• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата





Творческий отчёт


Формирование эстетической культуры

школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.



Учитель ИЗО Л.Н. Хабибуллина

Содержание


Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования эстетической культуры школьников

1.1 Сущность эстетической культуры личности

1.2 Проектная деятельность школьников на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности как фактор формирования их эстетической культуры

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической культуры школьников в процессе проектной деятельности на уроках и во внеурочное время

2.1 Методика организации проектной деятельности школьников на уроках ИЗО

2.2 Формирование эстетической культуры школьников в процессе изготовления творческих проектов на уроках ИЗО и на занятиях в художественной студии

Заключение

Список литературы

Приложение








Введение

В последние годы педагогическая наука уделяет большое внимание духовному развитию личности, что влечет за собой увеличение значимости в школьном преподавании предметов художественно-эстетического цикла, закладывающих фундамент в формирование духовно богатой, творчески активной саморазвивающейся личности. Одной из подсистем духовной культуры является эстетическая культура личности, степень сформированности которой свидетельствует о готовности индивида к освоению и преобразованию окружающего мира по законам красоты.

Формирование эстетической культуры личности предполагает формирование эстетического сознания в процессе включения школьника в эстетическую деятельность, которая, в свою очередь, формируется через эстетическое восприятие, эмоции, переживания, через активизацию потребностно - мотивационной и аксиологической сферы.

Деятельность современной школы должна быть направлена на формирование основных, ведущих компонентов эстетической культуры личности школьника, и эстетическое воспитание должно предполагать включение школьника в процесс эстетической деятельности, что естественно приведет к существенному изменению и обогащению структуры и содержания художественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления.

Исследования в области художественного воспитания посвящались в основном проблемам «приобщения школьника к искусству»: изыскивались методы пробуждения художественных интересов, приемы овладения навыками художественно-творческой деятельности, пути формирования способности адекватно воспринимать художественное произведение и верно его оценивать, понимать язык искусства и т. д.

Процесс художественного воспитания не завершается обращением ребенка к занятиям искусством: упускается существенная фаза - влияние искусства на развитие эстетической культуры личности. Даже в исследованиях по психологии уделяется несправедливо мало внимания личностным характеристикам, формирующимся под влиянием искусства.

Искусство как художественное творчество выступает в качестве разновидности человеческой деятельности, в художественно-образной форме выражающей действительность. Как известно, искусство есть форма общественного сознания, специфический род духовно-практического освоения мира, органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения. Художественное творчество представляет собой особую форму отражения действительности, реализующую сущностную потребность человека в самовыражении. Механизм проекции заключается здесь в переносе чувств из внутреннего восприятия художественного произведения вовне и приписывании художественному образу. В созданных в процессе художественного творчества произведениях автор узнает свои внутренние душевные процессы, но переживает и объективирует их не как собственные, а как присущие персонажу, что способствует самовыражению его в акте творчества. Основными показателями эстетической культуры личности являются эстетический вкус, идеал, эстетические взгляды, эстетическое суждение, оценка, отношение.

Задачи формирования эстетической культуры школьника не могут быть решены без внимательного отношения к особенностям формирования основных психических процессов и функций в школьном возрасте, связанных с включением ребенка в эстетическую деятельность на уроках ИЗО. Основные возрастные особенности школьного возраста в соответствии с компонентами эстетической воспитанности личности: эстетическое сознание - эстетическое чувство (эмоция, переживание), эстетический вкус (оценка, взгляды), эстетический идеал (эталон, образец); эстетическая деятельность - эстетическое восприятие, эстетическое действие (умения, навыки), эстетическое суждение (оценка, отношение), а также эстетическая

потребность (мотивы, интересы) и эстетические знания, которые в равной степени являются компонентами и эстетического сознания и эстетической деятельности.

Таким образом, уроки ИЗО с эстетическим содержанием, то есть уроки художественного творчества, художественного труда являются эффективным средством формирования эстетической культуры личности в школьном возрасте. В специальной литературе недостаточно определенных сведений об особенностях формирования эстетической культуры ребенка школьного возраста средствами художественного творчества.

В качестве теоретической основы наших рассуждений о формировании эстетической культуры в школьном возрасте мы использовали положения, высказанные целым рядом ученых, таких, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э.А. Верб, Л.В. Выготский, А.Ф. Лосев, А.А. Люблинская, Л.В. Печко, С.Х. Раппопорт, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.

Но, тем не менее, при наличии большого количества работ по заявленной нами проблеме, всё же недостаточно освещенным является вопрос о формировании эстетической культуры школьников на уроках ИЗО в процессе выполнения творческих проектов.

Все вышесказанное позволило нам сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия необходимы для формирования эстетической культуры школьников на уроках ИЗО в процессе выполнения творческих проектов.

Решение этой проблемы является целью нашего исследования.

Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры школьников на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности в процессе выполнения творческих проектов.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: процесс эстетического воспитания школьников на уроках ИЗО и на занятиях в художественной студии в процессе выполнения творческих проектов будет эффективным если:

  • учитель будет строить отношения с детьми с учетом личностно-ориентированного подхода;

  • обучение школьников на уроках ИЗО и на занятиях в художественной студии будет осуществляться с учетом развития компонентов эстетической воспитанности в процессе выполнения творческих проектов.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретической литературы по педагогике, психологии, искусствоведению.

2. Разработать систему творческих проектов для уроков ИЗО и художественной студии с целью эстетического воспитания школьников.

Методы исследования:

1. Анализ теоретической литературы.

2. Анкетирование.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ Лицей «Содружество» Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ.

Творческий отчёт состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.





1. Психолого-педагогические основы формирования

эстетической культуры школьников

1.1 Сущность эстетической культуры личности

Эстетическая культура как понятие носит неоднозначный характер. В научных трудах по философии, культурологии, социологии, педагогике, психологи и др. существует большое количество определений эстетической культуры. Для того, чтобы объективно подойти к теоретическому обоснованию интересующей нас проблемы формирования эстетической культуры школьников нам представляется необходимым анализ подходов к пониманию феномена эстетической культуры.

Проблемы развития художественно-эстетического воспитания, корректировки его концепций в условиях научно-технической революции, в связи, например, с развитием компьютерной техники и компьютеризацией процесса эстетического воспитания, необходимостью развития визуальной и колористической грамотности и т.д., с утилитарно-прагматическими целями материальной культуры современного западного общества, иными обстоятельствами, особенно усиленно обсуждаются и разрабатываются в современной западной эстетике. В работах многочисленной группы авторов (А.И. Буров, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, В.А. Разумный, С.Х. Раппопорт, Е.М. Торшилова) анализируются проблемы эстетического воспитания как средства и инструмента эстетической культуры.

В связи с разработкой программ духовного и эстетического воспитания на государственном уровне в последние годы усилился интерес исследователей к программно-целевому методу в эстетическом воспитании, к теоретическим и практическим аспектам разработки таких программ. Наряду с обоснованием статуса, природы, стандартов эстетического воспитания, все актуальней становится проблема будущего эстетического воспитания, а также проблема соотношения теории и практики эстетического воспитания в связи с задачами формирования эстетических качеств личности человека.

Знаменательным является появление первых, осуществленных на стыке эстетики и теории культуры, опытов философского обобщенного анализа явлений эстетической культуры. Интересным и новым направлением исследований стало рассмотрение проблем эстетической культуры и эстетического воспитания через категорию эстетического опыта.

Однако нельзя не заметить узкой интерпретации проблемы развития эстетической культуры и эстетического воспитания. Авторы обычно выделяют какие-то отдельные, может быть достаточно существенные стороны эстетической культуры, например, культуру художественную или культуру чувств, по существу сводят все многообразие эстетической культуры лишь к ним. Например, основываясь на чувствах, на том, что все начинается с чувства и что поэтому эстетическая культура приобретает особое значение как культура чувств и эстетика как наука о преобразовании мира по законам красоты, можно сделать вывод о том, что эстетическая культура - это культура чувств, которая помогает воспринимать и осваивать мир по законам красоты. Такое определение является односторонним и не раскрывает всей полноты эстетической культуры и эстетического воспитания.

Недостаток подобных определений состоит также в том, что при этом не учитываются существенные различия между воспитанием чувств (так называемым сенсорным воспитанием) и эстетическим воспитанием. Проанализировав те общие условия и причини, при которых зарождается эстетический процесс как компонент и аспект целостной человеческой культуры, он показал, что в основе возникновения той своеобразной человеческой эстетической по своей природе потребности, развитие и совершенствование которой привели затем к появлению особой, специфической, относительно самостоятельной формы духовного производства - искусства, лежит, прежде всего, процесс развития специфически человеческой чувственности.

Таким образом, чувственность, чувственная культура играет очень большую роль в эстетической культуре, вообще в эстетическом отношении человека к миру. Однако это отнюдь не означает, что эстетическая культура сводится к чувственности. Понятие эстетического неверно толковать только как «чувственное» причём, последнее понимать как ощущаемое, воспринимаемое и т.д. Подобное толкование означало бы, что весь мир является эстетическим, так как весь окружающий нас мир чувственно воспринимаем. Надо иметь в виду, что чувственное это не только отношение человека к вещи, но и отношение к самому себе, к цели, смыслу своего бытия.

Вообще надо сказать, что при определении эстетической культуры, соответственно формулирования затем целей и задач эстетического воспитания, очевидно, было бы неправомерно преувеличивать или, тем более, ограничиваться выделением какой-либо стороны, элемента и т.д., будь то чувств, знаний и т.д. Вследствие абсолютизации одной из сторон, в особенности, абсолютизации роли знания и научной информации при дефиците развитой человеческой чувственности, происходит разрыв между культурой интеллектуально-рациональной и культурой эмоционально-гуманитарной. Действительно, в эстетической культуре, в эстетическом воспитании все элементы важны - и эстетические чувства и эмоции, и знания, и потребности, и способности к творческой деятельности и т.д. Развитое эстетическое чувство является предпосылкой человеческих представлений о мире как о целесообразном совершенстве.

Хочется особо отметить, что развивается более широкий и более точный взгляд на эстетическую культуру. В самом общем виде эстетическая культура человека - это единство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты. Эстетическая культура здесь не сводится уже только к эстетическим чувствам. Эстетическая культура - это целое, включающее в себя эстетические объекты и явления, эстетические стороны материальных и духовных ценностей, эстетическое сознание людей, эстетические стороны их материальной и духовной деятельности, эстетическое воспитание.

Отметим, что в тех случаях, когда эстетическая культура рассматривается как совокупность эстетических сторон других областей социального (производства, быта, окружающей среды, искусства, человеческих взаимоотношений и т.д.), вопрос о ее строении, структуре почти снимается. Достаточно, полагают, взять эти эстетические стороны, объединить их в некое единство, в некую сумму и проблема решена. Вопрос о структуре эстетической культуры снимается в тех случаях, когда она по существу невольно ограничивается некоторыми составляющими ее компонентами, как это имеет место при узком толковании эстетической культуры.

Нам думается, что по своему содержанию и строению эстетическая культура действительно есть многомерное образование, не сводимое ни к отдельным составляющим ее компонентам, ни к какому-то абстрактному единству, простой совокупности эстетических сторон. Основываясь на уже достигнутом в этом вопросе другими авторами, стремясь продвинуть их решения далее, придать им большую ясность и определенную системность, мы можем в структуре эстетической культуры выделить ряд основных структурных компонентов. В самом общем приближении можно сказать, что эстетическая культура человека есть единство по крайней мере трех составных частей: 1) эстетических чувств и эмоций как исходных компонентов и основы эстетического сознания, всей эстетической культуры человека, эстетических оценок, вкусов идеалов как высших компонентов эстетического сознания; 2) знаний, являющихся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека; 3) умений, развитых способностей, потребностей, творческих навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетических моментов, аспектов во всех видах и формах деятельности. Состоящая из этих основных частей эстетическая культура находит свое конкретное выражение, воплощение, материализацию во всех сферах человеческой жизнедеятельности, каждая из которых также имеет свои эстетические моменты, аспекты.

На первом месте в строении эстетической культуры личности мы не случайно поставили эстетические чувства и другие элементы эстетического сознания. Дело в том, что в формировании эстетической культуры человека вначале конечно же нужно научить человека чувствовать красотy, то есть, нужно воспитать его эстетические чувства, а затем лишь, на основе развитого до определенного уровня и определенным образом эстетического сознания научить человека эстетическому творчеству, прежде всего творчеству красоты. Что это именно так, а не иначе доказывали многие выдающиеся представители мировой эстетической мысли. Прекрасно об этом написал например, французский романист ХVШ века Жан-Поль в широко известной книге «Левана, или Учение о воспитании», в которой он настаивал, что чувство прекрасного - это не то же самое, что порыв к созданию прекрасного; развитию и укреплению такового - место в художественной школе, предназначенной для художественных дарований. И если вашего мальчика уже на школьной скамье заставлять творить красоту, вместо того чтобы учиться чувствовать и видеть прекрасное, то это значит портить его.

Таким образом, можно отметить, что наши рассуждения, конечно же, не являются исчерпывающей и окончательной информацией, речь пока не идёт о специфическом и сущностном определении эстетической культуры. Об этом мы будем уговорить дальше. Но уже из сказанного ясно, что эстетическая культура по своему строению не может считаться конгломератом, простой совокупностью.

Во-первых, выделяют структуру эстетической культуры вообще, эстетической культуры общества или личностную эстетическую культуру, эстетическую культуру отдельного человека или той или иной социальной группы. Очевидно, что это не одно и то же.

Во-вторых, мы бы не стали в структуру эстетической культуры включать и эстетическое воспитание. Ведь эстетическая культура и эстетическое воспитание, относятся между собой как цель и средство. Разница здесь есть, и притом существенная. Эстетическое воспитание есть выработанный обществом инструмент формирования эстетической культуры у людей, поэтому его не следовало бы включать в ряд структурных образований эстетической культуры. Другое дело, когда речь идет о процессе формирования эстетической культуры человека.

В-третьих, здесь возникает один интересный и очень важный, с точки зрения определения исходных позиций, методологический вопрос о соотношении понятий эстетическая культура, эстетическое сознание, эстетическая деятельность. Мы не можем претендовать в нашем исследовании ни исчерпывающие результаты по данному вопросу, однако, можем выразить свою точку зрения: в эстетической культуре человека и тем более общества наличествует и эстетическое отношение человека к действительности, и складывающееся, развивающееся в процессе этого отношения эстетическое сознание, и осуществляемая через это сознание эстетическая деятельность. Она, в свою очередь, включает субъект и объект, на который направлена эта деятельность, процесс деятельности, средства и результаты деятельности.

Исходя из этого, правомерно было бы рассматривать эстетическую культуру как некую сумму, совокупность эстетического отношения, эстетического сознания и эстетической деятельности. Сумма же эта носит не механический, простой характер, а интегративный, то есть взаимопроникающий.


1.2 Проектная деятельность школьников на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности как фактор формирования их эстетической культуры

В современное общее образование с 1993 года постепенно внедряется технологический аспект. Ведущим методом обучения школьников изобразительному искусству является метод творческих проектов.

Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояние, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия. Однако все чаще «проект» употребляется в общенаучном значении. Проектность (в личностном и социальном плане) - определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры, едва ли не во всех ее основных аспектах связанных с творческой деятельностью человека. Степень овладения проектной деятельностью, ее качественным характеристиками является показателем проектной культуры человека, а культура - одна из систем управления социальной жизнью.

В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым возможно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специально организованного обучения.

Проектная деятельность школьников состоит из нескольких фаз: генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта (субъективация), материализация идеальных построений в знаковом материале проекта (объективация). Проектная деятельность школьников является творческой по своей сути.

Творчество в психологии понимается как деятельность, результатом которой является создание субъективно или объективно новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности творческих способностей, а также возможностей получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создается продукт отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности), новизну личной или общественной значимости. Для методики творчества учащихся важно определение этапов творческой деятельности.

Содержание этих этапов представим в таблице.

Таблица 1

Этапы и результаты процесса творчества учащихся

Этапы

Результаты

1. Обоснование, осознание и принятие идеи.

Осмысленная и принятая идея-задача.

2. Технологическая разработка идеи.

Доведение идеи до возможности ее практической реализации

3. Практическая работа над идеей.

Практическая реализация идеи.

4. Апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи.

Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества.

К творческой деятельности учащихся надо готовить. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться», - отмечает В.А. Моляко.

Таким образом, необходимость формирования у школьников навыков проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития общества и производства.

Школьный возраст является наиболее оптимальным для вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Программа художественного обучения школьников предполагает непосредственную проектную деятельность, начиная со второго класса. Содержание проектной деятельности школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир технологий созидания.

Художественная деятельность школьников на занятиях ИЗО является не только средством развития умений и навыков, нравственных чувств, но и средством формирования эстетической культуры личности школьника как части духовной и общей культуры личности человека. В процессе художественной деятельности воспитываются такие качества, как эстетический вкус, эстетические потребности и мотивы, эстетическое отношение к действительности и эстетическое ее восприятие. На основе полученных эстетических знаний школьники учатся оценивать предметы с точки зрения их эстетической ценности. Правильность и красота цветовых решений, формы, пропорции, правильность подбора материала и отделки (декора) часто определяют, насколько ценна та или иная вещь или предмет. Подбор объектов для уроков ИЗО осуществляется с учетом их принадлежности к рукодельным, декоративно-прикладным видам искусства. Очень часто дети не способны объяснить, почему они отдают предпочтение тому или иному виду декоративно-прикладного искусства, той или иной технике выполнения работы, той или иной поделке, но знание правил, по которым изготовляются эти изделия, формирует у детей способность к эстетическому суждению, эстетической оценке, развивает эстетический вкус, в итоге - вырабатывается потребность в красоте, в предметах и обстановке, доставляющих эстетическое наслаждение.

Все этапы формирования эстетической культуры школьников можно проследить в художественно-практической деятельности детей. На занятиях ИЗО предметы декоративно-прикладного искусства, образец изготавливаемого изделия, принесенный учителем, вызывает, как правило, у детей эмоциональный отклик, реакцию на новый интересный предмет. Часто дети сразу же находят такие предметы красивыми, даже если и не могут объяснить почему, и это лишний раз подтверждает возникновение положительных эмоций, которые впоследствии (под воздействием педагогической среды) могут перерасти в эстетические чувства. Да и сама художественно-практическая деятельность носит эстетический характер. Изготавливая с детьми предметы и вещи на кружковых занятиях, педагог обращает внимание детей на то, что эстетичными можно назвать только те вещи, которые выполнены аккуратно, по определенным правилам (сочетания цвета, формы, декора, используемого материала).

Формирование эстетической культуры школьника в процессе занятий изобразительным искусством и художественным трудом будет более эффективным, если учитель использует в своей работе так называемые «эстетические сигналы», которыми могут служить наглядные пособия, применяемые для изучения или закрепления материала (например, изображение цветового спектра, из урока в урок вывешиваемое на доске перед началом работы, может служить эстетическим сигналом, если учитель обратит на него внимание детей), сигналом может служить словесное напоминание учителя о каком-либо художественном моменте выполнения работы (например, упоминание о пропорциональности подобранных деталей или соразмерности, цвета ).

Таким образом, занятия ИЗО приносят большую пользу и в плане художественного творчества и эстетического воспитания личности и формирования эстетической культуры школьников в условиях современной школы.

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию

эстетической культуры школьников в процессе

проектной деятельности на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности

2.1 Методика организации проектной деятельности

школьников на уроках ИЗО

Художественное творчество как полезная деятельность формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В творческой работе ученик обнаруживает самую высокую заинтересованность, успеваемость и, что важно, малую утомляемость. Эти факторы положительно влияют на общее и умственное развитие.

Педагог должен не только формировать и совершенствовать навыки, но и постепенно расширять содержание деятельности школьника, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов. Многие педагоги считают важным развитие у школьника способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности - комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения. На различных этапах обучения школьников проектной деятельности учитель может пользоваться методическими приемами и методами, обогащающими процесс обучения.

Как мы уже отмечали, проектная деятельность осуществляется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения.

Рассмотрим основы методики обучения учащихся проектной деятельности на различных ее этапах.

2.1.1 Исследовательский (подготовительный) этап

Прежде всего, на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания.

Кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), на этом этапе используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки (ознакомление учащихся с автоматизированным банком проектов).

Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить путем выполнения соответствующих творческих проектов. «Эксперты» проводят экспертизу идей и отбирают наиболее актуальные и интересные из них. Таким образом, создается банк (список) творческих проектов с учетом местных условий и реализуется принцип культуросообразности проектной деятельности.

Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник формулирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта.

Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается «звездочка обдумывания» - схематичное изображение составляющих творческого проекта.

На этом этапе учитель знакомит учащихся с алгоритмом выполнения творческого проекта, включающим основные проблемы его реализации. Вариант такого алгоритма представлен на рисунке 1.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Рис. 1. Алгоритм выполнения проекта.

На этапе разработки различных вариантов выполнения проекта учащиеся изучают его историю, делают рисунки, эскизы, схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки.

Здесь реализует себя принцип общественно-исторической детерминации обучения, который позволяет восстановить исторические этапы возникновения и развития выбранных учащимися изделий, объектов, технологических систем. Учитель помогает школьникам найти необходимые исторические документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Возможны посещения музеев, выставок, демонстрация слайдов, хроникально-документальных фильмов.

На основе этой работы учащиеся выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений («звездочку обдумывания» по М.Б. Павловой), проблем конструкции, материалов и дизайна будущего изделия.

На данном этапе используется метод дизайн-анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия (рисунок 2).

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Рис. 2. Опорная схема размышлений создания объекта проектирования.

Для определения формы изделия и наиболее подходящих материалов можно использовать метод морфологического анализа. Учитель рассказывает об истории и сущности этого метода, помогает учащимся по каждому проекту составить морфологическую матрицу-таблицу («морфологический ящик»). К этому занятию можно подготовить плакаты «Морфологический ящик» и «Морфологическая матрица» (табл. 2).

Таблица 2

Морфологическая матрица


Признаки

Альтернативные варианты

Материал

Конструкция

Способы оформления

Цветовое решение


Применив метод упражнений, учитель формирует у учащихся умения и навыки составления морфологических таблиц (матриц).

С целью анализа объекта проектирования может быть использован метод фокальных объектов, который хорошо тренирует технологическое мышление и воображение. Учитель заготавливает и показывает учащимся автоматизированные или выполненные в виде плакатов таблицы признаков различных, случайно выбранных объектов. Таблица будет иметь следующий вид:

Таблица 3

Признаки объектов


Объекты

Признаки


Школьники мысленно переносят признаки различных объектов на проектируемые ими объекты. На основе ассоциативного мышления получаются необычные сочетания признаков, позволяющие преодолеть психологическую инертность и найти оригинальное решение проектно-творческой задачи и различные модификации проектируемых объектов.

Активизации творческого мышления учащихся можно добиться также с помощью использования алгоритмического метода исследования проектируемого объекта.

Учитель помогает школьникам найти в журналах, книгах, каталогах и других источниках модели, фотографии идеальных объектов и предлагает сравнить идеальные и реально существующие объекты. На основе сравнительного анализа составляется список противоречий (несоответствий с идеальным объектом) и разрабатывается алгоритм (последовательность действий) по их устранению. При этом заполняется следующая таблица:

Таблица 4

Алгоритмический анализ


Признаки

Идеальный объект

Реальный объект

Действия по устранению противоречий



В результате таких упражнений у школьников формируется алгоритм творческой проектной деятельности.

На основе проведенного анализа учащиеся разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.

Затем определяется перечень необходимых инструментов, приспособлений и материалов. Учитель уточняет, дополняет этот список и объясняет правила пользования неизвестными учащимся техниками и приспособлениями. Одновременно раскрываются правила безопасности при работе с ними. Исследовательский (подготовительный) этап проектной деятельности заканчивается разработкой технологии изготовления спроектированного изделия.

Учитель раскрывает структуру процесса. При этом учитель также помогает учащимся разработать технологию выполнения проекта. Технологический процесс выполнения предстоящей работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся может быть представлен по-разному: от простого поэтапного, последовательного перечисления выполняемых действий (в младшей школе) до сложных технологических карт (в специально подготовленных для этой сложной работы средних и старших классах).

Учитель также уточняет критерии проверки и оценки качества творческого проекта.

2.1.2 Технологический этап

В процессе выполнения технологических операций учащиеся в совместной деятельности с учителем подбирают техники выполнения работ, осуществляют контроль выполнения и самоконтроль своей преобразовательной деятельности, вносят изменения в процесс, корректируют операции и последовательность. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

Основным методом обучения проектной деятельности на этом этапе выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных видов работы, исправления допущенных ошибок. Учитель с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки рациональной и безопасной преобразовательной деятельности.

Целесообразно использование метода информационной поддержки путем демонстрации схем, чертежей, технологических операций, прогрессивных технологий. Учитель показывает, что при выполнении задания необходимо использовать наиболее рациональные приемы, соблюдать последовательность и правила выполнения операций.

Культура труда предполагает также наличие умения организовывать свое рабочее место.

2.1.3 Заключительный этап

На этом этапе осуществляется корректировка деятельности и защита проекта.

Коррекция результата проводится на основе метода сравнения выполненного проекта с тем, который был задуман и оформлен в рисунках, эскизах, чертежах.

Учитель помогает обнаружить и устранить недочеты, привести проект в соответствие с заранее утвержденным вариантом. Когда проекты будут выполнены, оформляется пояснительная записка. Учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно, возможно, с помощью ЭВМ: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы.

Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы членов жюри и товарищей, делают самооценку проектов. Члены жюри с учетом его защиты оценивают работу каждого учащегося.

Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников, целесообразно заполнять оценочные листы проектов по следующей форме (рисунок 6).

Оценочный лист проекта

Учащийся _____________________________

Тема проекта ____________________________

Этапы выполнения проекта

Оценки

1. Исследовательский

2. Технологический

3. Заключительный

Общая оценка


Рис. 6. Оценочный лист проекта

По итогам защиты отбираются лучшие проекты учащихся по классам и проводится школьный конкурс творческих проектов. Члены жюри отбирают проекты для участия в районных и городских конкурсах. Проводятся также областные, региональные и республиканские конкурсы творческих проектов.

Таким образом, ведущими методами обучения школьников творческой проектной деятельности на различных ее этапах являются следующие:


Соотношение этапов проектной деятельности и применяемых

методов обучения







Этапы проектной деятельности

Ведущие методы обучения

1. Исследовательский (подготовительный) этап

Вербальные методы (рассказ, беседа, дискуссия)

Демонстрация

Информационная поддержка

Мозговой штурм

Исторический метод

Дизайн-анализ

Морфологический анализ

Метод фокальных объектов

Алгоритмический метод

Метод временных ограничений

Метод внезапных запрещений

Метод скоростного эскизирования

Метод информационной недостаточности

Метод информационной насыщенности рекодификации

Практический показ

Этапы проектной деятельности

Ведущие методы обучения

2. Технологический этап

Упражнение

Метод графической коммуникации Информационная поддержка

Вербальные методы

3. Заключительный этап

Сравнительный анализ

Информационная поддержка исследований учащихся. Защита и оценка проектов Самопрезентация

Конкурсы творческих проектов

Общий методический подход к проектно-творческому обучению школьников, рассмотренный выше, предполагает, что в каждом конкретном случае приоритетные способы обучения учащихся проектной деятельности определяются учителем.

Основной целью художественного образования является формирование культуры, в структуру которой входят образно-художественные мировоззрение и мышление, этические и эстетические (дизайнерские) качества личности. Сформированность у учащихся художественной культуры можно считать основным профессиональным критерием эффективности школьного художественного образования.

Готовность к творческой преобразовательной деятельности является результативным критерием эффективности эстетического образования школьников. Эта готовность характеризуется наличием художественных знаний, умений и навыков.

2.2 Формирование эстетической культуры школьников

в процессе изготовления творческих проектов на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности

Метод творческих проектов - это инновационный метод обучения школьников. Творческий проект является итоговой учебно-художественной работой учащихся, активизирующей их деятельность.

Именно у школьников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения, формирования эстетических качеств и культуры личности в целом. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Не упустите шанс, может, перед Вами, учитель, будущие великие художники, создатели новых произведений.

Что важно в выполнении творческих проектов?

Сформировать идею проекта, в котором есть потребность. Нелогично создавать произведения, которые никому не интересны.

Право выбора объекта от идеи до ее воплощения необходимо дать учащимся, но объясните, что мы живем в условиях ограниченности ресурсов и надо учитывать возможности школы, собственные и родителей. А проект можно выполнять для себя, школы, в качестве подарка и даже для реализации.

Любое изделие, услуга имеют свою историю, традиции. Нужно организовать работу так, чтобы ученики сами расспросили о ней у родителей, старших товарищей, узнали из дополнительных источников.

Важно приучать с младшего школьного возраста делать эскизы будущего изделия на бумаге. Причем может быть много вариантов, и задача ученика - выбрать наиболее оптимальный.

Не нужно бояться помощи родителей детям.

Особое внимание нужно уделить оценке. Учитель должен быть справедливым при оценке защиты проекта. Привлекать к этому можно старшеклассников и самих учащихся. Творческий проект в наибольшей степени решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющих ИЗО и другие школьные дисциплины. Проектный метод поможет реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманизировать и демократизировать процесс обучения, усилить положительную мотивацию учения.

Особая ценность творческих проектов в распредмечивании (применении, более глубоком опознании, трансляции) ранее полученных знаний.

Учитывая то, что многие ученики впервые выполняют творческие проекты, рекомендуем заранее провести родительское собрание, рассказать родителям, что творческий проект - это изделие, выполненное самостоятельно школьником от идеи до ее реализации при активной консультации учителя. Попросите родителей принять активное участие в определении темы проекта, подборе материалов.

Положительным моментом в подготовке учащихся к проектной деятельности является выполнение дизайн-упражнений. Они представляют собой творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта. Следует обратить внимание на умение детей ясно и четко определять цели и задачи предстоящей деятельности, ее результат.

Опыт показывает, что школьники лучше работают в микрогруппах. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. На доске крупными буквами целесообразно написать сокращенный алгоритм проектной деятельности. Перед выбором темы проекта целесообразно на доске написать 15-20 наименований проектов, а в классе создать банк творческих проектов, чтобы каждый ребенок имел возможность выбрать тот проект, который он хочет и может сделать.

Общая оценка за творческий проект включает оценку за сам проект и его защиту. Главное в проектной деятельности - повысить уверенность у школьников в том, что они могут создавать красивые вещи, сохранить их индивидуальность, умение самостоятельно что-то создавать.

Для того, чтобы более наглядно отразить методику формирования эстетической культуры в процессе изготовления творческих проектов приведем пример такой работы.

Творческий проект «Панно «Каргатуй»

(коллективный творческий проект)

Тематический план

п/п

Этап

Теоретические сведения

Практическая

работа

I

Выбор и

обоснование

проекта

Постановка проблемы.

Изучение элементов

цветоведения. Беседы

о жизни птиц. Выбор

оптимального фона панно

Прослушивание

магнитофонной записи.

Определение

осенних цветов

II

Выбор

изделий,

материалов и

инструментов

Выбор оптимальных вариантов изделий для оформления панно (в соответствии с интересами детей; работа по микрогруппам),

разработка «звездочки обдумывания». Выбор материалов, инструментов

Заполнение

«звездочки

обдумывания».

Выбор

элементов

панно

III

Выбор

оптимальной

технологии

Планирование работы с опорой на технологические карты (работа по микрогруппам).

Повторение правил безопасного труда (по микрогруппам)

Запись плана

работы

IV

Практическая

работа и

корректировка

деятельности

Критерии оценки качества

изделий

Выполнение элементов панно по микрогруппам

V

Корректировка

проекта

Предложения по усовершенствованию. Проверка и оценка.

Оформление документации

Усовершенствование проекта. Оформление документации

VI

Защита

проекта

Праздничная защита

коллективного проекта

Защита проекта. Подарок панно лицею

I. Выбор и обоснование проекта

1. Постановка проблемы.

Вчера на уроке башкирского языка мы говорили о народных праздниках. И одним из наиболее интересных нам показался весенний башкирский праздник «Каргатуй» - праздник прилёта птиц. А на уроках биологии нам рассказывали о всемирном дне птиц и традиции весеннего развешивания скворечников. Мы решили тоже отметить эти праздники и подготовить к ним необычный подарок для лицея.

2. Изучение элементов цветоведения.

Цвета делятся на основные и дополнительные, а также теплые и холодные. Какие же цвета наиболее присущи настоящему времени года - весне? Верно: это зеленый, голубой, желтый, красный и их различные оттенки. Именно эти цвета мы будем использовать при выполнении своего проекта для того, чтобы в нем была наиболее выражена прекрасная весенняя пора.

3. Беседа о жизни птиц.

Чем же характерна весенняя пора? Конечно же, песенкой птиц, которые возвращаются из теплых стран. (Включается запись с пением птиц.) Вспомним сведения о жизни птиц. Что нужно птичке для того, чтобы ей жилось хорошо и привольно? Можно выстроить пирамиду жизни из кубиков, на которых изображены необходимые для птиц компоненты: если убрать какое-либо одно звено, то разрушится вся пирамида. Поэтому самое главное - не нарушать гармонии в природе. Мы организовали выставку книг о птицах, а также написали сочинение о пернатых - наших друзьях. Это очень помогло нам узнать побольше о том, как ведут себя некоторые птицы весной.


солнце

вода

земля

лес

корм

4. Выбор оптимального фона панно.

Мы решили, что сделаем подарок лицею к дню птиц своими руками. Подумайте, что мы уже умеем делать? Правильно, мы умеем выполнять аппликации из бумаги и листьев, ткани, лепить из глины, пластилина и соленого теста, делать объемные игрушки и сувениры из природного материала и многое другое. Каждый из вас хочет принять самое активное участие. И у каждого есть своя идея.

Скажите, как называется техника изображения, в которой могут быть использованы различные материалы и технологии. Правильно, это коллаж. Мы можем сделать панно в технике коллажа.

Ребята, что бы вы хотели изобразить на нашем панно? Это будет пейзаж с изображением водоема, деревьев вокруг него, неба и, конечно же, птиц. Цвета, которые будем использовать при оформлении панно, мы уже определили.

П. Выбор изделий, материалов и инструментов

1. Выбор элементов панно.

Мы решили, что для оформления панно нам можно использовать листья деревьев, птиц, возвращающихся из южных стран, скворечники, ожидающие хозяев.

2. Составление «звездочки обдумывания».

Ребята, давайте подумаем, какие вопросы нам надо обдумать, чтобы панно было красивым, прочным, аккуратным, технологически грамотным. В этом нам поможет «звездочка обдумывания». В центре ее обозначим изделие, которое задумали выполнить, а от него, как лучи, изображены те факторы, которые влияют на качество и дизайн нашего проекта.

Мы решили выполнять панно «Каргатуй» (1); его форма будет прямоугольная, так как у нас есть деревянная прямоугольная рама (2); размер 80 X 50 см (3); используется рамка с декоративным оформлением (4); понадобятся следующие материалы: краски, клей, цветные карандаши, цветная бумага, пух и перья птиц, пластилин, соленое тесто (5); будем использовать цвета весны: красный, желтый, зеленый, их оттенки, а также синий и голубой (6); основные элементы панно: листья деревьев, птицы из бумаги, пух, перья, скворечники из картона (7); фон панно будет выполнен из раскрашенного красками или оклеенного цветной бумагой картона (8).

3. Выбор материалов и инструментов.

Уточняем, какие материалы нам понадобятся, их размеры и количество:

  • лист бумаги или картона 80 х 50 см;

  • цветная бумага, бархатная, копировальная, листы белой бумаги;

  • пух и перья, бусинки;

  • различные материалы для декоративного оформления;

  • клей, краски, кисти.

Из инструментов необходимы ножницы, линейки, карандаши, кисти.

Для выполнения практической работы формируются микрогруппы в соответствии с интересами детей. Каждая группа определяет, чем именно она желает заполнить панно, осуществляет подбор материалов для выполнения тех или иных изделий. Роль учителя на данном этапе заключается в том, чтобы помочь детям выбрать наиболее рациональные варианты изделий.

III. Выбор оптимальной технологии

1. Правила безопасного труда.

Учитель себе в помощь пригласил ребят из 5 класса. Они в игровой форме представили детям правила безопасного. Затем их можно обобщить самим учащимся.

2. Работа по технологическим картам.

Учащиеся вместе с учителем вспоминают содержание и последовательность технологических операций, используемых при выполнении элементов панно. Таким образом составляются план работы с опорой на технологические карты. Учитель контролирует правильность хода мыслей учеников, корректирует их предложения. Здесь можно применить элементы проблемного обучения, используя технологические карты с пропусками в порядке выполнения операций, или нарушенным порядком операций, или преднамеренно допущенной ошибкой. Учащиеся могут предлагать свои варианты либо вносить какие-либо изменения при составлении технологических карт.

IV. Практическая работа и корректировка деятельности

На данном этапе происходит непосредственная работа по группам над выполнением элементов, необходимых для панно:

  1. группа занимается выполнением лебедей для озера (из бархатной бумаги и пуха);

  2. группа выполняет скворечники (на основе развертки параллелепипеда);

  3. группа выполняет детали из бумаги в форме листьев деревьев;

4группа выполняет летящих птиц из бумаги (в технике «оригами»). Каждая микрогруппа может воспользоваться помощью старших учеников, которые за ней закреплены. Учитель в это время наблюдает за работой детей, направляет их действия, если это необходимо, оказывает помощь, если кто-то испытывает затруднения. Во время работы учитель либо ученики из старшего класса следят за соблюдением правил безопасного труда.

Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Формирование эстетической культуры школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.Критерии оценки качества изделий.

Во время работы необходимо корректировать деятельность учащихся, обратить их внимание на то, каковы будут критерии оценки качества изделия, чтобы они, по возможности, не допускали непоправимых ошибок, которые бы повлияли на качество изделия.

Учитель указывает те или иные ошибки, которые наиболее часто встречаются при выполнении данного изделия.

V. Корректирование проекта

После того как все элементы панно собраны в единое целое, можно выслушать предложения по его усовершенствованию, т.е. дети предлагают какое-либо дополнительное оформление для того, чтобы панно выглядело эстетически привлекательным.

1. Проверка и оценка.

На данном этапе ученики с помощью учителя и старших товарищей выявляют уровень знаний и умений в проектной деятельности. Учитель характеризует работу микрогрупп либо отдельно учеников, используя составленный им контрольный лист проекта, который включает в себя анализ деятельности детей на основных этапах выполнения проекта.

VI. Защита проекта

На защиту проекта приглашаются преподаватели, директор школы, гости.

Наступает самый долгожданный момент - панно оживает (играет приятная мелодия, навевающая мысли о наступлении прекрасной поры -долгожданной весны). Все испытывают особое эмоциональное состояние. Учащиеся доказывают гостям, почему они выбрали именно эти краски, почему они использовали именно эти элементы панно, а затем торжественно вручают свой творческий проект директору лицея.

Далее ученики поют о весне, танцуют «танец птичек» и дарят всем присутствующим выполненных ими «птичек» из теста, которые являются их творческим проектом, приуроченным к данному празднику.

Они помогают прикрепить панно в заранее оговоренном месте.

Учитель предлагает школьникам подумать о том, что они могут сделать для тех птиц, которые возвращаются с зимовий, своими руками. Свои идеи учащиеся могут воплотить в дальнейшей проектной деятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проектная деятельность младших школьников способствует творческому развитию ребенка и как следствие является средством и методом формирования эстетической культуры личности в младшем школьном возрасте.







Заключение

В целостном педагогическом процессе формирование эстетической культуры личности - одно из необходимых условий становления личности, развития творческих художественных способностей детей.

Изучив возрастные особенности детей, мы пришли к выводу, что школьный возраст - благоприятная пора для формирования основных компонентов эстетической культуры личности, таких, как чувства, знания, потребности, умения. В школьном возрасте сложно сформировать эстетический вкус и идеал, в процессе формирования находятся и остальные компоненты эстетической воспитанности личности. Эстетическое воспитание начинается с эстетического чувства и эстетического восприятия. В основе всего процесса лежит включение ребенка в художественно-практическую деятельность, насыщенную эстетическим содержанием. Большое значение имеет формирование эстетического суждения, поскольку оно лежит в основе формирования эстетического вкуса и идеала. Через компоненты деятельностного характера формируются компоненты эстетического сознания и, наоборот, развивая врожденное чувство красоты, включаем ребенка в эстетическую деятельность, используя естественную потребность в активной деятельности.

Исследование показало, что наряду с такими учебными дисциплинами и областями знания, как литература, музыка (глубоко и многоаспектно изученных в педагогической науке с позиций их влияния и роли в эстетическом воспитании школьников) изобразительное искусство также предоставляет ребенку возможность для овладения теоретическими знаниями об искусстве, создает благоприятные условия для формирования практических умений и навыков в ходе создания различных работ, например в технике оригами. На занятиях по изобразительному искусству раскрываются творческие способности учащихся, формируется интерес к красоте в окружающем мире, закладываются основы для формирования эстетических вкусов, идеалов и т.д.

Художественное творчество в проектной деятельности - не только мощное средство формирования эстетической культуры, но и один из путей приобщения к искусству, а через создание собственных произведений дети входят в удивительный мир выдумок и находок.

На уроках изобразительного искусства важная роль отводится методу проектов, который представляет собой комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения.

Главное в проектной деятельности повысить уровень уверенности у школьников в том, что они могут создавать красивые вещи, сохранить их индивидуальность, умение самостоятельно что-то создавать.

Таким образом, метод проектов на уроках ИЗО способствует формированию эстетической культуры школьников.

Успешность метода творческих проектов неоднократно была продемонстрирована учениками лицея на уроках ИЗО и на занятиях в ИЗОстудии «Крылья». Проекты не были включены в данный отчёт чтобы излишне его не загромождать и представлены как отдельные материалы.

Список литературы



  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.

  2. Арзямова Г.В. Проблема культуры подростка, старшего школьника и ее эстетический аспект. // Проблемы эстетического воспитания подростков. - М.: Новая школа, 1994. - с. 38-44.

  3. Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека. - М.: Знание, 1979. - 64 с.

  4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с.

  5. Бегак Б. Воспитание искусством: Для учителей нач. классов. - М.: Просвещение, 1981. - 94с.

  6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

  7. Блонский П.П. Педология. - М.: ВЛАДОС, 1999. -288 с.

  8. Блонский П.П. Психология младшего школьника.- М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 574 с.

  9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: «Питер», 2000. - 304 с.

  10. Борев Ю. Эстетика. Т. 1. - Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.

  11. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. - Л.: Знание, 1981. - 36 с.

  12. Витковская Н.С. и др. Формирование эстетической культуры у младших школьников. - К.: Радяньска шк., 1980. - 150 с.

  13. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. - 272 с.

  14. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 1982 г.

  15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

  16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

  17. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.

  18. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: Аким, 1998. - 207 с.

  19. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. - СПб.: Кристалл, 2001. - 304 с.

  20. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Графф, 2002.

  21. Щербо А.В., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. - К.: Радянська школа, 1977. - 104 с.

  22. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогические общество России, 2000. - 128 с.

  23. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П. Печко. - М.: Педагогика, 1984. - 135 с.

  24. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960.

  25. Эстетика и современность. / Под ред. С.Е. Можнягуна. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с.

  26. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А. А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 240 с.

  27. Эстетика: Учебное пособие / Под ред. проф. В. А. Лозового. - Сумы: Издательство «Университетская книга», 1999. - 302 с.

  28. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

  29. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1985. 207 с.

  30. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода / Буров А.И., Печко Л.П. Петрова Ю.Н и др.; Под ред. Б. Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1980. - 136 с.

  31. Юсов Б.П. Изобразительное искусство. // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов. - М., 1978, с.18-29.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект урока оригами

Тема: Птицы. Летящий гусь.

Цель: Развитие художественных способностей детей.

Задачи:

1. Воспитание эстетического вкуса и чувства прекрасного у детей.

2. Составить представление у детей о многообразии материалов, из которых можно сделать птиц.

3. Выполнить поделку с использованием техники оригами;

4. Развивать художественные способности, конструктивное мышление, мелкую моторику рук;

5. Воспитывать трудолюбие, внимательность, любовь и бережное,

отношение к конкретной птице - гусю.

Материалы и оборудование:

  • Для детей: цветная бумага, ножницы.

  • Для учителя: лист синей цветной бумаги.

Наглядность:

Глиняные свистульки в виде птиц, птицы, сделанные в технике оригами и бумагопластики, птица счастья, птицы, сделанные из природных материалов, картины с изображением птиц, мягкие игрушки-птицы, птицы из пластилина, готовая поделка «летящий гусь»,фотографии птиц.

Технические приемы: сгибание, отгибание, складывание бумаги.

Ход урока

1. 0рганизационный момент (1-2 минуты).

Проверка готовности детей к занятию

2. Вводная беседа (5-6 минут).

- К занятию я подготовила для Вас выставку. Внимательно ее рассмотрите и придумайте для нее название.

- Что Вы знаете о птицах? Каких птиц Вы знаете?

- Отгадайте загадки: - На шесте дворец, во дворце певец. (Соловей). - Шило впереди, клубок посреди, Ножницы сзади. (Ласточка)

- На Земле существует много птиц. Их жизнью всегда интересовались люди. Издавна они сочиняли сказки о птицах, посвящали им песни, стихи. Наблюдая за поведением и повадками птиц, люди научились предсказывать погоду.

  • Какие приметы Вы знаете, связанные с поведение птиц?

( ласточка низко летает - к дождю; жаворонок поет - будет теплая, сухая погода; вороны каркают - к непогоде; иволга прилетела - лето на носу; иволга кричит «драной кошкой», предвещая дождь.)

- Мы назвали только малую часть примет, их гораздо больше.

3. Физкультминутка (1-2 минуты).

- Конечно, о птицах можно говорить бесконечно. А сейчас у нас творческое занятие.

Подумаете и скажите из чего можно сделать птиц. Посмотрите, у меня в руках лист бумаги. Мы на нем пишем, рисуем. А ведь он может превратиться в прекрасного журавля, гордую цаплю, задиристого петуха и во многих интересных животных и не только. А Вы хотите этому научиться?

4. Практическая работа (25-26 минут).

  • Сегодня я Вам покажу, как из листа бумаги сделать летящего гуся.

  • Работать мы будем вместе. Сначала я буду делать, а вы за мной повторять.

Надо работать быстро и быть внимательными.

(Учитель показывает последовательность действий, дети повторяют, после каждого действия проверяет, правильно ли выполнили дети данный этап работы).

5. Итог занятия (1-2 минуты).

- Что Вы узнали нового?

- Чему сегодня на занятии научились?

6. Оценка работ детей (1-2 минуты).

7. Уборка рабочего места (1-2 минуты).

Размещено

© 2010-2022