- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа Искусство народной росписи
Программа Искусство народной росписи
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горшунова И.В. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано
Педагогическим советом
Протокол № __ от ________ 2014 г.
Утверждаю
Директор МАОУ ДОД «ДШИ» ___________Губин В.Н.
Приказ № _ _ от ______ _ 2014 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПО ПРЕДМЕТУ:
«Искусство народной росписи»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Срок реализации: 3 года
Составитель: педагог дополнительного образования
Ирина Владимировна Горшунова
р.п. Белый Яр - 2014 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………… 3
Пояснительная записка……………………………………………………………………..4
Учебно-тематический план 1-3 год обучения .………………………………………….. 6-10
Содержание программы 1-3 год обучения ...……………………………………………...6-10
Список литературы для педагога ………………………………………………………… 11
Список литературы для родителей и детей ………………………………………………11
Введение
Данная программа рассчитана на детей, желающих заниматься художественной росписью по дереву, и ориентирована на развитие изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, формирование духовной культуры. Обучающиеся знакомятся с техникой рисования, создания композиции, изучают правила сочетания цветов, выполняют работы с использованием различных красящих веществ: гуаши, акриловых красок. В процессе выполнения практических заданий осваивают навыки безопасной работы с различными инструментами и веществами. Занятия способствуют развитию у детей восприятия цветовой гармонии, эстетических чувств, творческих способностей, мотивации на поиск и создание собственной декоративной композиции. Обучение художественной росписи осуществляется на знакомстве с различными народными промыслами: городецкой, пермогорской, мезенской, полхов-майданской, хохломской, жостовской, гжель, дымковской и филимоновской. Произведения декоративно прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре, раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности сюжетной декоративной композиции. Активное освоение традиций народного искусства в его главных видах дает возможность приобщиться к многонациональной культуре прошлого и настоящего.
Пояснительная записка
Роспись - это «почерк» народа, его живой образный язык. Сохраняя традиционные предпочтения, роспись всегда отражает время и даже подвержена моде.
Для реализации данной программы необходимы бумага формата А3, деревянные заготовки, кисти, акриловые и гуашевые краски.
В программе раскрывается значение русского народного искусства как мощного средства эстетического и трудового воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест. Существует много народных росписей.
Обучение по предмету начинается со 2 класса. За 3 года обучения дети знакомятся с росписями - городецкой, пермогорской, мезенской, полхов-майданской, хохломской, жостовской, дымковской и филимоновской игрушками, и гжель. И по окончанию каждой росписи обучающиеся выполняют работу на деревянных заготовках.
А к концу 4 класса обучающиеся делают выбор и выполняют ту роспись, которая наиболее им ближе.
Нормативно-правовой базой программы являются:
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» от сентября 2013г.;
-
Устав МАОУ ДОД «Детская школа искусств» Верхнекетского района Томской области (новая редакция) от 25.03.2011г.;
-
Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей с изменениями и дополнениями от 02.08.2012г.
-
Учебный план МАОУ ДОД «Детская школа искусств» на 2014-2015 гг.
Организация деятельности
Программа рассчитана на 3 года для обучающихся художественного отделения МАОУ ДОД «ДШИ». Обучающиеся занимаются 1 час в неделю, всего: 34 часа в год. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений.
Цель программы - приобщение детей к народной росписи и ее традициям.
Задачи программы:
-
познакомить детей с историей возникновения русской народной росписи;
-
научить самостоятельно, выполнять эскизы различных композиций;
-
ознакомить с основными техниками и приемами каждой из росписей;
-
развить творческие способности детей;
-
воспитывать аккуратность и настойчивость в работе;
-
привить любовь к труду;
-
на основе изделий народных мастеров развить любовь к родному краю.
Формы и методы обучения:
-
теоретические занятия - беседы о декоративно-прикладном искусстве с использованием репродукций народных мастеров, наглядных пособий;
-
практические занятия - освоение приемов с разным материалом.
Практическая часть проходит в форме групповых и индивидуальных занятий, а также самостоятельной работы обучающихся.
Ожидаемые результаты
-
усвоить теоретический материал по народным росписям;
-
уметь правильно выполнять схемы композиций;
-
усвоить элементы и технику выполнения каждой из росписи.
Формы и методы контроля
-
анализ и самоанализ выполненных работ обучающимися;
-
выполнение практических заданий на отметку;
-
тестирование;
-
просмотр выполненных работ.
Методическое обеспечение программы
Техническое и дидактическое обеспечение занятий
Чтобы выполнить все поставленные задачи образовательной программы нам необходимо: материально-техническое обеспечение.
Оборудование:
-
наличие просторного кабинета, освещение по всем санитарным нормам;
-
мольберты;
-
оптимальное освещение рабочего места;
-
учебная доска.
Инструменты:
-
кнопки;
-
простой карандаш;
-
краски: гуашь и акриловые;
-
ластик.
Материалы:
-
бумага для черчения/акварели (формат А3, А4);
Дидактический материал:
-
специальная литература по предмету «Искусство народной росписи»;
-
наглядные пособия.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Введение в курс народной росписи
1
0,2
0,8
2.
Хохломская роспись
7
0,2
6,8
3.
Жостовская роспись
7
0,2
6,8
4.
Просмотр работ
1
1
-
5.
Гжель
9
0,2
8,8
6.
Филимоновская игрушка
8
0,2
7,8
7.
Итоговое занятие (просмотр)
1
1
-
Итого:
34
3
31
Содержание программы
1. Введение в курс народной росписи.
Беседа о народной росписи. Подготовка к работе. Технология работы с деревянной поверхностью. Азбука народной росписи.
Практические занятия. Готовим деревянную поверхность. Перенос рисунка на поверхность. Зарисовка основных элементов народной росписи. Орнаменты: геометрические, природные, фантазийные, символические, смешанные. Рисуем по схемам композиции.
2. Хохломская роспись.
Беседа о промысле. Технология хохломской росписи. Основные элементы росписи. Композиции в Хохломе.
Практические занятия. Виды Хохломы: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина». Орнаментальные полосы. Травные кустики. Кудрина. Цветы. Плоды и листья. Схемы композиций хохломской росписи.
3. Жостовская роспись.
Вводная беседа. Рассказ о подносах «Жостово». Технология жостовской росписи. Особенности жостовской росписи.
Практические занятия. Этапы жостовской росписи. Схемы композиций жостовской росписи.
4. Итоговое занятие за 1 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
5. Гжель.
Беседа о промысле. Технология гжельской росписи.
Практические занятия. Основные элементы росписи. Роспись изделий.
6. Филимоновская игрушка.
Беседа о промысле. Технология филимоновской росписи.
Практические занятия. Основные элементы росписи. Роспись изделий.
7. Итоговое занятие за 2 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Мезенская роспись
8
1
7
2.
Городецкая роспись
7
0,2
6,8
3.
Просмотр работ
1
1
-
4.
Хохломская роспись
7
0,2
6,8
5.
Дымковская роспись
6
0,2
5,8
6.
Итоговый урок
4
-
4
7.
Итоговое занятие (просмотр)
1
1
-
Итого:
34
3,6
30,4
Содержание программы
-
Мезенская роспись.
Беседа о промысле. Технология мезенской росписи. Композиции.
Практические занятия. Мелкие элементы мезенской росписи: края и обводки, птицы, лошадка, олень и лось. Композиции - бёрдо, композиция в квадрате, в прямоугольнике (вертикальная), в полосе, в круге.
-
Городецкая роспись.
Беседа о промысле. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. Особенности городецких композиций.
Практические занятия. Городецкие рамки, листья, цветы, птиц, лошадей, фигуры людей. Составляем различные композиции.
-
Итоговое занятие за 1 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
-
Хохломская роспись.
Беседа о промысле. Технология хохломской росписи. Основные элементы росписи. Композиции в Хохломе.
Практические занятия. Виды Хохломы: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина». Орнаментальные полосы. Травные кустики. Кудрина. Цветы. Плоды и листья. Схемы композиций хохломской росписи.
-
Дымковская роспись.
Беседа о промысле. Технология дымковской росписи.
Практические занятия. Основные элементы росписи. Роспись изделий.
-
Итоговый урок. Составление своей композиции. Роспись изделий.
-
Итоговое занятие за 2 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Полхов-Майдан
6
0,2
5,8
2.
Пермогорская роспись
9
0,2
8,8
3.
Просмотр работ
1
1
-
4.
Хохломская роспись
7
0,2
6,8
5.
Городецкая роспись
5
0,2
4,8
6.
Роспись на выбор
5
-
5
7.
Итоговое занятие (просмотр)
1
1
-
Итого:
34
2,8
31,2
Содержание программы
-
Полхов-майдановская роспись.
Беседа о промысле. Традиции полхов-майданской росписи.
Практические занятия. Основные элементы: цветы, ягоды, бутоны, травки и веточки. Схемы композиций полхов-майданской росписи.
-
Пермогорская роспись.
Беседа о промысле. Особенности пермогорской росписи. Техника и приемы росписи. Композиции в пермогорской росписи.
Практические занятия. Основные элементы: ленточки и бордюры, углы, приписки, цветы, трилистник, древо, птицы, птица Сирин. Схемы композиций пермогорской росписи.
-
Итоговое занятие за 1 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
-
Хохломская роспись.
Беседа о промысле. Технология хохломской росписи. Основные элементы росписи. Композиции в Хохломе.
Практические занятия. Виды Хохломы: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина». Орнаментальные полосы. Травные кустики. Кудрина. Цветы. Плоды и листья. Схемы композиций хохломской росписи.
-
Городецкая роспись.
Беседа о промысле. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. Особенности городецких композиций.
Практические занятия. Городецкие рамки, листья, цветы, птиц, лошадей, фигуры людей. Составляем различные композиции.
-
Дипломная работа.
Практические занятия. Роспись на выбор.
-
Итоговое занятие за 2 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Список литературы для педагога
-
Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. - 224 с.: ил. - (Золотая библиотека увлечений).
-
Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство Методика преподавания в 5 классе. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2007г.
-
Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2008г.
-
Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Учебник для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2009г.
-
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.
-
Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
-
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.
-
Изобразительное искусство 1-9 классы: учебное издание. - М.: АГАР, 1996. - 160 с.
-
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький ,1988г.
-
Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980г.
-
Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М., Просвещение, 2009г.
-
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; книга для учителя. М., Просвещение, 1984г.
-
Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992г.
Список литературы для родителей и детей
-
Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. - 224 с.: ил. - (Золотая библиотека увлечений).
-
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.
-
Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
-
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.