• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка Дополнительной образовательной программы деятельности объединения «Палитра» художественной направленности

Разработка Дополнительной образовательной программы деятельности объединения «Палитра» художественной направленности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей школы

протокол № 1

от «31 » августа 2015г.

Принята педагогическим советом школы

протокол №1

от «31» августа 2015г.

«Утверждаю»_________

Директор школы

А.Е. Полякова

приказ № 95

от «31» августа 2015 г.







Дополнительная образовательная программа деятельности объединения «Палитра»



художественной направленности



(1-й год обучения)



Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации: 3 года





Программа разработана учителем ИЗО

Шаповаловой Любовью Александровной




2015 г.

Дополнительная образовательная программа объединения "ПАЛИТРА"

Пояснительная записка.

«Ум ребенка - на кончиках его пальцев».

В. И. Сухомлинский.

Дополнительная образовательная программа объединения «ПАЛИТРА» относится к программам художественной направленности.

Педагог - проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Все выше перечисленное является актуальным для создания дополнительной образовательной программы объединения «ПАЛИТРА».

Дополнительная образовательная программа объединения «ПАЛИТРА» открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.

Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей.

Целью дополнительной образовательной программы объединения «ПАЛИТРА» является:

Создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков и их потребностям самореализации средствами изобразительной деятельности.

Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

  1. Познакомить с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей края. Научить выразительному изображению предметов и явлений через форму, цвет, пространство и композицию, планирование будущего рисунка и самоконтролю в процессе выполнения работ.

  2. Воспитывать патриотические чувства (любовь к родному краю), чувство коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества.

  3. Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус.

Дополнительная образовательная программа объединения «ПАЛИТРА» затрагивает четыре главных раздела:

- «Язык изобразительного искусства».

- «Изобразительное искусство и мир природы».

- «Изображение человека и предметного мира».

- «Декоративно-прикладное искусство».

Программа первого года обучения: учащиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.

Программа второго года обучения: учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

Программа третьего года обучения: учащиеся продолжают углублять эстетические знания, творческий опыт, в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности языка изобразительного искусства, а так же решают сложные задачи на повтор элементов с вариациями и на импровизацию по мотивам народного орнамента.

Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе объединения «ПАЛИТРА» направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий учащиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Все это отличает данную дополнительную образовательную программу от уже существующих образовательных программ.

Возраст детей от 11 до 15 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Формы и режим занятий.

Занятие по предлагаемой программе состоит из:

- Подготовки рабочего места и художественных материалов.

- Введения в тему занятия.

- Восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности.

- Созидательной творческой о практической деятельности учащегося по этой же теме.

- Обобщения и обсуждения итогов урока.

- Уборка рабочего места и художественных материалов.

Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия - путешествия и занятия - праздники. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у учащихся желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши в письме другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 90 минут, перерыв между занятиями 10-15 минут. Программа первого года обучения предусматривает 70 учебных часов.

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения

Учащиеся должны знать:

- Правила техники безопасности.

- Основные виды и жанры изобразительного искусства.

- Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре.

- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно).

- Название семи цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Элементарные правила смешивания основных и составных цветов.

- Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов.

- Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода.

- Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды.

- О художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).

- Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

Учащиеся должны уметь:

- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш.

- Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

- Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.

- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность.

- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение , цвет.

- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.

- Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин).

- Лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек.

- Чувствовать и определять теплые и холодные цвета.

- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов.

- Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программе объединения «ПАЛИТРА»:

- выставка работ.















ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Учебно- тематический план.

Раздел/Тема

Количество часов

теория

практика

Всего

Язык изобразительного искусства

Вводное занятие.

1


1

Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства.

1

3

4

Черное и белое - основа языка графики.

1

3

4

Цвет - основа языка живописи.

1

3

4

Изобразительное искусство и мир природы.

Пейзаж.

2

13

15

Анималистика.

1

14

15

Изображение человека и предметного мира.

Портрет.

2

3

5

Натюрморт.

1

3

4

Лепка.

2

2

4

Декоративно-прикладное искусство.

Хохломская роспись.

1

5

6

Городецкая роспись.

1

5

6

Выставки. Беседы.

2


2

Всего:

16

54

70













Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год

объединения «ПАЛИТРА» 1 год обучения

№ п/п

Дата проведения

Кол-во часов

Тема занятия

План

Факт

1

03.09


1



1

Вводное занятие. Знакомство с видами изобразительного искусства.

Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства

2

10.09


1

1

Знакомство с линией, тоном и штрихом

Начальные работы техники линии, тушевки, определенной манеры рисунка

3

17.09


1



1

Начальные работы техники линии, тушевки, определенной манеры рисунка

Черное и белое - основа языка графики. История графики, виды графики, техника изображения.

4

24.09


1



1

Начальные работы графики с использованием различных линий.

Пятна (силуэт)

5

01.10


1

1

Силуэтное изображение животных

Цвет - основа языка живописи. Цвета спектра, цветовой круг, теплые, холодные, контрастные цвета

6

08.10


1



1

Выполнение упражнений по сливанию красок. Лессировка.

Выполнение упражнений по переходу цветов приемом «по-сырому». Переход от теплого оттенка к холодному.

7

15.10


1



1

Выполнение упражнений теплые и холодные цвета, работы кистью, всем ворсом и концом кисти.

Пейзаж. Знакомство с различными видами пейзажа.

8

22.10


1

1

Этюд

Линейная и воздушная перспектива

9

29.10


1

1

Линия горизонта и многоплановость

Выполнение работ отдельных элементов пейзажа. «Земля»

10

05.11


1



1


Выполнение работ отдельных элементов пейзажа. «Небо»

Выполнение работ отдельных элементов пейзажа. «Вода»

11

12.11


1



1

Выполнение работ отдельных элементов пейзажа. «Деревья и кустарники»

Выполнение работ отдельных элементов пейзажа. «Растительный покров»

12

19.11


1

1

Выполнение работ по циклу «Времена года». Этюды.

Весенний пейзаж

13

26.11


1

1

Летний пейзаж

Осенний пейзаж

14

03.12


1

1

Зимний пейзаж

Вид из окна.

15

10.12


1



1

Анималистика. Знакомство с основными разделами анималистики. Строение и техника рисов. животных

Наброски небольших животных.

16

17.12


1

1

Рисунки домашних животных.

Рисунки диких животных.

17

24.12


1

1

Наброски птиц в карандаше.

Эскизы птиц в движении. Акварель, гуашь.

18

14.01


1

1

Наброски насекомых.

Композиция с 2-3 насекомыми.

19

21.01


1

1

Рыбы. Рисунки различных видов рыб.

Аквариум.

20

28.01


1

1

Млекопитающие. Рисунки млекопитающих.

Композиция с млекопитающими.

21

04.02


1



1

Выполнение композиции «Мой любимый мультгерой» в анималистическом жанре.

Выполнение композиции «Мой любимый мультгерой» в анималистическом жанре.

22

11.02


1

1

Оформление работы «Мой любимый мультгерой»

Портрет. Знакомства с различными видами портрета.

23

18.02


1



1

Изучение частей лица и головы, положения и мимики лица.

Выполнение рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица.

24

25.02


1

1

Рисование по циклу: «Мой папа»

Рисование по циклу: «Моя мама»

25

03.03


1



1

Натюрморт. Знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта

Зарисовки разных предметов простейшей формы.

26

10.03


1

1

Выполнение натюрморта из муляжей овощей и фруктов

Завершение натюрморта из муляжей овощей и фруктов

27

17.03


1





1

Лепка. Знакомство со свойством пластилина. Правила безопасности применения материалов и инструментов в работе.

Понятия рельеф, барельеф, изучение различных приемов лепки

28

31.03


1

1

Лепка простых скульптур малых форм

Лепка простых скульптур малых форм

29

07.04


1



1

Хохломская роспись. История возникновения росписи. Виды, технология и приемы росписи элементов.

Выполнение элементов травной росписи, растительно-травного орнамента.

30

14.04


1

1

Панно «Земляничка»

Панно «Земляничка»

31

28.04


1

1

Панно «Смородинка»

Панно «Смородинка»

32

05.05


1



1

Городецкая роспись. История возникновения росписи. Виды, технология и приемы росписи элементов.

Выполнение элементов Городецкой росписи (купавка, розан, бутон)

33

12.05


1



1

Выполнение композиции из Городецких цветов: «Гирлянда»

Выполнение композиций из Городецких цветов: «Ромб», «Полоса»,

34

19.05


1



1

Выполнение композиции из Городецких цветов: «Букет»

Выполнение композиции из Городецких цветов: «Венок»

35

26.05


1





1

Беседа об истории создания художественного музея

им. И.Крамского. Знаменитые художники Воронежской области.

Подготовка к итоговой выставке детских работ.

Всего:

70











































Содержание программы.

ТЕМА 1. Вводное занятие.

Теоретические сведения: Знакомство с видами изобразительного искусства, с разнообразными художественными материалами, инструктаж по технике безопасности.

ТЕМА 2. Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства.

Теоретические сведения: Знакомство с линией, тоном и штрихом.

Практические задания: Начальные работы техники линии, тушевки, определенной манеры рисунка.

ТЕМА 3. Черное и белое - основа языка графики.

Теоретические сведения: История графики, виды графики, техника изображения графическими средствами.

Практические задания: Начальные работы графики с использованием различных линий и пятна (силуэта).

ТЕМА 4. Цвет - основа языка живописи.

Теоретические сведения: Цвета спектра, основные и составные цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета.

Практические задания:

-выполнение упражнений по сливанию красок

-лессировка

-выполнение упражнений по переходу цветов приемом «по - сырому»

-постепенный переход от теплых цветов к холодным

-переход от теплого оттенка к холодному внутри одного цвета

-выполнение упражнения теплые и холодные цвета

-выполнение упражнений работы кистью, всем ворсом и концом кисти.

ТЕМА 5. Пейзаж.

Теоретические сведения: Знакомство с различными видами пейзажа, с этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта и многоплановостью.

Практические задания: Выполнение работ отдельных элементов пейзажа - «Земля», «Небо», «Вода», «деревья и кустарники», «растительный покров». Выполнение работ по циклу «Времена года».

ТЕМА 6. Анималистика.

Теоретические сведения: Знакомство с основными разделами анималистики, изучение строения и техники рисования животных.

Практические задания: Выполнение работ небольших животных, птиц, насекомых, рыб и млекопитающих.

ТЕМА 7. Портрет.

Теоретические сведения: Знакомство с различными видами портрета, изучение строения частей лица и головы, изучение положения и мимики лица.

Практические задания: Выполнение рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица. Рисование по циклу: «Любимый сказочный герой», «Мой папа», «Моя мама».

ТЕМА 8. Натюрморт.

Теоретические сведения: Знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта.

Практические задания: Зарисовки разных предметов простейшей формы. Выполнение нескольких зарисовок отдельных овощей, фруктов, цветов.

ТЕМА 9. Лепка.

Теоретические сведения: Знакомство со свойством пластилина. Понятия рельеф, барельеф, изучение различных приемов лепки. Правила безопасности применения материалов и инструментов в работе.

Практические задания: Лепка простых скульптур малых форм.

ТЕМА 10. Хохломская роспись.

Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Хохломской росписи, видами, технологией и приемами росписи отдельных элементов.

Практические задания: Выполнение элементов травной росписи; выполнение растительно-травного орнамента. Панно «Земляничка», «Смородинка».

ТЕМА 11. Городецкая роспись.

Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Городецкой росписи, видами, технологией и приемами элементов росписи.

Практические задания: Выполнение растительных элементов Городецкой росписи. Выполнение композиций из Городецких цветов: «Букет», «Гирлянда», «Ромб», «Полоса», «Венок».

ТЕМА 12. Беседы.

Теоретические сведения: Беседа об истории Воронежа «Град на Дону». «Юбилей художника».

Методическое обеспечение.

Название темы.

Форма занятий.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение и дидактический материал

Форма подведения итогов.

1

Вводное занятие

Беседа

Словесный и наглядный методы обучения.

Иллюстрации, альбомы, наглядные таблицы, с различными видами изобразительного искусства.

Опрос.

2

Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства.

Комб. занятие.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Наглядные таблицы с различными видами линий, тона и штриха. Альбом, карандаш.

Опрос, наблюдение педагогом.

3

Черное и белое - основа языка графики.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения, метод игры.

Образцы видов графики, дидактические, развивающие игры, альбом, карандаш, тушь, фломастер, краски.

Опрос, наблюдение педагогом.

4

Цвет - основа языка живописи.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Наглядные таблицы, плакаты цвета спектра, основных и составных цветов, цветовой круг, теплых и холодных цветов, контрастных и сближенных цветов. Альбом, палитра, акварельные и гуашевые краски, кисти

Опрос, наблюдение педагогом.

5

Пейзаж.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Иллюстрации, репродукции картин художников, образцы видов пейзажей. Плакаты и таблицы линейной и воздушной перспективы, линии горизонта, многоплановости. Дидактические игры. Альбом, краски, карандаш, палитра, баночка.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

6

Анималистика.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Иллюстрации и образцы видов животных. Плакаты и таблицы строения и эталонов изображения животных. Дидактические и развивающие игры. Альбом, карандаш, акварельные и гуашевые краски, кисти баночка для воды, тряпочка для кисти, палитра.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

7

Портрет.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Иллюстрации, репродукции картин художников, образцы видов портрета. Таблицы, плакаты строения лица и мимики человека. Дидактические и развивающие игры. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти баночка для воды, палитра, тряпочка.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

8

Натюрморт.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения, метод игры.

Иллюстрации, репродукции картин художников, образцы видов натюрморта, схемы и плакаты изображения различных предметов. Дидактические и развивающие игры. Альбом, акварельные и гуашевые краски, баночка для воды, тряпочка, палитра, карандаш, ластик.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

9

Лепка.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Схемы этапов лепки различных предметов. Игра путешествие. Пластилин, дощечка, тряпочка.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

10

Хохломская роспись.

Занятие практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Образцы и иллюстрации видов хохломской росписи и изделий. Плакаты, схемы этапов росписи отдельных элементов. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти тряпочка, баночка для воды, карандаш.

Опрос, наблюдение педагогом.

11

Городецкая роспись.

Занятие практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Иллюстрации и образцы видов росписи и изделий. Схемы и таблицы элементов и этапов росписи. Альбом, краски, кисти, палитра, тряпочка, баночка.

Опрос, наблюдение педагогом.

12

Выставки. Беседы.

Виртуальная экскурсия

Словесный, наглядный.

Иллюстрации.

Опрос.

Формы и методы контроля

Срок.

Какие знания, умения и навыки контролируются.

Формы контроля.


Методы контроля.





1 год обучения.

Знания:

- правила техники безопасности;

- основные виды и жанры изобразительного искусства;

- начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно);

- название семи цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, сидит, фиолетовый.

- элементарные правила смешивания основных и составных цветов;

- деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов;

- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода.

- об основных средствах композиции, объема, пространства и среды;

- о художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

Умения:

- правильно сидеть за столом;

- свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;

- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин);

- лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек;

- чувствовать и определять теплые и холодные цвета;

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов;

- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).

Навыки:

- начальных работ техники линии, тушевки, определенной манеры рисунка;

- начальных работ графики с использованием различных линий и пятен (силуэта).

- выполнения упражнений по смешиванию красок;

- выполнения работ отдельных элементов пейзажа, небольших животных, птиц, насекомых, рыб, млекопитающихся;

Выполнения рисунка головы, человека с использованием положения и мимики лица;

- зарисовок разных предметов простейших форм;

- лепки простых скульптур малых форм;

- выполнения элементов травной росписи;

- выполнения растительных элементов Городецкой росписи;

Объяснение, беседа, рассказ, игра, диалог, упражнения, консультация, индивидуальные задания, рекомендации.

Метод наблюдения, метод опроса, мини выставки.























Список литературы.

  1. Козакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. «Просвещение» 1985 год.

  2. Костерик Н. П. Учебное пособие. М. «Просвещение» 1980 год.

  3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в первом классе. М. «Просвещение» 1981 год.

  4. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во втором классе. М. «Просвещение» 1984 год

  5. Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.

  6. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа», 1995 год.

  7. Копышева Н. М. Наш рукотворный мир (от мира природы - к миру вещей). LINKA - PRESS, 1997 год.

  8. Копышева Н. М. Чудесная мастерская. LINKA - PRESS, 1997 год.

  9. Изобразительное искусство. Начальная школа (программно- методические материалы). Издательский дом «Дрофа», Москва 2001 год.

  10. Соломенникова О. А. Радость творчества (развитие художественного творчества детей 5-7 лет) под руководством доктора педагогических наук профессора Т. С. Комаровой. Москва 2001 год.

Список литературы для детей.

  1. Учимся рисовать. Научный редактор Д. Тонконогая. Книжка для талантливых детей и забывчивых родителей. Санкт-Петербург. Издательство «Сова» 1994 год.

  2. Город мастеров. Узоры Полхов - Майдана. Автор проекта Дорофеев Ю. М. Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2001 год.

  3. Шпикалова Т. Я. Величнина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 1998 год.

  4. Рисование - первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2004 год.

  5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН», 2003 год.

  6. Как научиться рисовать натюрморт. Издательство «ЭКСМО - ПРЕСС», 2001 год.

  7. Как научиться рисовать собаку. Издательство «ЭКСМО - ПРЕСС», 2001 год.

  8. Как научиться рисовать кошку. Издательство «ЭКСМО - ПРЕСС», 2001 год.

  9. Как научиться рисовать портрет. Издательство «ЭКСМО - ПРЕСС», 2001 год.

  10. Как научиться рисовать лошадь. Издательство «ЭКСМО - ПРЕСС», 2001 год.

  11. Как научиться рисовать цветы. Издательство «ЭКСМО - ПРЕСС», 2001 год.

  12. Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования. Москва «РОСМЭН», 1999 год.

  13. Женевьев Кастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных. Москва. АСТ. АСТРЕЛЬ, 2002 год.



© 2010-2022