• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка урока Морской бой царя Салтана и пиратов. Выражение намерений через украшение

Разработка урока Морской бой царя Салтана и пиратов. Выражение намерений через украшение

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ЛИЦЕЙ № 32

Г. БЕЛГОРОДА




ОТКРЫТЫЙ УРОК

учителя изобразительного искусства


Марочкиной Ирины Ивановны






по теме: «Морской бой царя Салтана и пиратов».

Выражение намерений через украшение.





Разработка урока Морской бой царя Салтана и пиратов. Выражение намерений через украшение










г. Белгород

11 февраля 2009 год

Тема урока: «Морской бой царя Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

Вид занятий: индивидуально - коллективная работа - украшение кораблей флота цветной бумагой (аппликация) символами с выражением намерений добрых или злых.

Цели и задачи: дать понятие о символике изображений, об украшении как приёме выражения намерений, чувств, настроения, зна­комство с произведениями изобразительного искусства.

Оборудование урока:

Для учащихся - цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Для учителя - зрительный ряд иллюстраций, подмалёвок для коллективной работы, шаблоны кораблей и парусов.

Зрительный ряд: репродукции произведений художников - Н. Рерих «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина, Б. Зворыкина к «Сказке о царе Салтане», рисунки пиратских «злых» кораблей, кораблей «добрых».

Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пуш­кина.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Тема учебной четверти «Как говорит искусство?» Как, какими приёмами художник может выразить чувства, настроение, намерение, характер того, что он изображает?

Если это человек, или животное, то мимикой, движением.

Если это пейзаж, природа, то главное в картине художника цвет.

(на доску вывешиваются таблички с этими словами)

Сегодня мы с вами должны узнать ещё один приём художников. Для этого давайте рассмотрим рисунок на доске.

Что здесь изображено? (корабли, флот, два разных флота…)

Почему вы решили, что это два разных флота? (это видно по парусам, это видно по украшению носа корабля, по пушкам на палубах…)

Совершенно верно, значит, есть ещё один приём художника для выражения намерений, это украшение. Украшение характеризует своего хозяина, раскрывает его представле­ния о красоте и даже может выражать его характер.

(на доску вывешивается таблички с зим словом)

Рассматриваем ещё три-четыре примера разных по украшению кораблей, прикрепляя рисунки по разные стороны доски.

Какими символами можно показать добро и зло?

(коршун, пираты, череп и кости, морда дракона, хищные птицы, чудовища, змеи, солнце, лебедь, сердце, цветы, бабочки…)

Итак, как же можно на рисунке показать намерение? Цветом, украшением, движением.

Если в море встретились два разных флота, то, что произойдёт? (бой)

Тема нашего урока (вывешиваю на доске) «Морской бой царя Салтана и пиратов»

Как это показать в движении? (корабли должны плыть навстречу друг другу)

Задача нашего урока - создать флот царя Салтана и флот пиратов, которые встретились в море и готовы к бою. Для этого мы поделимся на пиратов и на моряков царя Салтана.

По шаблонам вырезаем корабли. Подобрав правильно цвет для корабля и для паруса, украшаем в соответствии с намерением корабля. Корабль может быть «добрый» или «злой».

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Класс разделить на две группы.

Задание: украсить два сказочных флота - добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения - добрые и злые.

Перед украшением силуэта корабля цветом детям предла­гается поднять вверх кораблики так, чтобы два флота плыли навстречу друг другу. Другими словами, у одной группы школьников нос кораблей обращен вправо, у других - влево. Исходя из этого начинается работа по украшению кораблей в цвете в технике аппликации. Поднять корабли необходимо для определения правильной стороны в последующем оформлении корабля, они плывут навстречу друг другу.

В начале урока на склеенном вдвое полотнище обоев (прикреп­ленном к доске) прикалываем два одинаковых по силуэту флота, идущих навстречу друг другу.

Кораблики и паруса белые. Флоты со­вершенно одинаковы, и, значит, характеризовать их намерения не­возможно.

- Как нужно украсить флот Салтана и флот пиратов, чтобы они не были похожи? Какие цвета и формы узоров выбрать? (Ответы детей.)

Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.

Детям раздаются шаблоны для обводки и вырезания элементов (корабль, парус).

По мере выполнения задания школьники выходят к панно и с помо­щью клея прикрепляют свой корабль к фону на соответ­ствующую сторону. Учитель помогает строить выразительный, живой ритм корабликов. Он главный художник.

К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе - подмалёвке.

Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный.

Это занятие расширяет представление о том, что художник может разговаривать со зрителем только цветом, линией, орнаментом.

IV. Итоги урока.

В заключение урока весь класс радуется удивительному зрелищу - это две контрастные группы кораблей, два контрастных настроения их хозяев. Эту разницу в намерениях купцов и разбойников художники смогли передать с помощью украшений.

В конце урока происходит чудо! Бывшие совершенно одинаковыми корабли и паруса (у всех были одинаковые заготовки из белой бумаги) вдруг преобразились в два контрастных флота, две группы людей, у кото­рых разные намерения. И это мы сделали только с помощью украшений.

Анализ выполненной работы. Оценка работ.

Домашнее задание: рассмотреть дома различного рода украшения и подумать, что они выражают.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Разработка урока Морской бой царя Салтана и пиратов. Выражение намерений через украшение


Флот царя Салтана, «добрый» флот.


Разработка урока Морской бой царя Салтана и пиратов. Выражение намерений через украшение


Флот пиратов, «злой» флот.


© 2010-2022