Открытое факультативное занятие на тему

конспект  занятия из факультативного курса "Забытые ремёсла".  Тема занятия «Куклы-обереги». Цели: ·        Ознакомить с понятием «оберег». ·        Через практическую деятельность формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству. Задачи: ·        Закрепление знаний по теме «Обрядовые куклы». ·        Освоение теоретического материала из истории возникновения кукол-оберегов. ·        Освоение технологических приемов изготовления куклы-оберега.   ·        Воспитание уважения к культуре св...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое факультативное занятие.

Факультатив «Забытые ремесла» 5-ый класс.

Блок: «Традиционная игрушка».

Тема занятия «Куклы-обереги».

Цели:

  • Ознакомить с понятием «оберег».

  • Через практическую деятельность формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

  • Закрепление знаний по теме «Обрядовые куклы».

  • Освоение теоретического материала из истории возникновения кукол-оберегов.

  • Освоение технологических приемов изготовления куклы-оберега.

  • Воспитание уважения к культуре своего народа.

Ход урока.

  1. Повторение материала прошлого урока.

Вопросы для повторения:

  • Что такое кукла?

  • Когда появились первые куклы? Кого они изображали?

  • Как появились куклы-чучела? Почему их еще называют «обрядовыми»?

  • Какие куклы-чучела бытуют в наши дни? В каких обрядах мы с ними встречаемся?

Итог повторения: Итак, куклы-чучела когда-то спасали жизнь людей, как бы «дублируя» человека в обрядах жертвоприношения. Но этим добрые дела куклы не ограничивались.

  1. Введение в тему «Кукла-оберег».

Ребята, сейчас я напомню вам маленький фрагмент из русской народной сказки «Василиса Прекрасная»:

«Жил-был один богатый купец со своею женой, и была у них дочка Василиса. Заболела сильно жена купца, и перед смертью позвала она к себе дочку свою Василисушку. Достала матушка из-под подушки куколку и отдала ее дочке с такими словами: «Вместе с родительским благословлением оставляю тебе вот эту куколку; береги ее, всегда при себе держи и никому не показывай. А когда приключится тебе горе, какое, дай ей поесть, попить и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».

Ребята, скажите, чем же должна была заниматься куколка, подаренная Василисе матерью?

(ответы детей)

Верно. Оберегать девочку от бед, несчастий и помогать ей во всем.

В старину на Руси такую куклу для своего ребенка делала каждая мать, и назывались эти куклы «оберегом».

(записать на доске тему урока «Куклы-обереги». Дети записывают тему в тетрадь).

Оберегов на протяжении всей жизни человека было достаточно много (открывается запись на доске, дети записывают в тетрадь):

  • «Пеленашка» или «куватка» для младенцев.

  • «Мамушка» или «нянюшка» для малышей.

  • Куклы-двойчатки, «неразлучники» или «жених и невеста» на общей руке для молодоженов.

  • Кукла-крупеничка - оберег на достаток и хороший урожай.

  • Кукла «День-Ночь» - оберег на каждый день.

  • Куклы «12 лихорадок» - оберег от болезней, и другие.

Сегодня и на следующих занятиях вы познакомитесь с предназначением разных оберегов, а некоторые из них даже научимся делать по тем же правилам, как их делали в старину.

3. Изложение нового материала.

Русские крестьяне тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Вместе со свивальником, пеленками и одеяльцем будущему малышу делали куклу. Эту работу выполняли без иглы и ножниц, чтобы не уколоть и не поранить еще не родившегося младенца. Ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать малыша. Игрушку сворачивали из лоскутков ткани, и клали пока еще в пустую колыбельку: обжить и обогреть ее. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали вместе с ним и приговаривали: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». Таким образом, кукла как бы отвлекала на себя злые силы, став игрушкой для бессонницы, болезни и т.п.

Куколку-оберег, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благославляя ее на замужество. Оберег для молодой семьи «жениха с невестой», сидящих на одной общей руке, везли перед свадебным поездом. Ребята, как вы думаете, в чем заключается символика этого оберега?

(ответы детей)

Дарили куклу и во время свадебного пира. Как вы думаете, в чем заключался смысл этого подарка?

(ответы детей).

Кстати, некоторые эти традиции сохраняются и в наши дни. Может кто-нибудь привести пример? (ответы детей).

Куклы-обереги «прописывались» в русской избе на всю жизнь. Часто их располагали в «красном углу», рядом с иконами. Но могло быть у них и другое место жительства: «пеленашка» - в колыбели, а 12 лихорадок висели над печкой и оберегали хозяев от различных болезней.

Куклу-оберег старались держать при себе, если отправлялись в дальний путь или на заработки. Желая избавиться от напастей, куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

  1. Практическая часть.

Сегодня мы с вами попробуем сделать куклу-оберег. Материалом для таких кукол служили лоскутки ткани, куделька, солома, трава, глина, деревянные палочки. Однако, из какого бы материала не была сделана кукла, у всех них была одна общая черта: куклы-обереги были безликими, т.е. лицо им не прорисовывали. Считалось, что если кукла будет сильно похожа на человека, в нее может вселиться злой дух.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Дело это было нехитрое, но требовало определенной сноровки. «Нетрудное дело, да не всякому дается», - говорили в народе.

Сейчас мы с вами поучимся делать такую куклу, какую научила меня делать моя бабушка. Таких кукол делали в некоторых селах Забайкалья.

Для работы нам понадобятся два квадратных лоскутка светлой ткани, крепкие нитки и цветные лоскутки для одежды. Их вы приготовили заранее. На столах у вас лежат карточки с инструкцией изготовления куклы.

Ход работы:

  1. Из двух квадратов свернуть 2 скатки-трубочки (туловище и руки). Одну из них перевязать ниточкой, отступив с обоих краев примерно 1 см. Это будут ладошки.

  2. Вторую трубочку согнуть пополам, отступить от сгиба примерно на одну треть и туго перевязать ниткой. Это будет голова.

  3. Трубочку-руки заложить между половинками, подтянув к шее, перевязать ниткой, как бы обозначив место талии. Руки готовы.

  4. Повязать на голову цветной платочек, подвязать цветной лоскуток вокруг талии. Кукла готова.

Если хочется, чтоб кукла была более нарядной, для украшения ее можно взять красивую тесьму для пояса, добавить кружевной передник, надеть на шею бусы.

  1. Подведение итогов занятия.

Итак, ребята, на сегодняшнем занятии вы познакомились еще с одной традиционной народной игрушкой - куклой-оберегом. Для подведения итогов урока закончите, пожалуйста, предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…….

Сегодня на уроке мне понравилось…….

На следующем занятии я бы хотел(а) узнать о ………



Использованная литература:

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Игрушки. Сост. Н.Г.Юрина - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998

  2. Василиса Прекрасная // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. - М.: Наука, 1984-1985. - (Лит. памятники). Т. 1. - 1984. - С. 127-132.

© 2010-2022