Интнгрированный урок

Технологическая карта интегрированного урока литературы, истории и изобразительному искусству «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!». Интегрированный урок посвящен Бородинской битве как одному из наиболее значимых событий в Великой Отечественной войне 1812 г. Знакомство с литературными, художественными и историческими источниками, рассказывающими о Бородине, позволяет учащимся погрузиться в атмосферу того времени, почувствовать подъем духа, патриотизм, которым проникнуты изучаемые произведения.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






«Недаром помнит вся Россия

про день Бородина!»

(технологическая карта интегрированного урока)

Составил:

Кривозубов Николай Яковлевич,

учитель изобразительного искусства ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа», г. Кемерово




Вступительное слово:

Данный интегрированный урок проходил в рамках недели, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 г. В школе была организована выставка работ кружковцев и учителя ИЗО - галерея портретов героев Отечественной войны 1812 г. «Вспомним, братцы, россов славу…» В галерее были представлены портреты Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли, Дениса Давыдова, Раевского, атамана Платова, Натальи Дуровой, представителей народного ополчения, крестьян-партизан.

На уроках литературы учащиеся обращались к произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино», анализируя его и составляя на основе художественного текста хронологическую последовательность событий Бородинского боя. Также учащимися изучались тексты произведений А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова (например, для составления словесных портретов русских полководцев). Перед проведением интегрированного урока один из учеников получил задание выполнить иллюстрацию к стихотворению и представить ее на уроке, сопроводив устной презентацией.

На уроках истории учащиеся изучали ход военных действий и планы сторон в Отечественной войне 1812 года, основные сражения и события, биографии героев партизанского движения и крестьянской самообороны, итоги и последствия войны для России.

Актуальность выбранного урока исходит из специфики образовательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, каковым является Кемеровская спецшкола. Познавательная деятельность воспитанников школы характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации; внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объеме, непрочна; в большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное, эмоциональная сфера бедна. Таким учащимся нужна всесторонняя коррекция личности, необходимо развитие духовно-нравственного мира подростка, его национального самосознания.

В связи с этим сквозной задачей всех мероприятий юбилейной недели Отечественной войны 1812 г. являлось воспитание патриотического отношения к героическому прошлому нашей Родины, подтверждение фактов массового героизма во время войны, готовности не только русских солдат, офицеров, генералов, но и простых крестьян к самопожертвованию во славу Отечества.

Ф.И.О. Кривозубов Николай Яковлевич

Предметы: изобразительное искусство, литература, история

Класс: 8 класс

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала (интегрированный урок, 40 минут)

Технологическая карта изучения темы


Тема

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

Цели

Образовательные: познакомить учащихся с главным событием Великой Отечественной войны 1812 г. - Бородинским сражением.

Способствовать развитию умения анализировать произведения изобразительного искусства. Формировать УУД:

- Личностные УУД: воспитывать в учащихся любовь к Родине, к своему народу.

- Регулятивные УУД: определять цель, планировать свою деятельность исходя из цели, действовать по плану, оценивать результат

- Коммуникативные УУД: описывать картины, характеризовать качества, признаки объектов на них; передавать характеристики объектов, используя выразительные средства языка.

-Познавательные УУД: закрепить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства, познакомить их с произведениями художников исторического жанра об Отечественной войне 1812 г.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: названия произведений и фамилии художников-авторов картин об Отечественной войне 1812 г.;

особенности исторического и портретного жанров.

Уметь: определить жанры живописи, в которых созданы произведения изобразительного искусства;

описывать картины, используя выразительные средства языка.

Личностные: развитие гендерной позиции по отношению к защите своего Отечества
Метапредметные:

Уметь: давать полный, связный, аргументированный ответ, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;

работать с различными источниками исторической информации (произведениями изобразительного искусства, картой, литературным текстом);

анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, понимать неразрывности прошлого и настоящего в истории России.

Основные понятия

Портретный жанр, исторический жанр, баталия, ополченцы-партизаны, народное движение, репродукция, колорит.

Межпредметные связи

Литература, история: изучение литературного произведения, описывающего историческое событие, и его отображение с помощью художественных средств.

Ресурсы:

Основные: карта Бородинского сражения, тексты стихотворных произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, репродукции картин «Совет в Филях» (А. Кившенко), «Наполеон I на Бородинских высотах», «Конец Бородинского сражения» (В.Верещагин), «М.И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения» (А. Шепелюк), «Эпизод из войны 1812 г.» (И. Прянишников).

Дополнительные: эпиграф (слова М.И. Кутузова), рисунки кружковцев - учеников 8 класса, посвященные Отечественной войне 1812 г.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели: концентрация внимания, актуализация знаний

Активное слушание, актуализация знаний

Организация учебного пространства, уточнение тематических рамок урока


-


-


-

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

постановка учебных задач интегрированного урока, формулирование дискуссионных вопросов

Активное слушание, участие в диалоге с учителем.

Вступительное слово учителя. Создание подготовленной информационно- образовательной среды.

Диалог с учителем по материалу, изученному на предыдущих уроках

Актуализация знаний о событиях Бородинского сражения.

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД:

оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета;

Регулятивные УУД:

Целеполагание (осознание учебной задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно).

III. Закрепление и обобщение ранее изученного материала

(25 мин.)

Цели:

- воспитывать патриотическое отношение к Родине;

- повторить изученные жанры живописи, особенности изображения портрета, батальных сцен;

- рассмотреть творчество русских художников исторического жанра, посвященное событиям Отечественной войны 1812 г.;

- закрепить знания о видах композиции.

Активное слушание описания предпосылок войны 1812 г., внешней политической ситуации, военных действий до Бородинского сражения; ответы на вопросы учителя

Включение учащихся в обсуждение

Ответить на вопросы:

- Какие великие битвы вам известны?

- Какие качества проявлял русский народ, когда отстаивал свою независимость?

- Опишите события начала войны 1812 г..

- Расскажите о планах Наполеона в войне с Россией.

- Какие литературные произведения описывают события этой войны?

-

Коммуникативные УУД: составление устных монологических высказываний

Анализ источников, повествующих о событиях Бородинского сражения (литературных, художественных)

Поддержание диалога с учащимися, активизация участия в обсуждении

Прочитать наизусть подготовленные отрывки стихотворения М.Лермонтова «Бородино», стихи А.С.Пушкина, басню И.А. Крылова «Волк на псарне».

Рассмотреть репродукции картин В.Верещагина, А. Шепелюка, И. Прянишникова, А. Кившенко.

Ответить на вопросы:

-Что объединяет данные поэтические и художественные произведения?

- Какие жанры живописи вы знаете?

-Перечислите виды композиции. Какой вид композиции использовал автор каждой из этих картин?

Знание художественных особенностей различных жанров живописи (портрета, исторического, батального);

знание видов композиции (фронтальная, объемная, глубинно- пространственная).

Познавательные УУД:

Формирование интереса к историческим событиям и художественным произведениям, связанным с ними;

умение сопоставлять словесное описание и реальный образ.

Коммуникативные УУД:

- восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи;

- выделение в тексте информации, подтверждающей высказываемую точку зрения.

Предметные УУД:

- повторение изученных жанров живописи и видов композиции, их художественных особенностей;

- знакомство с творчеством художников В.Верещагина, А. Шепелюка, И. Прянишникова, А. Кившенко.

Физкультминутка

Работа с иллюстрацией ученика «Скажи-ка, дядя…» к стихотворению «Бородино». Индивидуальное выступление автора иллюстрации, обсуждение рисунка учащимися

Организация обсуждения иллюстрации, выполненной учеником с учетом художественных особенностей рисунка; анализ и оценка рисунка

Рассмотреть иллюстрацию «Скажи-ка, дядя…», определить жанр и вид композиции, в которых выполнен рисунок.

Прослушать выступление автора иллюстрации, высказать впечатления, вызванные рисунком.

Проанализировать колорит иллюстрации, композиционный центр, проработку заднего плана.

Повторение ранее изученного материала о художественных особенностях иллюстраций.

Умение давать полный, связный, аргументированный ответ.

Познавательные УУД: умение анализировать иллюстрацию; развитие способности смыслового восприятия произведений живописи.

Коммуникативные УУД:

навыки описания объекта, выделения признаков объекта, относящих его к определенному виду.

Предметные УУД: повторение художественных особенностей произведений живописи.

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха/неуспеха выполненной работы, оценок работы со стороны учителя и одноклассников.

IV. Контролирующее задание (7 мин)

Цель:

- проверить знание хронологии событий и участников войны 1812 г.;

-закрепить знание жанров живописи, их особенностей;

-сформировать гражданскую позицию ученика по отношению к войне

Ответы на вопросы учителя

Включение учащихся в обсуждение

- Какое событие (что за человек) изображены на каждой из репродукций?

- Назовите жанр, в котором написана каждая из репродукций; аргументируйте ответ.

-Дайте этическую оценку событиям, изображенным на картине В.Верещагина «Конец Бородинского сражения», И. Прянишникова «Эпизод из войны 1812 г.»

Закрепление знания жанров живописи, их особенностей.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Предметные УУД: закрепление художественных особенностей произведений живописи.

V. Рефлексия учебной деятельности учащихся (3 мин)

Цели: подведение итогов проделанной на уроке работы

Закончить предложение по схеме «Сегодня на уроке я узнал…, я понял…, я научился…»

Оценка работы учащихся и выставление отметок.

-

Умение анализировать свою деятельность в ходе урока, навык самооценки

Регулятивные УУД: оценка результатов собственной учебной деятельности по итогам урока


© 2010-2022