Русские Богатыри (Интегрированный урок: литература, ИЗО)

Цели и задачи: вспомнить былины о русских богатырях, познакомить с произведениями изобразительного искусства: В Васнецова «Богатыри»;                                                                                             развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствовать графические навыки;   воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества. Вид урока: тематическое рисование и аппликация. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: частичн...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие по литературе (интегрированный урок: литература, ИЗО)

Класс:5

Учитель: Самутинская Т. В.

Тема: РУССКИЕ БОГАТЫРИ.

Цели и задачи:

вспомнить былины о русских богатырях,

познакомить с произведениями изобразительного искусства: В Васнецова «Богатыри»; развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе;

совершенствовать графические навыки;

воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества.

Вид урока: тематическое рисование и аппликация.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: частично - поисковый, объяснительно- иллюстративный. Оборудование: для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварель.

для учителя: презентация.

Литературный ряд: былины.

Зрительный ряд: В.Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем »

ХОД УРОКА

1.Организация класса. Проверка готовности к уроку.

2.Вводная беседа.

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Все вы, ребята, знакомы с богатырями и их подвигами. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с картинами великого художника. А каждый из вас попробует создать образ своего богатыря.

В старину враги не раз нападали на Русь, налетали на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в полон (плен).

Чтобы беречь от них землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.

- Кто же они, эти защитники земли русской? (Любимые народные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

-Что рассказывается в былинах о Богатырях?

Слайд 3

- Чем прославился Илья Муромец? ( Илья Муромец убил четыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе Идолищем, одержал победу над Соловьём- Разбойником) Его отличает искренняя преданность народному делу.

…Я иду служить за веру христианскую

И за землю Российскую

Да за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, да за бедный народ…

Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы.

Добрыня Никитич геройски боролся со Змеем Горынычем, да с ханом Батыем.

Слайд 4

Алеша Попович победил Тугарина Змея. Эти три могучих богатыря часто встречаются в былинах, они вместе действуют, помогают друг другу.

Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то своё, особенное.

Слайд 5

3.Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Посмотрите внимательно на картину.

В степи, среди бескрайних русских просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря. Зорко и тревожно всматриваются они вдаль: «нет ли где врага, не обижают ли кого» Колышет ветер пожелтевшую траву, разметает гривы и хвосты богатырским коням. Гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо и непоколебимо стоят витязи. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно всматривается в даль. Уверенность, сила и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке « палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий и упрямый лоб, крепко сжатые губы, прямой открытый взгляд говорят о несгибаемой силе воле, о прямоте и честности его души. Илья уже не молод, серебром сверкает его борода. Выбилась из-под шлема седая прядь- это подчеркивает его мудрость. Илья Муромец принадлежит к людям труда. И одет он не богато. Тяжело, но уверенно сидит Илья на коне. И конь подстать богатырю. Такой же мощный и сильный. Он стоит спокойно. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника.

Другой герой картины - Добрыня Никитич. Знатен, он сын князя богатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со змеем Горынычем прославился и этот богатырь. Богатством украшения оружия, нарядностью одежды выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. Белый конь Добрыни подстать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками.

Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. И хотя нет в нем мощи и силы, как у Ильи Муромца, но это его достойный собрат.

Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что он увертлив и догадлив. У Алеши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Вооружен он легко « тугой лук размывчатый, да стрелочка каленая» А в правой руке у него гусли. Алеша не только сражаться, горазд, он любит и песни петь. Конь его, золотой масти, спокойно пощипывает травку. Но его не захватить врасплох. Он хитер и стремителен.

Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими должны быть богатыри древней Руси. Эта картина создавалась 25 лет 1871-1898.

Слайд 6

Автор Виктор Михайлович Васнецов

(1848-1926)

Художник живописец, театральный декоратор; мастер исторического и мифологического жанров, сказочного и легендарного сюжетов.

Физкультминутка

4.Творческая работа учащихся.

Слайд7,8

Выполнение коллективной работы «Русские богатыри»

лист лежит горизонтально, рисунок размещается легкими карандашными линиями.

  • -повторение основных этапов построения фигуры человека.

  • уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете.

  • вырезать по контуру, приклеить на общий формат.

Требование к работе:

-аккуратное выполнение работы;

-удачное цветовое сочетания, техника владения красками, аппликацией

5. Итоги урока. Анализ рисунков, проработанность, завершенность.

6. Уборка рабочего места.

© 2010-2022