Тематическое планирование уроков ИЗО в 5 классе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5 класс)

Наименование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

Требования к уровню подготовки

Вид

Элементы дополнительного

Дата проведения

п/п

раздела программы


содержания

обучающихся (результат)

контроля

(необязательного) содержания

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.

ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (7 Часов)




1

Цветовой круг

1

Введение

Спектр. Составные и ос-

Знать:

Контроль


новых

новные цвета. Теплые и

- понятие цветовой круг;

выполне-



знаний

холодные цвета. Контра-

- составные и основные цвета;

ния уп-



стные и сближенные

- теплые и холодные цвета;

ражнений



цвета

- контрастные и сближенные цвета.



Уметь:



- различать теплые и холодные цвета;



- контрастные и сближенные цвета;



- смешивать краски для получе-



ния нужного цвета и оттенка


2

Экскурсия в

1

Урок-

Наблюдение и словесное

Знать понятия: точка зрения, ли-

Ответы на


осенний парк

наблю-

описание зримого мира.

ния горизонта, перспектива.

вопросы


дение

Цветовые сочетания в

Уметь словесно описывать окру-



окружающем пейзаже.

жающую природу, цветовые соче-



Перспектива

тания в пейзаже


3-4

Декоративный

2

Введение

Условность декоративно-

Знать:

Ответы на

Понятие



Цветок

новых

го изображения. Колорит

- понятия теплый и холодный

вопросы.

о симметрии


знаний

колорит;

Контроль

и асимметрии



- приемы работы акварелью «по-

выполне-



сухому» и «по-сырому».

ния прак-



Уметь:

тической



- выполнять стилизацию натуры,

работы



композиционное построение рисунка;

- работать в технике «мазок»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

5

ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (7 часов)

Живописные

упражнения,

монотипия

«Веселые

кляксы»

1

Урок-практикум

Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы

Знать:

- приемы работы акварелью, гуашью;

- технику печатания «монотипия». Уметь:

- выполнять заливку плоскости цветом;

- получать плавные переходы от одного цвета к другому;

- выполнять рисунок в технике «монотипия»

Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы

Воображение как основа творческой деятельности человека

6

«Золотая осень». Рисунок осеннего

дерева с натуры, по памяти

1

Введение

новых

знаний

Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы

воздушной и линейной

перспективы.

Освещенность

Знать:

- жанр изобразительного искусства - пейзаж (определение, особенности);

- строение дерева;

- изменение цвета в зависимости от освещения;

- законы перспективы.

Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Цвет как средство передачи эмоционального состояния автора

7

Рисование фруктов

и овощей

1

Введение

новых

знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения

Знать:

- жанр изобразительного искусства - натюрморт (определение и особенности);

- особенности формы разных овощей и фруктов;

- приемы смешения красок;

- правила построения композиции. Уметь:

- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков;

- учитывать освещенность предметов;

- выполнять рисунок с натуры

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

8

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. ИСТОКИ И СОВРЕМКННОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

(4 Часа)

Рисуем отгадки к народным загадкам

1

Урок-обобщение

Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению)

Контроль выполнения практической работы

Построение композиции, формулировка собственного замысла. Назначение пословиц, поговорок, загадок, объяснение их смысла

9

Хохлома. Золотые узоры

1

Введение

новых

знаний

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи

Знать:

- понятия декоративно-прикладное искусство, орнамент;

- особенности хохломской росписи и ее элементы.

Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи

Ответы на вопросы. Контроль выполнения упражнений и практической работы

История народных промыслов. Народная живопись и ее особенности. Сюжеты хохломской росписи

10

Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных

1

Введение

новых

знаний

Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас

Знать:

- особенности анималистического жанра изобразительного искусства;

- анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных;

- отдельные произведения выдающихся художников.

Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Герои-животные в литературе, устном народном творчестве

11-12

Красота калмыцкого орнамента н.р.к.

2

Введение

новых

знаний

Элементы орнамента и его виды

Знать:

-виды и элементы орнамента

Уметь:

- придумывать узоры

- выполнять элементы орнамента

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы



1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

13

ОСОБЕННОСТИ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО И МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ЖАНРА

3 (Часа)

Мультипликационные герои

1

Введение

новых

знаний

Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма

Знать значение понятия мультипликация.

Уметь выполнить последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюзию движения предметов и облаков)

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Создание рисованного кино

14

Калмыцкий праздник «Зул». Тематическое рисование н.р.к.

1

Введение

новых

знаний


15


Веселый Дед Мороз

1

Введение

новых

знаний

Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами

Знать:

- особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов;

- средства выразительности и эмоционального воздействия. Уметь:

- использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры;

- работать с ножницами

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Новый год в жизни человека, в искусстве. Творческое восприятие действительности. Пропорции человеческой фигуры



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16-17

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,

ЕГО ВИДЫ И ЖАНРЫ. ГРАФИКА

(5 часов)

Гравюра на картоне

2

Введение

новых

знаний

Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне

Знать:

- виды графики и гравюры;

- выразительные средства графики (линия, пятно и др.);

- отдельные произведения художников-графиков (А. Дюрер,

И. Я. Билибин и др.).

Уметь выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

18-19

Работа в технике граттаж

2

Введение

новых

знаний

Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно -основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда

Знать:

- основные средства художественной выразительности графики;

- особенности техники граттажа;

- технику выполнения разных видов штрихов;

- отдельные произведения художников-графиков.

Уметь выполнять рисунок в технике граттажа

Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений и практической работы

Хроматические и ахроматические цвета. Символизм черного и белого цветов

20

Наброски с натуры фигуры человека

1

Введение

новых

знаний

Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы

- особенности жанра изобразительного искусства - портрета;

- конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его

тела;

- законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объем;

- назначение наброска и особенности его выполнения

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Индивидуальные особенности изображаемого человека. Канон и модуль



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ИЗОБРАЖЕНИЕ С НАТУРЫ И ПО ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА, ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ. ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(3 часа)


Уметь:

- анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого;

- выполнять набросок с натуры фигуры человека


21

Калмыцкие богатыри. Национальный эпос «Джангар» н.р.к.

1

Введение

новых

знаний

Исторические традиции калмыцкого народа. Национальный эпос «Джангар». Одежда и его снаряжение

Знать:

- как одевались калмыцкие богатыри;

- особенности фигуры богатыря;

- произведения живописи с изображением калмыцких богатырей. Уметь:

- анализировать содержание произведений живописи;

- определять средства художественной выразительности;

- изображать калмыцких богатырей

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Героико-фантастиче-ский метод изображения воина-богатыря в устном народном творчестве и произведениях живописи

22

Транспорт

1

Введение

новых

знаний

Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин

Знать особенности формы современных машин разных видов. Уметь:

- анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;

- выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Связь формы разных видов транспорта со временем создания, скоростью



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

23-24

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА

(4 часа)

Натюрморт из геометрических тел

2

Введение

новых

знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы

Знать:

- особенности жанра изобразительного искусства - натюрморта; -линейное построение натюрморта;

- элементы линейной перспективы. Уметь выполнять рисунок - натюрморт из геометрических тел -

с передачей объема с помощью светотени

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

25-26

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов

2

Введение

новых

знаний

Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи

Знать:

- закономерности линейной перспективы;

- композиционные приемы;

- градацию светотеней;

- возможности цвета;

- особенности теплого и холодного колорита;

- отдельные произведения мастеров живописи.

Уметь:

- анализировать форму предметов;

- строить натюрморт;

- выполнять рисунок - натюрморт -с использованием возможностей цвета

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Выражение цветом в натюрморте настроения и переживаний художника. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок

27-28

Традиционное жилище калмыков - юрта.

2

Введение

новых

знаний

Основные особенности строения юрты.

Знать:

- правила объемного изображения;

- основные особенности изображения.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ИЗОБРАЖЕНИЕ С НАТУРЫ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ

(3 часа)


Знакомство с произведениями мастеров живописи

- отдельные произведения живописи.

Уметь:

- анализировать форму предметов (различных построек, домов);

- делать наброски с натуры модели домика


29

Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур

1

Введение

новых

знаний

Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье

Знать:

- понятие архитектура;

- отдельные произведения художников;

- особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля, декор построек.

Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Понимание смысла, содержащегося в украшениях и в элементах архитектуры

30

СОЗДАНИЕ ИЛЛЮСТРА-ЦИЙ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ (3 Часа)

Буквица

1

Введение

новых

знаний

История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов

Знать:

- роль художников в создании книги;

- понятия буквица и вязь;

- виды шрифтов. Уметь:

- писать текст печатными буквами;

- украшать текст буквицей

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

История письменности



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

31-32

Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»

2

Введение

новых

знаний

Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов.

Закономерности композиции.

Основы цветоведения

Знать:

- творчество художников-иллюстраторов И. Билибина,

В. Васнецова, Ю. Васнецова, М. Врубеля и др.;

- закономерности композиции;

- основы цветоведения.

Уметь выполнить иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Выражение своего отношения к изображаемому средствами художественной выразительности. Народный лубок

33-34

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СКУЛЬПТУРЫ. ПОРТРЕТ

(3 часа)

Знакомство с творчеством скульпторов Калмыкии.

2

Введение

новых

знаний

Творчество скульпторов Калмыкии

Знать:

- из какого материала выполняют скульптуру;

- инструменты для выполнения работы;

- выразительные возможности скульптуры;

- творчество скульпторов.

Уметь выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Роль авторского восприятия, его индивидуальной манеры в выражении отношения художника к портретируемому

35

Четыре разных портрета(по одной схеме)

1

Введение

новых

знаний

Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием

Знать:

- пропорции и мимику лица;

- расположение координатных (опорных) точек лица;

- схему изменений, происходящих с мимикой лица.

Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений



© 2010-2022