкие осенние дождики идут беспрестанно. Ветер дует без устали.

В сентябре на березе появляются совершенно желтые, золотистые ветки. С каждым днем больше и больше становится желтых листьев. Это последнее убранство срывает порывистый осенний ветер: крутя в воздухе легкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.

Все глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. Отлетные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Леса редеют, затихают и пустеют.

Вот уже и деревья стоят все голые, только на рябине висят ее красные гроздья. Пусто, глухо и в полях и в лесах. Земля, почернелая, грязная, пропитанная дождём, смотрит уныло под свинцовым небом. Появляется и снег; но долго еще он не может удержаться и, оставшись иногда на несколько часов, исчезает...

Осени, как очень красивому времени года посвятили свои произведения многие художники и поэты.

На виду все тропки полевые,

Лес морозцем первым опален

Осень и поэзия в России

Неразлучны с Пушкинских времен.

Рассматриваем репродукции картин и читаем стихи об осени.

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва

Птиц не слышно

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок

Стала ель в лесу заметней,

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А. Пушкин

lll. ЗАГАДКИ Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. Что это?(Дерево)

Рассматривая таблицу «Как растет дерево»,

вспоминаем как правильно рисуются разные деревья.

Назовите что это за дерево.

1.У этого дерева толстый, постепенно сужающийся ствол, имеющий движение. Более толстые ветки направленны под углом вверх, более тонкие свисают вниз. На стволе черные полоски. (Береза)

2.У этого дерева прямостоящий,средний по толщине ствол. Ветки только вверху, под прямым углом к стволу. Внизу только сучки.(Сосна)

3.У этого дерева толстый ствол. Ветки толстые, искривленные, узловатые. Крона имеет форму дубового листа.(Дуб)

4.У этого дерева тонкий, прямостоящий ствол. Ветки вверху короткие, чем ниже, тем длиннее, прогибаются. Хвоя короткая, частая.(Ель)

5.У этого дерева ствол средней толщины, светлый. Ветки крепкие направлены под острым углом вверх. Крона имеет форму остроконечного листа.(Осина)

Отгадайте загадки:

1.Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом.

Чудеса увидишь в нем.(Лес)

2.В белом сарафан

Стала на поляне

Летели птицы

Сели на косицы.

Ствол белеет

Шапка зеленеет

Стоит в белой одежде

Свесив сережки (Береза)

3.Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего что плод мой мелок.(Дуб)

4.Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (Рябина)

5.Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала

Разом оделась она

Вся от ягоды черна.(Черемуха)

6.Кудри в речку опустила.

И о чем то загрустила

А о чем она грустит

Никому не говорит (Ива)

7.Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках каждый год. (Сосна)

8.Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок

Есть у родственницы елки

Не колючие иголки,

Но, в отличии от ёлки

Опадают не иголки. (Лиственница)

lV. Определение пейзажного сюжета так же необходимо, как и в тематическом рисунке, героями которого являются люди. Разница в том, что здесь «героями» сюжетов будут деревья и кустарники, поляны, речки и озера. Выбираем для сюжета одни из отрывок стихотворений.

  1. Лес осенний нас встречает

Красным пламенем осин,

Золотом берез и кленов,

Ягод гроздьями рябин.

  1. Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с березки золотою пчелкой

Вьется и летает над колючей елкой.

  1. Неведимкой осень в гости к нам приходит

И не слышны осени следы.

Красные рябины, желтые березы

На ветру листвою весело шумят

Как в ладоши хлопают золотые клены

Радуется осени наш сад.

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад

Много на дорожках листьев золотых

Мы букет хороший сделаем их них.

Мы букет поставим посреди стола

Осень золотая в гости к нам пришла.

При изображении пейзажа сначала намечается линия горизонта, затем рисуется часть природного мотива, находящаяся близко от нас; (ниже на листе) и та, которая удалена от нас, (выше на листе) т. е. 1 и 2 план. При этом вспоминаем правила линейной перспективы о кажущемся изменении размеров предметов по мере их удалении.

Упражнение:

На плакате «Ближе - дальше» нарисовано 5 домов удаляющихся человечком возле каждого дома.

Шел человек по улице,

Глядел по сторонам.

Искал он дом знакомый,

А адреса не знал.

  1. Рассматриваем последовательность рисования пейзажа в карандаше, с соблюдением линейной перспективы. Плакат «Последовательность рисования пейзажа» (карандаш). Объяснение учебного задания начинается с правильного композиционного размещения рисунка.

  2. Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной работы включаем музыку А. Вивальди «Времена года», «Осень».

  3. Анализ выполненных рисунков



© 2010-2022