Исследовательская работа - проект Зернушка

Народная кукла выступала в роли посредника между человеком и силами природы. Велико значение народных кукол и в настоящее время. Работа выполнена под моим руководством ученицей 5 класса. В течение года проводилась большая исследовательская работа по изучению обрядовых кукол. Рассматривались и местные варианты.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Копкинская средняя общеобразовательная школа» Селтинского района Удмуртской Республики.









Творческий проект.

«Народная игрушка - Зернушка»











Автор: Дюпина Виолетта,11лет.

Руководитель: Мамеева Иза Васильевна,

высшая квалификационная категория









Копки:2015г.

Содержание.

Фотография изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Обоснование проекта. Историческая справка. . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Выбор модели, материалов, приспособлений. Описание внешнего вида модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Технологическая карта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

















Исследовательская работа - проект Зернушка.

3

Обоснование проекта. Историческая справка.

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории своего народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. В нашей школе тоже появилась мастерская с древними, ещё петровской эпохи, ткацкими станками. Но мы не только ткём половики, полотна с удмуртскими узорами, кушак, плетём пояса по различным технологиям, но делаем ещё и народные куклы по старинным технологиям. Возрождаем народное творчество - бесценный источник знаний о русской культуре. Много гостей бывает в мастерской, среди них и бабушки. Они рассказывают нам, какими игрушками играли раньше, из чего они их делали. Мы показываем, чему научились во время занятий, даём мастер-классы. Гостям рассказываем о назначении каждой игрушки. За три-четыре года существования мастерской различных игрушек сделано очень много, особенно обереговых. Наши игрушки разошлись уже по всей России, за рубежом тоже. Они украшали выставки всероссийских, межрегиональных фестивалей. Участники становились победителями различных конкурсов. Но больше всех нам полюбились удмуртские куклы-закрутки и зернушки. Пока мы их делаем, разговариваем с ними, даём имена, поём песни. А дети помладше приходят с ними просто поиграть, рассказать им о своих бедах и радостях, поэтому наши игрушки очень добрые. И мы верим, что они и нас, и тех, кому подарили, и тех, кто купил наши игрушки, надёжно защищают, оберегают. Народная кукла, безусловно, - одно из интереснейших фольклорных направлений. Мы рады тому, что к созданию игрушек подключаются дома и взрослые: мамы, папы, дедушки, бабушки. А если есть младшие братишки и сестрёнки, то они тоже не остаются в стороне. У всей семьи есть общее дело. И не надо читать никаких нравоучений и наставлений. Всем всё понятно, интересно, весело, уютно, комфортно, у малышей развивается мелкая моторика, значит, и мозг тоже. При этом экономится ещё семейный бюджет: ведь используются в основном лоскутки-остатки, даётся вторая жизнь ношеным вещам, которые продолжают хранить тепло и энергию своего хозяина, и поэтому игрушки из таких тканей особенно дороги. А если кукла одета в материал из подола маминого или бабушкиного платья, что находится ближе к земле-матушке, дающей нам силу и здоровье, то такой кукле цены нет!
На Руси существовали и целые промыслы по изготовлению игрушек: дымковская, филимоновская, кардапольская…Зимой, в свободное от полевых работ время, люди всей семьёй создавали игрушки, чтоб весной их продать или обменять на что-либо на ярмарке. Люди всей деревней могли кормиться плодами своего творческого труда, радовать всех. В настоящее время тоже вырос спрос на игрушки: можно их реализовать через сувенирные лавки, интернет-магазины. А в нашем селе много безработных (земля очень неплодородная, поэтому земледелием заниматься невыгодно). Но есть творческие личности, желающие реализовать свою продукцию. Почему же всё-таки кукла? Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Всюду, где селится человек, кукла - его неизменный спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Салтыков-Щедрин говорил: «Без понимания сущности куклы невозможно понять человека».
Современная игрушечная индустрия предлагает такое количество и многообразие кукольных персонажей, о котором наши предки не могли и помышлять. Однако ни одна фабричная красавица не способна вызвать столько искренних чувств, восхищения и такой же долговременной привязанности, как кукла самодельная, в которую ее создатель вложил свою душу.


4

Сегодня народная текстильная кукла хранит и передает творческую энергию народа, который создавал и бережно хранил традиции этого искусства. Это искусство таит в себе глубокие символические знания предыдущих поколений, наших предков. Она служит своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Образ традиционной куклы несёт в себе духовно - нравственные ценности народа: ценность матери и материнства, детства и семьи, трудолюбия, дружелюбия, миролюбия и добрососедства.

Играя с куклами, сделанными своими руками, мы знакомимся с основами рукоделия. Они дают представление о традиционной русской семье, учат нас определенным хозяйственным навыкам. Эти куклы создают благоприятную игровую среду и удовлетворяют наши потребности в общении. Игры-беседы с куклой освобождают от негативных переживаний, снимают стрессы. Проигрывая разные сюжеты с куклой, мы учимся управлять своими действиями и поступками, чувствовать эмоциональное состояние другого, оценивать свои поступки как бы со стороны, совершать добрые дела, отражать свои чувства в играх.
Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол наши предки использовали разный сподручный материал: текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.
Кукла - один из самых первых спутников человека. Её можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции, Рима. И на Руси куклы появились очень давно.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, общаться.

Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет». Кукла сопровождала русского человека с рождения и до старости, она находилась в центре многих календарных и семейных обрядов в русской деревне. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Для каждой местности характерны свои особенности у кукол. Когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику.

Отношение к куклам было бережное. Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

- В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.

Наша кукла имеет несколько названий - Зернушка, Зерновушка, Крупеничка, Горошинка. Она может выглядеть немного по-разному, в зависимости от местности, где её делают, но основа у неё всегда общая - внутри куклы зерно.

5

В южных районах России 26 июня на Акулину Гречишницу сеяли гречиху и по древней традиции первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в виде куклы. Собрав урожай, в деревнях устраивали угощение кашей для всей округи. Эту кашу варили в котлах прямо на улице, а после уборочной страды мешочек, из которого делали куклу, вновь наполняли отборным зерном нового урожая и наряжали в куклу.
Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу избы рядом с иконами. Она - знак сытой жизни и достатка в семье. Именно она хранит зерно до нового урожая, оберегает от мышей, гнили, воров. Впрочем, стоит отметить и тот факт, что иногда женщины делали эту куклу для того, чтобы у неё были дети.

Если куклу зерновушку принести в дом, то лучше найти для нее место на кухне (причем поближе к холодильнику, чтобы там всегда было много вкусного). Если же Вы работаете дома, то поселите ее у рабочего места. Эта девушка должна быть сытой и полной, а одевать ее нужно как можно ярче, тогда успех и достаток никогда не покинет ваш дом.

Значения круп в Зерновушке:

Гречиха - сытость и богатство (традиционно кукла наполнялась именно этим зерном).

Рис - на праздник (так как рис считался самым дорогим видом зерна).

Перловка - на сытость.

Овес - на силу.

Можно в Зерновушку положить смесь из круп, а также монетку на самое дно куклы.








6

Выбор модели, материалов, оборудования, приспособлений.

Описание внешнего вида модели.

Исследовательская работа - проект Зернушка. Исследовательская работа - проект Зернушка.

Исследовательская работа - проект Зернушка. Исследовательская работа - проект Зернушка.

Исследовательская работа - проект Зернушка. Исследовательская работа - проект Зернушка.

Исследовательская работа - проект Зернушка. Исследовательская работа - проект Зернушка.





7

Куклу -зернушку делали по всей России, поэтому вариантов, способов изготовления очень много. Главное отличие - одежда. Мы решили свою куклу одеть тепло, ведь куклу делали осенью, после сбора урожая, во время первых заморозков. В полупальто (дукесе ) нашей зернушке будет тепло. А платье и фартук у неё нарядные, в клеточку. На голове - яркий платок. В одежде обязательно присутствует оберегающий красный цвет, цвет солнца и огня. Орнамент на налобной повязке тоже защищает. Кукла безликая, чтобы в неё не вселились злые духи. Мы старались придерживаться основных правил изготовления народной обрядовой куклы:

• 1. Перед тем, как делать куклу, успокойтесь и сосредоточьтесь на своей работе.
• 2. Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе.
• 3.Ткани для куклы должны быть только натуральной: лен, хлопок, шерсть.
• 4.Ткань, из которой делается кукла, не режется и не шьется. Ткань на кусочки рвется руками.
• 5.«Если завязываешь - завязывай три раза».
• 6.Кукла должна быть сделана аккуратно и плотно. Обереговые куклы изготавливали только женщины. Запрещено было их изготовление три дня в неделю: в среду, пятницу, воскресенье.
• Народная обрядовая кукла имеет размер ладони, пальцев, локтя.
• Обязательное правило - делать куклу начисто, за один раз.























8

Технологическая карта

1.Из льняной белой ткани шьём мешочек. Набиваем зерном и зашиваем плотно, чтоб зерно не высыпалось.Исследовательская работа - проект Зернушка.

2.Пришиваем налобную повязку с удмуртским орнаментом.Исследовательская работа - проект Зернушка.

3.По линии шеи ниткой закрепляем платье.Исследовательская работа - проект Зернушка.

4.По этой же линии закрепляем фартук.Исследовательская работа - проект Зернушка.

5.По линии талии завязываем поясок. Из тёмного драпового материала закрепляем по линии шеи полупальто (дукес), скатав края материала в трубочку.Исследовательская работа - проект Зернушка.

6.Нарезаем материал треугольной формы, завязываем платок.Исследовательская работа - проект Зернушка.

7.Кукла готова.Исследовательская работа - проект Зернушка.

Литература.



1.К. И. Куликов «Возрожденная древность. Народное декоративно - прикладное искусство Удмуртии». Ижевск. 2005г.

2. К. М. Климов «Удмуртское народное искусство». Ижевск, «Удмуртия",1988г.

3.Е.И. Ковычева «Народная игрушка».Ижевск,2006г.

4. Н.А. Коровашкова, Т.Б. Яшкова «Кукольные секреты». Ярославль,2010г.

5.Е.В. Байкова, Н.А. Кузнецова «Декоративно - прикладное искусство Удмуртии». Ижевск,2013г.

6.С.Х. Лебедева «Удмуртская народная одежда». Ижевск,2008г.

7.Д.Н. Москин, Т.Б. Яшкова «Загадка народной куклы». Петразаводск,2010г.

8.Галина Дайн «Тряпичная кукла. Лоскутные мячики». Хотьково,2012г.

9.Е.Д.Клевцур «Удмуртские узоры». Ижевск,1994г.



















10

Приложение 1.

Конкурсная работа «На выхвалку!» (Всероссийский фестиваль «Урал мастеровой», Челябинск, 2015г.)

Исследовательская работа - проект Зернушка.



Сказка - быль.

Давным - давно удмурты из племени Калмез бежали от своих недругов по реке Кильмезь в дремучие леса. Вёл их за собой Батыр. Трудная была дорога. Пуще глаз берегли мужчины своих женщин, ведь они продолжатели рода.

Вот облюбовали они место родниковое да ягодное. Срубили домики и назвали своё поселение воршудно-родовым именем Копка. Хранит божество-воршуд семейно-родовое счастье и благополучие. А кругом много рыбы и дичи. Да ведь хлеб - всему голова.

Раскорчевали лес, и получилась большая поляна. Засеяли её зерном, с собой привезённым. Много труда и любви вложили они в своё дело. Выросла рожь густая, низко кланялись колосья земле. Собрав первый урожай, наделала семья кукол - зернушек в дар соседям, чтобы в каждом доме царили счастье, любовь. И стоят игрушки в каждой избе на самом почётном месте, веет от них ароматом хлебным и уверенностью в завтрашнем дне. Греют душу в долгие зимние вечера и ночи. Но случилось страшное: прогневали люди чем - то своего бога Инмара. Гром и молнии разрывают всё небо. Загорелся лес. Ужасом наполнились сердца людские. Кинулось племя спасать игрушки зернушки, ведь в них было зерно - жизнь.

Рассеялся дым, успокоилась природа. Вернулись жители на родное пепелище. Распотрошили свои игрушки, и получилась у них небольшая горочка золотистых зёрен. Помолившись всем своим богам: Инмару, Куазю, Кылдысину(«Осто, Инмаре, Куазе, Кылчинэ, юртты милемлы, жаля милемыз, чебер мед будоз ю-няньмы) - бережно клали они каждое зернышко в плодородную землю. Поливал Бог-Куазь засеянное поле благодатным дождём, а Шунды-мумы прогревало почву своими тёплыми лучами. И отблагодарила их мать-земля богатым урожаем.

Не раз, бывало, спасали куколки, туго набитые зерном, наших предков от голода, вселяли уверенность и радовали детишек, бережно хранили благополучие семьи, рода, племени

© 2010-2022