- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Тематическое планирование уроков ИЗО в 5 классе
Тематическое планирование уроков ИЗО в 5 классе
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Урубжурова Е.Б. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5 класс)
№
Наименование
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы
Требования к уровню подготовки
Вид
Элементы дополнительного
Дата проведения
п/п
раздела программы
содержания
обучающихся (результат)
контроля
(необязательного) содержания
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (7 Часов)
1
Цветовой круг
1
Введение
Спектр. Составные и ос-
Знать:
Контроль
новых
новные цвета. Теплые и
- понятие цветовой круг;
выполне-
знаний
холодные цвета. Контра-
- составные и основные цвета;
ния уп-
стные и сближенные
- теплые и холодные цвета;
ражнений
цвета
- контрастные и сближенные цвета.
Уметь:
- различать теплые и холодные цвета;
- контрастные и сближенные цвета;
- смешивать краски для получе-
ния нужного цвета и оттенка
2
Экскурсия в
1
Урок-
Наблюдение и словесное
Знать понятия: точка зрения, ли-
Ответы на
осенний парк
наблю-
описание зримого мира.
ния горизонта, перспектива.
вопросы
дение
Цветовые сочетания в
Уметь словесно описывать окру-
окружающем пейзаже.
жающую природу, цветовые соче-
Перспектива
тания в пейзаже
3-4
Декоративный
2
Введение
Условность декоративно-
Знать:
Ответы на
Понятие
Цветок
новых
го изображения. Колорит
- понятия теплый и холодный
вопросы.
о симметрии
знаний
колорит;
Контроль
и асимметрии
- приемы работы акварелью «по-
выполне-
сухому» и «по-сырому».
ния прак-
Уметь:
тической
- выполнять стилизацию натуры,
работы
композиционное построение рисунка;
- работать в технике «мазок»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
5
ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (7 часов)
Живописные
упражнения,
монотипия
«Веселые
кляксы»
1
Урок-практикум
Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы
Знать:
- приемы работы акварелью, гуашью;
- технику печатания «монотипия». Уметь:
- выполнять заливку плоскости цветом;
- получать плавные переходы от одного цвета к другому;
- выполнять рисунок в технике «монотипия»
Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы
Воображение как основа творческой деятельности человека
6
«Золотая осень». Рисунок осеннего
дерева с натуры, по памяти
1
Введение
новых
знаний
Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы
воздушной и линейной
перспективы.
Освещенность
Знать:
- жанр изобразительного искусства - пейзаж (определение, особенности);
- строение дерева;
- изменение цвета в зависимости от освещения;
- законы перспективы.
Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Цвет как средство передачи эмоционального состояния автора
7
Рисование фруктов
и овощей
1
Введение
новых
знаний
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения
Знать:
- жанр изобразительного искусства - натюрморт (определение и особенности);
- особенности формы разных овощей и фруктов;
- приемы смешения красок;
- правила построения композиции. Уметь:
- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков;
- учитывать освещенность предметов;
- выполнять рисунок с натуры
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
8
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. ИСТОКИ И СОВРЕМКННОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
(4 Часа)
Рисуем отгадки к народным загадкам
1
Урок-обобщение
Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге
Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению)
Контроль выполнения практической работы
Построение композиции, формулировка собственного замысла. Назначение пословиц, поговорок, загадок, объяснение их смысла
9
Хохлома. Золотые узоры
1
Введение
новых
знаний
Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи
Знать:
- понятия декоративно-прикладное искусство, орнамент;
- особенности хохломской росписи и ее элементы.
Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи
Ответы на вопросы. Контроль выполнения упражнений и практической работы
История народных промыслов. Народная живопись и ее особенности. Сюжеты хохломской росписи
10
Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных
1
Введение
новых
знаний
Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас
Знать:
- особенности анималистического жанра изобразительного искусства;
- анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных;
- отдельные произведения выдающихся художников.
Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Герои-животные в литературе, устном народном творчестве
11-12
Красота калмыцкого орнамента н.р.к.
2
Введение
новых
знаний
Элементы орнамента и его виды
Знать:
-виды и элементы орнамента
Уметь:
- придумывать узоры
- выполнять элементы орнамента
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
1
2
3
4
5
б
7
8
9
10
11
13
ОСОБЕННОСТИ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО И МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ЖАНРА
3 (Часа)
Мультипликационные герои
1
Введение
новых
знаний
Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма
Знать значение понятия мультипликация.
Уметь выполнить последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюзию движения предметов и облаков)
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Создание рисованного кино
14
Калмыцкий праздник «Зул». Тематическое рисование н.р.к.
1
Введение
новых
знаний
15
Веселый Дед Мороз
1
Введение
новых
знаний
Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами
Знать:
- особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов;
- средства выразительности и эмоционального воздействия. Уметь:
- использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры;
- работать с ножницами
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Новый год в жизни человека, в искусстве. Творческое восприятие действительности. Пропорции человеческой фигуры
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
16-17
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,
ЕГО ВИДЫ И ЖАНРЫ. ГРАФИКА
(5 часов)
Гравюра на картоне
2
Введение
новых
знаний
Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне
Знать:
- виды графики и гравюры;
- выразительные средства графики (линия, пятно и др.);
- отдельные произведения художников-графиков (А. Дюрер,
И. Я. Билибин и др.).
Уметь выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
18-19
Работа в технике граттаж
2
Введение
новых
знаний
Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно -основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда
Знать:
- основные средства художественной выразительности графики;
- особенности техники граттажа;
- технику выполнения разных видов штрихов;
- отдельные произведения художников-графиков.
Уметь выполнять рисунок в технике граттажа
Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений и практической работы
Хроматические и ахроматические цвета. Символизм черного и белого цветов
20
Наброски с натуры фигуры человека
1
Введение
новых
знаний
Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы
- особенности жанра изобразительного искусства - портрета;
- конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его
тела;
- законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объем;
- назначение наброска и особенности его выполнения
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Индивидуальные особенности изображаемого человека. Канон и модуль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ИЗОБРАЖЕНИЕ С НАТУРЫ И ПО ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА, ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ. ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3 часа)
Уметь:
- анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого;
- выполнять набросок с натуры фигуры человека
21
Калмыцкие богатыри. Национальный эпос «Джангар» н.р.к.
1
Введение
новых
знаний
Исторические традиции калмыцкого народа. Национальный эпос «Джангар». Одежда и его снаряжение
Знать:
- как одевались калмыцкие богатыри;
- особенности фигуры богатыря;
- произведения живописи с изображением калмыцких богатырей. Уметь:
- анализировать содержание произведений живописи;
- определять средства художественной выразительности;
- изображать калмыцких богатырей
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Героико-фантастиче-ский метод изображения воина-богатыря в устном народном творчестве и произведениях живописи
22
Транспорт
1
Введение
новых
знаний
Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин
Знать особенности формы современных машин разных видов. Уметь:
- анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;
- выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Связь формы разных видов транспорта со временем создания, скоростью
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
23-24
ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА
(4 часа)
Натюрморт из геометрических тел
2
Введение
новых
знаний
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы
Знать:
- особенности жанра изобразительного искусства - натюрморта; -линейное построение натюрморта;
- элементы линейной перспективы. Уметь выполнять рисунок - натюрморт из геометрических тел -
с передачей объема с помощью светотени
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
25-26
Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов
2
Введение
новых
знаний
Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи
Знать:
- закономерности линейной перспективы;
- композиционные приемы;
- градацию светотеней;
- возможности цвета;
- особенности теплого и холодного колорита;
- отдельные произведения мастеров живописи.
Уметь:
- анализировать форму предметов;
- строить натюрморт;
- выполнять рисунок - натюрморт -с использованием возможностей цвета
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Выражение цветом в натюрморте настроения и переживаний художника. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок
27-28
Традиционное жилище калмыков - юрта.
2
Введение
новых
знаний
Основные особенности строения юрты.
Знать:
- правила объемного изображения;
- основные особенности изображения.
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ИЗОБРАЖЕНИЕ С НАТУРЫ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
(3 часа)
Знакомство с произведениями мастеров живописи
- отдельные произведения живописи.
Уметь:
- анализировать форму предметов (различных построек, домов);
- делать наброски с натуры модели домика
29
Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур
1
Введение
новых
знаний
Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье
Знать:
- понятие архитектура;
- отдельные произведения художников;
- особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля, декор построек.
Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Понимание смысла, содержащегося в украшениях и в элементах архитектуры
30
СОЗДАНИЕ ИЛЛЮСТРА-ЦИЙ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ (3 Часа)
Буквица
1
Введение
новых
знаний
История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов
Знать:
- роль художников в создании книги;
- понятия буквица и вязь;
- виды шрифтов. Уметь:
- писать текст печатными буквами;
- украшать текст буквицей
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
История письменности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
31-32
Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»
2
Введение
новых
знаний
Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов.
Закономерности композиции.
Основы цветоведения
Знать:
- творчество художников-иллюстраторов И. Билибина,
В. Васнецова, Ю. Васнецова, М. Врубеля и др.;
- закономерности композиции;
- основы цветоведения.
Уметь выполнить иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Выражение своего отношения к изображаемому средствами художественной выразительности. Народный лубок
33-34
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СКУЛЬПТУРЫ. ПОРТРЕТ
(3 часа)
Знакомство с творчеством скульпторов Калмыкии.
2
Введение
новых
знаний
Творчество скульпторов Калмыкии
Знать:
- из какого материала выполняют скульптуру;
- инструменты для выполнения работы;
- выразительные возможности скульптуры;
- творчество скульпторов.
Уметь выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Роль авторского восприятия, его индивидуальной манеры в выражении отношения художника к портретируемому
35
Четыре разных портрета(по одной схеме)
1
Введение
новых
знаний
Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием
Знать:
- пропорции и мимику лица;
- расположение координатных (опорных) точек лица;
- схему изменений, происходящих с мимикой лица.
Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений