- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Технологическая карта урока по изобразительному искусству
Технологическая карта урока по изобразительному искусству
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дудник О.А. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Фамилия, имя. отчество педагога
Дудник Олеся Анатольевна
Наименование образовательного учреждения, район (город)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», город Братск
Тема занятия
«Ажурные ограды»
Возраст обучающихся
9-10 лет (3 класс)
Тип урока
Комплексного применения знаний и умений (в новых условиях)
Форма урока
Урок-путешествие
Цель урока:
- учить выполнять эскизы ажурных уличных оград
Задачи урока:
Образовательный аспект
Воспитательный аспект
Развивающий аспект
-
Знакомить с понятиями «ажур», «дизайн», с ажурными изделиями из разных материалов; учить видеть в художественном оформлении уличных оград природные аналоги (листья, снежинки, морозные узоры, ветви деревьев и т. д.)
-
Развивать творческое мышление, воображение, логического мышление через умение анализировать, синтезировать материал
-
Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами художественной культуры.
Планируемые результаты
- Умение сравнивать художественное оформления ажурных оград с природными аналогами; приобретут представление в области художественного оформления города.
-Умение видеть перспективу и передавать единство элементов декоративного ажура с учетом перспективного изменения размера.
- Умение придумывать свой вариант декоративного оформления ограды.
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Учителю: большая иллюстрация города, презентация урока; раздаточный материал (вырезанные формы в виде отдельных частей общих оград)
Ученику: краски (гуашь или акварель); кисти № 1-3; баночки для воды, салфетки.
УМК (видеоряд)
Мультимедийная презентация
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся (УУД)
познавательные
коммуникативные
регулятивные
1
2
3
4
Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
--- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Олеся Анатольевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. У вас на столах лежат солнышки. Прочитайте пожелание от меня и от солнышка: Улыбнись! Сегодня твой день! Ты со всем справишься блестяще!
--- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила групповой работы:
-
учитывать разные мнения в обсуждениях;
-
уметь договариваться;
-
уметь приходить к общему решению
--- Я вам предлагаю совершить путешествие, а куда вы узнаете, разгадав ребус. Для работы возьмите белые листы. Ребусы у всех разные (групповая работа + на слайде)
--- Сегодня мы путешествуем по городу (открываем створки).
--- В каком городе вы бы хотели жить? Почему?
--- Чего не хватает в этом городе? (ажурных оград) (слайд)
Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме. Умеют извлекать нужную информацию.
Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме и в групповой работе. Планируют учебное сотрудничество.
Осуществляют мотивационной установки на предстоящую работу. Волевая саморегуляция
Этап "Постановка цели и задач урока». Сообщение нового материала.
Задача: знакомить с понятиями «ажур», «дизайн», с ажурными изделиями из разных материалов; учить видеть в художественном оформлении уличных оград природные аналоги (листья, снежинки, морозные узоры, ветви деревьев и т. д.).
--- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Ажурные ограды)
--- Какую цель мы поставим на урок?
--- Человек так устроен, что он всегда стремится сделать свою жизнь красочнее, ярче, интереснее.
--- А что он для этого делает?
--- А в этом городе что сделали люди, чтобы он стал красивее?
--- В изобразительном искусстве есть термин «декор». Как вы думаете, что он означает? (сначала - ответы детей)
--- Это слово иностранного происхождения, поэтому его значение можно найти в словаре иностранных слов (показать словарь, потом ребенок зачитывает: термин «декор» в переводе с латинского языка - это «украшение» - читает ребенок)
Один из элементов для украшения разных предметов - АЖУР
--- Что означает слово «ажур» (сначала - ответы детей)
--- Значение этого слова также находится в этом словаре (ребенок зачитывает: ажур - сквозной узор)
--- Из чего выполняют ажурные изделия?
--- Ажур используется в изделиях из ниток, дерева, металла (слайд).
--- Железо огненное взял
И превратил умело
В деталь бесформенный металл.
--- О ком идет речь?
--- А кто придумывает ажурные ограждений на улицах города? (Художники)
--- А где в городе можно встретить ажур? (отвечают дети)
--- А в городе Братске много ажурных оград?
Осознают поставленную задачу, знакомятся с новыми терминами, работают с материалами словаря. Учатся извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза
Взаимодействуют друг с другом и с учителем фронтально, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Одноклассники дополняют ответы учащихся.
Этап «Подготовка учащихся к практической деятельности по применению знаний, умений в новой ситуации»
Задача: подведение учащихся к планированию своих действий (алгоритма работы), выявление затруднений в групповой практической деятельности учащихся.
--- Посмотрите на разные ажурные ограды.
(показ слайдов с ажурными оградами)
--- Какой цвет преобладает в этих оградах?
--- Значит, какой цвет мы будем использовать в нашей работе?
---Какие элементы в декоративных ограждениях вы увидели? (Листья, цветы, стебли)
--- А где художники подсмотрели такую красоту?
--- Художники придумывают свои произведения, используя красоту природы.
Физминутка.
1, 2, 3, 4, 5 - кузнецы начнут считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
--- Для нашего города поступил заказ - изготовить ажурные ограды.
--- Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а художники-дизайнеры, которые создадут свои проекты ажурных оград, чтобы он стал еще красивее и наряднее.
--- У каждого из вас есть часть будущей ограды, но разной формы. Ваша задача: придумать такой рисунок, который при склеивании частей, даст целую картину.
--- В каждой работе важна техника безопасности: (на слайды - зачитывают дети по цепочке)
-
Не размахивать руками.
-
Не брать в рот кисти, не пробовать краски.
-
Быть аккуратными (беречь одежду, школьное имущество).
--- Давайте составим алгоритм работы: (сначала говорят дети, затем в обобщенном виде я)
-
Придумать узор для своей ограды
-
Нарисовать карандашом на заготовке этот узор.
-
Нарисовать карандашом часть узора на своей части ограды.
-
Обвести узор по линиям кончиком кисточки черной краской.
-
Склеить части в общую ограду.
-
Сдать готовую ограду заказчику, т.е. мне.
-
Навести порядок на рабочем месте.
--- (показать неправильную ограду) Такой же заказ выполняли и другие мастера. Несколько оград не приняли. Как вы думаете, почему?
--- Чтобы наш заказ приняли, еще раз обратимся к алгоритму (дети читают по очереди)
Осуществляют поиск необходимых способов компоновки ажурного орнамента для выполнения учебной задачи; видят в художественном оформлении уличных оград природные аналоги. Озвучивают технику безопасности при работе с красками; озвучивают и демонстрируют алгоритм работы.
Строят монологические высказывания, строят в коммуникации понятные для партнеров способы действия, учитывая разные мнения в обсуждении декора уличной ограды. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия в соответствии с поставленной задачей. Осознавать возникающие трудности, находят их причины и пути преодоления.
Этап «Применение знаний в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
--- Приступая к работе, помните о правилах групповой работы
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, помощь в осознании удачных и ошибочных моментов и способах их устранения.
--- Напоминаю вам правила групповой работы: каждая группа должна выбрать одного представителя, который сдает ограду заказчику, т.е. мне (учитель приклеивает на город)
Используют предложенные формы для изображения в них орнамента; осуществляют синтез как составление целого из частей (составление ажурной ограды из отдельных модулей).
Вступают в учебный диалог с одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в группах для создания общей ажурной ограды.
Планируют действия, необходимые для создания общей ажурной ограды по алгоритму; контролируют процесс и результаты деятельности всех членов группы, вносят необходимые коррективы; осознают возникающие трудности, находят их причины и пути преодоления.
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
--- Наша работа завершена. Что вы можете сказать, уходя с урока? (на слайде).
--- Давайте еще раз вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее?
--- По критериям оценивания, которые лежат у вас на столах, оцените свою работу.
--- Поднимите руки те, кто набрал 5 баллов. Молодцы, ребята, я очень рада нашей совместной работе.
--- Поднимите руки те, кто набрал 4 балла. Еще немного и будет отлично.
--- Есть такие, кто набрал 3 балла? (при отсутствии рук) Я рада, что мы все достигли поставленной цели урока.
Учащимся предлагаются критерии оценивания практических работ для обсуждения в группах.
Критерии оценивания:
-
Вы придумали общий узор для вашей ограды - 1 балл
-
Нарисовали карандашом на общей заготовке этот узор с учётом перспективы - 1 балл
-
Каждый член группы нарисовал карандашом часть узора на своей части ограды с учётом перспективы - 1 балл
-
Каждый член группы обвёл узор по линиям кончиком кисточки черной краской - 1 балл
-
Группа склеила части в общую ограду - 0,5 балла
-
Группа навела порядок на рабочем месте - 0,5 балла
--- Выберите один из вариантов предложений и закончите его.
-
Мне понравилось _______________
-
Я узнал _________________
-
Я научился________________
-
У меня получилось _________________
-
У меня не получилось __________________
Моя рефлексия: (мне понравилось, что вы все проявили свое творчество, показали индивидуальность)
(если не одинаковые части в одной ограде): я вам желаю быть одной командой, научиться договариваться
Анализируют полученные результаты с учетом всех шагов алгоритма и законом перспективы. Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. Осуществляют рефлексию своих действий.
Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают рефлексивные оценки своей деятельности.
Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, находят их причины и пути преодоления.
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.
Я предлагаю задания на выбор: (на слайдах) - на жёлтых листах.
-
Сфотографировать ажурные ограды в городе - звездочка
-
Найти в Братске ограды, в которых встречаются природные элементы - листочек
-
Нарисовать свой вариант ажурной ограды - цветочек
--- Молодцы ребята, славно потрудились.
--- Закончить урок я хочу словами, пусть они станут девизом нашего урока: Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!
Осознают познавательную задачу; читают и слушают, информацию для самостоятельного нахождения её в разных источниках.
Вступают в учебный диалог с учителем, задают вопросы.
Принимают и сохраняют учебную задачу.